ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В христианстве эти принципы приобретают позитивную формулировку: вера, надежда, любовь как противоположные чрезмерному упованию, унынию и лени.
Эти принципы, позволяющие сохранить и умножить жизненную активность всех людей, фактически означают подъем «уровня жизни» и «качества жизни». Под уровнем жизни понимается количество материальных благ, доступных человеку и его семье. Под качеством жизни понимается уровень духовной и материальной культуры общества в целом. Если уровень жизни отдельного человека высок, то он все равно будет ниже при низком качестве жизни. Если качество жизни высоко, то низкий уровень жизни отдельного человека всегда будет выше.
Признание необходимости безопасности для развития качества жизни заставляло большинство язычников принимать религию по практическим соображениям. Принятие религии, вместе с тем, изменяло психологическое состояние верующих, так как они должны были научиться управлять своими желаниями и страстями, с одной стороны, и предвидеть не только результаты своих поступков, но и отдаленные последствия, вызванные совокупностями поступков многих людей, с другой. Нравственным критерием становится при этом не материальное благо, но добродетель. Внутренним критерием добродетели является совесть — основная категория духовной нравственности.
Профессиональная мораль опирается на духовную мораль, но представляет собой исключения из некоторых правил духовной морали при определенном условии. Соблюдение этого условия, вызванного характером профессиональной деятельности, позволяет образовать благо и сохранить добродетель.
Профессиональная мораль коллегиальна. Это значит, что она действует внутри людей одной профессии и признается обществом как общественное благо и добродетель.
Наиболее ясно профессиональная мораль проявляется у лиц, профессия которых может быть названа прикладной гуманитарией: военных, врачей, юристов.
Коллегии военных разрешается убийство, при условии, что это убийство продиктовано военной необходимостью, а сама война, с точки зрения духовной морали, справедлива.
Коллегии врачей предписано соблюдать правило «не навреди». Это значит, что если врач субъективно чувствует, что может облегчить страдания человека, используя эутаназию или тот метод, который общественно не признан, он не вправе сделать этого.
Коллегия юристов требует, чтобы юрист добивался соблюдения закона, а не выгоды (хотя выгода для всех может быть очевидна), если закон может быть нарушен по соображениям выгоды.
Менее очевидны требования к политикам и священникам. С точки зрения коллегии политиков, лукавство и даже клятвопреступления нежелательны, но возможны, если это может привести к общему благу. Поэтому политики должны сохранять верность лицам и идеям, которым они не должны изменять, даже если это лично невыгодно.
Священники, напротив, должны сохранять полную беспристрастность ко всем людям, хотя конкретные лица могут быть глубоко антипатичны священнику (убийцы, воры и т. п.) или симпатичны (родственники, друзья). Священническая беспристрастность охраняется церковными установлениями.
Некоторые особые позитивные принципы свойственны коллегиям ученых, художников, педагогов. Ученые должны открывать и беспристрастно говорить истину, хотя эта истина может не удовлетворять общей нравственности, распространенной в данное время, и нарушать эстетические чувства и чувства приличия многих людей.
Художник, напротив, может не заботиться о научной истине, но обязан преследовать эстетическое совершенство, Даже вопреки эстетическим чувствам и чувствам приличия современной ему аудитории.
Педагог должен воспитывать чувство приличия, которое требует от него общество, даже если он субъективно понимает, что это чувство входит в противоречие с его пониманием научной истины и художественного совершенства.
Одновременно предполагается, что если уровень жизни сильно превосходит средний, то работник имеет моральную обязанность благотворить, то есть добровольно отдавать часть средств на общественно полезное дело или помогать частным лицам, оказавшимся в трудном положении.
Нравственность и нравственная культура
Всем хорошо знакомы такие понятия, как «добро», «справедливость» «счастье», «совесть». И хотя их природа трудноуловима они имеют огромное значение в повседневном поведении человека. В чем их сила, откуда проистекает эта магическая власть? Почему в мире добру противостоит зло? Можно ли осознанно проникнуть в глубину нравственных переживаний людей? Какую жизнь считать достойной? В чем смысл человеческого бытия и как утолить не имеющую предела жажду человека становиться лучше, духовно богаче? На эти и многие другие вопросы призвана ответить этика -древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания.
