Файл: Урокспектакль русский романс второй половины xix века.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя школа №2ОТКРЫТЫЙ УРОК-СПЕКТАКЛЬ«РУССКИЙ РОМАНС ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА» 10 «А» классРАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯРУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫПоповой Г.Ю..Егорьевск,2022 |
«РУССКИЙ РОМАНС ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»
Форма урока: УРОК-СПЕКТАКЛЬ
Цель урока: /цели урока определяются его формой/:
обучающая и развивающая, как-то: познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии поэтов и писателей 19 века, с историей создания известных романсов, связать разговор о романсе с анализом стихотворений поэтов второй половины XIX века (Фета, Тютчева), которые развёрнуто изучаются в рамках школьной программы 9-10-го классов;
воспитательная: приобщить учащихся к поэтическому и музыкальному наследию прошлого, воспитывать понимание и уважение к чувству любви.
Оборудование: урок проводится в актовом зале или большом кабинете, размеры которого позволят вальсировать нескольким парам. Украшается сцена свечами в подсвечниках, расставляются цветы. На занавеси портреты И.Тургенева, А.Фета, Ф.Тютчева, А.К.Толстого, Полины Виардо, Софьи Миллер (если есть возможность найти их), а также плакат со словами С.Есенина: «Романс – это красивое страдание».
Потребуется помощь учителя музыки. (Желательно, чтобы на уроке-спектакле музыка звучала «вживую».)
ХОД УРОКА-СПЕКТАКЛЯ
Звучит романс «Не уходи, побудь со мною» М.П.Пойгина.
Учитель: В судьбе русского романса было всякое – он пережил и безумную хвалу, и бездумную хулу, но пережил всё-таки. Им упивались да самозабвения, его преследовали как «бескультурный» пережиток прошлого, завоёвывали для «высокого» искусства, снова отменяли, чтобы затем снова воскресить. Есть, значит, в нём нечто человечески необходимое, удовлетворяющее какие-то духовные запросы, которые ничем, кроме романса, удовлетворить невозможно.
Во все времена главным источником вдохновения для писателей, поэтов, композиторов, художников была и остаётся любовь. Это чувство окрыляет, возносит человека, оно же способно заставить его страдать и мучиться. Но страдания из-за любви или минуты счастья, испытанные рядом с любимым, превращаются потом в великолепные произведения искусства, которые не могут никого оставить равнодушным. Сегодня мы погрузимся в музыку любви – романс. Мы уже говорили на уроках о творчестве Ф.Тютчева и А.Фета, на стихи которых написано множество романсов. Анализируя на уроках литературы стихотворения этих поэтов, мы
говорили об их необыкновенной музыкальности, даже ориентированности на романс. Вспомните такие стихотворения, ставшие романсами, как «Весна» (муз.Ц.Кюи) и «Весенние воды» (муз. С.Рахманинова) Тютчева, «Молчали листья, звёзды рдели…» (муз. П.Бухалова) и «Уноси моё сердце в звенящую даль…» (муз. П.Чайковского) Фета. Давайте ещё раз послушаем романс на стихи А.Фета «Какое счастие: и ночь, и мы одни!..».
Звучит романс «Какое счастие: и ночь, и мы одни!..» А.Фета (муз. С.Рахманинова)
На сцену выходят ведущие-девушки.
1-я ведущая: Сколько раз я замечала, что стоит раздаться первым аккордам любимого романса – и замирает сердце, а душа куда-то улетает.
2-я ведущая: Когда же из пучины музыкальных волн возникает голос певца и, как маяк, ведёт нас за собой, мы полностью подчиняемся ему и испытываем волнение и ни с чем не сравнимое наслаждение.
Так что же с нами вдруг делает романс? Чем покоряет он своих слушателей?
1-я ведущая: Может быть, виноваты рифмы гениальных поэтов или всё дело в музыке, которая носит нас в безбрежный океан чувств и переживаний? А может, разгадка в том, что романс завораживает нас чужой выстраданной любовью, о которой мы только мечтаем? Недаром Сергей Есенин говорил о том, что «романс – это красивое страдание». А где оно, как не в любви?
2-я ведущая: Согласна.
