Файл: Практическое задание 3, Модуль Профдиагностика как метод профориетационной работы. Принципы организации и проведения профконсультации профотбора. Этапы профориентационной работы в школе слушатель Серова Валерия Сергеевна Преподаватель Мешкова Екатерина Ал.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2085

Скачиваний: 73

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"

Программа профессиональной переподготовки

Практическая психология с дополнительной специализацией в области применения психотерапевтических технологий (1840 ч)

Дисциплина: Основы профдиагностики и профессионального развития

Практическое задание 3, Модуль 3. Профдиагностика как метод профориетационной работы. Принципы организации и проведения профконсультации профотбора. Этапы профориентационной работы в школе


Выполнил:

слушатель Серова Валерия Сергеевна

Преподаватель:

Мешкова Екатерина Алексеевна

г. Москва – 2023

Задание 1.

Решение диагностических задач: подбор методик для диагностики профессионально важных качеств (ПВК) подростков с целью профориентации.

Ситуация: Татьяна Р., ученица 11 класса. Профессию не выбрала. Имеется некоторый интерес к искусству (любит рисовать), дома шьёт, но портной или швеей быть категорически отказывается. Учится на 4 и 5, считая, что непременно должна получить высшее образование. Родители хотят, чтобы дочь поступила в МАИ (авиационный институт).

Сама Татьяна убеждена, что «не пропадёт», «без работы не останется», «где-нибудь пристроится, даже, если никуда не поступит». Под нажимом родителей, «на всякий случай» ходит на подготовительные курсы в МАИ.

Задача: подберите диагностический инструментарий, который может сформировать у Татьяны представление о своих реальных способностях и предпочтениях в мире профессий. Свой ответ обоснуйте. Методики опишите, указав, что они диагностируют и как это может помочь Татьяне, заполнив таблицу:

Условие: сама процедура диагностики должна занимать не более 40 минут.

Ответ на задание 1:




Наименование методики

Автор (авторы) методики

Критерии

Даются по итогам диагностики рекомендации по выбору конкретных профессий да/нет

1

Методика «Профессьянс» или «Формула-7»

Н.С. Пряжников на базе типологии профессий Е.А. Климов

Включает 5 групп характеристик (работа с карточками- карточки раскладываются от наиболее привлекательных к менее привлекательным до явно отвергаемых. При выборе карточек необходимо сопоставить информацию по каждой группе и сопоставив данные по каждой группе выявить результат):

  1. Варианты жизни и счастья

  2. Цели труда;

  3. Предмет труда;

  4. Средства труда;

  5. Условия и организация труда;

  6. Особенности работы

  7. Коммуникации в труде

Система рассчитана на индивидуальную работу с самоопределяющимися подростками и занимает по времени примерно 40-50 минут

да

2

Дифференциально-диагностический опросник

Е.А. Климов

Выявляет область предпочтений после анализа ответов на вопросы опросника. В опроснике предлагается выбрать из предложенных те виды профессиональной деятельности, к которым есть склонности у Татьяны Р.

да




Заключение: Для Татьяны Р. важно узнать больше профессий и научиться делать самостоятельный выбор, поэтому я решила выбрать эти две методики и сделала бы акцент на «Професьянсе»

Задание 2.

Решение консультационных задач: составление поэтапного плана профконсультации Задание: по предыдущей ситуации с Татьяной (задание 1) составьте поэтапный план профконсультации. Охарактеризуйте кратко (2-3 предложения) каждый из этапов. Учтите возможные варианты включения родителей Татьяны в проконсультацию.

2. Ответ на задание:

Поэтапный план профконсультации


Подготовительный этап.

На данном этапе необходимо составить общее представление о проблеме клиента, производится анализ имеющихся данных и подготовка к консультации (подбор справочно-информационного материала, необходимые диагностических методик, продумывание стратегии).
Первый этап.

Общая оценка ситуации по следующим позициям:
1. Как Татьяна Р. видит свою профессиональную проблему, как она относится к самой консультации и психологу, ее общее состояние.
2. Насколько условия консультирования позволяют решать те или иные проблемы.

3. Насколько сам профконсультант готов помочь Татьяне Р.

На данном этапе желательно больше выслушать и понять Татьяну Р., используя несложные методики и задания. Важно проявлять доброжелательность и эмоциональное участие в проблеме Татьяны Р.
Основная задача — помочь клиенту сформулировать свою проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Данный этап во многом определяет успешность всей консультации.

Далее консультант оценивает исходную ситуацию по вышеназванным позициям.

Второй этап.

На втором этапе необходимо по возможности пытаясь привести в соответствие с проблемой Татьяны Р. условия и свою готовность к консультированию, определить пути дальнейшей работы. Также уточняется профессиональная предварительная гипотеза или выдвигается новая.
Основная задача этапа — выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста и уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения. В случае необходимости можно уточнить или

получить необходимую дополнительную информацию, например, привлечь для получения информации родителей.

