Файл: Учебнометодическое пособие по изучению дисциплины для курсантов и студентов очной и заочной форм обучения специальности 26. 05. 07 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Калининградский государственный технический университет»
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

Контрольная работа по дисциплине:
«Лидерство и основы управления суд. экипажем».
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины

для курсантов и студентов очной и заочной форм обучения

специальности 26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»


Калининград

2023

Тема: Групповые и личностные детерминанты доверия в экипаже

Доверие в судовом экипаже является важным фактором, который влияет на его эффективность и безопасность. Групповые и личностные детерминанты могут в значительной степени влиять на уровень доверия в судовом экипаже.

Групповые детерминаты доверия:

1. Коммуникация: Четкая и открытая коммуникация между членами экипажа является основополагающим фактором в формировании доверия. Регулярная обратная связь и обмен информацией могут укреплять доверие между членами экипажа.

2. Сотрудничество: Сотрудничество между членами экипажа может увеличить уровень доверия. Члены экипажа должны чувствовать, что они взаимодействуют в команде, а не работают по отдельности.

3. Общие цели: Общие цели могут увеличивать уровень доверия между членами экипажа. Когда все члены экипажа ориентированы на достижение общей цели, они должны лучше сотрудничать и иметь более высокий уровень доверия друг к другу.

4. Знания и опыт: Члены экипажа, обладающие схожими знаниями и опытом, могут быстрее понимать друг друга и работать эффективнее. Общий понимания процессов, процедур и протоколов может увеличить уровень доверия между членами экипажа.

Личностные детерминаты доверия:

1. Интегритет: Члены экипажа, которые являются честными, ответственными и справедливыми, могут вызывать большее доверие у других членов экипажа.

2. Компетентность: Члены экипажа, которые обладают необходимыми навыками, знаниями и опытом, могут вызывать большее доверие у других членов экипажа.

3. Эмоциональная стабильность: Члены экипажа, которые могут сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, могут вызывать большее доверие у других членов экипажа.


4. Понимание работы других членов экипажа: Члены экипажа, которые могут понимать потребности и задачи других членов экипажа, могут вызывать уважение и доверие.

Хотя некоторые из этих факторов могут быть более важными, чем другие, все они влияют на уровень доверия в судовом экипаже. Поэтому, формирование команды, где каждый член вносит свой вклад на основе этих детерминантов, может сильно улучшить безопасность и эффективность работы судового экипажа.

Доверие как установка личности в общении, как уверенность в добросовестности партнера по общению, его искренности является основой для продуктивных взаимоотношений. Уровень доверия, проявляемый личностью к другим людям, определяется ее

индивидуально-психологическими особенностями, а также контактами с окружающими людьми. Наличие доверительных отношений в любой человеческой организации понимается как основа социального капитала данной организации. [3]. Очевидно, что доверие друг другу в современных обществах и организациях имеет различные очертания. По мнению Т. А. Нестика в современных организациях «неформальные горизонтальные связи» становятся более значимыми, чем официальные. Управляемость организаций все более зависит от межличностного доверия в них [2]. Психологическими исследованиями установлено, что в командах и организациях с высоким уровнем доверия эффективность деятельности выше, влияние стрессовых факторов на сотрудников снижено. Доверие друг другу членов команды повышает сплоченность группы, уровень взаимопомощи в ней, создает благоприятный психологический климат.

Исследование доверия в неформальном общении в экипажах судов обеспечения Военно-Морского Флота является актуальной, но до сих пор мало изученной проблемой. В отличие от судов гражданских ведомств, экипажи судов обеспечения ВМФ осуществляют свою профессиональную деятельность в условиях, определяемых характером задач по обеспечению боевых кораблей, по обслуживанию их вооружения, работой с опасными средами, что обуславливает наличие большего числа рисков для жизни и здоровья членов экипажа. Зачастую поставленные задачи выполняются в отдаленных районах Мирового океана, в суровых климатических условиях, в условиях продолжительных морских походов, в районах со сложной политической обстановкой и ведения военных действий.



Особые условия труда экипажей судов обеспечения ВМФ усиливают воздействие на психологическое состояние членов экипажа «общих морских факторов», среди которых, в первую очередь, можно назвать относительную социальную изоляцию на физически ограниченном пространстве судна во время морских походов, ограниченность круга лиц, с которыми длительно общаются члены экипажа, отрыв от семьи и близких, ограничение подвижности, однообразные условия жизни и быта, совмещение профессиональной деятельности и жизнедеятельности и другие стресс-факторы. Перечисленные особенности служебной деятельности предъявляют повышенные требования не только к неукоснительному выполнению членами экипажа своих обязанностей. Большое значение приобретают неформальные, эмоциональные связи в экипаже, которые снижают психическое напряжение, конфликтность, создают условия для отдыха после несения вахт, для оперативного и гибкого реагирования на неожиданные или опасные ситуации. Доверие друг другу выступает значимым фактором, оказывающим существенное воздействие на жизнедеятельность экипажа.

В ходе проведенного исследования влияние ситуационных и личностных детерминант на доверие в неформальном общении изучено в двух экипажах транспортных судов обеспечения ВМФ в количестве 58 и 66 человек. Всего в исследовании приняли участие 124 человека в возрасте от 18 до 52 лет (все мужчины).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Влияние на доверие личностных особенностей членов экипажа определялось по основным показателям 16-ти факторного личностного опросника Р. Кеттелла, по методике изучения структуры ценностей Ш. Шварца, по методике «Доверие» (Л.Г. Почебут, М.И. Килошенко, А.Л. Свенцицкий, Т.В. Казанцева).

