Файл: Книга 6 (леса, торфа, лесосклады) Москва 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 776

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, формулы (4.4) и (4.5) могут быть записаны в таком виде:
(4.7)
(4.8)
Для расчетов маневра силами и средствами или привлечения до­полнительных ресурсов для борьбы с пожаром необходимо определить величину периметрической скорости распространения кромки в различ­ных зонах или пожара в целом, которая изменяется в процессе лока­лизации. Для этого можно использовать формулу
(4.9)
где: τ – некоторый момент периода локализации пожара (0 < τ < 1);

Vп(τ) – периметрическая скорость локализации в момент τ.

Периметрическая скорость пожара (Vп) может определяться не­сколькими способами:

  1. В момент времени τ1 и τ2 определяется протяженность горя­щей кромки, соответственно Р1 и Р2, и периметрическая скорость определяется по формуле:


(4.10)


  1. Для пожаров, распространяющихся при сильном ветре или по склону, рекомендуется формула:


(4.11)
Расчеты организационных параметров управления производятся с целью определения общего количества требуемых трудовых и матери­альных ресурсов пожаротушения, средств доставки и затрат времени на ее осуществление.

Расчет общего количества сил и средств для борьбы с КЛП про­изводится на основе информации о размерах пожара и его параметрах, условиях тушения, типах и количестве технических средств. В качестве управляю­щего параметра можно принять общую эффективную скорость локали­зации. Непосредственный расчет производится следующим образом. Планируется время, в течение которого требуется локализовать пожар. По формуле (4.3) находится общая эффективная скорость лока­лизации, по которой затем подбирается необходимое количество людей и технических средств с учетом их производительности в данных ус­
ловиях. По производительности техники и времени локализации опре­деляется общий объем работ и число рабочих, необходимое для дотушивания и окарауливания пожара.

Отметим, что эти расчеты носят укрупненный характер и предназначены для обоснования мероприятий по привлечению сил и средств и их доставки на пожар.

В виду отсутствия патрульных полетов (из-за сильного ветра) пожар был обнаружен на площади свыше 200 га. Периметр его со­ставлял около 8 км. Ветер к тому времени прекратился, и пожар рас­пространялся в разных направлениях со средней скоростью Vкр = 1м/мин (Vп = 0,38 км/ч). Поскольку пожар действовал в отда­ленном районе и использовать технические средства не было возмож­ности, было принято решение направить на пожар рабочих с ручными инструментами с целью локализации пожара в течении 10ч.

Для определения числа рабочих определена эффективная скорость локализации по формуле (4.5), где при значениях Vп = 0,38 км/ч, τлок = 10 ч, τ = 21 ч. Полученное значение Vэф = 0,97 км/ч. Учитывая, что производительность одного рабочего 1,5 м/мин при Vкр = 1 м/мин, эффективная скорость локализации одного рабочего равна 1,1 м/мин, или 66 м/ч, т.е. число рабочих для локализации не долж­но быть менее 0,97:0,066 = 15 чел. С учетом перерывов в работе его нужно увеличить до 20-25 чел. Периметр локализованной кром­ки за 10 ч составил 1,5 х 60 х 10 х 15 = 13500 м, т.е. необхо­димо еще 27 чел. на окарауливание и дотушивание. На основании при­веденных расчетов было принято решение направить на пожар 50 чел.

Расчет доставки на пожар сил и средств воздушным транспортом. При доставке людей и средств воздушным транспортом учитывается грузоподъемность летательных аппаратов, габариты и масса транспор­тируемых грузов, расстояние перевозки, а также время, необходимое на техническое обслуживание, заправку и отдых экипажей между

рейсами.

Продолжительность одного рейса τр:
(4.12)
где: D – расстояние перевозки, км;

V – средняя скорость полета, км/ч;

τпас – пассивное время (среднее время, необходимое для погрузки, разгрузки, техобслуживания и т.п. на один рейс), ч.

Требуемое количество рейсов (Nр):
(4.13)
где: Р – общая масса перевозимых грузов, т;

k – коэффициент транспортабельности груза (отношение полезной грузоподъемности к массе вмещаемых грузов);

q – полезная грузоподъемность самолета или вертолета в данных условиях, т.

Количество рейсов, которое может сделать самолет (вертолет) за установленное время (Kp):
(4.14)

где: τп – установленное для перевозки время, ч.

Требуемое количество самолётов (вертолётов) для перевозки грузов в установленный срок (N):
(4.15)
При планировании работ по доставке следует стремиться доставить силы и технические средства в возможно короткий срок, но при борьбе с КЛП в отдалённых и труднодоступных районах требуется большое количество летательных аппаратов. В этом случае необходимо решать обратную задачу: зная количество аппаратов, определять время перевозки данного количества сил и средств.

Время доставки сил и средств (τд):
(4.16)
где: Nр – требуемое количество рейсов;

N – количество летательных аппаратов, использованных для доставки;

τр – продолжительность одного рейса.

В случае использования летательных аппаратов необходимо пред­варительно распределить всю массу грузов и людей между аппарата­ми и расчет производить отдельно для каждого типа, а в качестве
общего времени доставки можно взять его максимальное значение.

Например, определить время доставки грузов на пожар вертолетом Ми-8 при следующих исходных данных: D = 150 км, V = 200 км/ч, τпас = 1 ч, k = 1,5, q = 4 т, Р = 8 т. По формулам (4.12) – (4.16) находим продолжительность одного рейса τр = 2,5 ч; необходимое количество рейсов Nр = 3; время доставки τд = 7,5 ч.

При доставке к месту пожара людей и техники наземным транспортом устанавливается прежде всего маршрут следования, выделя­ются типы дорог и условия передвижения по бездорожью (по лесу).

Протяженность маршрута
(4.17)
где: lì – протяженность участков маршрута, соответствующих разным типам дорог, км;

n – количество разных участков маршрута.

Время следования сил и средств к месту пожара (τсл):
(4.18)

где: Vi – скорость движения на i-м участке маршрута, км/ч.

Средняя скорость движения
(4.19)

Требуемое количество машино-рейсов для перевозки людей и техники на пожар ():
(4.20)
где: Р – общая масса перевозимых грузов, т;

К – коэффициент транспортабельности грузов;

q - грузоподъемность транспортного средства.

Продолжительность одного рейса
(4.21)
где: τсл – время движения по маршруту до пожара, ч;

τпас – пассивное время (погрузка, выгрузка, заправка, техобслуживание, отдых водителей).

Количество рейсов, которое необходимо сделать каждому транспортному средству, (Кр):
(4.22)
где: N – имеющееся количество транспорта.

Общая продолжительность перевозки сил и технических средств на пожар:


- с возвращением транспорта (τобщ)
(4.23)
- без возвращения транспорта в последнем рейсе (τ1):
(4.24)
Например, определить время доставки на лесной пожар грузов автомобилем ЗИЛ-131 при следующих условиях: маршрут следования состо­ит из 3 участков: 25 км гравийной дороги, 12 - грунтовой, 8 - автозимник; скорость автомобиля на этих участках соответственно 35, 25, 10 км/ч; τпас = 1 ч; q = 3,5 т; k = 2; D = 4,5 т.

По формулам (4.17) – (4.23) находим: протяженность маршрута D = 45 км; время следования к пожару τсл = 2 ч, средняя скорость движения V = 22,5 км/ч; продолжительность одного рейса τр = 5 ч; необходимое число рейсов Nр = 3; общая продолжительность доставки τобщ = 15ч.

Таблица (4.6)