Файл: Учебник Рекомендовано Федеральным государственным учреждением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 774
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие информационных систем управления в России и на
Западе проходило разными путями ввиду существенной разницы исторических условий. Плановая социалистическая система жест
ко регламентировала и распределяла человеческие, финансовые, материальные ресурсы, поэтому нерыночная экономика практи
чески не стимулировала руководителей предприятий экономить ресурсы и оптимизировать финансовые и материальные потоки.
Совершенно иная картина была присуща капиталистическому обществу. В парадигме капитализма для настоящего хозяина за
дача рационального управления ресурсами всегда была первооче
редной. В силу этих объективных обстоятельств информатизация управления на Западе начиналась с решения задач управления запасами. В нашей же стране внедрение информационных систем начиналось с бухгалтерских и кадровых подразделений пред
приятий.
Первоначально отечественные информационные системы вы
полняли функции учета, затем зона их ответственности была распространена на функции управления и планирования. Так, наиболее востребованные на рынке продукты компании «1C» по
являлись на свет в следующей последовательности: «Бухгалтерия»,
«Зарплата и Кадры», «Торговля и Склад», «Предприятие». Анало
гичные этапы развития прошли и программные продукты других отечественных фирм: «БЭСТ», «Парус», «Галактика». Предприя
тия, убедившись в выгодности применения автоматизированных информационных систем, переходили к автоматизации всех функ
ций управления. При этом зачастую использовали программные продукты разных фирм, базирующиеся на различных программно
аппаратных платформах. До сих пор на многих предприятиях, пытающихся автоматизировать управление своими бизнес-про
цессами, можно встретить большое разнообразие программно
аппаратных средств. В результате «лоскутной» автоматизации подразделения фирмы работают автономно и иногда даже менее эффективно, чем вообще без автоматизации.
В основе западных информационных систем с самого начала их развития лежали идеи сбережения ресурсов, т.е. оптимизации по
токов материальных и финансовых средств. Это нашло отражение в названиях информационных систем: IC (Inventory Control — управление запасами), MRP (Material Requirements Planning — планирование потребности в материалах), MRP II (Manufacturing
Resource Planning — планирование производственных ресурсов),
ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов кор
порации). Это, конечно же, не означает, что разработчики запад
ных систем не уделяли достаточного внимания модулю бухгалтер
ского учета. Однако задачи учета тесно увязывались с управлен
ческими задачами.
10
Сегодня в нашей стране деловая среда стремительно меняется: расширяются внешние и внутренние связи компаний, увеличи
вается скорость бизнес-процессов. Требования к информацион
ным технологиям повышаются, что способствует быстрому раз
витию систем управления. В итоге информационные системы становятся одним из важнейших инструментов управления, одно
временно порождая новые бизнес-модели, требующие новых подходов к автоматизации.
1.1.3. Функциональная часть ИС
Структура любой информационной системы может быть пред
ставлена совокупностью функциональных подсистем, реализу
ющих решение информационных задач предметной области.
Набор подсистем зависит от специфики предметной области и цели, для которой предназначена информационная система. Ранее определили, что общей функцией всех информационных систем является сбор хранение, обработка и выдача информации нового качества в той или иной форме. При разбиении (декомпозиции) общей цели системы на подцели получаем декомпозицию системы на функциональные подсистемы. Вообще говоря, такая деком
позиция даже для информационной системы одного типа не является однозначной. Набор функциональных подсистем, вхо
дящих в состав информационной системы, зависит от многих параметров — структуры системы, сферы ее функциональной на
правленности, уровней управленческой деятельности и т.д.
Для автоматизированны х систем научных исследований
(АСНИ), например, в функциональную часть могут входить под
системы: планирования и подготовки проведения экспериментов; обработки результатов экспериментов и др.
Для автоматизированных обучающих систем (АОС) — это под
системы:
— проведения учебных занятий;
— тестирования учащихся;
— регистрации и обработки результатов обучения и т.д.
Для систем автоматизированного проектирования (САПР) это могут быть подсистемы:
— функционально-логического и конструкторского проекти
рования;
— подсистема параметрической оптимизации;
— подсистема конструкторско-технологической документации и т.д.