Термины «этика» и «мораль» в процессе культурного развития получили всеобщее распространение. Термин «этика» сохраняет первоначальный смысл и обозначает науку, изучающую мораль (нравственность). Под моралью же стали подразумевать реальные явления (нравы общества, определенные нормы поведения людей, их представления о добре и зле). В некоторых европейских языках, наряду с термином «мораль», возникали свои собственные термины для обозначения того же самого явления (в русском языке— термин «нравственность»). .
Пожалуй, ни одно явление социальной жизни — ни наука, ни политика, ни право, ни религия — не истолковывалось столь противоречиво, как мораль. По разнообразию определений, которые она получала на протяжении всей своей истории, с ней может соперничать, вероятно, только культура. И как только не трактовалась сущность нравственности: опыт житейской мудрости, школа воспитания человека, изучения его добродетели; исполнение божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; высшее наслаждение, удовлетворенность индивида своим поведением; наикратчайший путь к обретению счастья, самоценное возвышенное служение чести; исполнение непререкаемого долга; инструмент сохранения, порядка в обществе; обеспечение честности во взаимоотношениях людей; требование общественной пользы; обличение пошлой, несправедливой действительности, «суд» над жизнью и самим собой; служение идеалу и утверждение справедливого жизнеустройства; средство взаимопонимания и сплочения людей; личное самовыражение, умение всегда «быть самим собой», следуя внутреннему голосу совести; внешние общественные установки, накладывающие на человека необходимые обязательства; условность, сковывающая личную инициативу и волю; особый прием познания; институт, обуздывающий «животные инстинкты» человека; успокоительная иллюзия, помогающая человеку влачить свое бесцельное существование; определение высшего смысла человеческой жизни и т. д.
Почему же столь сложно оказалось теоретически однозначно определить значение морали? Ведь любая из перечисленных ее трактовок фиксировала (обычно преувеличивая) какую-то одну ее особенность, черту, свойство, а не схватывало ее суть.
Кроме того, мораль как духовное явление нелегко поддается научному анализу: неизученность, «тонкость» многих ее психологических и социальных механизмов делает ее подобной неуловимой «синей птице».
Термин «нравственная культура» может определять два разных аспекта нравственности:
1) нравственность как самобытную сферу культуры, исторически обособляющуюся от ее других явлений, таких, как право, политика, религия и т. п.;
2) нравственную самобытность отдельного носителя нравственности— личности, группы людей, общности или определенного общества.
В первом случае термины означают самобытность нравственных явлений по отношению к культуре всего человечества, во втором — самобытность нравственных явлений отдельных людей, групп по отношению к нравственности. Поэтому разговор о нравственной культуре может идти в двух направлениях: с одной стороны, о специфике нравственной культуры, с другой стороны, о ее темах. Оба направления интересны и плодотворны, на обоих из них можно проследить особенности нравственной культуры.
Основные компоненты нравственной культуры
Любая сфера человеческой деятельности, будучи рассмотрена как явление культуры, представляет собой некий процесс и продукт культуры. Ее составные части:
1) культура субъекта деятельности (самого человека, социальной общности);
2) ее вещественные средства и продукты;
3) социальные институты.
Культура человека охватывает все то, что неотделимо от его физического (например, в определенном отношении развитого тела) и духовного (принципов, взглядов, убеждений, идеалов, знаний, вкусов, интеллектуальных способностей и т. п.) бытия. Такая культура— следствие различных воздействий. Во-первых, ее формируют стихийно действующие условия среды (включая поведение других людей). Во-вторых, она формируется сознательно, целенаправленно, на основе использования другими людьми специальных средств воспитания и обучения. В-третьих, она является результатом самовоспитания, самосозидания, свидетельствующим о социальной зрелости человека, его способности самостоятельно решать важные для общества задачи.
Развитие и воспитание человека должны создать условия для самодеятельности, без которой не может вырасти самостоятельный субъект культуры, превращающий созидание культуры в интересах общества в процесс самосозидания, а самосозидание — в сотворение продуктов, значимых для общества.
Культура общественных средств и продуктов деятельности—это не только- средства потребления, это и каналы человеческих материальных и духовных связей, объединяющий людей в едином социальном пространстве и времени. Вещественные средства аккумулируют, сохраняют и передают поколения в поколение опыт всего человечества, способы его деятельности, идеалы и т. д. Это — связная цепь всего человечества, его исторически меняющееся опредмеченное бытие.
Социальные институты состоят из разнообразных изобретенных и созданных людьми форм самоорганизации, которые предназначены для выполнения специальных общественных функций (например, управления, ведения общественных дел, научного исследования