Файл: Реферат на тему семейное право выполнил специально для проекта Инфоурок Корчинский Пётр Петрович.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Родители имеют преимущественное право лично воспитывать своих детей. Будучи свободными в выборе методов и способов воспитания, они при этом должны исходить из интересов ребенка, общества и государства. Государство в свою очередь принимает меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей.
Осуществляя воспитание ребенка, родители обязаны заботиться о его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Важнейшей предпосылкой полноценного, всестороннего развития личности ребенка является крепкое здоровье. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ за каждым человеком признается право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается детям бесплатно. Охрана здоровья детей обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий быта, отдыха, воспитания и обучения, контролем за производством и реализацией продуктов питания, предоставлением детям доступной медико-социальной помощи. Здоровье ребенка во многом зависит от его питания, занятия физкультурой и спортом, своевременного предоставления медицинской помощи в случае болезни, здорового микроклимата в семье, способствующего нормальному психическому развитию. Духовное и нравственное развитие ребенка прежде всего зависит от личных качеств родителей, их духовных ценностей.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по воспитанию детей, не проявления заботы о детях родители могут быть привлечены к семейно-правовой (лишение родительских прав и ограничение родительских прав при недостойном поведении родителей), гражданско-правовой (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за вред причиненный несовершеннолетними детьми), к административной (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей), и даже к уголовной ответственности (ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
Как уже подчеркивалось, неотъемлемой частью процесса воспитания ребенка является его образование. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ, п. 2 ст. 63 СК РФ родители или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. При этом государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (п. 2 ст. 43 Конституции РФ).
Выполняя обязанность по получению детьми основного общего образования, родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей с учетом их мнения (п. 2 ст. 63 СК РФ). Данное право основано на положении ст. 26 Декларации прав человека о приоритетном праве родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей. Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. также предоставляет родителям право выбора образовательного учреждения, где будет обучаться их ребенок, а также формы обучения до получения ребенком основного общего образования. Следовательно, прежде всего от выбора родителей зависит, где и в какой форме их дети получат образование: очно, заочно, в форме экстерната, самообразования, семейного образования и др. Однако необходимо учитывать, что избранная форма образования должна соответствовать единому государственному образовательному стандарту (ст. 10 Закона РФ «Об образовании»).
Учет мнения ребенка при выборе учебного заведения и формы обучения обязателен независимо от возраста ребенка. Однако, если пожелания ребенка противоречат его интересам (например, ребенок не может обучаться в компьютерном классе из-за слабого зрения) либо не могут быть выполнены в силу объективных причин (уровень материальной обеспеченности семьи не позволяет обучать ребенка в платной школе), родители вправе поступить по своему усмотрению.
Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей(ст. 64 СК РФ) соотносятся с правом ребенка на защиту своих прав и законных интересов, закрепленного в ст. 56 СК РФ. Родители защищают не только права детей, предусмотренные семейным законодательством, но и права, закрепленные в нормах других отраслей права, а также интересы, которые вообще не входят в сферу правового регулирования. К предмету правового регулирования иных отраслей относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства и другие.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в административных и судебных органах, без каких-либо специальных полномочий, им достаточно предъявить документы, подтверждающие происхождение детей от конкретных родителей (свидетельство о рождении ребенка и паспорт отца или матери ребенка).
Способы защиты законных прав и интересов детей могут быть самыми разнообразными: родители могут принимать меры к предупреждению нарушений прав ребенка, могут требовать восстановления нарушенного права ребенка, могут выступать от имени несовершеннолетних в суде и т.п.
Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. При наличии разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.1
Заключение
Резюмируя изложенное, можно сделать следующие выводы.
Семейное право можно рассматривать с трех позиций: как элемент системы права, как науку и как учебную дисциплину.
До настоящего времени в науке не сложилось единого взгляда по вопросу о том, является ли семейное право подотраслью гражданского права или же представляет собой самостоятельную отрасль права.
Источники семейного права - форма внешнего выражения и закрепления семейно-правовых норм. Выделяют два уровня источников семейного права: международный и внутригосударственный. К международным источникам семейного права относятся: общепризнанные принципы и нормы международного права; международные договоры РФ. К внутренним источникам семейного права относятся Конституция РФ, семейное законодательство, Гражданский кодекс РФ, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, правовой обычай.
Принципы семейного права имеют не только общетеоретическое, но и практическое значение. Они могут применяться при регулировании прав и обязанностей членов семьи в случае обнаружения пробелов в семейном и гражданском законодательстве, т.е. по аналогии права (ст. 5 СК РФ).
Существует достаточно серьезная проблема, связанная с выработкой категорий понятий семьи и брака. Легального определения брака, как и понятия семьи, не существует. Их отсутствие приводит к серьезным недоразумениям в судебной практике. Обобщая различные точки зрения на понятие «семья», нельзя согласиться с теми авторами, которые понимают под ним только «союз лиц, связанных браком и родством». Наиболее точным является следующее определение: семья – это союз лиц, основанный на браке, рождении детей, усыновлении или иных формах принятия детей на воспитание в условиях семьи, цель которого заботиться друг о друге.
Ключевым для данного исследования является не только понятие семьи, но и понятие брака. С учетом сказанного попытаемся дать следующее определение брака: брак — союз лиц, заключаемый с целью создания семьи.
Права и обязанностей родителей и детей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношения родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнением как родительских прав, так и родительских обязанностей, а также прав и обязанностей детей дело обстоит благополучно.
Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций требует от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства должна стать появление эффективной семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения благосостояния и улучшения их социального самочувствия.
Список использованной литературы
-
Гомола А.И. Семейное право: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 176 с. -
Гриневич И. М. Права и обязанности родителей в отношении детей. Осуществление родительских прав// Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 152-154. -
Кашанина Т. В.. Российское право: учебник. — М.: Норма, 2009. — 784 с. -
Нечаева А. М. Семейное право: учеб. пособие для бакалавров. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. — 289 с. -
Рузакова О.А. Семейное право. - М.: Эксмо, 2010. - 204 с. -
Семейное право: Учебник / Под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2008.– 302 с.
1 Нечаева А. М. Семейное право: учеб. пособие для бакалавров. — М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. — С.11.
2 Гомола А.И. Семейное право: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — С.7.
1 Семейное право: Учебник / Под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2008.– С.24-26.
1 Рузакова О.А. Семейное право. - М.: Эксмо, 2010. - С.11-12.
1 Кашанина Т. В.. Российское право: учебник. — М.: Норма, 2009. — 784 с.
1 Гриневич И. М. Права и обязанности родителей в отношении детей. Осуществление родительских прав// Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 152-154.