Файл: Учебник Рекомендовано Федеральным государственным учреждением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 774

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие информационных систем управления в России и на
Западе проходило разными путями ввиду существенной разницы исторических условий. Плановая социалистическая система жест­
ко регламентировала и распределяла человеческие, финансовые, материальные ресурсы, поэтому нерыночная экономика практи­
чески не стимулировала руководителей предприятий экономить ресурсы и оптимизировать финансовые и материальные потоки.
Совершенно иная картина была присуща капиталистическому обществу. В парадигме капитализма для настоящего хозяина за­
дача рационального управления ресурсами всегда была первооче­
редной. В силу этих объективных обстоятельств информатизация управления на Западе начиналась с решения задач управления запасами. В нашей же стране внедрение информационных систем начиналось с бухгалтерских и кадровых подразделений пред­
приятий.
Первоначально отечественные информационные системы вы­
полняли функции учета, затем зона их ответственности была распространена на функции управления и планирования. Так, наиболее востребованные на рынке продукты компании «1C» по­
являлись на свет в следующей последовательности: «Бухгалтерия»,
«Зарплата и Кадры», «Торговля и Склад», «Предприятие». Анало­
гичные этапы развития прошли и программные продукты других отечественных фирм: «БЭСТ», «Парус», «Галактика». Предприя­
тия, убедившись в выгодности применения автоматизированных информационных систем, переходили к автоматизации всех функ­
ций управления. При этом зачастую использовали программные продукты разных фирм, базирующиеся на различных программно­
аппаратных платформах. До сих пор на многих предприятиях, пытающихся автоматизировать управление своими бизнес-про­
цессами, можно встретить большое разнообразие программно­
аппаратных средств. В результате «лоскутной» автоматизации подразделения фирмы работают автономно и иногда даже менее эффективно, чем вообще без автоматизации.
В основе западных информационных систем с самого начала их развития лежали идеи сбережения ресурсов, т.е. оптимизации по­
токов материальных и финансовых средств. Это нашло отражение в названиях информационных систем: IC (Inventory Control — управление запасами), MRP (Material Requirements Planning — планирование потребности в материалах), MRP II (Manufacturing
Resource Planning — планирование производственных ресурсов),
ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов кор­
порации). Это, конечно же, не означает, что разработчики запад­
ных систем не уделяли достаточного внимания модулю бухгалтер­
ского учета. Однако задачи учета тесно увязывались с управлен­
ческими задачами.
10


Сегодня в нашей стране деловая среда стремительно меняется: расширяются внешние и внутренние связи компаний, увеличи­
вается скорость бизнес-процессов. Требования к информацион­
ным технологиям повышаются, что способствует быстрому раз­
витию систем управления. В итоге информационные системы становятся одним из важнейших инструментов управления, одно­
временно порождая новые бизнес-модели, требующие новых подходов к автоматизации.

1.1.3. Функциональная часть ИС
Структура любой информационной системы может быть пред­
ставлена совокупностью функциональных подсистем, реализу­
ющих решение информационных задач предметной области.
Набор подсистем зависит от специфики предметной области и цели, для которой предназначена информационная система. Ранее определили, что общей функцией всех информационных систем является сбор хранение, обработка и выдача информации нового качества в той или иной форме. При разбиении (декомпозиции) общей цели системы на подцели получаем декомпозицию системы на функциональные подсистемы. Вообще говоря, такая деком­
позиция даже для информационной системы одного типа не является однозначной. Набор функциональных подсистем, вхо­
дящих в состав информационной системы, зависит от многих параметров — структуры системы, сферы ее функциональной на­
правленности, уровней управленческой деятельности и т.д.
Для автоматизированны х систем научных исследований
(АСНИ), например, в функциональную часть могут входить под­
системы: планирования и подготовки проведения экспериментов; обработки результатов экспериментов и др.
Для автоматизированных обучающих систем (АОС) — это под­
системы:
— проведения учебных занятий;
— тестирования учащихся;
— регистрации и обработки результатов обучения и т.д.
Для систем автоматизированного проектирования (САПР) это могут быть подсистемы:
— функционально-логического и конструкторского проекти­
рования;
— подсистема параметрической оптимизации;
— подсистема конструкторско-технологической документации и т.д.
Для информационной системы управления предприятием
(ИСУ) к таким функциональным подсистемам можно отнести подсистемы:
И

