Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия Вариант 8 Студент группы 1ММб1 п а. В. Сутягина Преподаватель Л. В. Афанасьева 2023.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный университет»
ФМХТ
Кафедра «История и культурология »
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине
«Философия»
Вариант № 8
Студент группы 1ММб-1 П
А.В. Сутягина
Преподаватель Л.В. Афанасьева
2023
2
Содержание
Введение………………………………………………………………………………...3 1 Известный древнегреческий афоризм призывает......................................................4 2 Раскройте сущность и возможности языка как средства общения и мышления и покажите ограниченность этих возможностей..............................................................7
Заключение…………………………………………………………………………….14
Список использованных источников...........................................................................15
3
Введение
В человеческой культуре язык занимает особое место, является важнейшей ее частью. Это происходит по той причине, что язык – это своего рода посредник между различными формами культурного пространства человечества, и вместе с тем он и сам является естественным материалом данных форм. Язык органическим образом входит в составляющие человеческой культуры, но не растворяется в них, а сохраняет свою обособленность, что позволяет отграничивать формы языковые от экстралингвистических. Кроме того, очень важно отметить, что именно сквозь призму языка человек смотрит на мир. Существует множество определений языка.
Чаще всего под языком понимается естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления, выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности.
4
1 Известный древнегреческий афоризм призывает:
«Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку». а) Проиллюстрируйте афоризм несколькими примерами из вашей жизни. б) О каком законе диалектики, к соблюдению которого призывает афоризм, здесь идет речь? в) Сформулируйте этот закон и назовите его основные категории.
Закону этому имя МЕРА и Место - категорий получается две.
Приводящий пример крайностей автор, скорее всего имеет ввиду, что между крайностями существует бесконечный спектр выбора и главное уместности его применения.
Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон означает, что всем вещам, системам и процессам в мире свойственно «раздвоение единого» на противоположные взаимодействующие части, их столкновение и «борьба» обуславливает всякое изменение и развитие вещей, процессов и систем.
Категории: Тождество, Различие, Противоположность.
На наш взгляд, тут присутствует закон гармонии.
Закон используется для того, чтобы объединять различные части в единое гармоничное целое, которое приносит больше пользы, чем эти части по отдельности. Это формирует понятия «сложное» и «простое». Т.е. сложное – это нечто большее (целое), то, что состоит из более простого (частей). Но при этом гармоничное целое является настолько простым, чтобы оптимально выполнять свои новые функции.
Закон позволяет человеку сформировать истинную парадигму мира, осознавать истинную информацию о себе и окружающей среде, на ее основе выполнять необходимое взаимодействие с гарантированным получением ожидаемого результата.
5
Закон олицетворяет суть творчества – объединение разнообразных частей в единое гармоничное целое. Используя этот закон в творческой деятельности, человек способен создавать шедевры, делающие мир более гармоничным.
Целью закона является создание гармонии на всех уровнях иерархии нашего мира. Причем на каждом уровне все остальные законы гармонии действуют одинаково [1].
Применяя этот закон в своей деятельности, человек рассматривает любую вещь, любой процесс, любую ситуацию не как что-то автономное, а как состоящее из различных, более мелких, простых частей, и одновременно является частью чего-то более крупного, сложного. Аналогично человек рассматривает и себя - состоящего из элементов и являющегося частью чего-то более великого.
Гармония - это согласованность, стройность, соразмерность в сочетании чего-либо. Каждая сложная система стремится к гармонии - состоянию, когда композиция и пропорции оптимальны. Говоря о композиции, имеем в виду соотношение и взаимное расположение частей исследуемого целого.
Пропорциональность
- это определенное количественное соотношение, соответствие с чем-либо (например, размер ноги по отношению к росту человека или количество управленцев по отношению к общему количеству работающих в фирме). Пропорциональность часто понимается как соразмерность. Закон композиции и пропорциональности в наиболее явной форме применяется в архитектуре и искусстве. Художник, работая над картиной, стремится к гармонии, используя известные приемы, например, "правило золотого сечения". В экономике использование закона помогает решать проблемы планирования, производства, распределения, учета, стимулирования и пр. Хороший менеджер через достижение композиции и пропорциональности стремится создать гармоничное предприятие.
