ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, просвещения и т. д.). Через них деятельность отдельного человека приобретает социальную значимость. Таким образом, человек начинает действовать как сила, санкционированная тем или иным социальным авторитетом, а продукты его деятельности предстают как общественно значимые и необходимые.
Очевидно, что такие условно выделенные компоненты культуры, как культура людей, культура вещественных продуктов и институтов, не существуют самостоятельно и вне взаимосвязи друг с другом объяснены быть не могут. Они скорее представляют различные стороны одной и той же культуры. Через них проявляется каждая исторически сложившаяся сфера культуры, в том числе и нравственность. Однако нравственная культура, в отличие от политики, права, искусства, религии, науки, не имеет своих самостоятельных социальных институтов. Попытки создать органы охраны нравственности (например, «полицию нравов»), интерпретирующие нормы нравственности, оказались достаточно бесплодными. Сфера требований нравственности намного шире. Они применимы не только к общественному поведению людей, но и к их частной жизни, к межличностным отношениям. Вообще говоря, нет такой сферы человеческой деятельности, которая выходила бы за пределы нравственной регуляции. Каждый человек есть субъект и объект нравственной регуляции. Он является объектом, поскольку каждый другой человек может обращаться с ним нравственно или безнравственно, каждый может применять к нему нравственные санкции, воздействовать на его нравственную позицию. Вместе с тем, он субъект нравственной регуляции, поскольку его поведение по отношению к любому другому человеку может быть нравственным или нет, он может воздействовать на других, применять к ним нравственные санкции.
Ни нравственное поведение, ни контроль над ним не могут стать какой-либо специальной деятельностью. Профессия нравственной деятельности немыслима по своей сути. Нравственность не существует без почвы реальной повседневной жизни, она — аспект этой жизни, неотделимый от решения обыденных проблем. Нет человека, который мог бы специализироваться в развитии нравственности. Нормы нравственности возникают и поддерживаются на основе стихийных, неосознанных самоограничений и взаимоограничений поведения, укрепляются в форме традиций и нравов и лишь после этого осознаются как нравственные требования. Нормы нравственности могут быть сведены к согласованным с интересами других людей принципам жизни. Овладение ими не требует специального образования или особых знаний. Требования нравственности соответствуют уровню тех требований обыденного сознания, которые каждый может предъявлять к себе и другим.
Разумеется, и различные институты не могут отстраниться от внедрения нравственных норм. Особенно большие обязанности ложатся на такие, как система образования, печать, радио, телевидение, но они не являются и не могут стать какими-то специальными органами по поддержанию нравственности. Нормы нравственности важны не только для общества в целом, но и касаются интересов каждого его члена в отдельности, поэтому всеми и сохраняются.
Нравственность, как и все другие сферы культуры, обладает и своей вещественной частью — разнообразными средствами и продуктами нравственной культуры. Это различные письменные, устные, иконографические и другие произведения, в которых заключены примеры нравственного и безнравственного поведения, предлагаются нравственные советы, указания, выражаются нравственные санкции и т. п. Однако лишь незначительную часть этих источников составляют специальные средства, регулирующие нравственное поведение,— кодексы нравственности, знаки нравственных санкций и т. п. Вообще, сфера вещественных явлений, имеющих нравственный смысл, очень широка. К ним относятся произведения фольклора, многие произведения профессионального искусства, научные труды, эпистолярные документы и другие продукты духовной культуры. Все они могут (хотя и не в одинаковой мере) выражать нравственную позицию их создателей, иногда открытую и сознательную, иногда неосознанную и непреднамеренную, а иногда специально завуалированную.
Очень важную часть вещественной культуры составляют тексты этических учений. Как и описания и объяснения нравственности, эти учения входит в состав культуры. В то время они выполняют определенную идеологическую функцию. Этические учения представляют способ обоснования,
оправдания и осознания нравственных норм данной эпохи, также превращения нравственных привычек и навыков в нравственные убеждения. В этом отношении они — явления этической культуры.
В нравственной культуре личности выделяются нравственное поведение и нравственное сознание. Нравственное поведение человека состоит из таких поступков и действий, которые относительно других людей могут быть полезны или вредны в самом широком смысле этих слов. Но сама по себе
вредность или полезность действий еще не определяет их нравственности. Нравственность или безнравственность поведения определяют акты создания: интенции, желания, стремления, намерения. В свою очередь, нравственное содержание актов сознания зависит от мотивов, опираясь на которые, человек выбирает то или иное поведение. Если нормы нравственности соблюдаются лишь из боязни или ради какого-либо практического интереса, пользы, такое поведение еще не определяется как нравственное. Мотив страха или пользы не может быть основой для принятия нравственного решения. Решение становится нравственным постольку, поскольку человек способен оторваться от такого интереса, возвыситься над ним на основе приемлемого для каждого человека, проверяемого обществом принципа согласованного поведения, который укрепляется в форме совести и нравственного убеждения. Поэтому И. Кант не без оснований полагал, что нравственность опирается на категорический императив, для которого нравственный поступок есть «объективно необходимый сам по себе, безотносительно и какой-либо другой цели». Хотя, конечно, этот императив — не некий, как думал Кант, принцип чистого разума, но есть «более или менее соответствующее выражение... общественных и политических отношений». Поэтому нравственные принципы действительны постольку, поскольку вообще могут быть согласованы интересы людей.
Соответственно степени нравственной зрелости или уровню усвоения нравственных норм можно установить различные типы нравственной культуры: тип внешнего нравственного поведения и тип нравственного сознания. Последний, в свою очередь, может быть подразделен на тип совести, опирающийся на привычку и нравственное сочувствие, и тип рационально мотивированного убеждения.
Физические действия и поступки, составляющие поведение человека, как было отмечено выше, сами по себе, без актов осознания, нравственного смысла не имеют. Но можно утверждать и обратное: те или иные стремления человека могут быть квалифицированы как нравственные только в том случае, если он предвидит действия и поступки, которые для других людей могут быть полезны или вредны. Если человек в своих желаниях и стремлениях не предвидит никаких практических поступков, то и сами стремления лишаются своей нравственной действенности. Даже наилучшие желания утрачивают свою ценность, если они не побуждают человека действовать в таких ситуациях, где нужна неотложная помощь. Конечно, это не значит, что стремления человека не могут иметь нравственную основу. В этом смысле они настраивают человека на поведение нравственное или безнравственное. Следовательно, нравственное поведение является неотъемлемой частью нравственной культуры личности или общности людей. Через него реализуются внешние связи с другими людьми и общностями и, таким образом, выявляются нравственные отношения общества.
О совести как важнейшем компоненте нравственной культуры мы говорим тогда, когда соблюдение норм нравственности становится внутренним требованием. Для конформистского согласования поведения с требованиями нравственности обязательны внешние санкции. Для нравственного поведения такой внешний контроль теряет свое значение. Тут человек отчитывается лишь перед своей совестью, которая является не чем иным, как интериоризированным общественным контролем и выступает в качестве самодовлеющей ценности.
Убеждения — наиболее зрелая форма нравственной культуры. Они проявляются там, где внешнее нравственное поведение и решения совести основываются на рационально мотивированных и критически проверяемых принципах нравственности.
Другим критерием нравственной культуры можно считать способы обоснования нравственных норм. Соответственно этому критерию можно выделить «традиционную» (религиозную) теоретически осмысленную культуру.
Первобытная нравственная культура еще ясно не выделяется из синкретической культуры. Ей присуща форма традиционно перенимаемых обычаев, нравов, которые имеют не только нравственный смысл. Обычаи охраняются и утверждаются авторитарным способом: для обоснования необходимости их соблюдения достаточно указать, что их соблюдали отцы и предки и поэтому они необходимы для жизни, Так называемое традиционное общество в другом обосновании и не нуждается. Традиция отцов здесь есть гарантия надежности. Для оживления, укрепления и сохранения этих традиций используются магические ритуалы и мифы.
При классовом расслоении общества, которое ослабило его родственные связи, обычаи уже не могли выполнять объединяющую роль. Поэтому для идеологического объединения общества чаще всего привлекаются разнородные мифы и государственные религии. Они-то и становятся обычным обоснованием нравственности. Развивается религиозный тип нравственности, означающий не что иное, как санкционированные религией нормы поведения. Эти нормы приобретают смысл «святых заповедей», а проступок перед этими заповедями становится грехом, т. е. проступком перед богом. Человек при этом осознает нормы нравственности как требование, повиновение которому обязательно для обретения «вечного счастья». Святость норм здесь является основой их безусловной подлинности, необходимости и неоспоримости.
Следовательно, мотивирование религиозной нравственности столь же сильно, как и авторитет предков, однако в ходе культурного прогресса теоретическое обоснование нравственности ограничивает, а часто и вытесняет ее авторитарное мотивирование. Такое обоснование придает нравственному поведению характер сознательного самоопределения.
Очевидно, что такие условно выделенные компоненты культуры, как культура людей, культура вещественных продуктов и институтов, не существуют самостоятельно и вне взаимосвязи друг с другом объяснены быть не могут. Они скорее представляют различные стороны одной и той же культуры. Через них проявляется каждая исторически сложившаяся сфера культуры, в том числе и нравственность. Однако нравственная культура, в отличие от политики, права, искусства, религии, науки, не имеет своих самостоятельных социальных институтов. Попытки создать органы охраны нравственности (например, «полицию нравов»), интерпретирующие нормы нравственности, оказались достаточно бесплодными. Сфера требований нравственности намного шире. Они применимы не только к общественному поведению людей, но и к их частной жизни, к межличностным отношениям. Вообще говоря, нет такой сферы человеческой деятельности, которая выходила бы за пределы нравственной регуляции. Каждый человек есть субъект и объект нравственной регуляции. Он является объектом, поскольку каждый другой человек может обращаться с ним нравственно или безнравственно, каждый может применять к нему нравственные санкции, воздействовать на его нравственную позицию. Вместе с тем, он субъект нравственной регуляции, поскольку его поведение по отношению к любому другому человеку может быть нравственным или нет, он может воздействовать на других, применять к ним нравственные санкции.
Ни нравственное поведение, ни контроль над ним не могут стать какой-либо специальной деятельностью. Профессия нравственной деятельности немыслима по своей сути. Нравственность не существует без почвы реальной повседневной жизни, она — аспект этой жизни, неотделимый от решения обыденных проблем. Нет человека, который мог бы специализироваться в развитии нравственности. Нормы нравственности возникают и поддерживаются на основе стихийных, неосознанных самоограничений и взаимоограничений поведения, укрепляются в форме традиций и нравов и лишь после этого осознаются как нравственные требования. Нормы нравственности могут быть сведены к согласованным с интересами других людей принципам жизни. Овладение ими не требует специального образования или особых знаний. Требования нравственности соответствуют уровню тех требований обыденного сознания, которые каждый может предъявлять к себе и другим.
Разумеется, и различные институты не могут отстраниться от внедрения нравственных норм. Особенно большие обязанности ложатся на такие, как система образования, печать, радио, телевидение, но они не являются и не могут стать какими-то специальными органами по поддержанию нравственности. Нормы нравственности важны не только для общества в целом, но и касаются интересов каждого его члена в отдельности, поэтому всеми и сохраняются.
Нравственность, как и все другие сферы культуры, обладает и своей вещественной частью — разнообразными средствами и продуктами нравственной культуры. Это различные письменные, устные, иконографические и другие произведения, в которых заключены примеры нравственного и безнравственного поведения, предлагаются нравственные советы, указания, выражаются нравственные санкции и т. п. Однако лишь незначительную часть этих источников составляют специальные средства, регулирующие нравственное поведение,— кодексы нравственности, знаки нравственных санкций и т. п. Вообще, сфера вещественных явлений, имеющих нравственный смысл, очень широка. К ним относятся произведения фольклора, многие произведения профессионального искусства, научные труды, эпистолярные документы и другие продукты духовной культуры. Все они могут (хотя и не в одинаковой мере) выражать нравственную позицию их создателей, иногда открытую и сознательную, иногда неосознанную и непреднамеренную, а иногда специально завуалированную.
Очень важную часть вещественной культуры составляют тексты этических учений. Как и описания и объяснения нравственности, эти учения входит в состав культуры. В то время они выполняют определенную идеологическую функцию. Этические учения представляют способ обоснования,
оправдания и осознания нравственных норм данной эпохи, также превращения нравственных привычек и навыков в нравственные убеждения. В этом отношении они — явления этической культуры.
