Файл: Курсовая работа по дисциплине Экономическая теория.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Циклический компонент появляется из-за того, что на государственные доходы и расходы влияет экономический цикл. Например, при постоянных налоговых ставках рост доходов приводит к росту налоговых поступлений, а падение - к их уменьшению. Государственные расходы во время спадов возрастают из-за роста выплат пособий по безработице.
При таком подходе очевидно, что снижение дефицита в принципе может быть достигнуто за счет роста выпуска, а, следовательно, и дохода, и расширения таким образом налоговой базы.
Эффект роста доходов страны напрямую учитывается в показателе бюджетного дефицита, скорректированного по отношению к реальному доходу. Он измеряется как изменение отношения государственного долга к ВВП. [34]
Таким образом, проблемами измерения дефицита государственного бюджета являются сокращение расходов, привлечение дополнительных источников, выпуск необеспеченных денег для покрытия расходов.
2 Влияние бюджетного дефицита и государственного долга на экономику
2.1 Анализ бюджета и государственного долга Российской Федерации
Организация и эффективность бюджетного процесса представляют собой одну из чрезвычайно важных проблем развития народного хозяйства государства. От решения данного вопроса зависит эффективность перераспределения средств в экономике, своевременность финансирования государственных учреждений и соответствующих экономических программ. Не случайно опыт развития страны говорит о широком поиске наиболее эффективной системы организации бюджетного процесса.
Государственный бюджет состоит из 2-х частей: расходной и доходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование государства и его деятельность, какие слои общества отчисляют больше доходов. Доходы государства непостоянны и зависят от конкретных экономических условий развития страны, осуществляемой экономической политикой и рыночной конъюнктуры. Изменения в процессах экономики зависят от изменения структуры бюджетных доходов. Расходы показывают, на какие цели направляются средства государства.
Государственный долг – такая же важная категория экономики, как налоговая система, банковская система, рынок ценных бумаг. Его назначение - не только в привлечении средств населения, институциональных инвесторов и банков для удовлетворения экстраординарных расходов государства, но с его помощью производится регулирование денежного обращения, поддержка курса национальной валюты, оказывается существенное влияние на формирование и исполнение государственного бюджета.
По состоянию на 1 января 2021 года объем государственного долга Российской Федерации составил 18 940,4 млрд рублей, увеличившись за год на 5 373,0 млрд рублей. За отчетный период доля государственного внешнего долга Российской Федерации в общем объеме государственного долга Российской Федерации уменьшилась с 25,0% до 22,1%. Соответственно доля государственного внутреннего долга Российской Федерации увеличилась с 75,0% до 77,9%. Динамика государственного долга Российской Федерации за последние 5 лет представлена на рисунке 46. 6.1. Государственный внутренний долг Российской Федерации По состоянию на 1 января 2021 года объем государственного внутреннего долга Российской Федерации увеличился до 14 751,4 млрд рублей, или
Таблица 1 – Динамика внутреннего долга РФ за 2019-2022 гг.[]
Показатель | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год От 01.04.2022 |
Внутренний долг, всего | 10 171,9 | 14 685,8 | 16 764,9 | 16 606.1 |
% от ВВП | 9,3 | 13,8 | 13,9 | 15,6 |
В т.ч. госгарантии РФ | 1386.1 | 733,5 | 738,5 | 732.6 |
Данный прогноз предполагает, что объем внутренних заимствований Минфина в 2022 году будет уменьшен относительно текущего бюджета на 126,9 млрд. руб. до 720 млрд. руб. Ожидаемое нами отношение внутреннего долга к ВВП также составит 10,4
Таблица 2 - Динамика внешнего долга РФ за 2019-2022 гг.
Показатель | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год От 01.04.2022 |
Внешний долг, в млн.долл. всего | 54 164.4 | 54 880.1 | 58 557.1 | 57 143.2 |
% от ВВП | 3,7 | 4,0 | 3,3 | 4,8 |
В т.ч. госгарантии РФ | 10 651.0 | 12 583.2 | 15 886.9 | 18 681.1 |
В 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17,8 трлн руб. в 2020 году до 18,76 трлн руб. в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20,6 трлн руб. в 2022 году и 22,3 трлн руб. в 2023 году, говорится в проекте госбюджета. Расходы федерального бюджета в 2021 году в номинальном выражении составят 21,5 трлн руб. после 22,56 трлн руб. в 2020 году
В целом и текущие уровни долговой нагрузки, и расходы на обслуживание долга по мировым стандартам видятся низкими и не несущими дополнительных рисков для российской финансовой системы.
