Файл: Зашумленные картинки Методика Зашумленные изображения (А. Р. Лурия) Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 449

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Зашумленные картинки

Методика «Зашумленные изображения» (А.Р.Лурия)

 Цель: выявить характер зрительного восприятия.

Стимульный материал: картинки с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов, наложенных друг на друга.

Процедура исследования: ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку предъявляют поочередно картинки и просят последовательно назвать очертания всех «спрятанных» предметов.

Оценка результатов.

10 баллов – ребенок назвал все предметы, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше, чем 20 сек.

8-9 баллов – ребенок назвал все предметы, затратив на их поиск от 21 до 30 секунд.

6-7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за 41-50 секунд.

2-3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 секунд.

0-1 балл – за время, большее чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех предметов, «спрятанных» в трех рисунках.

Выводы об уровне развития.

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий

Зашумленные картинки представляют собой контуры наложенных друг на друга предметов, геометрических фигур или животных. Изображения можно «опознавать», пересчитывать, обводить пальцем или фломастером или копировать через кальку. Благодаря этой простой игре мы развиваем у детей зрительное восприятие и внимание - необходимые качества для успешной учебной деятельности.











 

Данную методику можно использовать для дошкольников и младших школьников.

Работа с зашумленными рисунками имеет множество вариантов. Например:


- Найди и выдели среди овощей – фрукт (или среди фруктов – овощ).
- Найди и выдели среди домашних животных – дикого животного (или среди диких животных – домашнего).
- Найди и выдели заданную цифру и букву.
- Отыщи среди морских животных – силуэт сухопутного животного.
- Выдели силуэты животных жарких стран.
- Отыщи и выдели заданную геометрическую фигуру (или несколько геометрических фигур).
- Выдели силуэты животных севера.
- Найди и выдели среди домашних птиц – дикую (или среди диких птиц – домашнюю).
- Найди силуэт животного среди насекомых.
- Найди в ветвях силуэты животных и (или) птиц.

 

Заданный силуэт дети могут выделять различными способами:
• обводка, штриховка, раскрашивание красками, фломастерами, карандашами, мелками;
• с помощью песка или манной крупы (найденный силуэт закрашиваем клеем ПВА, затем посыпаем песком или манной крупой);
• вырезать силуэт с помощью ножниц.

Методика «Коробка форм, или «Почтовый ящик»

Автор: С. Забрамная

Апробация:

Цель: проверка восприятия формы, способности соотнесения формы объёмного тела и её плоскостного изображения, возможности использования помощи, развития мелкой моторики, определение ведущей руки детей с 4 лет.

Стимульный материал: коробка имеющая по всем сторонам прорези разной формы и содержащая объёмные фигуры.

Проведение обследования: перед ребёнком ставят коробку и раскладывают объёмные фигуры. Инструкция: «Это почтовый ящик, но не простой. Письма в него приходят разные и для них сделаны разные отверстия. Смотри, какое это письмо (обвести основание одной из фигур)? Его надо опустить сюда (обводим соответствующее отверстие и «опускаем письмо»). Теперь ты почтальон и должен разложить все письма». Инструкция может быть упрощена без введения сюжета.

Инструкция обработки: Дети с нормальным умственным развитием к заданию проявляют выраженный интерес. До трёх с половиной лет они могут действовать способом проталкивания фигуры силой, без учёта формы прорезей. После 4 лет дети пользуются способом примеривания, к 5 годам - зрительным соотнесением. При затруднении достаточно одного показа способа действия (высокая обучаемость).

У детей с ЗПР встречаются случаи неадекватных действий - манипулирования фигурами, разбрасывания, но при помощи взрослого они справляются с заданием. От помощи переходят к самостоятельному выполнению, однако намного дольше используют примеривание и пробы.



Дети с УО самостоятельно не выполняют задание даже в 5 - 6 лет. Действия нецеленаправленны, используется силовое заталкивание фигур, много неадекватных действий. Помощь мало эффективна, при повторном выполнении задания возникают те же трудности.

Принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

1 балл - не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла - понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотически, после обучения не переходит на другой уровень действий.

3 балла - понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения.

