Файл: Лекция по дисциплине устройство и техническое обслуживание транспортных средств Тема Общее устройство транспортного средства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
которой сообщает бортовой компьютер, является лишь следствием. Но функционал современного автомобильного бортового компьютера не ограничивается способностью “приносить плохие вести” (типа расшифровки кодов вероятных поломок и прогноза износа узлов автомобиля), компьютер так же может показать: от банального остатка топлива в баке (кстати, рассчитать прогноз пробега на этом остатке он тоже может) и расхода топлива в данный момент до пробега за поездку, номера включенной передачи, скорости движения в данный момент или заданный период времени, напряжения бортовой сети, частоты вращения коленвала, угла опережения зажигания и времени разгона до 100 км/час. Бортовой компьютер может рассчитать время поездки и ее стоимость (если Вы не поленились ввести стоимость литра топлива). В настоящее время на военных грузовых автомобилях бортовые компьютеры не устанавливаются.
учебный вопрос № 3.
Системы обеспечения комфортных условий в кабине
Автомобиль представляет большую опасность для окружающих и участников движения. Для повышения безопасности эксплуатации автомобиля в настоящее время ужесточается система требований к соблюдению эргономики, обеспечения комфортных условий для водителя, и безопасной эксплуатации автомобиля.
В частности, обеспечение комфортных условий работы водителя в кабинах военных грузовых автомобилей способствует снижению усталости, повышению внимания к дороге. Применяются различные системы обеспечения комфортных условий работы водителя
Рассмотрим на примере автомобиля КамАЗ.
Например, устройство для очистки и обмыва ветровых стекол (рис. 14), которое включает в себя электрический стеклоочиститель и омыватель. Управление стеклоочистителем и омывателем осуществляется правым рычагом комбинированного переключателя и реле стеклоочистителя. Для приведения в действие насоса 2 стеклоомывателя поднять рычаг переключателя стеклоочистителя вверх и удерживать его в этом положении не более 10 c. При этом жидкость из бачка 4 подается к жиклерам 2, через которые разбрызгивается на ветровые стекла. После опускания рычаг возвращается в исходное положение.
Для включения стеклоочистителя перевести рычаг переключателя стеклоочистителя в одно из фиксированных положений. При первом положении рычага переключателя моторедуктор 1 обеспечивает 20...45 двойных ходов рычагов со щетками в минуту, при втором положении - не менее 45 с разностью между первой и второй скоростями не менее 15 двойных ходов в минуту, в третьем – прерывистый режим работы стеклоочистителя.
В выключенном положении переключателя происходит автоматическая укладка щеток в исходное положение (рис.15).
Рис. 15. Исходное положение щеток
В кабинах автомобилей КАМАЗ предусмотрена возможность установки светозащитных штор.
Светозащитные шторы устанавливаются на ветровое, боковые и задние стекла. Регулируемые светозащитные шторы ветрового стекла обеспечивают в опущенном положении видимость дороги не более 50 м от передней оси автомобиля.
Производительность труда водителя и безопасность движения зависит от состояния микроклимата в кабине. Вентиляция кабины естественная, осуществляется за счет использования встречного потока воздуха при движении автомобиля. Для вентиляции можно пользоваться поворотными форточками и опускающимися стеклами дверей кабины, а также имеется специальный вентиляционный люк в крыше.
Вентиляционный люк крыши может иметь четыре фиксированных положения, создавая вентиляцию.
Отопление кабины (рис. 16) – водяное, от системы охлаждения двигателя, с принудительной подачей воздуха к ветровым стеклам, стеклам дверей, ногам и лицу водителя и пассажиров. Радиатор 8 отопителя помещен в нише панели передка с внешней стороны кабины, а два вентилятора с воздухораспределителями размещены на панели передка с внутренней стороны и закрыты пластмассовым кожухом.