Звучит романс на стихи А.Фета «На заре ты её не буди…» (муз. А.Варламова)
Учитель: Узнали, кому принадлежат строки этого замечательного романса?
Так давайте поговорим об авторах самых известных романсов и убедимся, что именно любовь, страстная и драматичная, помогла им создать свои замечательные произведения. (уходит со сцены)
2-я ведущая: Хорошо. И с какого же романса начнём? Может быть, с моего любимого – «Я встретил вас – и всё былое…» Фёдора Тютчева?
1-я ведущая: Прекрасно. Тогда всё по порядку… Помните, вскоре после приезда в Мюнхен – по-видимому, весной 1823 года – Тютчев влюбился в совсем ещё юную Амалию фон Лерхенфельд. К концу 1824 года его любовь достигла высшего накала, что выразилось в написанном тогда стихотворении, которое многие исследователи жизни поэта вполне основательно считают обращением к шестнадцатилетней Амалии – «Твой милый взор, невинной страсти полный…»:
…для меня сей взор благодеяние;
Как жизни ключ, в душевной глубине
Твой взор живёт и будет жить во мне:
Он нужен ей, как небо и дыханье…
А в 1836 году Тютчев, уже давно женатый на другой, написал одно из обаятельнейших своих стихотворений, которым, по-видимому, отметил десятую годовщину (это было для него характерно) своей влюблённости в Амалию, воссоздав поразившую его душу встречу с ней.
На сцену выходит юноша и читает стихотворение «Я помню время золотое».
1-я ведущая: Взаимоотношения Амалии с Тютчевым, продолжавшиеся целых полвека, говорят о том, что она сумела оценить поэта и его любовь. Но она не смогла и не захотела связать с ним свою судьбу… За время отсутствия Тютчева Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюднером… Крюднер, впоследствии русский посол в Швеции, был на семь лет старше Тютчева (которому тогда шёл двадцать второй год) и являл собой, конечно, гораздо более надёжного супруга, чем Тютчев… Стихотворение «Я встретил вас – и всё былое…» содержит в заглавии инициалы «К.Б.» - это сокращение переставленных слов «Баронессе Крюндер».
2-я ведущая: Давайте же, наконец, послушаем этот великолепный романс, рождённый любовью!
Звучит романс «Я встретил вас – и всё былое…» Тютчева (муз. М.Глинки).
1-я ведущая: А я очень люблю романс «Средь шумного бала».
2-я ведущая: А ты знаешь историю этого романса?
1-я ведущая: К сожалению, нет.
2-я ведущая: Тогда смотри и слушай…
Звучит вальс, кружатся пары (юноши в гусарском обмундировании и фраках, девушки в бальных платьях). Постепенно музыка утихает. На фоне музыки и танцующих пар ведущая рассказывает:
2-я ведущая: В новогоднюю ночь наступающего 1851 года поэт, драматург, царский чиновник Алексей Константинович Толстой вместе со своим другом Иваном Сергеевичем Тургеневым были на балу в одном знаменитом петербургском доме, где он увидел красивую даму. Эта дама не была знакома ему, но он обратил внимание на то, как она прекрасно вальсирует.
Вальсирующие пары расходятся в стороны, оставляя в центре одну. В танце партнёры меняются партнёршами. Затем к девушке, танцующей в центре, подходит офицер. Девушка, склонив голову и взяв офицера под руку, уходит с ним. Остальные пары также расходятся. Музыка умолкает.
2-я ведущая: Поочерёдно приглашая женщину на танец, друзья заметили, как грустна становится незнакомка, едва к ней подходит некий полковник.
1-я ведущая: Интригующее начало! Я всё время хотела узнать, что же это за «тайна», о которой упоминается в романсе.
2-я ведущая: О тайне – позднее. Придя домой, Толстой весь день не находил себе места. Он вдруг почувствовал, что женщина, случайно встреченная им на балу, может полностью изменить его жизнь. Ему хотелось узнать о ней всё: о её горестях и радостях, увлечениях.
1-я ведущая: Так кто же она?