Влияние на доверие ситуационных характеристик общения определялось по основным показателям методики изучения социально-психологического уровня развития группы «Пульсар» (Л.Г. Почебут), модифицированной методики «Критерии доверия» (А. Б. Купрейченко), методики оценки социально-психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидлера.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С помощью методики «Доверие» (Почебут и др.) был определен уровень межличностного доверия в исследуемых экипажах, который составил 64,6% (от абсолютного уровня доверия - 100%).

Результаты проведенного множественного регрессионного анализа показывают, что межличностное доверие в экипажах транспортных судов обеспечения ВМФ в достаточной степени зависимо от влияния изучаемых переменных - личностных и ситуационных характеристик общения. Распределение значений предикторов и зависимой переменной (межличностное доверие) близко к нормальному закону. Коэффициент множественной корреляции модели статистически достоверен (R = 0,658; p = 0,001). Коэффициент множественной детерминации позволяет говорить об определенном влиянии предикторов на данную переменную (R2 = 0,433).
Построенная регрессионная модель показывает, что на межличностное доверие в исследуемых экипажах оказывают влияние пять переменных: «надежность членов экипажа» (в = 0,314), «доверчивость-подозрительность» (шкала L, Кеттелл) (в = -0,298), «достижения» (в = -0,339), традиции (ценности, Ш. Шварц) (в = 0,196), «увлеченность-равнодушие» (в = -0,219). Рассмотрим перечисленные предикторы более детально.

В регрессионную модель наибольший вклад вносит переменная «надежность членов экипажа» (опросник А.Б. Купрейченко): коэффициент частной корреляции в = 0,314 говорит о ее уникальном вкладе, влияющем на межличностное доверие. Чем выше уровень оцениваемой надежности членов экипажа, уверенности индивида в том, что члены экипажа не подведут в сложных ситуациях, тем более высокий уровень доверия в межличностном общении он проявляет.

Биполярная переменная «доверчивость-подозрительность» (шкала L, Кеттелл) вошла в модель с отрицательным бета-коэффициентом. Поскольку низкие показатели шкалы L свидетельствуют о доверчивости личности, то влияние доверчивости как базовой черты характера личности вносит значимый вклад в индивидуальную установку доверять другим членам экипажа.

Фактор «традиции» как ценность (опросник Ш. Шварца), вошедший в модель с положительным бета-коэффициентом, свидетельствует о том, что более высокое межличностное доверие свойственно членам экипажа, высоко оценивающим на уровне нормативных идеалов значимость традиций и их исполнения. Фактор профиля личности «достижения» (опросник Ш. Шварца) вошел в модель с отрицательным бета-коэффициентом, следовательно, более высокое межличностное доверие проявляют индивиды, для которых достижения на уровне индивидуальных приоритетов не являются значимой ценностью. Рассматривая ценности, можно отметить, что групповые ценности, приверженность традициям для членов экипажей являются важней ценностей «самовозвышения», т.е. личных достижений. (S. Schwartz, 2003).

Биполярная переменная «увлеченность-равнодушие» (тест А. Фидлера) вошла в модель с отрицательным бета-коэффициентом, что свидетельствует о влиянии на межличностное доверие такой характеристики коллектива как увлеченность.

Построенная модель позволяет достоверно прогнозировать итоговое межличностное доверие в экипажах по выделенным переменным. Таким образом, связь межличностного доверия с измеряемыми ситуационными и личностными детерминантами доверия в исследуемых экипажах можно выразить линейным уравнением:


Межличностное доверие в экипажах транспортных судов обеспечения прогноз = 20,916 + 0,363х(надежность членов экипажа) - 0,650х(доверчивость-подозрительность)- 0,322х(достижения, профиль личности) - 0,480х(увлеченность-равнодушие) + 0,101* (традиции, ценности).

Данное уравнение может быть использовано при исследовании межличностного доверия в неформальном общении в экипажах транспортных судов обеспечения ВМФ и

расчете его прогноза на основе имеющихся данных шкал тестов.

ВЫВОДЫ

- По результатам исследования выявляется умеренное повышение уровня межличностного доверия в экипажах транспортных судов обеспечения.

- Структуру межличностного доверия в исследуемых экипажах составляют: личностные предикторы доверия - доверчивость как базовая характеристика личности, преобладание в структуре ценностей значимости традиций группы и их исполнения, при этом ценности «самовозвышения» не являются первостепенными для членов экипажей; ситуационные предикторы доверия - надежность членов экипажа, увлеченность деятельностью.

Дальнейшее изучение различных факторов (социально-демографических, культурных, экономических и других) позволит расширить представления об особенностях доверия в межличностном общении в экипажах транспортных судов обеспечения ВМФ.

Список литературы:

https://www.researchgate.net/publication/314275972_Implicitnye_predstavlenia_o_doverii_clenov_ekipazej_sudov_obespecenia_Voenno-morskogo_flota_Rossii

https://www.dissercat.com/content/gruppovye-i-lichnostnye-determinanty-doveriya-na-primere-ekipazhei-sudov-obespecheniya-voenn

https://uchimsya.com/a/gsgm0FHE

https://studizba.com/files/show/pdf/48471-27-dissertaciya.html