Файл: Основы художественной культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, просвещения и т. д.). Через них деятельность отдельного человека приобретает социальную значимость. Таким образом, человек начинает действовать как сила, санкционированная тем или иным социальным авторитетом, а продукты его деятельности предстают как общественно значимые и необходимые.

Очевидно, что такие условно выделенные компоненты культуры, как культура людей, культура вещественных продуктов и институтов, не существуют самостоятельно и вне взаимосвязи друг с другом объяснены быть не могут. Они скорее представляют различные стороны одной и той же культуры. Через них проявляется каждая исторически сложившаяся сфера культуры, в том числе и нравственность. Однако нравственная культура, в отличие от политики, права, искусства, религии, науки, не имеет своих самостоятельных социальных институтов. Попытки создать органы охраны нравственности (например, «полицию нравов»), интерпрети­рующие нормы нравственности, оказались достаточно бес­плодными. Сфера требований нравственности намного шире. Они применимы не только к общественному поведению лю­дей, но и к их частной жизни, к межличностным отношениям. Вообще говоря, нет такой сферы человеческой деятельности, которая выходила бы за пределы нравственной регуляции. Каждый человек есть субъект и объект нравственной ре­гуляции. Он является объектом, поскольку каждый другой человек может обращаться с ним нравственно или безнравственно, каждый может применять к нему нравственные санкции, воздействовать на его нравственную позицию. Вместе с тем, он субъект нравственной регуляции, поскольку его по­ведение по отношению к любому другому человеку может быть нравственным или нет, он может воздействовать на других, применять к ним нравственные санкции.

Ни нравственное поведение, ни контроль над ним не мо­гут стать какой-либо специальной деятельностью. Профессия нравственной деятельности немыслима по своей сути. Нрав­ственность не существует без почвы реальной повседневной жизни, она — аспект этой жизни, неотделимый от решения обыденных проблем. Нет человека, который мог бы специа­лизироваться в развитии нравственности. Нормы нравствен­ности возникают и поддерживаются на основе стихийных, неосознанных самоограничений и взаимоограничений поведе­ния, укрепляются в форме традиций и нравов и лишь после этого осознаются как нравственные требования. Нормы нрав­ственности могут быть сведены к согласованным с интере­сами других людей принципам жизни. Овладение ими не требует специального образования или особых знаний. Тре­бования нравственности соответствуют уровню тех требова­ний обыденного сознания, которые каждый может предъяв­лять к себе и другим.


Разумеется, и различные институты не могут отстраниться от внедрения нравственных норм. Особенно большие обязан­ности ложатся на такие, как система образования, печать, ра­дио, телевидение, но они не являются и не могут стать ка­кими-то специальными органами по поддержанию нравст­венности. Нормы нравственности важны не только для обще­ства в целом, но и касаются интересов каждого его члена в отдельности, поэтому всеми и сохраняются.

Нравственность, как и все другие сферы культуры, обла­дает и своей вещественной частью — разнообразными сред­ствами и продуктами нравственной культуры. Это различные письменные, устные, иконографические и другие произведения, в которых заключены примеры нравственного и без­нравственного поведения, предлагаются нравственные советы, указания, выражаются нравственные санкции и т. п. Од­нако лишь незначительную часть этих источников составляют специальные средства, регулирующие нравственное поведе­ние,— кодексы нравственности, знаки нравственных санкций и т. п. Вообще, сфера вещественных явлений, имеющих нрав­ственный смысл, очень широка. К ним относятся произведения фольклора, многие произведения профессионального искусства, научные труды, эпистолярные документы и другие продукты духовной культуры. Все они могут (хотя и не в одинаковой мере) выражать нравственную позицию их создателей, иногда открытую и сознательную, иногда неосознанную и непреднамеренную, а иногда специально завуалированную.