В каждодневной деятельности мы наблюдаем это всеобщее стремление к гармонии: каждый человек хочет достичь определенной композиции благ
(заработная плата, дом, жена, дети, машина и пр.). Машину он выбирает пропорционально или соразмерно доходам, жену - согласно со своими внутренними духовными или физическими потребностями и т.п. Так же поступает и руководитель организации: в соответствии с финансовыми возможностями,
6 поставленными целями и задачами подбираются офис, кадры, транспорт и пр.
Зачастую в офисах можно видеть богатую роскошную мебель и устаревшую оргтехнику, плохо организованные профильные для фирмы процедуры. В таком случае можно говорить о кризисе руководства.
Имеются нормативы для создания рабочих мест, нормативы соотношений численности работников и оборудования и пр. В каждой организации идет естественный процесс гармонизации. Дисбаланс, диспропорцию менеджер должен исправлять с помощью планирования, координирования, опираясь на нормы и правила, ограничения, поощрения и т.д. К сожалению, в современных организациях можно наблюдать самые уродливые структуры и формы: раздутые управленческие отделы, технологически слабое основное производство, огромный штат охраны, отсутствие организационной культуры. Важно понимать: зачастую кризис в компании напрямую связан с нарушением закона гармонии в самой организации или в ее взаимоотношениях с внешней средой.
7
2 Раскройте сущность и возможности языка как средства общения и
мышления и покажите ограниченность этих возможностей
Давайте вспомним, как человек достиг такого уровня совершенства. Ведь сначала, как подсказывают учебники истории, индивид лишь некоторыми чертами был похожим на современного представителя общества. Что заставило его так резко и кардинально измениться? Скорее всего, дело в труде. Люди занялись общественно значимой работой, улучшили уровень своей жизни. Однако, чтобы достичь взаимопонимание с сородичами, приходилось придумывать условные знаки, которые помогали объясниться и находить общее решение, утраивающее всех. Именно в этот момент появилась потребность в языке, он стал выполнять коммуникативную функцию. Люди приходили к компромиссу, высказывая свои идеи и пожелания. Они учились говорить словами через рот, чтобы достигнуть общей цели. Однако не стоит думать, что это было актуально только для ранних времён развития человечества. В современную эпоху язык тоже имеет основополагающее значение. Именно с его помощью люди передают друг другу информацию. Даже в социальных сетях. Все обеспокоены тем, что виртуальная жизнь становится выше реальной, занимает слишком много места в существовании человека. Однако я не вижу в этом проблемы. Пока человек находит способы для общения, всё остаётся в порядке. И если есть ресурсы, которые облегчают этот процесс (телефон, письма и т. д. ), то это идёт только на пользу народу.
Сформулируем вывод: какова роль языка в обществе? Я считаю, что с помощью него люди не только занимаются трудом, но и строят отношения. Именно на его основе формируются крепкие узы, надёжная привязанность. Ведь как без языка, который отражает мысли индивида, можно было бы узнать, чем он живёт, о чём думает и мечтает, что хочет достигнуть и кого по-настоящему любит. Таким образом, роль языка заключается в его коммуникативной функции. С помощью речи можно наладить диалог с любым человеком, прийти к общему решению проблемы или построить крепкие доверительные отношения [2].
Наш язык саморегулируемый и позволяет восстановить первоначальное смысловое значение любого слова. Слово является главной частью алгоритма на
8 основе которого формируется сознание и происходит процесс, который мы понимаем под мышлением. Неспособность создать на этой основе правильную структуру восприятия информации ведёт к системному непониманию нами происходящего [1].
Предлагаемая методика строится на передаче дополнительной информации на основе логического выражения, значение которого окончательно фиксируется в виде общего смыслового содержания всех символов и знаков слова. Резюмируется, что произношение звуков, начертания как самих букв, так и их комбинации в слове неслучайны и несут в себе информацию, связанную непосредственно с предметом разговора.
Язык как важнейшее средство человеческого общения тесно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе, пользуясь языком широко и разнообразно.