Рис. 1.3. Информационная система управления учебным заведением СПО
12

13

— технико-экономического планирования;
— технической подготовки производства;
— сбыта и реализации продукции;
— оперативного управления производством;
— материально-технического снабжения;
— бухгалтерского учета;
— управления качеством продукции;
— управления кадрами;
— управления вспомогательным производством.
Каждая из функциональных подсистем информационной си­
стемы решает некоторое подмножество функциональных задач.
Решение каждой такой задачи базируется на некотором матема­
тическом обеспечении, отображающем ее экономико-матема- тическую или информационную модель. Кроме того, каждая из этих задач имеет определенный набор входных данных и результат решения, представленный в определенной форме.
Состав, порядок и принципы взаимодействия функциональных подсистем устанавливают с учетом достижения стоящей перед экономическим объектом цели функционирования. Основные принципы выделения самостоятельных подсистем, комплексов задач и отдельных расчетов — их относительная самостоятель­
ность, т.е. наличие объекта управления, наличие конкретного набора функций и соответствующих им задач с четко выраженной целью функционирования.
В качестве примера информационной системы можно привести систему управления средним специальным учебным заведением
(рис. 1.3). Целью ее является автоматизация документооборота и информационное обеспечение управления качеством образова­
ния. Система разбивается на функциональные подсистемы, кото­
рые в свою очередь делятся на подфункции, подразделяемые на задачи, и так далее. Директор, заместители директора и админи­
стратор системы имеют полноправный доступ ко всем подсисте­
мам и возможность использования всех функций программы.
Представляемая информационная система управления учебным заведением включает следующие подсистемы: прием абитуриентов и их зачисление; ведение кадрового учета студентов; контроль выдачи учебных часов; планирование учебного процесса; контроль и анализ успеваемости студентов; оценка преподавательского со­
става.
Для каждой подсистемы определены свои входные и выходные данные. Каждая из подсистем имеет собственные цели, задачи, функциональные характеристики, четкий интерфейс с другими подсистемами. Так, основными функциями подсистемы приема абитуриентов являются следующие:
— сбор анкетной информации о поступающих;
14


— ведение базы данных абитуриентов;
— контроль и проведение вступительных испытаний;
— зачисление студентов по результатам экзаменов;
— формирование необходимой отчетности по итогам приема
(списков, статистических отчетов и т.д.).
К основным функциям подсистемы ведения кадрового учета студентов можно отнести:
— ведение базы данных студентов;
— формирование личной карточки студента;
— формирование кадровых приказов, справок для обучающих­
ся и завершивших обучение студентов;
— формирование обязательной отчетности перед вышестоящи­
ми организациями и государственными органами.
Для подсистемы анализа и контроля успеваемости можно определить следующий состав выполняемых функций:
— формирование сводных ведомостей по успеваемости и по­
сещаемости студентов;
— формирование приложений к дипломам и академических справок;
— формирование различных диаграмм и отчетов, по которым можно провести анализ успеваемости студентов, а также сделать выводы по качеству образования и т.д.
Взаимодействие между подсистемами информационной систе­
мы укладывается в ограниченные стандартные рамки.
Для некоторых предметных областей возможна типизация функций управления, структуры данных и алгоритмов обработки.
Для снижения затрат на проектирование, внедрение и сопрово­
ждение информационных систем, а следовательно, и для повы­
шения их эффективности используется типизация проектных решений по отдельным функциональным задачам и на этой осно­
ве по функциональным подсистемам и системе в целом. В свою очередь, ориентация на типовые проектные решения служит основой для автоматизации процесса проектирования информа­
ционных систем, что ведет к снижению затрат на разработку и сокращению сроков проектирования систем. Например, типовая конфигурация системы «1C:Бухгалтерия» применяется на сотнях тысяч отечественных предприятий и не требует дополнительных доработок.
1.1.4. Обеспечивающая часть
Обеспечивающая часть ИС — это совокупность средств, с ис­
пользованием которых решаются задачи функциональных под­
систем.
15