Очень важную часть вещественной культуры составляют тексты этических учений. Как и описания и объяснения нравственности, эти учения входит в состав культуры. В то время они выполняют определенную идеологическую функцию. Этические учения представляют способ обоснования,

оправдания и осознания нравственных норм данной эпохи, также превращения нравственных привычек и навыков в нравственные убеждения. В этом отношении они — явления этической культуры.



Нравственная культура личности



В нравственной культуре личности выделяются нравственное поведение и нравственное сознание. Нравственное поведение человека состоит из таких поступков и действий, которые относительно других людей могут быть полезны или вредны в самом широком смысле этих слов. Но сама по себе

вредность или полезность действий еще не определяет их нравственности. Нравственность или безнравственность поведения определяют акты создания: интенции, желания, стремления, намерения. В свою очередь, нравственное содержание актов сознания зависит от мотивов, опираясь на которые, человек выбирает то или иное поведение. Если нор­мы нравственности соблюдаются лишь из боязни или ради какого-либо практического интереса, пользы, такое поведение еще не определяется как нравственное. Мотив страха или пользы не может быть основой для принятия нравственного решения. Решение становится нравственным постольку, по­скольку человек способен оторваться от такого интереса, воз­выситься над ним на основе приемлемого для каждого чело­века, проверяемого обществом принципа согласованного по­ведения, который укрепляется в форме совести и нравствен­ного убеждения. Поэтому И. Кант не без оснований полагал, что нравственность опирается на категорический императив, для которого нравственный поступок есть «объективно необ­ходимый сам по себе, безотносительно и какой-либо другой цели». Хотя, конечно, этот императив — не некий, как ду­мал Кант, принцип чистого разума, но есть «более или менее соответствующее выражение... общественных и политических отношений». Поэтому нравственные принципы действи­тельны постольку, поскольку вообще могут быть согласованы интересы людей.

Соответственно степени нравственной зрелости или уров­ню усвоения нравственных норм можно установить различ­ные типы нравственной культуры: тип внешнего нравствен­ного поведения и тип нравственного сознания. Последний, в свою очередь, может быть подразделен на тип совести, опи­рающийся на привычку и нравственное сочувствие, и тип рационально мотивированного убеждения.

Физические действия и поступки, составляющие поведе­ние человека, как было отмечено выше, сами по себе, без актов осознания, нравственного смысла не имеют. Но можно утверждать и обратное: те или иные стремления человека могут быть квалифицированы как нравственные только в том случае, если он предвидит действия и поступки, которые для других людей могут быть полезны или вредны. Если че­ловек в своих желаниях и стремлениях не предвидит ника­ких практических поступков, то и сами стремления лишают­ся своей нравственной действенности. Даже наилучшие же­лания утрачивают свою ценность, если они не побуждают человека действовать в таких ситуациях, где нужна неотложная помощь. Конечно, это не значит, что стремления человека не могут иметь нравственную основу. В этом смысле они настраивают человека на поведение нравственное или безнравственное. Следовательно, нравственное поведение является неотъемлемой частью нравственной культуры личности или общности людей. Через него реализуются внешние связи с другими людьми и общностями и, таким образом, выявляются нравственные отношения общества.


О совести как важнейшем компоненте нравственной культуры мы говорим тогда, когда соблюдение норм нравственности становится внутренним требованием. Для конформистского согласования поведения с требованиями нравственности обязательны внешние санкции. Для нравственного поведения такой внешний контроль теряет свое значение. Тут человек отчитывается лишь перед своей совестью, которая является не чем иным, как интериоризированным общественным контролем и выступает в качестве самодовлеющей ценности.

Убеждения — наиболее зрелая форма нравственной куль­туры. Они проявляются там, где внешнее нравственное пове­дение и решения совести основываются на рационально мо­тивированных и критически проверяемых принципах нравст­венности.

Другим критерием нравственной культуры можно счи­тать способы обоснования нравственных норм. Соответствен­но этому критерию можно выделить «традиционную» (рели­гиозную) теоретически осмысленную культуру.

