Файл: Лекция по дисциплине устройство и техническое обслуживание транспортных средств Тема Общее устройство транспортного средства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общероссийская общественно-государственная организация
Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России
=========================================================


ЛЕКЦИЯ

по дисциплине
«УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»
Тема № 1. Общее устройство транспортного средства
Занятие № 1.2. Органы управления, эргономика автомобиля
по подготовке специалистов по ВУС-837 «водители транспортных средств категории «С»

Тема № 1. Общее устройство ТС

Занятие № 1.2. Органы управления, эргономика автомобиля



Учебные вопросы
1. Органы управления и средства информационного обеспечения водителя.

2. Системы автоматизации управления.

3. Системы обеспечения комфортных условий в кабине.

Введение
Безопасная работа водителя на автомобиле невозможна без создания удобного рабочего места. Это не значит, что в кабине установлены удобные сиденья и всё. На рабочем месте водитель прежде всего работает, выполняя различные действия: наблюдает за дорожной обстановкой, принимает решения, управляет работой автомобиля, контролирует его техническое состояние.

Для контроля за техническим состоянием и режимами работы двигателя, агрегатов и машин в целом применяются системы автоматического контроля и контрольно-измерительных приборов

На современных военных машинах количество приборов, подлежащих контролю, достигает двадцати. Для обеспечения безопасности движения и технически правильной эксплуатации необходимо осуществлять контроль по крайней мере еще за двадцатью параметрами. Таким образом, в идеальном случае необходимо контролировать около сорока различных параметров. На занятии рассмотрим назначение, состав органов управления, средства информационного обеспечения водителя, перспективные средства автоматизации управления и системы обеспечения комфортных условий в кабине автомобиля.


Учебный вопрос № 1.

Органы управления и средства информационного обеспечения водителя
Органы управления, расположенные в кабине автомобиля Урал 4320, показаны на рис. 1.



Рис. 1. Механизмы управления автомобиля Урал:



  1. колесо рулевое; 2. панель приборов; 3. дефлекторы поворотные; 4. крышка люка блока предохранителей; 5. рычаг переключения передач раздаточной коробки; 6. рычаг блокировки дифференциала раздаточной коробки; 7. педаль управления подачей топлива; 8. педаль тормоза; 9. кнопка включения вспомогательного тормоза; 10. педаль сцепления; 11. переключатель ножной света фар; 12. выключатель пневматического сигнала; 13. рычаг стояночного тормоза; 14. розетка для переносной лампы; 15. рычаг переключения передач; 16. цепь управления шторой радиатора; 17. переключатель указателей поворота


Расположение контрольно-измерительных приборов показано на рис. 2.



Рис. 2. Расположение контрольно-измерительных приборов автомобиля Урал

Панель приборов: 1. манометр двухстрелочный; 2. сигнализатор аварийного падения давления масла; 3. указатель температуры охлаждающей жидкости; 4. указатель давления масла в системе смазки двигателя; 5. лампа сигнальная включения дальнего света фар; 6. спидометр; 7. тахометр; 8. указатель тока; 9. указатель уровня топлива; 10. манометр шинный; 11. выключатель плафона кабины; 12. выключатель фонарей знака автопоезда; 13. переключатель электродвигателя отопителя кабины; 14. кнопка включения электрофакельного устройства; 15. выключатель аварийной сигнализации; 16. переключатель света центральный; 17. ручка тяги ручного управления подачей топлива; 18. блок контрольных ламп правый; 19. блок контрольных ламп левый; 20. выключатель стеклоочистителя; 21. кнопка выключения аккумуляторных батарей; 22. выключатель реостатный подсветки приборов.
В блоках контрольных ламп автомобиля Урал расположены (рис. 3):





Рис. 3. Блоки контрольных ламп: I — левый; II — правый

Cигнализаторы: 1. стояночного тормоза; 2. аварийного повышения температуры охлаждающей жидкости; 3. неисправности тормозов; 4. минимального давления воздуха в пневмосистеме автомобиля; 5. засорения масляного фильтра; 6. включения электрофакельного устройства; 7. указателей поворота автомобиля; 8. указателей поворота прицепа; 9. включения фонарей знака автопоезда

.

Кнопки: 6. проверки исправности сигнализаторов левого блока; 7.проверки исправности сигнализаторов правого блока.
Сигнализаторы: 1 – стояночного тормоза, при включении загорается прерывистым красным светом; ' 2 – аварийного повышения температуры охлаждающей жидкости. При возрастании температуры до 98°С загорается красный свет. Допускается кратковременная, не более 2 ч, работа двигателя при температуре до105°С;

3 – неисправности тормозов, при загорании лампы должна быть устранена неисправность в гидравлической части привода тормозов или отрегулированы зазоры между колодками и барабанами;

4 – минимального давления воздуха в пневмосистеме автомобиля. При падении давления воздуха в баллонах ниже 450 кПа загорается красный свет, и включается звуковой сигнализатор. Движение с горящими сигнализаторами 3 и 4 не допускается;

5 – засорения масляного фильтра. При увеличении сопротивления фильтра (засорение фильтрующих элементов, повышенная вязкость масла при низкой температуре) загорается красный свет; свечение лампы допустимо только при пуске и прогреве двигателя;

8 – включения электрофакельного устройства. Загорание лампы указывает на готовность устройства к пуску двигателя;

9 – указателей поворота автомобиля. Загорается прерывистым зеленым светом при включении указателей правого или левого поворота автомобиля и служит для контроля за исправностью ламп указателей;

10 — указателей поворота прицепа. Загорается прерывистым зеленым светом при включении указателей правого или левого поворота прицепа и служит для контроля за исправностью ламп указателей прицепа;

11 – включения фонарей знака автопоезда.

Кнопки: 6 – проверки исправности сигнализаторов левого блока. При нажатии на кнопку загораются все исправные контрольные лампы левого блока;

7 – проверки исправности сигнализаторов правого блока. При нажатии на кнопку загораются все исправные контрольные лампы правого блока;
Стеклоочиститель ветрового окна кабины автомобиля УРАЛ 4320 в отличии от КамАЗ 4310, включен в пневматическую систему автомобиля. Он состоит из пневматического двигателя с золотниковым распределением и механизмом укладки щеток по нижней кромке стекол, двух щеток, тяг и рычагов привода щеток. Включается стеклоочиститель поворотом против часовой стрелки головки крана, расположенной на панели приборов. Вращая головку крана, можно регулировать скорость движения щеток стеклоочистителя. При вращении головки крана против часовой стрелки интенсивность работы щеток увеличивается. При повороте головки по часовой стрелке до упора стеклоочиститель выключается. В автомобилях более поздних годов выпуска стеклоочиститель включается клавишным переключателем. При выключении стеклоочистителя щетки автоматически укладываются по нижней кромке стекла.


Ниже рассмотрены органы управления автомобиля КамАЗ-4310 (рис. 4).


Рис. 4. Органы управления автомобиля Камаз

Расположение органов управления автомобилем показано на рис. 4.

Кнопка 1 крана управления вспомогательной тормозной системой расположена на полу кабины.

Педаль 2 сцепления (навесного типа) укреплена на кронштейне под панелью приборов, слева от рулевой колонки.

Тормозная педаль 3 (навесного типа) расположена под панелью приборов, справа от рулевой колонки.

Педаль 4 подачи топлива установлена в кронштейне на полу кабины, справа от рулевой колонки.

Комбинированный переключатель 5 прикреплен на рулевой колонке под рулевым колесом 6 и состоит из двух рычагов переключателей света, указателей поворота, стеклоочистителя и стеклоомывателя, выключателей звуковых сигналов. На рукоятке переключателей нанесены символы включаемых потребителей электроэнергии.

Рычаг 7 механизма дистанционного управления коробкой передач находится справа от сиденья водителя.

При повороте по часовой стрелке ключа или флажка в замке 9 выключателя приборов электрооборудования и стартера вправо до щелчка включаются приборы, а при дальнейшем повороте – стартер.

Рычаг 1 (рис. 5) переключателя света и указателей поворота расположен с левой стороны комбинированного переключателя. При перемещении рычага в положение I включаются указатели правого поворота, в положение II – указатели левого поворота тягача и прицепа. Переключатель имеет автоматическое устройство для возвращения рычага в нейтральное положение по окончании поворота и возвращении рулевого колеса в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой.

При положении О рычага 1 переключателя и одновременном положении II центрального переключателя 26 включается ближний свет фар, в положении IV рычага – дальний свет фар.

Кроме того, имеется нефиксированное положение III рычага переключателя для сигнализации светом фар, которое включается независимо от положения центрального переключателя.



Рис. 5. Комбинированный переключатель




1 – рычаг переключателя света и указателей поворота;

2 – рычаг переключателя стеклоочистителя и омывателя.

Положения рычагов переключателя:

I – Включен указатель правого поворота;

II – Включен указатель правого поворота (нефиксированное);

III – Включен указатель левого поворота (нефиксированное);

IV – Включен указатель левого поворота;

V – Мигание дальним светом (нефиксированное);

VI – Включен дальний свет;

0 – Все выключено;

А – Первая скорость стеклоочистителя;

В – Вторая скорость стеклоочистителя;

С – Прерывистый режим работы стеклоочистителя;

D – Включен стеклоомыватель (нефиксированное).
Рычаг 2 переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя расположен с правой стороны комбинированного переключателя. При перемещении рычага в А и В фиксированные положения включаются соответственно большая и малая скорости стеклоочистителя.



Рис. 6. Стояночный тормоз.

Переключатель стеклоомывателя имеет нефиксированное положение Д.

Электрозвуковой сигнал включается при перемещении рукояток рычагов 1 и 2 по направлению к рулевой колонке.

Для включения стояночной тормозной системы нужно перевести рукоятку 1 (рис. 6) крана в вертикальное положение и зафиксировать, вытянув ее; для выключения - снова вытянуть и перевести в горизонтальное положение

Расположение контрольно-измерительных приборов, оборудования и органов управления специальным оборудованием автомобиля Камаз изображено на рис. 7.

Все контрольно-измерительные приборы расположены на панели щитка 1 в левой части панели приборов.

На панели 4 предохранителей, которая откидывается при вытягивании на себя, расположены переключатели 2 и клавишные выключатели приборов электрооборудования. В правой части находится вещевой ящик 6, освещаемый софитной лампой.

Рычаг 9 крана управления давлением воздуха в шинах имеет три положения. Для снижения давления в шинах рукоятку крана следует перевести в положение «выпуск», а для увеличения давления - плавно в положение "накачка". После достижения необходимого давления рукоятку крана необходимо зафиксировать в среднем нейтральном положении.

Давление воздуха в контурах I или II пневмопривода тормозных систем при накачке шин должно быть не ниже 550 кПа (5,5 кгс/см2).


Рис. 7. Панель контрольно-измерительных приборов, оборудования и органов управления специальным оборудованием