Общение (или коммуникация) - это передача от одного лица другому какого-то сообщения с той или иной целью. Общение совершается в результате коммуникативной деятельности двух или нескольких лиц в определённой ситуации и при наличии общего средства общения.
Важнейшим средством человеческого общения является язык.
Предназначенность языка быть орудием общения называется его коммуникативной функцией. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, волеизъявления, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга в определённом направлении, добиваются общего взаимопонимания. Язык даёт людям возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности. Язык был и остаётся одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.
Коммуникативная функция - основная социальная функция языка. Как её дальнейшее развитие, усложнение и специализация у языка появляются функции экспрессивная и аккумулятивная.
Экспрессивная функция языка
- это его способность выражать информацию, передавать её и оказывать на собеседника воздействие.
Экспрессивную функцию рассматривают как единство выражения и передачи
9 сообщения (информативная функция), чувств и эмоций (эмотивная функция), волеизъявления говорящего (волюнтативная функция).
По материи, которая используется для построения единиц общения, язык может быть звуковым и письменным. Основная форма языка - звуковая, так как существуют бесписьменные языки, тогда как письменная фиксация (без её озвучивания) делает язык мёртвым.
Дополнительные средства общения бывают звуковыми и графическими.
Так, наряду с обычной разговорной речью используются различные звуковые сигналы, например звонки, гудки, телефон, радио и т.п.
Более разнообразны графические дополнительные средства общения. Для всех них характерно то, что они переводят звуковую форму языка в графическую - полностью или частично. Среди графических форм речи, кроме основной формы - общего письма данного народа, необходимо различать:
1. Вспомогательные языки - ручную азбуку (дактилологию) и шрифт Брайля; они были созданы для того, чтобы помочь пользоваться языком лицам, потерявшим слух или зрение. Ручная азбука основана на изображении букв при помощи пальцев; к знакам пальцев добавляются сигналы, помогающие различать аналогичные звуки; например, кисть на груди означает звонкий, кисть, удаленная от груди - глухой звук. Точечный шрифт слепых был создан Луи Брайлем; буквы изображаются при помощи комбинации шести точек [2].
2. Специализированные системы сигнализации, например: телеграфные азбуки
(азбука Морзе), дорожные знаки, сигнализация флагами, ракетами и т. п.
3. Научная символика - математическая, химическая, логическая и т. п.
Все названные системы сигнализации, символики, средств языка, будучи разными знаковыми системами, используются как средство общения. Язык является всеобъемлющей и всеобщей исторически сложившейся системой средств общения, обслуживающей общество во всех сферах его деятельности.
Язык создан для объективного описания окружающего нас мира. Это основа в формировании нашего мировосприятия и мировоззрения, средство для сохранения и передачи знаний, опыта прошлых поколений. В нём всё связано в единую устойчивую структуру. Взаимосвязи в структуре языка отражают истинное
10
положение вещей. Мы получаем о многом представление из строя нашей речи. В языке всё до символа или знака в букве имеет значение и несёт информацию. Слово первоисточник и этот источник превосходит все известные нам ресурсы и является самым надёжным.
Этот подход противоречит высказываниям, принятым в философии и встречает возражение в некоторых других гуманитарных дисциплинах. Постоянно предпринимаются попытки «сдвинуть» значение языка на второстепенные роли, в которых слово служит не источником первоначальной информации, основой правильного восприятия окружающего нас мира, инструментом его познания, а лишь способом отражения некого существующего мыслительного процесса.
Отстоять принятую в лингвистике позицию можно на основе хорошо известных законов и правил, которые сохраняются в неизменном виде не одно столетие. Одно из них: «корень неделимая и неизменяемая часть слова» [3].
Очевидно, что произвольное сопоставление похожих слов, попытки
«собрать» слово из «кусочков», взятых из различных языков, поиск неких общих
«пракорней», мнение об утрате или изменении гласных и прочее противоречит данному правилу: убрали или добавили букву в корне слова, изменили – это другое слово.