4 балла - понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.



Исследование способности к целостному восприятию формы предметов (методика т. Н. Головиной)

Для исследования восприятия необходимы таблицы, на ко­торых изображены геометрические фигуры (треугольники, круги, рис. 1а, 16) с неполными контурами и незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки и жука, рис. 1в). Экспериментатор дает детям задание дорисовать эти предметы («дорисуй треугольники» и т. п.). Подчеркивается, что все шесть треугольников одинаковой величины. Ребенку дают для работы копии таблиц, предварительно выполненные на листах бумаги размером 21 х 30 см.

Обработка результатов

Наблюдение за действиями ребенка во время его работы с таблицами этого типа дает возможность составить представле­ние о способности ребенка к целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических навыков, способности осуществлять симметричное изображение. Эти данные важны при определении готовности ребенка к школьному обучению. Дети старшего дошкольного возраста с нормальным интеллек­том хорошо выполняли задание по восстановлению целостно­сти геометрических фигур; при дорисовывании предметов они понимают принцип работы, хотя иногда допускают небольшую асимметрию.

Умственно отсталые дети справляются с этими заданиями в значительно более позднем возрасте. Наибольшие трудности возникают у них при необходимости дорисовать круг. Они замыкают контур, не производя при этом необходимых круго­образных движений, поэтому площадь «дорисованной» фигуры оказывается, как правило, уменьшенной. При дорисовывании треугольников умственно отсталые дети изменяют их площадь и форму, причем имеют место случаи распространения прин­ципа дополнения трех верхних
треугольников на нижний ряд подобных фигур; дети забывают, что все треугольники одного размера, или «не узнают» равенства. При дорисовывании предметов изображений (бабочки, жука) эти дети испытывают трудности в понимании принципов работы, допускают выра­женную асимметрию и несоответствие заданному изображе­нию, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части искажение формы.

Методика «Разрезные картинки»

Цель методики: изучить степень сформированности у ребенка целостных образов предметов окружающего мира и их адекватность.

Стимульный материал. Цветные картинки, разрезанные на несколько частей. Для 3-4-летних – картинки, разрезанные на 2-4 части, а для 4-6-летних – картинки, разрезанные на 4-6 частей.

Инструкция. Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.

Проведение теста. Ребенку по очереди предъявляют разрезанные изображения предметов – от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие. Картинку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь. Если изображение не узнано до начала работы, предлагают начать собирать картинку, и в процессе тестирования (либо после его окончания) взрослый еще раз спрашивает ребенка, узнал ли он изображенный предмет.

Анализ результатов.

Дети с нормальным умственным развитием с 3 лет складывают картинку из двух частей методом проб.

После 4 лет они переходят к зрительному соотнесению. Картинки, разрезанные на 4 части, предлагаются с 4 лет, к 5 годам задание выполняется способом зрительного соотнесения.

При работе с картинками, разрезанными по прямым на три части, дети часто «теряют» среднюю часть, сдвигая начало и конец изображения, но при удивлении и вопросе «А куда положим этот кусочек?» самостоятельно исправляют ошибку.

Дети с ЗПР собирают картинку из двух частей к 4 годам, картинка из 4 частей может вызвать у них затруднения и в 5 лет. После показа способа действия (взрослый собирает, показывает ребёнку, а потом разрушает картинку) ребёнок выполняет задание. Дети отвлекаются, могут не закончить задание, им требуются организующая помощь и поддержка.


Дети с УО не понимают смысл задания, хаотично перекладывают части картинки. К 5 – 6 годам эти дети способны собрать картинку, разрезанную на 2 – 4 части, но для этого им необходимо показать уже сложенное изображение. Если части лежат в перевёрнутом виде, то складывание вызывает большие трудности. Только после показа и совместного со взрослым выполнения они начинают собирать картинку самостоятельно. Однако для некоторых из них составление картинок из четырёх частей остаётся в этом возрасте недоступным.

1 балл – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.

2 балла – принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.

3 балла – принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб.

4 балла – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.

 



 

 







«Эталоны»
О.М. Дьяченко


Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.

Материал. Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы, а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.



Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур - эталонов: