Файл: Лекция по дисциплине устройство и техническое обслуживание транспортных средств Тема Общее устройство транспортного средства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 – панель щитка приборов; 2 – переключатели и клавишные выключатели; 3 – пепельница; 4 – откидная панель предохранителей; 5 – место расположения радиоприемника; 6 – вещевой ящик; 7 – кнопочный выключатель ПЖД; 8 – переключатель ПЖД; 9 – рычаг крана управления давлением воздуха в шинах; 10 – рукоятка ручного управления подачей топлива; 11 – рычаг управления блокировкой МОД раздаточной коробки; 12 – рычаг управления блокировкой МОД мостов; 13 – рукоятка крана управления раздаточной коробкой; 14 – рукоятка останова двигателя; 15 – рукоятка управления краном отопителя: 16 – рукоятки управления заслонками воздухораспределителей.
Рычагом 12 надо пользоваться при движении по скользким дорогам и бездорожью для включения механизма блокировки межосевого дифференциала.
Рукояткой 13 следует пользоваться для переключения передач в раздаточной коробке.
Рукоятка 15 служит для управления краном отопителя. Кран отопителя полностью открывается при ее крайнем правом положении. Две рукоятки 16 управляют заслонками воздухораспределителей. При крайнем левом положении обогревается кабина и подается воздух к ногам водителя и правого пассажира. При крайнем правом положении обогреваются только стекла кабины. В промежуточных положениях рукоятки плавно изменяется эффективность обогрева кабины и ветровых стекол.
Расположение приборов на панели щитка показано на рис. 8.
Рис. 8. Расположение приборов на панели щитка
7 – заглушка; 15, 16 – блоки контрольных ламп; 17 – включатель аварийной сигнализации; 19 - выключатель заднего противотуманного фонаря; 20 – дистанционный выключатель «массы» аккумуляторных батарей;
21, 38 – выключатель плафонов; 22 – выключатель противотуманных фар; 23 – выключатель фонарей автопоезда; 24 – регулятор подсветки приборов; 26 – центральный переключатель света; 27 – комбинация приборов;
28 – двухстрелочный манометр; 29 – указатель давления в шинах; 30 – спидометр электронный; 31 –тахометр электронный; 32 – выключатель КОМ лебедки; 33 – контрольная лампа МОД; 34 – контрольная лампа коробки отбора мощности; 35 – контрольная лампа (дальний свет фар, цвет синий);36 – контрольная лампа датчика засоренности воздушного фильтра красного цвета; 39 – контрольная лампа включения электромагнитной муфты привода вентилятора системы охлаждения; 42 – кнопочный выключатель ЭФУ.
Спидометр (30) указывает скорость автомобиля (км/ч), а установленный в нем суммарный счетчик - общий пробег автомобиля (км). В шкалу указателя встроен синий светофильтр сигнализатора, который загорается при включении дальнего света фар.
Манометр (28) определяет давление воздуха в контурах пневмопривода механизмов рабочей тормозной системы. Верхняя шкала показывает давление в контуре I, нижняя - в контуре II. При аварийном падении давления воздуха в контурах загораются сигнализаторы в блоке 6, имеющие красные светофильтры с символами соответствующих контуров.
Манометр (29) показывает давление в шинах.
Дистанционный выключатель (20) «массы» аккумуляторных батарей. При нажатии кнопки включаются аккумуляторные батареи, при повторном нажатии - выключаются.
Центральный переключатель (26) света, при переключении которого в положение I включается освещение панели приборов и габаритные огни, во II - габаритные огни и ближний свет фар.
Выключатель (42) ЭФУ имеет нефиксированное положение - включение ЭФУ. При нажатии кнопки выключателя через 60-90 с должен загореться сигнализатор в правом блоке 16, указывающий на готовность системы к пуску двигателя.
Включатель (17) аварийной сигнализации. При вытягивании ручки включателя загораются прерывистым светом все указатели поворота, а также сигнализатор, встроенный в ручку.
Тахометр (31) показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя (мин-1). При движении автомобиля стрелка тахометра должна находиться в правой части зеленого поля шкалы.
Когда стрелка находится в пределах черного поля, уменьшается мощность двигателя, появляются рывки, увеличивается расход топлива.
На красные поля шкалы стрелка заходить не должна - это опасные для двигателя режимы.
Для автомобилей, укомплектованных двигателями пониженной быстроходности с номинальной частотой вращения коленчатого вала 2200 мин-1 , красное поле начинается с отметки 2200.
Регулятор (24) освещения панели приборов служит для включения и регулировки степени освещенности приборов.
Комбинация приборов показана на рис. 9.
| Рис. 9. Комбинация приборов 1 – указатель давления масла; 2 – контрольная лампа аварийного давления масла; 3 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 4 – контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости; 5 – вольтметр; 6 – контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи; 7 – указатель уровня топлива в баке; 8 – контрольная лампа резерва топлива. |
Указатель 1 давления масла в смазочной системе двигателя. Давление масла при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя должно быть равно 400-550 кПа
(4-5,5 кгс/см2), а при минимальной частоте вращения – не менее 98,1 кПа (1,0 кгс/см2). Контрольная лампа 2 аварийного давления масла с красным светофильтром загорается при падении давления в смазочной системе до 40-80 кПа (0,4-0,8 кгс/см2);
Указатель 3 температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Контрольная лампа 4 с красным светофильтром загорается при повышении температуры до (98-104)°С. Нормальная температура охлаждающей жидкости 80 - 95°С.
Вольтметр 5 показывает напряжение в бортовой сети автомобиля. Контрольная лампа 6 с красным светофильтром загорается при разряде аккумуляторной батареи.
Указатель 7 уровня топлива в баке. Контрольная лампа 8 с оранжевым светофильтром загорается при уменьшении количества топлива в баке до 1/8 его полной вместимости;
Шкалы приборов представлены в виде цветовых зон. Каждая цветовая зона имеет определенный интервал значений контролируемого параметра.
Расшифровка зон указателей комбинации приборов:
З она зеленого цвета –
З она желтого цвета –
З она красного цвета –
Интервалы значений цветовых зон для каждого прибора, входящего в комбинацию приборов, указаны в таблице 1.
Таблица 1. Интервалы значений цветовых зон приборов (СЛАЙД № 12):
Указатель напряжения | Указатель уровня топлива | ||
Красная 16-26 В Зеленая 26-30,5 В Желтая 30,5-32 В | | Красная 0-1/4 Желтая 1/4-1/2- Зеленая 1/2-П | |
Указатель давления масла | Указатель температуры | ||
Красная 0-1 кгс/см2 Желтая 1-4 кгс/см2 Зеленая 4-7 кгс/см2 Красная 7-10 кгс/см2 | | Красная 40-50°С Желтая 50-75°С Зеленая 75-100°С Желтая 100-105°С Красная 105-120°С | |
Блоки сигнализаторов приведены на рис. 10.
Рис. 10. Блоки сигнализаторов | Выключатели 1 служат для проверки исправности ламп сигнализаторов. Сигнализатор 2 загорается при засорении воздухоочистителя. Сигнализаторы 3, 4, 5 и 6 загораются при падении давления воздуха в контурах I, II, III и IV пневмопривода тормозных систем, имеют красные светофильтры с символами, при загорании этих сигнализаторов звучит звуковой сигнал (зуммер). |
Сигнализатор 7 загорается прерывистым светом при включении стояночной тормозной системы, имеет красный светофильтр с символом.
Сигнализаторы 8 и 9 загораются при включении блокировки межколесных дифференциалов среднего и заднего мостов.
Сигнализатор 10 загорается при включении блокировки межосевого дифференциала.
Сигнализаторы 11 и 12 загораются при включении указателей правого или левого поворота автомобиля-тягача и прицепа и контролируют исправность ламп указателей, имеют зеленый светофильтр.
Сигнализатор 13 готовности к работе ЭФУ имеет оранжевый светофильтр.
Блок клавишных переключателей и выключателей представлен на рис. 11.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | Рис. 11. Клавишные переключатели и выключатели (СЛАЙД № 13): 1 – выключатель блокировки межколесного дифференциала; 2 – переключатель топливных баков; 3 – выключатель вентилятора; 4 – переключатель прожектора; 5 – выключатель подкачки шин; 6 – переключатель электродвигателей отопителя; 7 – переключатель муфты привода вентилятора. |
Учебный вопрос № 2.
Системы автоматизации управления. Автомобильный бортовой компьютер
Одним из современных средств автоматизации управления, облегчающих труд водителя автомобиля является бортовой компьютер. А что представляет собой автомобильный бортовой компьютер? Автомобильные бортовые компьютеры (маршрутные, автокомпьютеры… и т.п.) – это, как следует из названия, компьютеры, предназначенные для установки и использования в автомобиле, предназначены для контроля над огромным количеством параметров систем автомобиля (рис.12)
Рис. 12. Автомобильный бортовой компьютер
Сегодня даже бюджетные модели автомобилей оснащены датчиками, контролирующими работу его основных узлов и агрегатов – например, системы управления впрыском топлива, зажигания, подачи топлива, обеспечения микроклимата и многих других. А водитель не имеет доступа не только к регулировке этих параметров, но и даже, зачастую, и к их значениям – которые записываются в электронный блок управления автомобилем, доступ к которому возможен лишь с помощью специального оборудования в авторизированном центре обслуживания.
Как правило, вся работа бортового автомобильного компьютера, видимая водителю, сводится к тому, что на передней панели автомобиля загорается лампочка “check engine”, которая означает, что “с двигателем случилось плохое”. А вот каковы масштабы неисправности и что конкретно сломалось (отвалилось, стерлось) – неизвестно, а для выяснения этого необходимо проводить диагностику.
Рис. 13. Примеры автомобильных бортовых компьютеров (СЛАЙД № 16)
Работают такие автокомпьютеры следующим образом: бортовой компьютер подключается к блоку управления электропитанием, который считывает информацию с датчиков автомобиля. Если какой-либо датчик передает сигнал о неполадке, то бортовой компьютер принимает его и расшифровывает в понятные человеку сообщения, которые выводятся на дисплей компьютера в виде: “проверьте уровень масла” или “неисправность системы зажигания”. Вопрос в том - насколько эта информация может быть полезной водителю?
К сожалению, серьезной диагностики узлов и агрегатов автомобиля с помощью одного лишь бортового компьютера не провести. Конечно, бортовой компьютер подскажет, что пора заменить ту или иную деталь, но причины неисправностей зачастую заключаются совсем в другом, а поломка, о