Файл: Особенности произношения слов дошкольниками 45 лет с нарушениями слуха научный Беляева Ольга Леонидовна.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Научный руководитель: Беляева Ольга Леонидовна к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики
Обучающийся: Дюкарева Алина Максимовна
1. Значительное увеличение детей с нарушениями слуха.
2. Снижение слуха негативно сказывается на развитии и формировании речи.
Объект исследования: произносительная сторона речи.
Предмет исследования: особенности произношения слов у детей 4-5 лет с нарушениями слуха.
Данные особенности могут проявится в:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Исследование проводилось в течение октября-декабря 2019 года.
– развитие навыков дифференциации фонем;
– развитие навыков языкового анализа.
1. Формирование навыков произношения и дифференциации звуков.
2. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
3. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слов.
4. Развитие умения произносить слова и фразы.
Эффективные методы, приемы и средства для коррекции произносительных навыков
2. Речевая ритмика и работа над темпом и ритмом (замедленный темп произношения).
5. Дидактические игры и дидактический материал.
Дидактический материал для развития произносительных навыков
Выпускная квалификационная работа ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ СЛОВ ДОШКОЛЬНИКАМИ 4-5 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Научный руководитель: Беляева Ольга Леонидовна к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики
Обучающийся: Дюкарева Алина Максимовна
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА (КГПУ им. В.П. Астафьева)
Институт социально-гуманитарных технологий
Кафедра коррекционной педагогики
Актуальность
1. Значительное увеличение детей с нарушениями слуха.
2. Снижение слуха негативно сказывается на развитии и формировании речи.
3. Развитие произносительных навыков у дошкольников с нарушениями слуха является важным, так как, именно, устная речь является средством общения и познания окружающей действительности.
Проблематика
Поиск методов, приемов и средств коррекционной работы, которые могли бы помочь сформировать произношение у дошкольников с нарушениями слуха.
Объект исследования: произносительная сторона речи.
Предмет исследования: особенности произношения слов у детей 4-5 лет с нарушениями слуха.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по коррекции произносительной стороны речи на материале слов в соответствии с выявленными особенностями у дошкольников 4-5 лет с нарушениями слуха.Данные особенности могут проявится в:
- Нарушении разборчивости речи и ее слитности;
- Недостаточном развитии речевого дыхания;
- Нарушении звуко-слоговой структуры слов;
- Неправильной постановки ударения в словах.
Задачи исследования
Задачи исследования
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести констатирующий эксперимент по выявлению у детей 4-5 лет с нарушениями слуха особенностей произношения слов;
3. Составить методические рекомендации по коррекции выявленных особенностей в произношении слов у дошкольников 4-5 лет с нарушениями слуха.
Методы исследования
Методы исследования
- библиографический - психолого-педагогический анализ литературы по проблеме исследования;
- констатирующий эксперимент с использованием методики Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской по развитию слухового восприятия и обучения произношению и альбома для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской;
- обработка данных - количественный и качественный анализ полученных данных.
Исследование проводилось в течение октября-декабря 2019 года.
- Пособие Т.В. Пелымской, Н.Д. Шматко «Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом».
- Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом.
1. Слитность | |||||
2. Звуко-слоговой состав | |||||
3. Ударение | |||||
Набор слов, звуко-подражаний | Описание результатов | ||||
Дима | Коля | Аня | Андрей | Максим | |
Мама | | | | | |
Папа | | | | | |
Привет | | | | | |
Чашка | | | | | |
Юла | | | | | |
Машина | | | | | |
Мяч | | | | | |
Стул | | | | | |
Стол | | | | | |
Дом | | | | | |
Мяу | | | | | |
Му | | | | | |
Ляля | | | | | |
Пи-пи | | | | | |
Туту | | | | | |
Инструмент фиксации результатов обследования: протокол для обследования навыка произносительной стороны речи дошкольников с нарушениями слуха
Навык произношения слов | ||
1 блок - слитность | 2 блок - звуко-слоговой состав | 3 блок - ударение |
0 б. – произносит слово с длительной паузой 1 б. – делает кратковременную паузу 2 б. – произносит слово слитно | 0 б. – допускает в слове несколько ошибок 1 б. – делает в слове одну ошибку 2 б. – произносит слово без ошибок | 0 б. – не ставит ударения в слове 1 б. – допускает ошибку в ударении (ставит ударение на другой слог) 2 б. – правильно ставит ударение |
Уровни сформированности навыка произношения слов | ||
0-5 б. – не сформировано 6-15 б. – низкий уровень 16-20 б. – средний уровень 21-30 б. – высокий уровень | 0-5 б. – не сформировано 6-15 б. – низкий уровень 16-20 б. – средний уровень 21-30 б. – высокий уровень | 0-2 б. – не сформировано 3-6 б. – низкий уровень 7-9 б. – средний уровень 10-12 б. – высокий уровень |
Итоговая оценка 0-11 б. – навык не сформирован; 12-36 б. – низкий уровень; 37-55 б. – средний уровень; 56-70 б. – высокий уровень. |
Оценочная шкала
% испытуемых, полученные в результате обследования
Результаты обследования навыка произношения слов у детей с нарушениями слуха 4-5 лет
Параметры исследования
1 блок: слитность слов
2 блок: звуко-слоговой состав слов
3 блок: ударение в двусложных словах
Выявленные особенности развития навыка произношения слов
- Медленный темп речи;
- Неготовность артикуляционного аппарата к слитному произношению двух согласных на стыке, можно отметить замедленные и напряженные движения органов артикуляции.
