Файл: Учебник Рекомендовано Федеральным государственным учреждением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 773

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
организации на рынке. Процесс оценки стоимости ИС является весьма сложной задачей. Он начинается на стадии анализа требо­
ваний к информационной системе и продолжается даже на этапе реализации. Существует множество подходов к решению этой за­
дачи, но до сих пор не существует универсальной методики, да­
ющей гарантированный результат.
В сложившихся условиях проблема оценки эффективности вложений в ИС становится чрезвычайно актуальной. Какой долж­
на стать корпоративная информационная система? Какие инве­
стиции требуются для ее создания и сопровождения? Как обо­
сновать необходимость инвестиций в информационные техноло­
гии? Как добиться разумного соотношения между размерами этих инвестиций и той выгодой, которая может быть получена от ис­
пользования информационных систем? В этой главе мы постара­
емся ответить на эти вопросы.
Эффективность системы — это степень соответствия своему назначению. Оценка экономической эффективности основана на сопоставлении затрат и результатов, выраженных в денежной форме. Основным требованием к экономической эффективности является требование, чтобы результаты превосходили затраты и соотношение результатов и затрат соответствовало требуемой рентабельности.
В настоящее время выделяют следующие показатели экономи­
ческой эффективности внедрения программных проектов:
— внутренняя норма дохода (IRR — Internal Rate of Return);
— чистая приведенная стоимость (NVP — Net Present Value);
— срок окупаемости (РВ — Payback Period);
— совокупная стоимость владения (ТСО — Total Cost of Owner- ship);
— норма возврата инвестиций (ROI — Return of Investment);
— ценность возможностей для бизнеса (TVO — Total Value of
Opportunity).
Зачастую организации учитывают только прямые затраты на приобретение программного обеспечения, в то время как косвен­
ные затраты, связанные с сопровождением и поддержкой (обнов­
ление и пр.), как правило, не учитываются.
Зарубежный опыт решения задач оценки эффективности ин­
вестиций в ИС показывает, что одним из наиболее широко рас­
пространенных методов является применение концепции оценки
Совокупной Стоимости Владения информационных технологий
(Total Cost of Ownership — ТСО). Под ТСО понимается сумма всех затрат на внедрение и обеспечение функционирования информа­
ционных систем вплоть до момента вывода ее из эксплуатации.
Существует две основные модели расчета Совокупной Стоимости
Владения: концепция, предложенная Gartner Group, и результат
186
совместных усилий Microsoft и Interpose. По методике предложен­
ной Gartner, все затраты делятся на фиксированные и текущие.
Фиксированные затраты
производятся один раз на этапе внедрения системы. К ним относят стоимость разработки и вне­
дрения проекта, первоначальные закупки необходимого для вне­
дрения ИС аппаратного и программного обеспечения, привлече­
ние внешних консультантов.
Текущие затраты —
расходы, обеспечивающие функциони­
рование системы. Это те затраты, которые требуются постоянно, пока система работает. К ним относятся:
— обновление и модернизация системы;
— управление системой в целом — администрирование, обуче­
ние администрации и конечных пользователей, заработная плата персонала, привлечение внешних ресурсов;
— «активность пользователя» — доработка программного обе­
спечения, дополнительные настройки программного обеспечения, работа с данными, последствия некомпетентных действий поль­
зователя.
Казалось бы все просто — нужно только подсчитать затраты по каждой из вышеперечисленных статей. Но на самом деле не все расходы легко подсчитать — значительная их часть не только не закладывается заранее, но и нигде не учитывается. Причем 75 % затрат, входящих в состав ТСО, обусловлены проблемами конеч­
ных пользователей. В модели ТСО, разработанной Microsoft и
Interpose, учитываются как раз эти затраты. Согласно их методи­
ки затраты делятся на прямые и косвенные.
Совокупная стоимость владения можно подсчитать по простой формуле
ТСО = Пр + Кс,
где Пр — прямые затраты; Кс — косвенные затраты.
Прямые затраты предусматриваются бюджетом и планируют­
ся, косвенные затраты составляют более 50 % средних расходов, они не поддаются планированию и часто вообще не регистри­
руются. К ним относятся прежде всего пользовательские затраты
(неформальное обучение, персональная поддержка, ошибки и просчеты) и простои из-за выхода оборудования из строя или плановых профилактических остановок. Часто косвенные за­
траты связаны с недостатками в работе информационных систем, в том числе:
— потери времени сотрудников на самообучение и настройку систем;
— потери времени сотрудников на попытки решения техниче­
ских проблем с информационными системами своими силами, в обход службы технической поддержки;
187