Первобытная нравственная культура еще ясно не выде­ляется из синкретической культуры. Ей присуща форма тра­диционно перенимаемых обычаев, нравов, которые имеют не только нравственный смысл. Обычаи охраняются и утверж­даются авторитарным способом: для обоснования необходи­мости их соблюдения достаточно указать, что их соблюдали отцы и предки и поэтому они необходимы для жизни, Так на­зываемое традиционное общество в другом обосновании и не нуждается. Традиция отцов здесь есть гарантия надежности. Для оживления, укрепления и сохранения этих традиций ис­пользуются магические ритуалы и мифы.

При классовом расслоении общества, которое ослабило его родственные связи, обычаи уже не могли выполнять объ­единяющую роль. Поэтому для идеологического объединения общества чаще всего привлекаются разнородные мифы и го­сударственные религии. Они-то и становятся обычным обо­снованием нравственности. Развивается религиозный тип нравственности, означающий не что иное, как санкциониро­ванные религией нормы поведения. Эти нормы приобретают смысл «святых заповедей», а проступок перед этими запове­дями становится грехом, т. е. проступком перед богом. Че­ловек при этом осознает нормы нравственности как требова­ние, повиновение которому обязательно для обретения «веч­ного счастья». Святость норм здесь является основой их без­условной подлинности, необходимости и неоспоримости.

Сле­довательно, мотивирование религиозной нравственности столь же сильно, как и авторитет предков, однако в ходе культурного прогресса теоретическое обоснование нравст­венности ограничивает, а часто и вытесняет ее авторитарное мотивирование. Такое обоснование придает нравственному поведению характер сознательного самоопределения.


Категории эстетического освоения мира




Эстетика (греч. aisthetikos - имеющий отношение к чувственному восприятию), изучает чувственные ценностные оценки индивидом объективной действительности и их последующее воспроизводство в вербальных и невербальных средствах приема -передачи информации.

Эстетическое - метакатегория, т.е. широкая и фундаментальная категория эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и др. характеристиках жизни и искусства. В истории эстетической мысли сложились пять теоретических моделей эстетического.

I модель (объективный идеализм) : эстетическое - результат одухотворения мира божественным началом или идеей. Развитие этой концепции невозможно на основе атеистического мировоззрения;

II модель (субъективный идеализм) : эстетическое - проекция духовного богатства индивида на этически нейтральную действительность. В этой концепции теряется критерий оценки эстетической ценности.

III модель (дуализм) : эстетическое возникает благодаря единению объективного и субъективного начал.

IV модель (метафизический материализм) : эстетическое - естественные свойства предметов.

V модель (диалектический материализм) : она представляет в “общественной” концепции, согласно которой эстетическое - объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью общества, человечества, общечеловечески значимое в явлениях. Эта концепция дает возможность объяснить природу эстетического, исходя из единого основания.

Выяснение природы эстетического предлагает ответы на следующие вопросы : каков объект эстетического отношения, какова роль общественной практики в его бытии, как связано эстетическое с полезным?

Эстетическое и Полезное.

Сократ отождествлял прекрасное как полезное : эстетическое - производное от утилитарно-практической значимости предмета. Искусно украшенный щит, не защищающий воина от врагов, нельзя назвать прекрасным, а корзина с навозом прекрасна, т.к. полезна.

Кант утверждал, что при эстетическом восприятии предмета, во-первых, наше отношение к нему бескорыстно, не заинтересованно, чем принципиально отличается от морального и практического отношения; во-вторых, мы получаем удовольствие “без понятия”; в-третьих, предмет воспринимается как целесообразный “без представления о цели”; в-четвертых, предмет рассматривается “как предмет необходимого удовольствия”. Кант обращает внимание на духовную специфику эстетического, выделяет из сферы утилитарного, но абсолютизирует практическую незаинтересованность человека в предмете эстетического наслаждения.