Для информационной системы управления предприятием
(ИСУ) к таким функциональным подсистемам можно отнести подсистемы:
И
Рис. 1.3. Информационная система управления учебным заведением СПО
12
13
— технико-экономического планирования;
— технической подготовки производства;
— сбыта и реализации продукции;
— оперативного управления производством;
— материально-технического снабжения;
— бухгалтерского учета;
— управления качеством продукции;
— управления кадрами;
— управления вспомогательным производством.
Каждая из функциональных подсистем информационной си
стемы решает некоторое подмножество функциональных задач.
Решение каждой такой задачи базируется на некотором матема
тическом обеспечении, отображающем ее экономико-матема- тическую или информационную модель. Кроме того, каждая из этих задач имеет определенный набор входных данных и результат решения, представленный в определенной форме.
Состав, порядок и принципы взаимодействия функциональных подсистем устанавливают с учетом достижения стоящей перед экономическим объектом цели функционирования. Основные принципы выделения самостоятельных подсистем, комплексов задач и отдельных расчетов — их относительная самостоятель
ность, т.е. наличие объекта управления, наличие конкретного набора функций и соответствующих им задач с четко выраженной целью функционирования.
В качестве примера информационной системы можно привести систему управления средним специальным учебным заведением
(рис. 1.3). Целью ее является автоматизация документооборота и информационное обеспечение управления качеством образова
ния. Система разбивается на функциональные подсистемы, кото
рые в свою очередь делятся на подфункции, подразделяемые на задачи, и так далее. Директор, заместители директора и админи
стратор системы имеют полноправный доступ ко всем подсисте
мам и возможность использования всех функций программы.
Представляемая информационная система управления учебным заведением включает следующие подсистемы: прием абитуриентов и их зачисление; ведение кадрового учета студентов; контроль выдачи учебных часов; планирование учебного процесса; контроль и анализ успеваемости студентов; оценка преподавательского со
става.
Для каждой подсистемы определены свои входные и выходные данные. Каждая из подсистем имеет собственные цели, задачи, функциональные характеристики, четкий интерфейс с другими подсистемами. Так, основными функциями подсистемы приема абитуриентов являются следующие:
— сбор анкетной информации о поступающих;
14
— ведение базы данных абитуриентов;
— контроль и проведение вступительных испытаний;
— зачисление студентов по результатам экзаменов;
— формирование необходимой отчетности по итогам приема
(списков, статистических отчетов и т.д.).
К основным функциям подсистемы ведения кадрового учета студентов можно отнести:
— ведение базы данных студентов;
— формирование личной карточки студента;
— формирование кадровых приказов, справок для обучающих
ся и завершивших обучение студентов;
— формирование обязательной отчетности перед вышестоящи
ми организациями и государственными органами.
Для подсистемы анализа и контроля успеваемости можно определить следующий состав выполняемых функций:
— формирование сводных ведомостей по успеваемости и по
сещаемости студентов;
— формирование приложений к дипломам и академических справок;
— формирование различных диаграмм и отчетов, по которым можно провести анализ успеваемости студентов, а также сделать выводы по качеству образования и т.д.
Взаимодействие между подсистемами информационной систе
мы укладывается в ограниченные стандартные рамки.
Для некоторых предметных областей возможна типизация функций управления, структуры данных и алгоритмов обработки.
Для снижения затрат на проектирование, внедрение и сопрово
ждение информационных систем, а следовательно, и для повы
шения их эффективности используется типизация проектных решений по отдельным функциональным задачам и на этой осно
ве по функциональным подсистемам и системе в целом. В свою очередь, ориентация на типовые проектные решения служит основой для автоматизации процесса проектирования информа
ционных систем, что ведет к снижению затрат на разработку и сокращению сроков проектирования систем. Например, типовая конфигурация системы «1C:Бухгалтерия» применяется на сотнях тысяч отечественных предприятий и не требует дополнительных доработок.
1.1.4. Обеспечивающая часть
Обеспечивающая часть ИС — это совокупность средств, с ис
пользованием которых решаются задачи функциональных под
систем.