— потери времени сотрудников на помощь коллегам в решении вопросов поддержки информационных систем;
— потери (реальные или возможные) предприятия от сбоев в работе IT-системы, когда системы становятся недоступными, что влияет непосредственно на конечных пользователей.
ТСО является ключевым количественным показателем эффек­
тивности процессов автоматизации компании, так как позволяет оценить совокупные затраты на информационные технологии
(оборудование, инструментальные средства программного обе­
спечения, процессы сопровождения информационных систем, а также действия конечных пользователей), анализировать их и со­
ответственно управлять IT-затратами (бюджетом) для достижения наилучшей отдачи от информационной системы в организации.
ТСО представляет собой не просто отдельный интегральный по­
казатель, но целую систему показателей, соответствующих раз­
личным статьям расходов.
Для количественного анализа используются специальные про­
граммные средства типа «ТСО Manager». Сам по себе расчет не сложен и фактически реализуется на уровне электронных таблиц.
Большую ценность имеет возможность сравнения результатов
ТСО для конкретной организации с представительной базой, созданной по результатам анализа показателей в других компа­
ниях аналогичного профиля. Gartner ведет обширную базу дан­
ных клиентов по измерению показателей ТСО для различных индустрий и характера вычислительной среды. Сравнение может производиться как со средними показателями по выбранной группе аналогичных компаний, так и с «лучшими в группе».
Средние и лучшие показатели рассчитываются и отслеживаются экспертами Gartner по многим предприятиям различных отрас­
лей, так что база этих показателей периодически обновляется.
Возможен также анализ типа «что будет, если», который позво­
ляет смоделировать возможное влияние планируемых решений в области архитектуры — например, по консолидации серверов, на показатель ТСО.
Важный аспект заключается еще и в том, что косвенные за­
траты являются отражением того, насколько эффективно осущест­
вляется управление информационными системами. Чем эффек­
тивнее IT-служба обеспечивает управление 1Т-инфраструктурой и системами, тем меньше косвенные затраты, связанные с про­
стоем систем или потерями времени конечных пользователей на решение проблем и получение помощи от своих коллег. Поэтому неразумная экономия на прямых затратах может фактически при­
вести только к лишним косвенным расходам и, как следствие, к лишним расходам для организации в целом.
Прямые затраты включают в себя следующие статьи:
188