Радиатор отопителя включен в систему охлаждения двигателя. Горячая жидкость поступает в радиатор отопителя из масляного теплообменника по подводящим патрубкам и шлангам 11, 16, 17 через кран 10 отопителя. Кран 10 отопителя регулирует количество поступающей в радиатор жидкости из системы охлаждения двигателя и приводится в действие гибким тросиком от верхнего рычажка на щитке привода под панелью приборов слева от водителя. При крайнем левом положении рычажка - кран полностью перекрыт. Жидкость из системы охлаждения двигателя не поступает в радиатор отопителя - отопление выключено. Перемещая рычажок в крайнее правое положение, плавно увеличиваем количество подаваемой в радиатор жидкости, тем самым увеличиваем интенсивность отопления.
Помни! Нельзя полностью перекрывать кран отопителя при отрицательных температурах окружающего воздуха зимой во избежание замерзания радиатора, а при более низких температурах кран отопителя рекомендуется полностью открыть!
Рис. 16. Система отопления и вентиляции кабины
1 – распределитель горячего воздуха; 2 – привод управления отоплением; 3 – сопло обдува ветрового стекла;4 – шланг обдува бокового стекла; 5 – шланг обдува ветрового стекла; 6 – трос управления левой заслонкой распределителя; 7 – трос управления правой заслонкой распределителя; 8 – радиатор отопителя; 9 – трос крана отопителя; 10 – кран отопителя; 11 – шланг передний подводящий отопителя; 12 – шланг отводящий отопителя; 13 – шланг сливной; 14 – радиатор двигателя; 15 – кран сливной; 16 – труба подводящая отопителя; 17 – шланг средний подводящий отопителя; 18 – патрубок отбора воды; 19 – электродвигатели; 20 – люк вентиляционный.
Как же происходит обогрев кабины? Наружный воздух через решетку облицовочной панели поступает к радиатору 8 отопителя, нагревается и вентиляторами через воздухораспределители подается по шлангам 4, 5 к соплам 3 обдува ветрового стекла, к вращающимся воздухораспределителям 1 на панели приборов и при поднятой заслонке распределителя к ногам водителя и пассажиров. Воздухонаправляющие воздухораспределители на панели приборов могут поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол 360°, что позволяет направлять воздушный поток на окна дверей, на водителя и пассажиров или дополнительно на ветровое стекло.
Заслонки воздухораспределителей приводятся в действие гибкими тягами от двух нижних рычажков на щитке привода слева от водителя. Нижний рычажок управляет левым воздухораспределителем, верхний - правым. При крайнем левом положении рычажков заслонки воздухораспределителей подняты, воздух подается к ветровым стеклам, дефлекторам и к ногам водителя и пассажиров. При крайнем правом положении рычажков заслонка закрывает отверстие в нижней части воздухораспределителей и воздух поступает только к соплам обдува ветрового стекла и к вращающимся дефлекторам на панели приборов. Промежуточными положениями рычажков можно добиться оптимального распределения воздушных потоков по кабине. Мощность воздушного потока, поступающего через радиатор в кабину, можно регулировать, изменяя частоту вращения электродвигателей вентиляторов отопителя. Электродвигатели управляются левой верхней кнопкой на щитке выключателей панели приборов. Кнопка имеет три фиксированных положения: вентиляторы выключены, первая скорость и вторая скорость вращения вентиляторов. При температуре наружного воздуха до минус 10
оС достаточно для отопления кабины встречного напора воздуха, и лишь при очень низких температурах необходимо включать электродвигатели вентиляторов на максимальную частоту (это обеспечивает нормальный температурный режим в кабине и увеличивает срок службы электродвигателей). При эксплуатации автомобиля летом, когда перекрыт кран отопителя, следует перекрыть доступ воздуха через радиатор отопителя в кабину крышкой радиатора.
На некоторых моделях автомобилей применяется круглый люк кабины с откидывающейся крышкой (рис. 17), предназначенный для эвакуации водителей и пассажиров.