- Регламентированные замены в произношении слов;
- Нерегламентированные, но допустимые замены;
- Нерегламентированные замены, грубые ошибки произношения, которые приводят к снижению разборчивости речи
- Неверно поставлено ударение в нескольких словах (в словах ПРИВЕТ, ЧАШКА).
Программа коррекционного курса по развитию произносительных навыков у ребенка с нарушением слуха (средняя группа)
Цель коррекционного курса: освоение и совершенствование фонетико-фонематической стороны родного языка, способствующее социальной реабилитации ребенка с нарушением слуха.
Направлен на:
– развитие навыков дифференциации фонем;
– развитие навыков слитного произношения слов с соблюдением звуко-слоговой и ритмической структуры слова, норм орфоэпического произношения;
– развитие навыков языкового анализа.
Раздела курса:
1. Формирование навыков произношения и дифференциации звуков.
2. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
3. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слов.
4. Развитие умения произносить слова и фразы.
Эффективные методы, приемы и средства для коррекции произносительных навыков
1. Концентрический метод Э.И. Леонгард: например, замена звонких звуков глухими либо обычные способы постановки и коррекции звуков (регламентированные или допустимые замены).
2. Речевая ритмика и работа над темпом и ритмом (замедленный темп произношения).
3. Артикуляционная гимнастика и занятия, направленные на повторение за педагогом серии слогов со стечением согласных (пауза между стечением согласных).
4. Сокращенная система фонем: при произношении некоторых звуков использовать регламентированные и допустимыми замены (нерегламентированные замены)
5. Дидактические игры и дидактический материал.
Тематическое планирование
Дата | Произношение и дифференциация звуков | Работа над словом (ритмическая и звуко-слоговая структуры) | Работа над фразой (слитность произношения фраз, соблюдение логического ударения и интонации) | Языковой анализ и синтез |
| Постановка звука «Л’» | Произнесение слогового ряд в заданной последовательности, состоящей из двух-трех сочетаний (па-по, каха-ка, ус-асос, спа-стаска и т.д.) | Произнесение ряда гласных звуков (уиуа уиуа уаиу и т.п.); Произнесение слогового ряд в заданной последовательности, состоящий из двух-трех сочетаний (па-по, ка-ха-ка, ус-ас-ос, спа-стаска и т.д.); Произнесение из слогов разного типа с оппозиционными звуками: са-са-за, бра-брапра, ша-жа-ша | Усвоение понятия «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; усвоение слогообразующей роли гласных |
| Автоматизация звука «Л» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях | |||
| Дифференциация звуков «Л» и «Л’» |
1. Игра «Соотнеси правильно»
2. Игра «Поезд»
Дидактический материал для развития произносительных навыков
Дидактический материал для развития дыхания (рукавичка из фетра и привязанная на нитке к ней снежинка, которую дети должны сдувать с рукавички).
Дидактический материал на тему «Одежда» (мальчик из картона, одежда из картона: куртка, сапоги, шапка на липучках, таблички со словами)
Дидактический материал для занятий по развитию речи: буквы из различного материала (бархат, гофрированная бумага, наждачная бумага)
Дидактический материал для различения слухозрительно и на слух разных ритмов (длинный-короткий): для успешного формирования слоговой структуры слова необходим определенный уровень сформированности чувства ритма, поэтому мы предлагаем данный материал.
Предложены:
- Методические рекомендации по коррекции навыка произношения слов у детей 4-5 лет с нарушениями слуха;
- А также дидактический материал, которые могут быть использованы педагогами в реализации воспитательно-образовательного процесса дошкольной образовательной организации.