К компонентам обеспечивающей части информационных си­
стем относятся:
— техническое обеспечение;
— математическое обеспечение;
— программное обеспечение;
— информационное обеспечение;
— организационное обеспечение;
— правовое обеспечение.
Кроме того, для крупномасштабных информационных систем рассматривают в качестве отдельных компонентов также:
— эргономическое обеспечение;
— технологическое обеспечение;
— лингвистическое обеспечение;
— кадровое обеспечение и др.
Рассмотрим кратко основное содержание компонентов обес­
печивающей части.
Техническое обеспечение. Техническое обеспечение пред­
ставляет собой комплекс технических средств для сбора, регистра­
ции, передачи, обработки, отображения и тиражирования инфор­
мации. Комплекс технических средств составляют устройства вы­
числительной техники; исполнительные устройства; средства орг­
техники; устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации; устройства передачи данных; линии связи и др.
Структурными элементами технического обеспечения наряду с техническими средствами являются также методические мате­
риалы и руководства, техническая документация и обслуживаю­
щий их персонал. Документацией оформляются предваритель­
ный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три груп­
пы:
— общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;
— специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;
— нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.
Математическое обеспечение. Математическое обеспече­
ние — это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектных работ. Математическое обеспечение включает в себя средства моделирования процессов управления, методы и средства реше­
ния типовых задач управления, методы оптимизации исследуе­
16

мых управленческих процессов и принятия решений (методы многокритериальной оптимизации, математического програм­
мирования, математической статистики, теории массового об­
служивания и т.п.). Техническая документация по этому виду обеспечения информационных систем содержит описание задач по алгоритмизации, экономико-математические методы и моде­
ли решения задач. Персонал составляют специалисты в области организации управления объектом, постановщики функциональ­
ных задач, специалисты по моделированию процессов управле­
ния и вычислительным методам, проектировщики информаци­
онных систем.
Программное обеспечение. Программное обеспечение — это совокупность алгоритмов и программ для реализации целей и за­
дач информационной системы, а также для нормального функ­
ционирования комплекса технических средств. Классификация программного обеспечения представлена на рис. 1.4.
Системное программное обеспечение — это совокупность программ и программных комплексов для обеспечения работы компьютера и вычислительных устройств.
Назначение системного программного обеспечения:
— создание операционной среды функционирования других программ;
— обеспечение надежной и эффективной работы самого ком­
пьютера и вычислительной сети;
— проведение диагностики и профилактики аппаратуры ком­
пьютера и вычислительных сетей;
— выполнение вспомогательных технологических процессов
(копирование, архивация, восстановление файлов программ и баз данных и т.п.).
Базовое программное обеспечение — это минимальный набор программных средств, обеспечивающих работу компьютера (опе­
рационные системы).
Сервисное программное обеспечение — это программы и про­
граммные комплексы, которые расширяют возможности базово­
го программного обеспечения и организуют более удобную среду
Рис.
1.4.
Классификация
программного
обеспечения
17
работы пользователя (утилиты для обслуживания компьютера, архиваторы и т.п.).
Прикладное программное обеспечение служит программным инструментарием решения функциональных задач и является самым многочисленным классом программного обеспечения.
В данный класс входят программные продукты, выполняющие обработку информации различных предметных областей. Таким образом, прикладное программное обеспечение — это комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определенного класса предметной области. Данный класс программных средств наиболее представителен, что обусловлено прежде всего широким применением средств компьютерной техники во всех сферах дея­
тельности человека, созданием автоматизированных информаци­
онных систем различных предметных областей.
Инструментарий разработки программного обеспечения — это программные продукты поддержки технологии программиро­
вания. Инструментарий включает в себя специализированное программное обеспечение, которое является инструментальным средством разработки. Программное обеспечение данного класса поддерживает все технологические этапы процесса проектирова­
ния, программирования, отладки и тестирования создаваемых программ. Пользователями данного программного обеспечения являются системные и прикладные программисты.
В состав программного обеспечения помимо общесистемных и специальных программ входят также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения.
Информационное обеспечение. Информационное обеспече­
ние — это совокупность необходимой информации, циркулиру­
ющей в системе, средства и методы, стандартизирующие процес­
сы ее хранения и обработки. Информационное обеспечение об­
разует информационную базу системы. Оно включает в себя специально организованную совокупность показателей, класси­
фикаторов и кодовых обозначений элементов информации, уни­
фицированные системы документации, массивы информации в базах и банках данных на машинных носителях, а также средства, обеспечивающие надежность хранения, своевременность и каче­
ство технологии обработки информации.
Для создания информационного обеспечения необходимо ясно понимать цели, задачи, функции всей системы. Следует выявить движения информации от момента возникновения и до ее ис­
пользования на различных уровнях управления. Движение ин­
формации в системе может быть представлено для анализа в виде схем информационных потоков, как, например, система управле­
ния учебным заведением СПО на рис 1.3. (В главе 4 излагаются принципы построения информационных моделей.)
18