Для открытия крышки люка необходимо надавить вверх ручку 3 люка, соединенную с тягой 8, которая откроет замок 4; открыть люк.
В открытом состоянии люк фиксируется в защелке 9 при помощи фиксатора 11, защелка расположена на крыше кабины.
Рис. 17. Круглый вентиляционный люк крыши
1 - крыша автомобиля; 2 – крышка люка; 3 – ручка; 4 – замок крышки люка; 5 – палец; 6 – шайба; 7 – шплинт; 8 – тяга; 9 – корпус защелки; 10 – буфер фиксатора; 11 – фиксатор люка; 12 – винт; 13 - гайка.
I - закрытое положение крышки люка; II - открытое положение крышки люка.
Сиденье водителя (рис. 18), одноместное, с механизмом подрессоривания торсионного типа и гидроамортизатором, с регулировками жесткости подвески, продольного перемещения и угла наклона спинки. Подрессоривание сиденья водителя осуществляется пластинчатым торсионом, установленным в трубе 7. При качании рукоятки 2 регулировки происходит или закручивание торсиона для увеличения жесткости подвески, или, наоборот, уменьшение закручивания торсиона. Для этого, сев на сиденье, надо оттянуть рукоятку 2 и повернуть ее вокруг оси так, чтобы виден был знак «+»или «–» соответственно. При движении по неровной дороге колебания сиденья гасит гидравлический телескопический амортизатор 6, установленный за спинкой сиденья и укрепленный одним концом на основании сиденья, а другим – в поперечине остова сиденья. Амортизатор однотрубной конструкции, газонаполненный, неразборный. Проседание сиденья вниз ограничивается резиновыми буферами. Ход подвески сиденья – 88 мм. Подвеска рассчитана на вес водителя 491-1275 Н (50-130 кгс).
Продольное перемещение сиденья водителя осуществляется передвижением верхних направляющих 17 вместе с механизмом подрессоривания и сиденьем по нижним направляющим 11, прикрепленным к полу кабины. Фиксация положения сиденья осуществляется стопором 15, удерживающим сиденье в одном из десяти фиксированных положений. При нажатии на рычаг 16 стопора он выходит из соответствующего паза гребенки 12 и освобождает сиденье. Пружина возвращает стопор в обратное положение. Величина хода сиденья – 135 мм.
Угол наклона спинки сиденья водителя можно регулировать, выбирая одно из трех фиксированных положений спинки: 9, 14 и 19° от вертикали. Фиксируется положение спинки язычками кронштейнов спинки, которые входят в пазы гребенок на обеих боковинах спинки. При нажатии на рычаг 5 гребенки спинка освобождается и фиксируется в новом положении. Подушка 1 и спинка 8 сиденья водителя выполнены из латексной резины или формованного пенополиуретана толщиной 50...70 мм, на чашеобразном основании из листовой стали. Обивка подушки и спинки выполнена в двух вариантах: из тисненой искусственной кожи или из ткани с поперечной прострочкой батонов. Крепится обивка к фланцу основания пружинными скрепками. Сиденье водителя установлено в отверстия пола кабины и закреплено болтами, приваренными к нижним направляющим 11, и самоконтрящимися гайками с наружной стороны кабины.
Среднее пассажирское сиденье (рис. 20) не имеет подвески и не регулируется. Подушка среднего сиденья (унифицированная с сиденьем водителя) крепится к жесткой подставке, а спинка, также унифицированная с сиденьем водителя, откидывается вперед, чтобы обеспечить доступ на спальное место. В верхнем положении спинку удерживают две цилиндрические пружины. Сиденье закреплено к полу четырьмя болтами, приваренными к основанию подставки сиденья.
Сиденье крайнего пассажира (рис. 20) установлено на инструментальном ящике. Для доступа к инструментальному ящику спинка имеет возможность складываться вперед. Далее спинка с подушкой откидывается на шарнирах в сторону водителя.
учебный вопрос № 3.
Системы обеспечения комфортных условий в кабине
Автомобиль представляет большую опасность для окружающих и участников движения. Для повышения безопасности эксплуатации автомобиля в настоящее время ужесточается система требований к соблюдению эргономики, обеспечения комфортных условий для водителя, и безопасной эксплуатации автомобиля.
В частности, обеспечение комфортных условий работы водителя в кабинах военных грузовых автомобилей способствует снижению усталости, повышению внимания к дороге. Применяются различные системы обеспечения комфортных условий работы водителя
Рассмотрим на примере автомобиля КамАЗ.
| Рис. 14. Устройство для очистки и обмыва ветровых стекол 1 – моторедуктор; 2 – жиклер; 3 – насос; 4 – бачок омывателя; 5 – рычаг щетки; 6 – узел передачи. |
Например, устройство для очистки и обмыва ветровых стекол (рис. 14), которое включает в себя электрический стеклоочиститель и омыватель. Управление стеклоочистителем и омывателем осуществляется правым рычагом комбинированного переключателя и реле стеклоочистителя. Для приведения в действие насоса 2 стеклоомывателя поднять рычаг переключателя стеклоочистителя вверх и удерживать его в этом положении не более 10 c. При этом жидкость из бачка 4 подается к жиклерам 2, через которые разбрызгивается на ветровые стекла. После опускания рычаг возвращается в исходное положение.
Для включения стеклоочистителя перевести рычаг переключателя стеклоочистителя в одно из фиксированных положений. При первом положении рычага переключателя моторедуктор 1 обеспечивает 20...45 двойных ходов рычагов со щетками в минуту, при втором положении - не менее 45 с разностью между первой и второй скоростями не менее 15 двойных ходов в минуту, в третьем – прерывистый режим работы стеклоочистителя.
В выключенном положении переключателя происходит автоматическая укладка щеток в исходное положение (рис.15).
Рис. 15. Исходное положение щеток
В кабинах автомобилей КАМАЗ предусмотрена возможность установки светозащитных штор.
Светозащитные шторы устанавливаются на ветровое, боковые и задние стекла. Регулируемые светозащитные шторы ветрового стекла обеспечивают в опущенном положении видимость дороги не более 50 м от передней оси автомобиля.
Производительность труда водителя и безопасность движения зависит от состояния микроклимата в кабине. Вентиляция кабины естественная, осуществляется за счет использования встречного потока воздуха при движении автомобиля. Для вентиляции можно пользоваться поворотными форточками и опускающимися стеклами дверей кабины, а также имеется специальный вентиляционный люк в крыше.
Вентиляционный люк крыши может иметь четыре фиксированных положения, создавая вентиляцию.
Отопление кабины (рис. 16) – водяное, от системы охлаждения двигателя, с принудительной подачей воздуха к ветровым стеклам, стеклам дверей, ногам и лицу водителя и пассажиров. Радиатор 8 отопителя помещен в нише панели передка с внешней стороны кабины, а два вентилятора с воздухораспределителями размещены на панели передка с внутренней стороны и закрыты пластмассовым кожухом.
Радиатор отопителя включен в систему охлаждения двигателя. Горячая жидкость поступает в радиатор отопителя из масляного теплообменника по подводящим патрубкам и шлангам 11, 16, 17 через кран 10 отопителя. Кран 10 отопителя регулирует количество поступающей в радиатор жидкости из системы охлаждения двигателя и приводится в действие гибким тросиком от верхнего рычажка на щитке привода под панелью приборов слева от водителя. При крайнем левом положении рычажка - кран полностью перекрыт. Жидкость из системы охлаждения двигателя не поступает в радиатор отопителя - отопление выключено. Перемещая рычажок в крайнее правое положение, плавно увеличиваем количество подаваемой в радиатор жидкости, тем самым увеличиваем интенсивность отопления.
Помни! Нельзя полностью перекрывать кран отопителя при отрицательных температурах окружающего воздуха зимой во избежание замерзания радиатора, а при более низких температурах кран отопителя рекомендуется полностью открыть!
Рис. 16. Система отопления и вентиляции кабины
1 – распределитель горячего воздуха; 2 – привод управления отоплением; 3 – сопло обдува ветрового стекла;4 – шланг обдува бокового стекла; 5 – шланг обдува ветрового стекла; 6 – трос управления левой заслонкой распределителя; 7 – трос управления правой заслонкой распределителя; 8 – радиатор отопителя; 9 – трос крана отопителя; 10 – кран отопителя; 11 – шланг передний подводящий отопителя; 12 – шланг отводящий отопителя; 13 – шланг сливной; 14 – радиатор двигателя; 15 – кран сливной; 16 – труба подводящая отопителя; 17 – шланг средний подводящий отопителя; 18 – патрубок отбора воды; 19 – электродвигатели; 20 – люк вентиляционный.
Как же происходит обогрев кабины? Наружный воздух через решетку облицовочной панели поступает к радиатору 8 отопителя, нагревается и вентиляторами через воздухораспределители подается по шлангам 4, 5 к соплам 3 обдува ветрового стекла, к вращающимся воздухораспределителям 1 на панели приборов и при поднятой заслонке распределителя к ногам водителя и пассажиров. Воздухонаправляющие воздухораспределители на панели приборов могут поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол 360°, что позволяет направлять воздушный поток на окна дверей, на водителя и пассажиров или дополнительно на ветровое стекло.
Заслонки воздухораспределителей приводятся в действие гибкими тягами от двух нижних рычажков на щитке привода слева от водителя. Нижний рычажок управляет левым воздухораспределителем, верхний - правым. При крайнем левом положении рычажков заслонки воздухораспределителей подняты, воздух подается к ветровым стеклам, дефлекторам и к ногам водителя и пассажиров. При крайнем правом положении рычажков заслонка закрывает отверстие в нижней части воздухораспределителей и воздух поступает только к соплам обдува ветрового стекла и к вращающимся дефлекторам на панели приборов. Промежуточными положениями рычажков можно добиться оптимального распределения воздушных потоков по кабине. Мощность воздушного потока, поступающего через радиатор в кабину, можно регулировать, изменяя частоту вращения электродвигателей вентиляторов отопителя. Электродвигатели управляются левой верхней кнопкой на щитке выключателей панели приборов. Кнопка имеет три фиксированных положения: вентиляторы выключены, первая скорость и вторая скорость вращения вентиляторов. При температуре наружного воздуха до минус 10
оС достаточно для отопления кабины встречного напора воздуха, и лишь при очень низких температурах необходимо включать электродвигатели вентиляторов на максимальную частоту (это обеспечивает нормальный температурный режим в кабине и увеличивает срок службы электродвигателей). При эксплуатации автомобиля летом, когда перекрыт кран отопителя, следует перекрыть доступ воздуха через радиатор отопителя в кабину крышкой радиатора.
На некоторых моделях автомобилей применяется круглый люк кабины с откидывающейся крышкой (рис. 17), предназначенный для эвакуации водителей и пассажиров.
Для открытия крышки люка необходимо надавить вверх ручку 3 люка, соединенную с тягой 8, которая откроет замок 4; открыть люк.
В открытом состоянии люк фиксируется в защелке 9 при помощи фиксатора 11, защелка расположена на крыше кабины.
Рис. 17. Круглый вентиляционный люк крыши
1 - крыша автомобиля; 2 – крышка люка; 3 – ручка; 4 – замок крышки люка; 5 – палец; 6 – шайба; 7 – шплинт; 8 – тяга; 9 – корпус защелки; 10 – буфер фиксатора; 11 – фиксатор люка; 12 – винт; 13 - гайка.
I - закрытое положение крышки люка; II - открытое положение крышки люка.