2-я ведущая: Незнакомкой, поразившей воображение Алексея Константиновича, была Софья Андреевна Миллер. Её судьба сложилась трагично: рано умер отец, последовали сиротство и бедность. Её не было и восемнадцати, когда она познакомилась с Петром Андреевичем Вяземским и безрассудно влюбилась в уже женатого человека. Увлечение стало известно в свете: она была скомпрометирована. Тогда её младший брат, единственный мужчина в доме, вызвал Вяземского на дуэль и был им убит. А Софья Андреевна вышла замуж за полковника-кавалергарда, человека строгого и сурового, которого не любила.
1-я ведущая: Теперь понятно, какая тайна «её покрывала черты».
2-я ведущая: Толстой страстно и искренне полюбил эту женщину. Он понял, что всю свою жизнь искал именно её и наконец нашёл. Вот что он говорит о своём чувстве…
На сцену выходит юноша, который читает строки стихотворения:
И просветлел мой тёмный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо…
И всюду звук и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.
1-я ведущая: А что же Софья Андреевна? Она ответила ему взаимностью?
2-я ведущая: Надо сказать, что Софью Миллер, конечно же, взволновали те отношения, которые складывались у неё с Толстым, постепенно в её сердце поселилась любовь. Софья не боялась бросить вызов свету, но её мучили сомнения: смогут ли они вместе с Толстым начать новую жизнь, как долго продлиться их любовь? Софья Андреевна была очень умна, образованна и разбиралась в искусстве. Всё это сближало её с Толстым, который впервые почувствовал, что кончается его одиночество, что он наконец может «излить одну душу в другую». Но на пути влюблённых стояло много преград. Мать поэта, графиня Анна Алексеевна, и слышать не хотела о союзе своего сына с Софьей Миллер. Муж Софьи Андреевны не давал развода.
1-я ведущая: Чем всё-таки закончилась эта любовь?
2-я ведущая: Софья оставила нелюбимого мужа и переселилась в своё имение, но ещё долгих 12 лет Алексею Толстому и её было суждено прожить врозь.
1-я ведущая: 12 лет! Неужели такое возможно?
2-я ведущая: Как видишь, возможно. Только в 1863 году Софья Андреевна, получив наконец развод, стала графиней Толстой. Около 150 стихотворений Алексей Константинович посвятил её. Большинство из них впоследствии стали романсами. И какие это романсы!
«Звонче жаворонка пенье», «То было раннею весной», «Не ветер, вея с высоты», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя я говорю, что разлюбил тебя». Музыку для них писали Бородин, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов, Римский-Корсаков и другие известные композиторы.
1-я ведущая: Давайте послушаем романс, историю которого мы теперь знаем. Я уверена, что для всех сидящих в зале этот знаменитый романс после твоего рассказа зазвучит по-новому. (уходят со сцены)
Звучит романс «Средь шумного бала, случайно» А.К.Толстого (муз. П.Чайковского).
На сцену выходят ведущие-юноши.
1-й ведущий: Замечательное произведение! А я знаю другую, не менее драматичную историю любви. Мы сегодня упоминали имя Ивана Сергеевича Тургенева. Его перу принадлежат прекрасные стихи, ставшие впоследствии романсом, помните:
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые…
Романс удивительной красоты, пронизанный грустью. Создание его обычно связывают с именем французской певицы Полины Виардо, с которой Тургенев познакомился во время её гастролей по России. Впервые увидев в опере двадцатидвухлетнюю примадонну, Иван Сергеевич внезапно ощутил, как чем-то несказанно близким повеяло на него от глубокого чистого голоса, от живых, опьянённых вдохновением глаз. Так зарождалась любовь, которой суждено было продлиться всю оставшуюся жизнь Тургенева.
2-й ведущий: Да, я помню, он следовал за ней всюду.
1-й ведущий: Тургенев и Виардо познакомились, и с тех пор, когда это было возможно, Иван Сергеевич сопровождал Полину на гастролях как «добрый и дорогой друг». Он всегда был готов разделять с ней торжество успеха или беду неудачи. Когда же Тургенев находился далеко, Полина получала от него письма, полные искреннего восторга, участия и любви. Так продолжалось 40 лет!
2-й ведущий: Невероятно! Сколько мог страдать человек!