Файл: Особенности произношения слов дошкольниками 45 лет с нарушениями слуха научный Беляева Ольга Леонидовна.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Выпускная квалификационная работа ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ СЛОВ ДОШКОЛЬНИКАМИ 4-5 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Научный руководитель: Беляева Ольга Леонидовна к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики

Обучающийся: Дюкарева Алина Максимовна

Актуальность

1. Значительное увеличение детей с нарушениями слуха.

2. Снижение слуха негативно сказывается на развитии и формировании речи.

3. Развитие произносительных навыков у дошкольников с нарушениями слуха является важным, так как, именно, устная речь является средством общения и познания окружающей действительности.

Проблематика

Поиск методов, приемов и средств коррекционной работы, которые могли бы помочь сформировать произношение у дошкольников с нарушениями слуха.

Объект исследования: произносительная сторона речи.

Предмет исследования: особенности произношения слов у детей 4-5 лет с нарушениями слуха.

Данные особенности могут проявится в:

Задачи исследования

Задачи исследования

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Провести констатирующий эксперимент по выявлению у детей 4-5 лет с нарушениями слуха особенностей произношения слов;

3. Составить методические рекомендации по коррекции выявленных особенностей в произношении слов у дошкольников 4-5 лет с нарушениями слуха.

Методы исследования

Методы исследования

Исследование проводилось в течение октября-декабря 2019 года.

Программа коррекционного курса по развитию произносительных навыков у ребенка с нарушением слуха (средняя группа)

Цель коррекционного курса: освоение и совершенствование фонетико-фонематической стороны родного языка, способствующее социальной реабилитации ребенка с нарушением слуха.

Направлен на:

– развитие навыков дифференциации фонем;

– развитие навыков слитного произношения слов с соблюдением звуко-слоговой и ритмической структуры слова, норм орфоэпического произношения;

– развитие навыков языкового анализа.

Раздела курса:

1. Формирование навыков произношения и дифференциации звуков.

2. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

3. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слов.

4. Развитие умения произносить слова и фразы.

Эффективные методы, приемы и средства для коррекции произносительных навыков

1. Концентрический метод Э.И. Леонгард: например, замена звонких звуков глухими либо обычные способы постановки и коррекции звуков (регламентированные или допустимые замены).

2. Речевая ритмика и работа над темпом и ритмом (замедленный темп произношения).

3. Артикуляционная гимнастика и занятия, направленные на повторение за педагогом серии слогов со стечением согласных (пауза между стечением согласных).

4. Сокращенная система фонем: при произношении некоторых звуков использовать регламентированные и допустимыми замены (нерегламентированные замены)

5. Дидактические игры и дидактический материал.

Тематическое планирование

Дидактический материал для развития произносительных навыков

Предложены:

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Выпускная квалификационная работа ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ СЛОВ ДОШКОЛЬНИКАМИ 4-5 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Научный руководитель: Беляева Ольга Леонидовна к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики

Обучающийся: Дюкарева Алина Максимовна


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА (КГПУ им. В.П. Астафьева)

Институт социально-гуманитарных технологий

Кафедра коррекционной педагогики

Актуальность

1. Значительное увеличение детей с нарушениями слуха.

2. Снижение слуха негативно сказывается на развитии и формировании речи.

3. Развитие произносительных навыков у дошкольников с нарушениями слуха является важным, так как, именно, устная речь является средством общения и познания окружающей действительности.

Проблематика

Поиск методов, приемов и средств коррекционной работы, которые могли бы помочь сформировать произношение у дошкольников с нарушениями слуха.

Объект исследования: произносительная сторона речи.

Предмет исследования: особенности произношения слов у детей 4-5 лет с нарушениями слуха.

Цель исследования: разработать методические рекомендации по коррекции произносительной стороны речи на материале слов в соответствии с выявленными особенностями у дошкольников 4-5 лет с нарушениями слуха.

Данные особенности могут проявится в:

  • Нарушении разборчивости речи и ее слитности;
  • Недостаточном развитии речевого дыхания;
  • Нарушении звуко-слоговой структуры слов;
  • Неправильной постановки ударения в словах.

Задачи исследования

Задачи исследования

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Провести констатирующий эксперимент по выявлению у детей 4-5 лет с нарушениями слуха особенностей произношения слов;

3. Составить методические рекомендации по коррекции выявленных особенностей в произношении слов у дошкольников 4-5 лет с нарушениями слуха.


Методы исследования

Методы исследования

  • библиографический - психолого-педагогический анализ литературы по проблеме исследования;
  • констатирующий эксперимент с использованием методики Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской по развитию слухового восприятия и обучения произношению и альбома для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской;
  • обработка данных - количественный и качественный анализ полученных данных.
Участники экспериментального исследования: 5 детей в возрасте 4-5 лет, у данной группы детей имеются нарушения слуха, у некоторых детей сенсоневральная, а у некоторых нейросенсорная тугоухость, 3 или 4 степени (слуховые аппараты и к/и).

Исследование проводилось в течение октября-декабря 2019 года.

  • Пособие Т.В. Пелымской, Н.Д. Шматко «Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом».
  • Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом.