Третий этап особенно важен. Здесь начинается конструктивное сотрудничество с подростком. На данном этапе важно найти общий язык и прийти к совместному определению проблемы Татьяны Р., наметить план дальнейшей работы.
Этот этап предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить ей необходимые понятия. Здесь также могут помочь профориентационные задачи, разбираемые с помощью понятных и простых схем.

Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей).
Проведение тестов. Ценность использования таких методик состоит в том, что у оптанта повышается интерес к своим профессионально-важным качествам и она более осознанно может строить индивидуальную программу саморазвития и подготовки к конкретному профессиональному труду, т.е. совместными с психологом усилиями корректировать свое развитие. Не принижая значение тестов, стоит отметить, что опытные специалисты могут получить не менее ценную диагностическую информацию о подростке из умело организованного наблюдения или беседы, не разрушая пространства общения и установившегося эмоционального контакта.
Здесь задача психолога – помочь клиенту изменить установку «я – не могу» на позицию «у меня всё получится».

Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемую спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая — составляется более совершенный вариант профессионального плана. На этом этапе также формулируются "домашние задания" или рекомендации для самостоятельной подготовки оптанта к будущей профессии. Желательно, чтобы Татьяна Р. сначала сама высказала свое мнение об итогах консультации. Если обратная связь с консультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта
, значит, на каком-то этапе он совершил ошибку.

При выходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее молодого человека.

Шестой этап

Этот этап выделяется формально и заключается в протоколировании. Протокол ориентировочно содержит следующие сведения:
- Анкетные данные
- Общие выводы по предварительным данным
- Первоначальное понимание клиентом своей проблемы
- Профконсультационная гипотеза консультанта
- Совместно определённая цель
- Шаги, предпринятые дли достижения цели
- Итог консультации, сформулированный клиентом, и итог, сформулированный консультантом
- Примечание (особенности поведения консультируемого, уровень достигнутого контакта).

Задание 3.

Решение консультационных задач: определение стратегии профконсультирования консультанта по краткому протоколу консультации.

Внимательно прочитайте краткий протокол профконсультации. Определите стратегию профконсультанта.
Фамилия оптанта Иванова Имя Арина Школа №57

Класс 10-А (физико-математический) Дата 12.01.2020

Цель консультации: Арина обратилась за консультацией сама, т.к. не может выбрать между профессией инженера-программиста и учителя математики и информатики. Выбор нужно осуществить в ближайшее время, т.к. необходимо выбрать подготовительные курсы, где она будет обучаться до конца 10 класса и весь выпускной год.

Консультант предложила Арине пройти несколько тестов, которые помогут выявить наиболее развитые способности, а также направленность на профессии определенной группы по предмету труда.

Результаты по методике «Профиль» (модифицированная карта интересов)

I. -- физика и математика - 5 баллов

II.      -- химия и биология - 3 балла

III.    -- радиотехника и электроника - 5 баллов

IV.    -- механика и конструирование - 4 балла

V. -- география и геология - 1 балл

VI.    -- литература и искусство - 3 балла

VII.   -- история и политика - 4 балла

VIII.  -- педагогика и медицина - 4 балла

IX.    -- предпринимательство и домоводство - 2 балла

X. -- спорт и военное дело - 0 баллов

Результаты по методике ДДО.

«человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством - 3 балла


«человек-техника» - все технические профессии, 7 баллов

«человек-человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением, 5 баллов

«человек-знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности, 6 баллов

«человек-художественный образ» - все творческие специальности, 3 балла

Консультант по итогам диагностики после предъявления результатов и объяснения их школьнице рекомендовала выбрать профессию инженера-программиста.

Консультант: Агапова Елена Владимировна (дата, подпись)

Вопросы по заданию.

  1. Какую стратегию профконсультирования выбрал консультант?

  2. Какие этапы профконсультации были выполнены консультантом, а какие упущены?

  3. Сформулируйте Ваши рекомендации по проведению дальнейших профконсультаций для этого консультанта.

Ответ на задание:
1. Тестологический подход.

2. Использование батареи тестов позволяет за короткое время обследовать большое количество детей, составить психологические портреты и даже сформировать перечень рекомендуемых профессий. Этот подход нередко называют «дифференциально-диагностическим» или «констатирующее-рекомендательным». Практика показывает, что в 90 % случаев обращения к психологу за помощью в выборе профессии клиент ожидает тестирования и рекомендаций. Применение данного подхода для профориентации школьников часто приводит к тому, что клиент воспринимает заключение психолога, как руководство к действию, как основание для принятия окончательного решения или обесценивается и не принимается во внимание, если не совпадает с их ожиданиями.

3.Консультант по итогам диагностики после предъявления результатов и объяснения их школьнице рекомендовала выбрать профессию инженера-программиста.

Санкт-Петербургские психологи-профконсультанты выделили и описали два противоположных типа консультантов: «помощники» и «подталкиватели».

Чтобы не оказаться «подталкивателем», консультанту следует добавить и другие подходы в консультации.

Например, Рационалистический подход, Гуманистический подход, Воспитательный (идеологический) подход, Активизирующий (формирующий, развивающий) подход, Подход «частичные услуги».

Задание 4. Анализ видов навязанного выбора профессии.