Файл: Учебнометодический комплекс по дисциплине Психология труда, инженерная психология и эргономика для студентов заочной формы обучения.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
увидеть проблему, поставить цель, добиваться ее выполнения собственными силами без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию. Формируя самостоятельность в деятельности студентов, мы создаем основы интегрального образования, предполагающего взаимодействие социальных воздействий и личностных отношений, мы стремимся к созданию партнерских, доверительных отношений между преподавателем и студентом.
Самостоятельная работа студента предполагает:
В ходе выполнения самостоятельной работы студент приобретает навыки индивидуального анализа текстовых материалов. Это могут быть произведения отдельных авторов, включая классическую литературу различных исторических периодов по определенной теме исследования, труды выдающихся мыслителей XX-XXI веков, статьи современных авторов, опубликованные ведущими отечественными и зарубежными журналами. Кроме того, это могут быть авторские материалы и материалы, размещенные на официальных сайтах Интернет.
Доклад.
Доклад отличается от реферата тем, что он делается устно на одном из семинарских занятий. По процедуре организации работы доклад отличается от реферата только тем, что здесь главный акцент делается на умении студента устно изложить содержание изученного материала.
Подготовка доклада предполагает предварительное ознакомление с первоисточниками, анализ их текстов, систематизацию материала. При выполнении этого вида самостоятельной работы студент должен показать свое умение анализировать содержание прочитанной литературы, выделять главную проблему, формулировать своё отношение к ней.
Главная особенность доклада заключается в том, что перед студентом стоит задача продемонстрировать своё ораторское искусство, умение в течение 7-10 минут кратко изложить основные положения изученного материала, быть готовым ответить на заданные вопросы.
Процедура доклада позволяет студенту подготовить раздаточный материал, иллюстрирующий содержание его сообщения, показать умение работать с доской, компьютерной техникой в аудитории.
Как форма свободного общения с группой, доклад позволяет студенту продумать возможность организации обратной связи в работе с группой - задать вопросы по теме доклада, попросить студентов группы высказать своё мнение по рассматриваемой проблеме развития современного общества, организовать мини-обсуждение.
Эссе.
Это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или общественно значимой проблеме и заведомо не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Эссе – это жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Главной функцией эссе является формирование социологического воображения у студентов. Эта способность позволяет соотносить знания, полученные в процессе обучения с изменениями, происходящими в окружающем мире, в социуме.
Для того чтобы понять те или иные реалии, отношение к ним людей, специалисту недостаточно знать постулаты теории, уяснить ее методологические принципы. Необходимо проявить неординарность мышления, особый интерес к тем проблемам, которые для рядового наблюдателя не заслуживают внимания. Для студента необходимо умение за привычным видеть более содержательные смыслы.
Эссе, в каком-то смысле, является «литературным синтезом» сходных приемов, имеющих место в других сферах человеческого творчества:
– проблематизации устоявшейся точки зрения;
– подготовки к решению некоторой фундаментальной проблемы (смена парадигмы в науке, создание художественного полотна, подготовка музыкантов и т.п.)
Эссе требует от автора не только демонстрировать какую-то «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своей личной позиции к тому, о чем он пишет. Это позволяет увидеть яркую индивидуальность автора, мнение которого уважается в каком-либо сообществе.
8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Контактная информация преподавателя
Приложение А
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА
Контрольная работа
Ростов-на-Дону
2014
Самостоятельная работа студента предполагает:
-
умение находить информацию и работать с ней; -
углубленное изучение отдельных тем курса; -
подготовку и представление результатов исследовательской работы.
В ходе выполнения самостоятельной работы студент приобретает навыки индивидуального анализа текстовых материалов. Это могут быть произведения отдельных авторов, включая классическую литературу различных исторических периодов по определенной теме исследования, труды выдающихся мыслителей XX-XXI веков, статьи современных авторов, опубликованные ведущими отечественными и зарубежными журналами. Кроме того, это могут быть авторские материалы и материалы, размещенные на официальных сайтах Интернет.
Доклад.
Доклад отличается от реферата тем, что он делается устно на одном из семинарских занятий. По процедуре организации работы доклад отличается от реферата только тем, что здесь главный акцент делается на умении студента устно изложить содержание изученного материала.
Подготовка доклада предполагает предварительное ознакомление с первоисточниками, анализ их текстов, систематизацию материала. При выполнении этого вида самостоятельной работы студент должен показать свое умение анализировать содержание прочитанной литературы, выделять главную проблему, формулировать своё отношение к ней.
Главная особенность доклада заключается в том, что перед студентом стоит задача продемонстрировать своё ораторское искусство, умение в течение 7-10 минут кратко изложить основные положения изученного материала, быть готовым ответить на заданные вопросы.
Процедура доклада позволяет студенту подготовить раздаточный материал, иллюстрирующий содержание его сообщения, показать умение работать с доской, компьютерной техникой в аудитории.
Как форма свободного общения с группой, доклад позволяет студенту продумать возможность организации обратной связи в работе с группой - задать вопросы по теме доклада, попросить студентов группы высказать своё мнение по рассматриваемой проблеме развития современного общества, организовать мини-обсуждение.
Эссе.
Это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или общественно значимой проблеме и заведомо не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Эссе – это жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Главной функцией эссе является формирование социологического воображения у студентов. Эта способность позволяет соотносить знания, полученные в процессе обучения с изменениями, происходящими в окружающем мире, в социуме.