— затраты на аппаратное и программное обеспечение: покупка, амортизационные отчисления и траты на обновление оборудова­
ния, запасные части и расходные материалы, расходы на покупку и обновление программного обеспечения (серверные и клиентские операционные системы, офисные приложения, лицензии на базы данных и системы электронной почты и коллективной работы, программное обеспечение для управления IT-инфраструктурой и приложениями);
— затраты на управление и поддержку: затраты на внутренний и внешний персонал, который обеспечивает техническую поддерж­
ку, все вопросы, связанные с планированием и управлением ин­
фраструктурой (серверами и настольными компьютерами, сетями, прикладными системами, системами хранения данных и т.д.);
— административные расходы: затраты на внутренний и внеш­
ний персонал, который занимается административными и финан­
совыми вопросами, закупками, выполняет контрольные функции; обучение IT-персонала, обучение конечных пользователей.
Важно обратить внимание на то, что ТСО существенным об­
разом зависит от эффективности управления инфраструктурой
IT-службой. Это значительно влияет на экономию от перехода на более новые версии программного обеспечения.
Сами информационные системы являются только одной со­
ставляющей деятельности компании, а получение реальных пре­
имуществ зависит от способности организации эффективно их использовать.
В состав типового проекта по оценке ТСО входят такие работы, как:
— сбор и консолидация данных по затратам на информацион­
ные системы;
— анализ затрат на информационные системы;
— моделирование ситуаций информационного развития ком­
пании;
— расчет затрат и выгод от внедрения технических средств;
— анализ возврата инвестиций в информационные системы и информационные технологии;
— сравнение показателей информационных технологий орга­
низации с показателями аналогичных компаний;
— оценка работы персонала службы информационных техно­
логий;
— оценка влияния новых информационных технологий на деятельность персонала организации в целом;
— разработка рекомендаций по оптимизации ТСО.
Таким образом, ТСО выступает в качестве одного из инстру­
ментов при выборе информационной системы. В то же время следует учитывать, что эта роль ТСО может меняться в зависимо­
189
сти от изменения миссии информационных систем в организации.
Наибольший вес факторы, связанные с ТСО, будут иметь в том случае, когда информационная система рассматривается как не­
обходимая, но не критическая составляющая поддержки бизнеса организации, такая же, как, например, бухгалтерия или хозяй­
ственная служба. В этом плане развитие архитектуры информа­
ционных систем направлено прежде всего на сокращение ТСО.
Величина ТСО может быть снижена за счет таких факторов, как уменьшение административных расходов, увеличение скидок, связанных с объемами закупок, улучшение использования обо­
рудования и программного обеспечения за счет концентрации квалифицированных кадров и повышения общей надежности систем. Кроме того, наличие стандартизованных конфигураций создает предпосылки для ускорения реализации проектов.
В то же время на определенных этапах роста или преобразова­
ний в организации величина ТСО может по объективным при­
чинам весьма сильно превышать средние показатели по отрасли.
В частности, переход от хаотичной к стандартной архитектуре, вероятно, потребует достаточно длительного «периода сосуще­
ствования» старых и новых систем, сопровождающегося увели­
ченными прямыми расходами и рисками.
Эффективность вложений (возврат инвестиций, ROI) — это показатель, характеризующий выгоду внедрения информационной системы. Он рассчитывается как отношение дисконтированных поступлений, ожидаемых от внедрения данной ИС к начальной стоимости инвестиций:
Я01 = Э ф /И ,
где Эф — эффект от внедрения, выраженный в денежных едини­
цах; И — инвестиции в информационные системы.
Модель ROI также принадлежит Gartner Group. Для оценки доходной части, как правило, анализируют цели бизнеса, которые нужно достичь путем внедрения программного проекта или про­
явления каких-либо новых программных продуктов; используют измеримые показатели бизнеса, например сокращение операци­
онных расходов, поддержку конкурентоспособного состояния, улучшение внутреннего контроля, и по ним делают оценки эф ­
фекта. В качестве расходной части чаще всего применяют пока­
затель ТСО.
Контрольные вопросы
1. Разъясните понятие информационной технологии управления.
2. Каковы отличия исторического развития западных и отечествен­
ных информационных экономических систем?
190


3. Охарактеризуйте локальные ИС, применяемые для автоматизации управления на предприятиях. В чем состоят недостатки таких ИС?
4. Что означает полнофункциональность ИС?
5. Какие уровни управления существуют на современном пред­
приятии?
6. В чем особенность систем поддержки принятия решений?
7. Какие математические методы применяют при создании СППР?
8. Охарактеризуйте возможности современных интегрированных корпоративных информационных систем.
9. Охарактеризуйте возможности ИС класса MRP.
10. Охарактеризуйте возможности ИС класса CRP.
11. Назовите преимущества систем MRP II.
12. В чем заключается концепция ERP?
13. Какие вопросы содержит тест для определения степени соот­
ветствия систем стандарту ERP?
14. Охарактеризуйте основные технологии, используемые для ре­
шения задач поддержки принятия управленческих решений.
15. Опишите модель многомерных кубов, лежащую в основе OLAP- технологии.
16. Какие основные типы закономерностей можно выявить с по­
мощью систем интеллектуального анализа данных?
17. Назовите преимущества и недостатки процессного и функцио­
нального внедрения ИС.
18. Назовите проблемы, возникающие при внедрении ИСУ на пред­
приятии, и пути их решения.
19. Назовите виды информационных рисков и способы их миними­
зации.
20. На чем основана оценка экономической эффективности?
21. Что понимают под ТСО?
22. Что представляют собой фиксированные затраты?
23. Что относится к текущим затратам?
24. По какой формуле подсчитывют Совокупную Стоимость Владе­
ния?
25. Что представляют собой прямые затраты?
26. Из чего состоят косвенные затраты?
27. Какие работы входят в состав типового проекта по оценке ТСО?
28. Как рассчитывается ROI?