15
К компонентам обеспечивающей части информационных си
стем относятся:
— техническое обеспечение;
— математическое обеспечение;
— программное обеспечение;
— информационное обеспечение;
— организационное обеспечение;
— правовое обеспечение.
Кроме того, для крупномасштабных информационных систем рассматривают в качестве отдельных компонентов также:
— эргономическое обеспечение;
— технологическое обеспечение;
— лингвистическое обеспечение;
— кадровое обеспечение и др.
Рассмотрим кратко основное содержание компонентов обес
печивающей части.
Техническое обеспечение. Техническое обеспечение пред
ставляет собой комплекс технических средств для сбора, регистра
ции, передачи, обработки, отображения и тиражирования инфор
мации. Комплекс технических средств составляют устройства вы
числительной техники; исполнительные устройства; средства орг
техники; устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации; устройства передачи данных; линии связи и др.
Структурными элементами технического обеспечения наряду с техническими средствами являются также методические мате
риалы и руководства, техническая документация и обслуживаю
щий их персонал. Документацией оформляются предваритель
ный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три груп
пы:
— общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;
— специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;
— нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.
Математическое обеспечение. Математическое обеспече
ние — это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектных работ. Математическое обеспечение включает в себя средства моделирования процессов управления, методы и средства реше
ния типовых задач управления, методы оптимизации исследуе
16
мых управленческих процессов и принятия решений (методы многокритериальной оптимизации, математического програм
мирования, математической статистики, теории массового об
служивания и т.п.). Техническая документация по этому виду обеспечения информационных систем содержит описание задач по алгоритмизации, экономико-математические методы и моде
ли решения задач. Персонал составляют специалисты в области организации управления объектом, постановщики функциональ
ных задач, специалисты по моделированию процессов управле
ния и вычислительным методам, проектировщики информаци
онных систем.
Программное обеспечение. Программное обеспечение — это совокупность алгоритмов и программ для реализации целей и за
дач информационной системы, а также для нормального функ
ционирования комплекса технических средств. Классификация программного обеспечения представлена на рис. 1.4.
Системное программное обеспечение — это совокупность программ и программных комплексов для обеспечения работы компьютера и вычислительных устройств.
Назначение системного программного обеспечения:
— создание операционной среды функционирования других программ;
— обеспечение надежной и эффективной работы самого ком
пьютера и вычислительной сети;
— проведение диагностики и профилактики аппаратуры ком
пьютера и вычислительных сетей;
— выполнение вспомогательных технологических процессов
(копирование, архивация, восстановление файлов программ и баз данных и т.п.).
Базовое программное обеспечение — это минимальный набор программных средств, обеспечивающих работу компьютера (опе
рационные системы).
Сервисное программное обеспечение — это программы и про
граммные комплексы, которые расширяют возможности базово
го программного обеспечения и организуют более удобную среду
Рис.
1.4.
Классификация
программного
обеспечения
17
мирования, математической статистики, теории массового об
служивания и т.п.). Техническая документация по этому виду обеспечения информационных систем содержит описание задач по алгоритмизации, экономико-математические методы и моде
ли решения задач. Персонал составляют специалисты в области организации управления объектом, постановщики функциональ
ных задач, специалисты по моделированию процессов управле
ния и вычислительным методам, проектировщики информаци
онных систем.
Программное обеспечение. Программное обеспечение — это совокупность алгоритмов и программ для реализации целей и за
дач информационной системы, а также для нормального функ
ционирования комплекса технических средств. Классификация программного обеспечения представлена на рис. 1.4.
Системное программное обеспечение — это совокупность программ и программных комплексов для обеспечения работы компьютера и вычислительных устройств.
Назначение системного программного обеспечения:
— создание операционной среды функционирования других программ;
— обеспечение надежной и эффективной работы самого ком
пьютера и вычислительной сети;
— проведение диагностики и профилактики аппаратуры ком
пьютера и вычислительных сетей;
— выполнение вспомогательных технологических процессов
(копирование, архивация, восстановление файлов программ и баз данных и т.п.).
Базовое программное обеспечение — это минимальный набор программных средств, обеспечивающих работу компьютера (опе
рационные системы).