Для того чтобы понять те или иные реалии, отношение к ним людей, специалисту недостаточно знать постулаты теории, уяснить ее методологические принципы. Необходимо проявить неординарность мышления, особый интерес к тем проблемам, которые для рядового наблюдателя не заслуживают внимания. Для студента необходимо умение за привычным видеть более содержательные смыслы.
Эссе, в каком-то смысле, является «литературным синтезом» сходных приемов, имеющих место в других сферах человеческого творчества:
– проблематизации устоявшейся точки зрения;
– подготовки к решению некоторой фундаментальной проблемы (смена парадигмы в науке, создание художественного полотна, подготовка музыкантов и т.п.)
Эссе требует от автора не только демонстрировать какую-то «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своей личной позиции к тому, о чем он пишет. Это позволяет увидеть яркую индивидуальность автора, мнение которого уважается в каком-либо сообществе.
-
6. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ вопросы по дисциплине
-
Психология труда в системе современной психологии. -
Объект, задачи и основные направления психологии труда, инженерной психологии и эргономики. -
Психология труда, инженерная психология и эргономика как смежные психологические дисциплины. -
Междисциплинарные связи психологии труда, инженерной психологии и эргономики. -
Деятельность, ее виды и структурные компоненты. -
Понятие умения и навыка. -
Трудовая деятельность, признаки труда, виды. -
Вложенный труд, трудолюбие. Удовлетворенность процессом труда. -
Утомление, усталость. Пути и способы преодоления этих состояний. -
Динамика работоспособности. -
Фаза первичной реакции на трудовой процесс, мобилизация. -
Фаза компенсации и гиперкомпенсации. -
Фаза субкомпенсации и фаза конечного срыва. -
Фаза восстановления, фаза гиперкомпенсации. -
Профессиограмма. Профессионально-значимые качества психолога. -
Индивидуальный стиль деятельности. -
Профотбор и профессиональное обучение оператора. -
Деятельность оператора. -
Усложнение операторской деятельности и надежность оператора. -
Психофизиологическая надежность оператора. -
Контроль функционального состояния человека-оператора. -
Монотония, способы преодоления. -
Классификация факторов надежности. -
Понятия «рабочая система», «рабочая зона», «рабочее место». -
Общие эргономические требования к организации рабочего места. -
Основные параметры рабочего места. -
Классификация антропометрических признаков. -
Функции – трудовые, эргатические и средств труда. -
Психические регуляторы труда. -
Психические свойства, состояния и процессы как профессионально важные качества (ПВК) субъекта труда. -
Психофизиологическая характеристика процесса приема и переработки информации оператором. -
Психофизиологические аспекты проблемы надежности операторов. -
Понятия стимула и мотива трудовой деятельности. -
Разновидности мотивов и факторов мотивации трудовой деятельности. -
Методы исследования мотивов трудовой деятельности. -
Определение и соотношение понятий: способности, одаренность, профессиональные способности, профессионально важные качества (ПВК), деятельностно важные качества (ДВК). -
Психологические системы ПВК на разных этапах профессионализации. -
Психологические основы безопасности труда. -
Классификация и общая характеристика факторов производственной среды. -
Понятие и виды функциональных состояний.
-
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Основная литература
-
№ п/п | Перечень литературы |
1 | Скрыпников А.В. Инженерная психология. Учебное пособие. – Воронеж, 2010. |
2 | Социальная психология труда. / под ред. А.Л. Журавлева. Л.Г. Дикой. – М., 2010. (IPR books) |
3 | Хрусталькова Н.А. Инженерная психология. – Учебное пособие. – Пенза. 2009. |
-
Дополнительная литература
№ п/п | Перечень литературы |
| Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики [сборник научных трудов] / под ред. В.А. Бодрова, А. Л. Журавлева. М., 2012. том вып. 4 |
| Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики [сборник научных трудов] / под ред. В.А. Бодрова, А. Л. Журавлева. М., 2012. том вып. 3 |
| Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики [сборник научных трудов] / под ред. В.А. Бодрова, А. Л. Журавлева. М., 2011. том вып. 2 |
| Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики [сборник научных трудов] / под ред. В.А. Бодрова, А. Л. Журавлева. М., 2009. том вып. 4 |
| Носкова О.Г. Психология труда, инженерная психология и эргономика: историко-психологический анализ. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2010. № 2. С. 32-42. |
| ГОСТ 12.2.033–78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования. |
| ГОСТ 12.2.032–78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования. |
| ГОСТ Р 50948–96 Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности. |
| ГОСТ 22269–76 Система "Человек–машина". Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования. |
8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Перечень |
1 | ЛИТЕРАТУРА ИЗ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ IPRbooks: Бодров В.А. Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия. Пер СЭ, 2012. |
2 | Манухина С.Ю. Инженерная психология и эргономика. Хрестоматия. Учебное пособие. Евразийский открытый институт, 2009. |
Контактная информация преподавателя
Фамилия, имя, отчество: | Петренко Елена Анатольевна |
Ученая степень: | кандидат философских наук |
Должность: | старший преподаватель кафедры «Психология и управление персоналом» |
Кабинет: | 301 |
Телефон: | +79034356443 |
e-mail: | petrenko19789@mail.ru |
Приложение А
-
Образец оформления титульного листа контрольной работы
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА
Контрольная работа
По дисциплине: |
Вариант: № |
Выполнил |
(фамилия, имя, отчество) 5-й курс, НЗ-501 |
(курс, группа) |
Проверил |
(фамилия, имя, отчество) |
|
(должность, звание, подпись) |
Ростов-на-Дону
2014