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Абстрагирование (абстракция) — включение в модель только тех аспектов проектируемой системы, которые имеют непосредственное отношение к выполнению системой своих функций или своего целево­
го предназначения.
Администратор БД — специалист, имеющий представление об ин­
формационных потребностях конечных пользователей и отвечающий за определение, загрузку, защиту и эффективность БД.
Аспект — точка зрения на объект классификации, который характе­
ризуется одним или несколькими признаками.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

База данных (БД) — именованная совокупность структурирован­
ных, организованных данных, отображающая состояние объектов и их отношений в определенной предметной области.
База знаний (БЗ) — именованная совокупность организованных данных и знаний в определенной предметной области и логические правила манипулирования ими для получения необходимых, в том чис­
ле новых, знаний.
Базовое программное обеспечение — минимальный набор про­
граммных средств, обеспечивающих работу компьютера (операционные системы).
Банк данных (БнД) — система специально организованных дан­
ных, программных, языковых, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования данных.
Безопасность ИС — свойство, заключающееся в способности си­
стемы обеспечить конфиденциальность и целостность информации, т.е. защиту информации от несанкционированного доступа.
Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных действий или операций, которые используют ресурсы предприятия для созда­
ния или получения продукции (работ, услуг), необходимой потребите­
лю.
Возврат инвестиций (ROI — Return of Investment) — показатель, характеризующий выгоду программного проекта, рассчитывается как отношение дисконтированных поступлений, ожидаемых от внедрения данной информационной системы к начальной стоимости инвестиций.
Гипертекст — обычный текст, который содержит ссылки на связан­
ные по смыслу фрагменты текста того же или другого документа.
Данные — информация, представленная в виде, позволяющем пере­
давать или обрабатывать ее с помощью технических средств.
192

Дескриптор — ключевое слово, определяющее некоторое понятие, которое формирует описание объекта и дает принадлежность этого объ­
екта к классу, группе и т.д.
Дескрипторная статья — упорядоченный класс дескрипторов и не- дескрипторов (синонимов дескрипторов), связанных внеконтекстными отношениями с заглавным дескриптором.
Диаграммы потоков данных (DFD , Data Flow Diagrams) — мо­
дель описания взаимодействия источников и потребителей информа­
ции через реализуемые в системе процессы.
Диаграммы «сущность-связь» (ERD — Entity-Relationship
Diagrams) — модель описания базы данных системы.
Документооборот — последовательность прохождения документов с момента их составления или получения до момента их обработки и использования.
Достоверность ИС — свойство системы, обусловливающее безо­
шибочность производимых ею преобразований информации. Досто­
верность функционирования информационной системы полностью определяется и измеряется достоверностью ее результатной информа­
ции.
Жизненный цикл
ПО
(Ж Ц
ПО)
— период времени с момента принятия решения о необходимости создания программного обеспече­
ния
(ПО)
до момента его полного изъятия из эксплуатации. ЖЦ
ПО — одно из базовых понятий программной инженерии.
Запись БД — совокупность полей, описывающих один объект.
Знания — система понятий и отношений между ними.
Знания понятийные — знания, выработанные в теоретических нау­
ках и используемые для решения определенной задачи.
Знания конструктивные — знания, полученные в технике и боль­
шей части прикладных наук, о наборах возможных структур объектов и взаимодействии между их частями.
Знания процедурные — знания, используемые в выбранной пред­
метной области, методы, алгоритмы и программы, полезные для кон­
кретного приложения, которые можно использовать, передавать и объ­
единять в библиотеки.
Знания фактографические — количественные и качественные ха­
рактеристики объектов и явлений.
Иерархия — это формирование из абстракций иерархической струк­
туры, т.е. расположение их по уровням.
Инструментарий разработки программного обеспечения — это программные продукты поддержки технологии программирования.
Информация — это сведения об объектах, явления, процессах, со­
бытиях окружающего мира, уменьшающие неопределенность знаний о них.
Информационная технология управления — совокупность мето­
дов и средств сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для реше­
ния управленческих задач.
193