Файл: Основы художественной культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В христианстве эти принципы приобретают позитивную формулировку: вера, надежда, любовь как противоположные чрезмерному упованию, унынию и лени.

Эти принципы, позволяющие сохранить и умножить жиз­ненную активность всех людей, фактически означают подъем «уровня жизни» и «качества жизни». Под уровнем жизни понимается количество материальных благ, доступных чело­веку и его семье. Под качеством жизни понимается уровень духовной и материальной культуры общества в целом. Если уровень жизни отдельного человека высок, то он все равно будет ниже при низком качестве жизни. Если качество жизни высоко, то низкий уровень жизни отдельного человека всегда будет выше.

Признание необходимости безопасности для развития ка­чества жизни заставляло большинство язычников принимать религию по практическим соображениям. Принятие религии, вместе с тем, изменяло психологическое состояние верующих, так как они должны были научиться управлять своими же­ланиями и страстями, с одной стороны, и предвидеть не только результаты своих поступков, но и отдаленные пос­ледствия, вызванные совокупностями поступков многих людей, с другой. Нравственным критерием становится при этом не материальное благо, но добродетель. Внутренним критерием добродетели является совесть — основная катего­рия духовной нравственности.

Профессиональная мораль опирается на духовную мораль, но представляет собой исключения из некоторых правил духовной морали при определенном условии. Соблюдение этого условия, вызванного характером профессиональной деятель­ности, позволяет образовать благо и сохранить добродетель.

Профессиональная мораль коллегиальна. Это значит, что она действует внутри людей одной профессии и признается обществом как общественное благо и добродетель.

Наиболее ясно профессиональная мораль проявляется у лиц, профессия которых может быть названа прикладной гуманитарией: военных, врачей, юристов.

Коллегии военных разрешается убийство, при условии, что это убийство продиктовано военной необходимостью, а сама война, с точки зрения духовной морали, справедлива.

Коллегии врачей предписано соблюдать правило «не на­вреди». Это значит, что если врач субъективно чувствует, что может облегчить страдания человека, используя эутаназию или тот метод, который общественно не признан, он не вправе сделать этого.


Коллегия юристов требует, чтобы юрист добивался соблю­дения закона, а не выгоды (хотя выгода для всех может быть очевидна), если закон может быть нарушен по сообра­жениям выгоды.

Менее очевидны требования к политикам и священникам. С точки зрения коллегии политиков, лукавство и даже кля­твопреступления нежелательны, но возможны, если это может привести к общему благу. Поэтому политики должны сохранять верность лицам и идеям, которым они не должны изменять, даже если это лично невыгодно.

Священники, напротив, должны сохранять полную бес­пристрастность ко всем людям, хотя конкретные лица могут быть глубоко антипатичны священнику (убийцы, воры и т. п.) или симпатичны (родственники, друзья). Священни­ческая беспристрастность охраняется церковными установ­лениями.

Некоторые особые позитивные принципы свойственны коллегиям ученых, художников, педагогов. Ученые должны открывать и беспристрастно говорить истину, хотя эта истина может не удовлетворять общей нравственности, распростра­ненной в данное время, и нарушать эстетические чувства и чувства приличия многих людей.

Художник, напротив, может не заботиться о научной ис­тине, но обязан преследовать эстетическое совершенство, Даже вопреки эстетическим чувствам и чувствам приличия современной ему аудитории.

Педагог должен воспитывать чувство приличия, которое требует от него общество, даже если он субъективно понимает, что это чувство входит в противоречие с его пониманием научной истины и художественного совершенства.

Одновременно предполагается, что если уровень жизни сильно превосходит средний, то работник имеет моральную обязанность благотворить, то есть добровольно отдавать часть средств на общественно полезное дело или помогать частным лицам, оказавшимся в трудном положении.
Нравственность и нравственная культура
Всем хорошо знакомы такие понятия, как «добро», «спра­ведливость» «счастье», «совесть». И хотя их природа трудноуловима они имеют огромное значение в повседневном по­ведении человека. В чем их сила, откуда проистекает эта магическая власть? Почему в мире добру противостоит зло? Можно ли осознанно проникнуть в глубину нравственных переживаний людей? Какую жизнь считать достойной? В чем смысл человеческого бытия и как утолить не имеющую пре­дела жажду человека становиться лучше, духовно богаче? На эти и многие другие вопросы призвана ответить этика -древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания.