Нравственная культура личности
В нравственной культуре личности выделяются нравственное поведение и нравственное сознание. Нравственное поведение человека состоит из таких поступков и действий, которые относительно других людей могут быть полезны или вредны в самом широком смысле этих слов. Но сама по себе
вредность или полезность действий еще не определяет их нравственности. Нравственность или безнравственность поведения определяют акты создания: интенции, желания, стремления, намерения. В свою очередь, нравственное содержание актов сознания зависит от мотивов, опираясь на которые, человек выбирает то или иное поведение. Если нормы нравственности соблюдаются лишь из боязни или ради какого-либо практического интереса, пользы, такое поведение еще не определяется как нравственное. Мотив страха или пользы не может быть основой для принятия нравственного решения. Решение становится нравственным постольку, поскольку человек способен оторваться от такого интереса, возвыситься над ним на основе приемлемого для каждого человека, проверяемого обществом принципа согласованного поведения, который укрепляется в форме совести и нравственного убеждения. Поэтому И. Кант не без оснований полагал, что нравственность опирается на категорический императив, для которого нравственный поступок есть «объективно необходимый сам по себе, безотносительно и какой-либо другой цели». Хотя, конечно, этот императив — не некий, как думал Кант, принцип чистого разума, но есть «более или менее соответствующее выражение... общественных и политических отношений». Поэтому нравственные принципы действительны постольку, поскольку вообще могут быть согласованы интересы людей.
Соответственно степени нравственной зрелости или уровню усвоения нравственных норм можно установить различные типы нравственной культуры: тип внешнего нравственного поведения и тип нравственного сознания. Последний, в свою очередь, может быть подразделен на тип совести, опирающийся на привычку и нравственное сочувствие, и тип рационально мотивированного убеждения.
Физические действия и поступки, составляющие поведение человека, как было отмечено выше, сами по себе, без актов осознания, нравственного смысла не имеют. Но можно утверждать и обратное: те или иные стремления человека могут быть квалифицированы как нравственные только в том случае, если он предвидит действия и поступки, которые для других людей могут быть полезны или вредны. Если человек в своих желаниях и стремлениях не предвидит никаких практических поступков, то и сами стремления лишаются своей нравственной действенности. Даже наилучшие желания утрачивают свою ценность, если они не побуждают человека действовать в таких ситуациях, где нужна неотложная помощь. Конечно, это не значит, что стремления человека не могут иметь нравственную основу. В этом смысле они настраивают человека на поведение нравственное или безнравственное. Следовательно, нравственное поведение является неотъемлемой частью нравственной культуры личности или общности людей. Через него реализуются внешние связи с другими людьми и общностями и, таким образом, выявляются нравственные отношения общества.
О совести как важнейшем компоненте нравственной культуры мы говорим тогда, когда соблюдение норм нравственности становится внутренним требованием. Для конформистского согласования поведения с требованиями нравственности обязательны внешние санкции. Для нравственного поведения такой внешний контроль теряет свое значение. Тут человек отчитывается лишь перед своей совестью, которая является не чем иным, как интериоризированным общественным контролем и выступает в качестве самодовлеющей ценности.
Убеждения — наиболее зрелая форма нравственной культуры. Они проявляются там, где внешнее нравственное поведение и решения совести основываются на рационально мотивированных и критически проверяемых принципах нравственности.
Другим критерием нравственной культуры можно считать способы обоснования нравственных норм. Соответственно этому критерию можно выделить «традиционную» (религиозную) теоретически осмысленную культуру.
Первобытная нравственная культура еще ясно не выделяется из синкретической культуры. Ей присуща форма традиционно перенимаемых обычаев, нравов, которые имеют не только нравственный смысл. Обычаи охраняются и утверждаются авторитарным способом: для обоснования необходимости их соблюдения достаточно указать, что их соблюдали отцы и предки и поэтому они необходимы для жизни, Так называемое традиционное общество в другом обосновании и не нуждается. Традиция отцов здесь есть гарантия надежности. Для оживления, укрепления и сохранения этих традиций используются магические ритуалы и мифы.
При классовом расслоении общества, которое ослабило его родственные связи, обычаи уже не могли выполнять объединяющую роль. Поэтому для идеологического объединения общества чаще всего привлекаются разнородные мифы и государственные религии. Они-то и становятся обычным обоснованием нравственности. Развивается религиозный тип нравственности, означающий не что иное, как санкционированные религией нормы поведения. Эти нормы приобретают смысл «святых заповедей», а проступок перед этими заповедями становится грехом, т. е. проступком перед богом. Человек при этом осознает нормы нравственности как требование, повиновение которому обязательно для обретения «вечного счастья». Святость норм здесь является основой их безусловной подлинности, необходимости и неоспоримости.
Следовательно, мотивирование религиозной нравственности столь же сильно, как и авторитет предков, однако в ходе культурного прогресса теоретическое обоснование нравственности ограничивает, а часто и вытесняет ее авторитарное мотивирование. Такое обоснование придает нравственному поведению характер сознательного самоопределения.