Файл: Учебнометодический комплекс по дисциплине Психология труда, инженерная психология и эргономика для студентов заочной формы обучения.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11. Профессиональное действие: эмоциональный, когнитивный, исполнительный аспекты. Клайк-анализ.
12. Профессиональное действие: Методики. изучения и приемы воздействия
13. Понятие профессиональной задачи. Таксономия задач в виде набора глаголов Профессиональная задача: социально-психологические аспекты
14. Простые и сложные задачи в труде оператора
15. Мышление опытного специалиста: оператора, руководителя.
16. Профессиональные задачи: методики изучения и приемы воздействия.
17. Принятие решения как горячий когнитивный процесс. Теория Джаниса.
18. Теория принятия решения. Модели Паскаля, Левина, Врума, Хекхаузена.
19. Методы изучения принятия решения и приемы воздействия.
20. Принятие решения в различных видах труда. Примеры и анализ.
21. Пространство и время в труде и проф. опыте человека. Человек в структуре пространства.
22. Операционально-смысловые структуры профессионального опыта. Социально-психологические аспекты.
23. Устройство и функционирование структур опыта.
24. Психосемантика профессионального опыта. Методики изучения и приемы воздействия
25. Имитационные модели деятельности операторских команд.
26. Специфика операторских групп на транспорте. Взаимодействие командира и дублера.
27. Подбор специалиста на должность командира экипажа.
28. Программы тренировки экипажей: CRM, GRID, LOFT. Стили руководства и стили поведения членов рабочей группы.
29. Команда и совместная деятельность. Подбор команды. Сравнение экипажа с семьей и со спортивной командой.
30. Субъект профессионального действия – команда операторов. Социальная профсреда группы и индивида.
31. Команда и совместная деятельность. Методики изучения и приемы воздействия.
32. Поведение оператора в опасной ситуации. Опасные качества. Психологическая работа, способствующая их преодолению. Проблемы профессионального поведения психолога: отношения между психологом и оператором. Дружба, дистанция, профессиональный долг, перенос.
33. Реабилитация после психической травмы в проф. деятельности. Методики. Примеры применения.
34. Мотивация в сложных и опасных профессиях: Методики изучения и приемы воздействия.
35. Устойчивость личности и успешность выполнения проф. деятельности. Методики.
36. Стремление к опасности и отказы от выполнения задания. Определение причин отказа от участия в сложных и опасных видах деятельности
37. Мотивация в сложных и опасных профессиях. Выбор профессии, карьера, выход.
38. Страх в профессиональной деятельности. Ожидания, предчувствия опасности – тревожность.
4.2 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
Изучение курса «Психология труда, инженерная психология и эргономика» в соответствии с учебным планом предполагает написание контрольной работы студентами заочного отделения. Контрольная работа представляет собой небольшое самостоятельное научное исследование и может стать одним из важных этапов в процессе подготовки к написанию курсовой или выпускной дипломной работы.
Цель написания контрольной работы состоит в углубленном самостоятельном изучении студентами заочного отделения вопросов по курсу «Психология труда, инженерная психология и эргономика» и контроле результатов этой работы со стороны преподавателя.
Последовательность выполнения контрольной работы такова: выбор темы, сбор информационного материала, подготовка и написание работы.
Контрольная работа – это письменный анализ литературных источников, практики деятельности и (или), причем реже, результатов экспериментального исследования.
Объем контрольной работы – 10-12 печатных страниц, выполненных через 1,5 интервала. Текст пишется на одной стороне листа с оставлением полей, страницы нумеруются и брошюруются. На титульном листе помещаются название института, тема работы, данные об авторе, факультете и группе. Затем идет план работы из трех-четырех вопросов, отражающих тему в логической последовательности рассмотрения.
Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем, в соответствии с собственными научными интересами и склонностями при консультативной помощи преподавателя, выступающего в роли руководителя выполняемой студентом контрольной работы. В выборе темы следует ориентироваться на собственный профессиональный интерес и возможности глубокого изучения. Желательна связь с профессиональной деятельностью, с тем, чтобы выполняемая работа не только способствовала расширению общего кругозора будущего специалиста, но и помогала в решении практических задач. В отдельных случаях студенту предоставляется право выбрать тему вне предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем. После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе этой работы целесообразно делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания, предложения.
По своему жанру контрольная работа может быть как теоретической, так и экспериментальной. В первом случае она строится на анализе литературных источников, подобранных в соответствии с выбранной темой работы. Основная задача в данном случае состоит в том, чтобы наиболее полно представить анализ той или иной проблемы, продемонстрировав знания истории данного вопроса, основные ключевые исследования в данной области, направления и подходы в решении проблемы, спорные вопросы и перспективы дальнейших исследований. В освящении этих вопросов студент должен опираться на конкретные научные публикации, используя отдельные положения из них в качестве аргументов. Проводя анализ тех или иных научных исследований, автор контрольной работы не должен лишать себя возможности высказывать собственное мнение по поводу обсуждаемых проблем.
В содержании контрольной работы должна быть отражена актуальность выбранной темы, под которой понимается ее современность в теоретическом и практическом планах.
Контрольная работа экспериментального характера предполагает проведение небольшого собственного эмпирического исследования, что, безусловно, не освобождает от предварительного анализа состояния выбранной научной проблемы по имеющимся публикациям.
Выполнение экспериментальной работы требует умений пользования конкретными диагностическими техниками, способами обработки полученных данных, а главное – корректной интерпретации последних. Кроме того, экспериментальная работа предполагает грамотную постановку научной проблемы, сформулированной в виде вопроса, и гипотезы, предоставленной в форме предполагаемого ответа или ответов. Проводимый эксперимент приобретает конкретный смысл лишь тогда, когда его результаты направлены на проверку выдвинутой гипотезы. Кроме того, экспериментальные работы нуждаются в четком определении объекта и предмета исследования.