1. Слитность

2. Звуко-слоговой состав

3. Ударение

Набор слов, звуко-подражаний

Описание результатов

Дима

Коля

Аня

Андрей

Максим

Мама

 

 

 

 

 

Папа

 

 

 

 

 

Привет

 

 

 

 

 

Чашка

 

 

 

 

 

Юла

 

 

 

 

 

Машина

 

 

 

 

 

Мяч

 

 

 

 

 

Стул

 

 

 

 

 

Стол

 

 

 

 

 

Дом

 

 

 

 

 

Мяу

 

 

 

 

 

Му

 

 

 

 

 

Ляля

 

 

 

 

 

Пи-пи

 

 

 

 

 

Туту

 

 

 

 

 


Инструмент фиксации результатов обследования: протокол для обследования навыка произносительной стороны речи дошкольников с нарушениями слуха

Навык произношения слов

1 блок - слитность

2 блок - звуко-слоговой состав

3 блок - ударение

0 б. – произносит слово с длительной паузой 1 б. – делает кратковременную паузу 2 б. – произносит слово слитно

0 б. – допускает в слове несколько ошибок 1 б. – делает в слове одну ошибку 2 б. – произносит слово без ошибок

 

0 б. – не ставит ударения в слове 1 б. – допускает ошибку в ударении (ставит ударение на другой слог) 2 б. – правильно ставит ударение

 

Уровни сформированности навыка произношения слов

0-5 б. – не сформировано 6-15 б. – низкий уровень 16-20 б. – средний уровень 21-30 б. – высокий уровень

0-5 б. – не сформировано 6-15 б. – низкий уровень 16-20 б. – средний уровень 21-30 б. – высокий уровень

0-2 б. – не сформировано 3-6 б. – низкий уровень 7-9 б. – средний уровень 10-12 б. – высокий уровень

 

Итоговая оценка

0-11 б. – навык не сформирован;

12-36 б. – низкий уровень;

37-55 б. – средний уровень;

56-70 б. – высокий уровень.

Оценочная шкала

% испытуемых, полученные в результате обследования

Результаты обследования навыка произношения слов у детей с нарушениями слуха 4-5 лет

Параметры исследования

1 блок: слитность слов

2 блок: звуко-слоговой состав слов

3 блок: ударение в двусложных словах

Выявленные особенности развития навыка произношения слов

- Медленный темп речи;

- Неготовность артикуляционного аппарата к слитному произношению двух согласных на стыке, можно отметить замедленные и напряженные движения органов артикуляции.

- Регламентированные замены в произношении слов;

- Нерегламентированные, но допустимые замены;

- Нерегламентированные замены, грубые ошибки произношения, которые приводят к снижению разборчивости речи

- Неверно поставлено ударение в нескольких словах (в словах ПРИВЕТ, ЧАШКА).

Программа коррекционного курса по развитию произносительных навыков у ребенка с нарушением слуха (средняя группа)


Цель коррекционного курса: освоение и совершенствование фонетико-фонематической стороны родного языка, способствующее социальной реабилитации ребенка с нарушением слуха.

Направлен на:

– развитие навыков дифференциации фонем;

– развитие навыков слитного произношения слов с соблюдением звуко-слоговой и ритмической структуры слова, норм орфоэпического произношения;

– развитие навыков языкового анализа.

Раздела курса:

1. Формирование навыков произношения и дифференциации звуков.

2. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

3. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слов.

4. Развитие умения произносить слова и фразы.

Эффективные методы, приемы и средства для коррекции произносительных навыков

1. Концентрический метод Э.И. Леонгард: например, замена звонких звуков глухими либо обычные способы постановки и коррекции звуков (регламентированные или допустимые замены).

2. Речевая ритмика и работа над темпом и ритмом (замедленный темп произношения).

3. Артикуляционная гимнастика и занятия, направленные на повторение за педагогом серии слогов со стечением согласных (пауза между стечением согласных).

4. Сокращенная система фонем: при произношении некоторых звуков использовать регламентированные и допустимыми замены (нерегламентированные замены)

5. Дидактические игры и дидактический материал.

Тематическое планирование


Дата

Произношение и дифференциация звуков

Работа над словом (ритмическая и звуко-слоговая структуры)

Работа над фразой (слитность произношения фраз, соблюдение логического ударения и интонации)

Языковой анализ и синтез



Постановка звука «Л’»

Произнесение слогового ряд в заданной последовательности, состоящей из двух-трех сочетаний (па-по, каха-ка, ус-асос, спа-стаска и т.д.)

Произнесение ряда гласных звуков (уиуа уиуа уаиу и т.п.); Произнесение слогового ряд в заданной последовательности, состоящий из двух-трех сочетаний (па-по, ка-ха-ка, ус-ас-ос, спа-стаска и т.д.); Произнесение из слогов разного типа с оппозиционными звуками: са-са-за, бра-брапра, ша-жа-ша

Усвоение понятия «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; усвоение слогообразующей роли гласных



Автоматизация звука «Л» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях



Дифференциация звуков «Л» и «Л’»


1. Игра «Соотнеси правильно»

2. Игра «Поезд»

Дидактический материал для развития произносительных навыков


Дидактический материал для развития дыхания (рукавичка из фетра и привязанная на нитке к ней снежинка, которую дети должны сдувать с рукавички).

 

Дидактический материал на тему «Одежда» (мальчик из картона, одежда из картона: куртка, сапоги, шапка на липучках, таблички со словами)

Дидактический материал для занятий по развитию речи: буквы из различного материала (бархат, гофрированная бумага, наждачная бумага)

Дидактический материал для различения слухозрительно и на слух разных ритмов (длинный-короткий): для успешного формирования слоговой структуры слова необходим определенный уровень сформированности чувства ритма, поэтому мы предлагаем данный материал.

Предложены:

  • Методические рекомендации по коррекции навыка произношения слов у детей 4-5 лет с нарушениями слуха;
  • А также дидактический материал, которые могут быть использованы педагогами в реализации воспитательно-образовательного процесса дошкольной образовательной организации.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!