Термины «этика» и «мораль» в процессе культурного раз­вития получили всеобщее распространение. Термин «этика» сохраняет первоначальный смысл и обозначает науку, изуча­ющую мораль (нравственность). Под моралью же стали под­разумевать реальные явления (нравы общества, определен­ные нормы поведения людей, их представления о добре и зле). В некоторых европейских языках, наряду с термином «мораль», возникали свои собственные термины для обозна­чения того же самого явления (в русском языке— термин «нравственность»). .

Пожалуй, ни одно явление социальной жизни — ни наука, ни политика, ни право, ни религия — не истолковывалось столь противоречиво, как мораль. По разнообразию опреде­лений, которые она получала на протяжении всей своей ис­тории, с ней может соперничать, вероятно, только культура. И как только не трактовалась сущность нравственности: опыт житейской мудрости, школа воспитания человека, изучения его добродетели; исполнение божественных заветов, обеспе­чивающих бессмертие личности; высшее наслаждение, удов­летворенность индивида своим поведением; наикратчайший путь к обретению счастья, самоценное возвышенное служе­ние чести; исполнение непререкаемого долга; инструмент со­хранения, порядка в обществе; обеспечение честности во вза­имоотношениях людей; требование общественной пользы; об­личение пошлой, несправедливой действительности, «суд» над жизнью и самим собой; служение идеалу и утверждение справедливого жизнеустройства; средство взаимопонимания и сплочения людей; личное самовыражение, умение всегда «быть самим собой», следуя внутреннему голосу совести; внешние общественные установки, накладывающие на чело­века необходимые обязательства; условность, сковывающая личную инициативу и волю; особый прием познания; инсти­тут, обуздывающий «животные инстинкты» человека; успо­коительная иллюзия, помогающая человеку влачить свое бесцельное существование; определение высшего смысла че­ловеческой жизни и т. д.

Почему же столь сложно оказалось теоретически одно­значно определить значение морали? Ведь любая из пере­численных ее трактовок фиксировала (обычно преувеличивая) какую-то одну ее особенность, черту, свойство, а не схватывало ее суть.

Кроме того, мораль как духовное явление нелегко подда­ется научному анализу: неизученность, «тонкость» многих ее психологических и социальных механизмов делает ее по­добной неуловимой «синей птице».


Термин «нравственная культура» может определять два разных аспекта нравственности:

1) нравственность как самобытную сферу культуры, ис­торически обособляющуюся от ее других явлений, таких, как право, политика, религия и т. п.;

2) нравственную самобытность отдельного носителя нрав­ственности— личности, группы людей, общности или опреде­ленного общества.

В первом случае термины означают самобытность нрав­ственных явлений по отношению к культуре всего человече­ства, во втором — самобытность нравственных явлений от­дельных людей, групп по отношению к нравственности. По­этому разговор о нравственной культуре может идти в двух направлениях: с одной стороны, о специфике нравственной культуры, с другой стороны, о ее темах. Оба направления интересны и плодотворны, на обоих из них можно проследить особенности нравственной культуры.


Основные компоненты нравственной культуры



Любая сфера человеческой деятельности, будучи рассмот­рена как явление культуры, представляет собой некий про­цесс и продукт культуры. Ее составные части:

1) культура субъекта деятельности (самого человека, со­циальной общности);

2) ее вещественные средства и продукты;

3) социальные институты.

Культура человека охватывает все то, что неотделимо от его физического (например, в определенном отношении раз­витого тела) и духовного (принципов, взглядов, убеждений, идеалов, знаний, вкусов, интеллектуальных способностей и т. п.) бытия. Такая культура— следствие различных воз­действий. Во-первых, ее формируют стихийно действующие условия среды (включая поведение других людей). Во-вто­рых, она формируется сознательно, целенаправленно, на ос­нове использования другими людьми специальных средств воспитания и обучения. В-третьих, она является результатом самовоспитания, самосозидания, свидетельствующим о соци­альной зрелости человека, его способности самостоятельно решать важные для общества задачи.

Развитие и воспитание человека должны создать условия для самодеятельности, без которой не может вырасти само­стоятельный субъект культуры, превращающий созидание культуры в интересах общества в процесс самосозидания, а самосозидание — в сотворение продуктов, значимых для общества.

Культура общественных средств и продуктов деятельности—это не только- средства потребления, это и каналы человеческих материальных и духовных связей, объединяющий людей в едином социальном пространстве и времени. Вещественные средства аккумулируют, сохраняют и передают поколения в поколение опыт всего человечества, способы его деятельности, идеалы и т. д. Это — связная цепь всего человечества, его исторически меняющееся опредмеченное бытие.

Социальные институты состоят из разнообразных изобретенных и созданных людьми форм самоорганизации, которые предназначены для выполнения специальных общественных функций (например, управления, ведения общественных дел, научного исследования