В основной части излагается теоретическое содержание рассматриваемых вопросов темы со сравнительным анализом существующих по данной проблеме точек зрения. Дается описание возможностей применения теоретических знаний на практике. Основная часть работы завершается выводами.
В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями.
В приложения к работе могут быть помещены объемные многостраничные таблицы исходящих или промежуточных вычислений, а также иллюстрации (рисунки, фотоснимки, графики, гистограммы, диаграммы, схемы, анкеты, тесты, протоколы наблюдений, аналитические справки и т.п.)
Подобрав и изучив литературу и материалы практики, обучаемый приступает к составлению плана, который может быть простым или сложным. Простой план предусматривает перечень лишь основных вопросов (3-4).Сложный план предполагает наличие нескольких параграфов или рубрик в каждом вопросе.
Содержание контрольной работы строится на основе анализа опубликованной и имеющейся в распоряжении студентов литературы отечественных и зарубежных авторов. Рекомендуется учебная литература по психологии труда, инженерной психологии и эргономике, периодические издания по психологии, которые есть в каждой библиотеке, такие как журнал «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психологическая газета» и др. Существенную помощь студенту могут оказать библиотечные каталоги (алфавитный и предметный), справочная литература, ГОСТы. В ней последовательно рассматривают историю изучения проблемы или системно излагают механизмы, теории (концепции), виды (типы), причины (факторы), а также дискуссионные вопросы. При завершении работы формулируется позиция, точка зрения автора и его выводы, даются рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в практику.
Контрольная работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии. К сдаче экзамена по дисциплине «Психология труда. Инженерная психология и эргономика» допускаются студенты, успешно сдавшие контрольную работу.
-
5. самостоятельная работа студентов
5.1 Наименование и содержание самостоятельной работы.
№ п/п | Содержание самостоятельной работы | Форма контр. |
1 | Исследовательские и практические задачи психологии труда. | Письменный отчет |
2 | Развитие отечественной психологии труда в ХХ столетии. | Таблица |
3 | Особенности принятия решения в различных видах трудовой деятельности (оперативно-диспетчерской, педагогической, управленческой). | Письменный отчет |
4 | Принципы распределения функций в СЧМС. | Письменный отчет |
5 | Информационно-поисковые справочные системы по инженерной психологии и эргономике. | Письменный отчет |
6 | Теория функциональной системы П.К. Анохина и интегративные функции нервной системы. | Письменный отчет. |
7 | Органы управления и ручные приспособления в труде оператора. | Сравнительная таблица. |
8 | Особенности эргономических работ на ранних стадиях проектирования СЧМС. | Письменный отчет |
9 | Отличия трудовой деятельности человека-оператора от других видов труда. | Сравнительная таблица |
10 | Технические средства и способы представления информации различной сенсорной модальности. | Письменный отчет |
11 | Проектирование рациональных режимов труда и отдыха на выбор (водителя большегрузных автомобилей, оператора ПК, руководителя службы персонала). | Письменный отчет. |
12 | Психологические основы обучения операторов. | Реферативная работа |
13 | Изменения эмоционально-личностной сферы при развитии хронического утомления. | Письменный отчет |
14 | Виды взаимоотношений между операторами в малой группе. | Письменный отчет |
15 | Особенности моделирования и проектирования групповой деятельности. | Реферативная работа |
16 | Инженерно-психологические факторы повышения эффективности операторского труда. | Подготовка доклада |
17 | Ошибки оператора и меры по их предотвращению. | Письменный отчет |
18 | Значение факторов внешней среды в деятельности оператора. | Письменный отчет |
19 | Технические средства и способы представления информации различной сенсорной модальности. | Сравнительная таблица. |
20 | Анализ психологических факторов производственного травматизма. | Письменный отчет. |
21 | Самоопределение и формирование имиджа психолога в организации как специалиста и как члена трудового коллектива. | Подготовка к дискуссии. |
5.2 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов представляет собой важную часть организации учебного процесса, поскольку позволяет в значительной степени придать инновационный характер изучаемой предметной области.
Правильно организованная самостоятельная работа студентов способствует приобретению навыков поиска и анализа различных источников информации, формирует и развивает познавательные способности, навыки самоорганизации и самоконтроля, тем самым, способствует становлению будущего специалиста, как субъекта профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа направлена на развитие личностного потенциала студентов, поскольку связана с деятельностью, ориентированной на осознание различных проблем социально-политического развития общества и поиска возможностей их разрешения. Познавательная активность студентов при выполнении самостоятельной работы позволяет им полнее реализовывать свой личностный потенциал, те знания и умения, которыми они уже обладают. Она способствует приобретению и усвоению профессиональных знаний, а значит развитию личностного знания, то есть самоактуализации личности студента в процессе обучения.
Такая форма деятельности должна позволить студенту оценить свои знания и возможности, создать рефлексивную позицию по отношению к самому себе, своим достижениям, к самоэффективности. Студенту предоставляется возможность самостоятельного выбора формы индивидуальной работы, и это способствует созданию положительной мотивации в процессе обучения, развитию его способностей.
Самостоятельная работа студентов направлена на формирование профессиональных знаний и умение их практического применения. Важным критерием оценки качества профессионального знания, является умение студента интегрировать приобретенное знание в единую профессиональную схему, осознать место собственных новаторских идей и возможности их реализации в других профессиональных областях.
Одним из главных назначений самостоятельной работы студентов является переход от подражательной деятельности к творческой, где особенно ценится умение