Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия Вариант 8 Студент группы 1ММб1 п а. В. Сутягина Преподаватель Л. В. Афанасьева 2023.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13
Коммуникативная функция языка предполагает семиотический (знаковый) аспект его рассмотрения. Изучение отражательной функции языка тесно связано с проблемой «язык и мышление». Рассмотрим так называемую гипотезу Сепира-
Уорфа, согласно которой мышление человека определяется тем языком, на котором он говорит, и выйти за рамки этого языка он не может, поскольку все представления человека о мире выражаются посредством его родного языка. Противники этой гипотезы указывают, что и мышление человека, и опосредованно его язык определяются действительностью, внешним миром, поэтому отводить языку роль детерминирующего фактора в формировании мышления есть идеализм.
Определяющая роль внешней действительности в формировании человеческого мышления, разумеется, не подлежит обсуждению. Она бесспорна.
При этом, однако, следует учитывать активность процессов отражения действительности человеком: человек отнюдь не пассивно запечатлевает тот материал, который «поставляет» ему внешний мир, – этот материал определенным образом организуется, структурируется воспринимающим субъектом; человек, как говорят, «моделирует» внешний мир, отражая его средствами своей психики. Тот или иной способ моделирования определяется потребностями человека, прежде всего социальными, производственными. Вполне естественно, что эти потребности, связанные с условиями существования, могут быть различными у разных исторически сложившихся общностей людей. В какой-то степени отличаются соответственно и способы моделирования действительности.
Проявляется это прежде всего в языке. Следовательно, специфика языка здесь – вопреки гипотезе Сепира-Уорфа – скорее вторична, во всяком случае, она не первична: нельзя сказать, что специфика языка определяет специфику мышления.
14
Заключение
В человеческой культуре язык занимает особое место и является важнейшей ее частью. Язык – это своего рода посредник между различными формами культурного пространства человечества, и в то же время он сам является материалом этих форм. Существует множество определений языка, но в качестве стандартного может быть предложено следующее: «Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык является специфически социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением».
Язык издавна привлекал философов. Целый ряд интересных соображений о языке можно найти уже в трудах Платона, Аристотеля. Итальянские гуманисты
Эпохи Возрождения, изучая греческий и латинский языки, заложили основы классической филологии, ставшей в последствии родоначальницей целого семейства наук о языке. Интерес к философскому осмыслению языка резко возрастает с конца XVIII – начала XIX в. Немецкий естествоиспытатель и философ
Гумбольдт сформулировал положение о том, что язык представляет собой особого рода реальность, характерной чертой которого является саморазвитие, производство самого себя. Гегель подчеркивал роль языка в процессе формирования человека, его сознания и мышления. В целом в XIX в. сложилось представление о языке, ставшее классическим. Оно явилось отправной точкой и основой для осмысления языка философами XX в. С позиции классических представлений языку отводится важная роль в жизни человека и общества.
15
Список использованных источников
1 Ахундова, Ш. Д. Уважение, его основа и типы / Ш. Д. Ахундова // Вестник
ТГПУ. - 2013. - №1 (129). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ uvazhenie-ego- osnova-i-tipy
2 Ананьева, Е. Гегель и проблема реальной диалектики / Е. Ананьева //
HORIZON. Феноменологические исследования. - 2019. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gegel-i-problema-realnoy-dialektiki
3 Мальцева, С. М. Философские аспекты формирования общества потребления / С. М. Мальцева, Д. А. Строганов, Е. А. Чегурова,
И. Ю. Исаева, Е. Ю. Бобочкова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования.
-
2020.
-
№ 5
(47).
-
URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/filosofskie-aspekty-formirovaniya-obschestva-potrebleniya
4 Хрестоматия по философии в 2 ч. Часть 1 / А. Н. Чумаков [и др.] ; под редакцией А. Н. Чумакова. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. -366 с. // Юрайт : образовательная платформа. - URL: https://urait.ru /bcode/512843 (дата обращения:
30.01.2023). - Режим доступа: по подписке.
5 Оплетаева, О. Н. Генезис доктрины «Ученого незнания» и ее познавательное значение / О. Н. Оплетаева, Л. В. Корсакова // Научный журнал
КубГАУ. - 2016. - № 123. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-doktriny- uchenogo-neznaniya-i-ee-poznavatelnoe-znachenie
6 Философы Нового времени: жизнь и идеи / Новосиб. гос. аграр. ун-т ; сост. А. В. Колесникова, В. В. Куликов, М. А. Назарова [и др.]. - Новосибирск : Изд- во НГАУ, 2013. - 390 с. // Znanium.com : электронно-библиотечная система. - URL: https://znanium.com/catalog/product/515969