2.2 Деятельность государства по снижению задолженностей
В последнее время в проблеме моделирования государственного долга страны наиболее употребимыми оказались модели, основанные на разнообразных уравнениях. Наиболее перспективными с методологической и теоретической точек зрения являются модели, разработанные Е. Балацким, поскольку в них учитываются практически все наиболее важные компоненты бюджетного дефицита и статьи их покрытия.
Стабилизировать и уменьшить внутренний долг правительство может тремя способами:
- увеличив доходы бюджета и уменьшив его расходы, что приведет к сокращению первичного дефицита или даже появлению излишка;
- осуществив монетизацию бюджетного дефицита;
- полностью или частично отказавшись от уплаты долга.
Рассмотрим каждый из способов подробнее. Увеличить государственные доходы можно путем введения специальных налогов или повышения налоговых ставок. Действительно, в краткосрочном периоде это позволит возрасти доходам бюджета, в результате чего уменьшится государственный долг. Но в долгосрочном временном интервале повышение налогов приведет к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.
Сократить расходы госбюджета достаточно сложно, поскольку такое решение принимается законодательно и, как правило, вызывает длительные споры в парламенте. Кроме того, как показывает практика, в первую очередь уменьшаются социальные выплаты, что не является популярной мерой. Тем не менее, правительства ряда стран использовали этот метод (США в период президентства Р. Рейгана, Великобритания во времена «тэтчеризма», Бельгия, Дания, Италия и др.).
В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестирования. Секвестирование государственных расходов - ежемесячное пропорциональное их снижение (на 5, 10, 15% и т. д.) практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Ему не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.). Например, в США все федеральные расходы делятся на две части - прямые (обязательные) и дискреционные. К первым относят те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособия по безработице, программы медицинского обслуживания и т. д.) ; ко вторым - расходы, размеры которых зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно утверждаются Конгрессом США. По данным статьям Конгресс устанавливает определенный лимит, в случае превышения которого в действие вступает механизм секвестирования, что позволяет уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг.
Монетизация государственного долга происходит, когда центральный банк для финансирования дефицита (а возможно, и покрытия части долга) выпускает дополнительное количество наличных денег. Данный метод способствует уменьшению долга следующим образом. Выпуск денег приносит доход, который называется сеньоражем: в бюджет поступают дополнительные реальные ресурсы. Непосредственно сеньораж не может существенно повлиять на размер внутреннего долга, поскольку эмиссия денег имеет свои пределы. Однако такой способ финансирования неизбежно приводит к инфляции, которая обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Данный вариант развития событий возможен только тогда, когда инфляция является неожиданной и приводит к падению реальной процентной ставки. В случае ожидаемой инфляции потенциальные покупатели потребуют повышения номинальной ставки до такого уровня, который обеспечит им определенный доход.
Следует также учитывать, что значительная доля государственного долга в настоящее время представлена краткосрочными ценными бумагами, доходность которых повышается в условиях растущей инфляции. Получили также распространение облигации с плавающей процентной ставкой: ее динамика определяется изменениями ставки ссудного процента или учетной ставки. Все это ограничивает возможности инфляции как способа сокращения государственного долга. Кроме того, монетизация бюджетного дефицита весьма опасна, так как может привести к гиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны.
Третий способ стабилизации или сокращения внутреннего государственного долга - это полный или частичный отказ от его уплаты и перенос платежей по долгу на длительное время вперед, которые почти не используются, так как подрывают доверие к правительству. Такие случаи известны, но они связаны с войнами или другими чрезвычайными обстоятельствами.
Внешний государственный долг может возникать по двум основным причинам:
- в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, международных кредитно-финансовых институтов, частных компаний;
- путем продажи им государственных ценных бумаг.
Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем последствия внутреннего. При внешнем долге государство вынуждено отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малосущественна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину, используя такие показатели, как доля внешнего долга в валовом внутреннем продукте; отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. (По оценкам экономистов, последний показатель не должен превышать 25%.)