Сервисное программное обеспечение — это программы и про
граммные комплексы, которые расширяют возможности базово
го программного обеспечения и организуют более удобную среду
Рис.
1.4.
Классификация
программного
обеспечения
17
работы пользователя (утилиты для обслуживания компьютера, архиваторы и т.п.).
Прикладное программное обеспечение служит программным инструментарием решения функциональных задач и является самым многочисленным классом программного обеспечения.
В данный класс входят программные продукты, выполняющие обработку информации различных предметных областей. Таким образом, прикладное программное обеспечение — это комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определенного класса предметной области. Данный класс программных средств наиболее представителен, что обусловлено прежде всего широким применением средств компьютерной техники во всех сферах дея
тельности человека, созданием автоматизированных информаци
онных систем различных предметных областей.
Инструментарий разработки программного обеспечения — это программные продукты поддержки технологии программиро
вания. Инструментарий включает в себя специализированное программное обеспечение, которое является инструментальным средством разработки. Программное обеспечение данного класса поддерживает все технологические этапы процесса проектирова
ния, программирования, отладки и тестирования создаваемых программ. Пользователями данного программного обеспечения являются системные и прикладные программисты.
В состав программного обеспечения помимо общесистемных и специальных программ входят также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения.
Информационное обеспечение. Информационное обеспече
ние — это совокупность необходимой информации, циркулиру
ющей в системе, средства и методы, стандартизирующие процес
сы ее хранения и обработки. Информационное обеспечение об
разует информационную базу системы. Оно включает в себя специально организованную совокупность показателей, класси
фикаторов и кодовых обозначений элементов информации, уни
фицированные системы документации, массивы информации в базах и банках данных на машинных носителях, а также средства, обеспечивающие надежность хранения, своевременность и каче
ство технологии обработки информации.
Для создания информационного обеспечения необходимо ясно понимать цели, задачи, функции всей системы. Следует выявить движения информации от момента возникновения и до ее ис
пользования на различных уровнях управления. Движение ин
формации в системе может быть представлено для анализа в виде схем информационных потоков, как, например, система управле
ния учебным заведением СПО на рис 1.3. (В главе 4 излагаются принципы построения информационных моделей.)
18
Прикладное программное обеспечение служит программным инструментарием решения функциональных задач и является самым многочисленным классом программного обеспечения.
В данный класс входят программные продукты, выполняющие обработку информации различных предметных областей. Таким образом, прикладное программное обеспечение — это комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определенного класса предметной области. Данный класс программных средств наиболее представителен, что обусловлено прежде всего широким применением средств компьютерной техники во всех сферах дея
тельности человека, созданием автоматизированных информаци
онных систем различных предметных областей.
Инструментарий разработки программного обеспечения — это программные продукты поддержки технологии программиро
вания. Инструментарий включает в себя специализированное программное обеспечение, которое является инструментальным средством разработки. Программное обеспечение данного класса поддерживает все технологические этапы процесса проектирова
ния, программирования, отладки и тестирования создаваемых программ. Пользователями данного программного обеспечения являются системные и прикладные программисты.
В состав программного обеспечения помимо общесистемных и специальных программ входят также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения.
Информационное обеспечение. Информационное обеспече
ние — это совокупность необходимой информации, циркулиру
ющей в системе, средства и методы, стандартизирующие процес
сы ее хранения и обработки. Информационное обеспечение об
разует информационную базу системы. Оно включает в себя специально организованную совокупность показателей, класси
фикаторов и кодовых обозначений элементов информации, уни
фицированные системы документации, массивы информации в базах и банках данных на машинных носителях, а также средства, обеспечивающие надежность хранения, своевременность и каче
ство технологии обработки информации.
Для создания информационного обеспечения необходимо ясно понимать цели, задачи, функции всей системы. Следует выявить движения информации от момента возникновения и до ее ис
пользования на различных уровнях управления. Движение ин
формации в системе может быть представлено для анализа в виде схем информационных потоков, как, например, система управле
ния учебным заведением СПО на рис 1.3. (В главе 4 излагаются принципы построения информационных моделей.)
18