Нам навязывается мнение, что создание слов процесс эволюционный. Но так утверждать нет ни одной причины. Слово — это некий окончательный продукт которое используется как целая смысловая единица, связанная с определёнными понятиями в нашем мышлении и создано оно по неизвестным нам законам и правилам. И эти правила не являются частью того раздела, сектора языкознания которое мы изучаем в школе и в университетах: только так можно объяснить причину отсутствия в лингвистике теоретической базы, объясняющей создание слов в любом языке. Т.е. языкознание — это более обширная область знаний по сравнению с тем, что мы под этим привыкли понимать.
Слово «говорим» подразумевает, что мы общаемся, что-то обсуждаем, обмениваемся мнением, информацией, стремимся найти общее, установить взаимопонимание. Слово не используется в единственной форме.
11
Мы стремимся понять друг друга, делимся информацией. Когда это не получается, мы подводим печальный итог: «Вот и поговорили!»: в смысле – не поняли друг друга.
Благодаря языку мы получаем описание окружающего нас мира и узнаём какие причинно-следственные связи в нём существуют. Язык служит моделью, основой, некой формулой, алгоритмом на основе которого мы сразу же системно получаем представление о многих вопросах о которых мы должны получить знания, а уже далее (если в этом есть необходимость) разобраться в деталях. Т.е. не сами изучаем что-то, используя метод проб и ошибок, а используем язык как уникальный справочник, как инструмент познания. Это позволяет получать нам огромное преимущество в постижении окружающего нас мира на основе опыта прошлых поколений.
Язык есть важнейшее средство передачи и хранения информации: основная часть информации, циркулирующей в обществе, существует именно в языковой форме.
Передача информации – один из важнейших видов и аспектов общения между людьми, поэтому язык есть важнейшее средство человеческого общения. Из этого следует, в свою очередь, что центральная функция языка – это функция общения, или коммуникативная.
Известно, что существует и иная характеристика языка как непосредственной действительности мысли. Здесь подчеркивается другая функция языка, а именно отражательная
(мыслительная): мышление, т.е. отражение человеком окружающего мира, осуществляется по преимуществу в языковой форме. Иначе можно сказать, что функция языка заключается в порождении (формировании) информации. Как соотносятся эти две функции языка?
Можно утверждать, что коммуникативная функция, или функция общения, выступает первичной, а функция отражения – вторичной, при этом обе функции оказываются теснейшим образом связанными. В самом деле, само по себе отражение внешнего мира не требует языковой формы: сравнительно развитые формы отражения внешнего мира имеются уже у животных; необходимость в языковой форме для «продуктов» отражения возникает именно потому, что эти
12
результаты отражения мыслительной деятельности нужно сообщать, передавать другим членам человеческого коллектива. Обмен индивидуальным опытом, координация действий становятся возможными благодаря языку, который как раз и является орудием, позволяющим «отливать» в общезначимые формы результаты индивидуальной мыслительной деятельности [4].
Изложенное выше одновременно означает, что сама отражательная функция языка вызывается к жизни его коммуникативной функцией: если бы не было необходимости в общении, не было бы, вообще говоря, и необходимости в языковой форме отражения человеком внешнего мира.
Поскольку отражение внешнего мира на скольких-нибудь высоких уровнях всегда выступает как обобщение по отношению к объектам действительности и их свойствам, можно сказать, вслед за Л.С. Выготским, что в языке осуществляется
«единство общения и обобщения». Это означает, что, с одной стороны, язык обеспечивает общение; с другой же стороны, результаты мыслительной деятельности, деятельности по обобщению свойств действительности, вырабатываются и закрепляются именно в языковой форме. Всякое слово обобщает, иначе говоря, всякое слово есть результат абстрагирующей работы мысли (слово дерево обозначает «дерево вообще»), и, наоборот, абстрактное понятие, общее для всех членов данного коллектива, для своего существования требует наличия слова.
Можно сказать, что язык, вместе с трудом, создал человека: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий мозг» (Ф. Энгельс. Диалектика природы).
Без языка невозможно общение,
– следовательно, невозможно существование общества, а отсюда и формирование человеческой личности, становление которой мыслимо лишь в социальном коллективе. Вне языка нет общезначимых понятий и, безусловно, затруднено существование развитых форм обобщения, абстракции, т.е. опять-таки фактически невозможно формирование человеческой личности.