Сиденье водителя (рис. 18), одноместное, с механизмом подрессоривания торсионного типа и гидроамортизатором, с регулировками жесткости подвески, продольного перемещения и угла наклона спинки. Подрессоривание сиденья водителя осуществляется пластинчатым торсионом, установленным в трубе 7. При качании рукоятки 2 регулировки происходит или закручивание торсиона для увеличения жесткости подвески, или, наоборот, уменьшение закручивания торсиона. Для этого, сев на сиденье, надо оттянуть рукоятку 2 и повернуть ее вокруг оси так, чтобы виден был знак «+»или «–» соответственно. При движении по неровной дороге колебания сиденья гасит гидравлический телескопический амортизатор 6, установленный за спинкой сиденья и укрепленный одним концом на основании сиденья, а другим – в поперечине остова сиденья. Амортизатор однотрубной конструкции, газонаполненный, неразборный. Проседание сиденья вниз ограничивается резиновыми буферами. Ход подвески сиденья – 88 мм. Подвеска рассчитана на вес водителя 491-1275 Н (50-130 кгс).
Продольное перемещение сиденья водителя осуществляется передвижением верхних направляющих 17 вместе с механизмом подрессоривания и сиденьем по нижним направляющим 11, прикрепленным к полу кабины. Фиксация положения сиденья осуществляется стопором 15, удерживающим сиденье в одном из десяти фиксированных положений. При нажатии на рычаг 16 стопора он выходит из соответствующего паза гребенки 12 и освобождает сиденье. Пружина возвращает стопор в обратное положение. Величина хода сиденья – 135 мм.
Рис. 18. Сиденье водителя 1 – подушка; 2 – рукоятка механизма регулировки жесткости подвески сиденья; 3 – спинка; 4 – боковина сиденья; 5-рычаг гребенки; 6 – амортизатор; 7 – труба торсиона; 8 – остов сиденья; 9, 10 – рычаги шарниров подвески; 11 – направляющие нижние; 12 - гребенка; 13 – пружина возвратная; 14 – тяга; 15 – стопор; 16 – рычаг стопора; 17 – направляющие верхние; 18, 20 – поперечины рычагов; 19 – основание. | Рис. 19. Сиденье пассажирское : 1 – спинка; 2 – боковина сиденья; 3 – подушка; 4 – инструментальный ящик. |
Угол наклона спинки сиденья водителя можно регулировать, выбирая одно из трех фиксированных положений спинки: 9, 14 и 19° от вертикали. Фиксируется положение спинки язычками кронштейнов спинки, которые входят в пазы гребенок на обеих боковинах спинки. При нажатии на рычаг 5 гребенки спинка освобождается и фиксируется в новом положении. Подушка 1 и спинка 8 сиденья водителя выполнены из латексной резины или формованного пенополиуретана толщиной 50...70 мм, на чашеобразном основании из листовой стали. Обивка подушки и спинки выполнена в двух вариантах: из тисненой искусственной кожи или из ткани с поперечной прострочкой батонов. Крепится обивка к фланцу основания пружинными скрепками. Сиденье водителя установлено в отверстия пола кабины и закреплено болтами, приваренными к нижним направляющим 11, и самоконтрящимися гайками с наружной стороны кабины.
Среднее пассажирское сиденье (рис. 20) не имеет подвески и не регулируется. Подушка среднего сиденья (унифицированная с сиденьем водителя) крепится к жесткой подставке, а спинка, также унифицированная с сиденьем водителя, откидывается вперед, чтобы обеспечить доступ на спальное место. В верхнем положении спинку удерживают две цилиндрические пружины. Сиденье закреплено к полу четырьмя болтами, приваренными к основанию подставки сиденья.
Сиденье крайнего пассажира (рис. 20) установлено на инструментальном ящике. Для доступа к инструментальному ящику спинка имеет возможность складываться вперед. Далее спинка с подушкой откидывается на шарнирах в сторону водителя.