Файл: Статья из 10 в серии Вождение автомобиля. Смотрим на дорогу правильно.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ
1.Смотрим на дорогу правильно
1-я статья из 10 в серии Вождение автомобиля .
-
Смотрим на дорогу правильно -
Начало движения на автомобиле -
Движение в потоке -
Маневрирование в дорожном потоке -
Выполнение разворота. Часть 1 -
Выполнение разворота. Часть 2 -
Когда видимости на дороге почти нет -
Движение в темное время суток -
Проезд пешеходных переходов на перекрестках -
Пешеходные переходы вне перекрестков
Статьи по теме «Вождение автомобиля по дорогам общего пользования».
В предыдущей серии статей «Управление автомобилем» вы познакомились с основами управления автомобиля, а именно: посадка водителя за рулем, как нужно правильно держать и вращать руль, нажимать на педали и переключать передачи. Это и есть основы управления автомобилем. Этими приемами можно овладеть, практикуясь на тренировочной площадке.
На дорогах общего пользования придется учитывать такие вещи, как сигналы светофоров и регулировщика, дорожные знаки и разметку, расположение автомобиля на дороге, намерения других участников дорожного движения. Поэтому приступать к изучению этого раздела имеет смысл только после того, как вы изучите Правила дорожного движения.
Но здесь необходимо оговориться. Отличное знание ПДД и их соблюдение необходимо, но этого недостаточно. Дело в том, что ПДД лишь устанавливают порядок дорожного движения для его участников, но не обеспечивают их безопасность. Другими словами, соблюдение Правил гарантирует водителю юридическую невиновность в случае ДТП, но не гарантирует отсутствие происшествия. Безопасность своей езды может обеспечить только сам водитель, и никто кроме него. А это значит, что для безопасного вождения следует руководствоваться некоторыми дополнительными принципами или правилами
, которые выходят за рамки Правил дорожного движения, но не вступают с ними в противоречие. Именно об этих правилах и пойдет речь в данной серии статей.
Главное отличие езды по дорогам общего пользования от занятий на тренировочной площадке – наличие других участников дорожного движения, коими являются другие транспортные средства, их пассажиры, пешеходы, идущие по тротуарам или обочине, или переходящие проезжую часть. И если на площадке ни вы, ни вам никто не мешал, то на дороге вы обязаны предупреждать других участников о своих намерениях включением указателей поворота. Об этом гласит пункт 8.1 ПДД.
Включение указателей поворота это не просто соблюдение Правил. Оно не дает преимущества в движении, а только лишь информирует окружающих. Но этим действием водитель показывает свое уважение к другим участникам движения. Он как бы сообщает: «я вас вижу, понимаю и забочусь о нашей с вами безопасности». Поэтому перед тем, как захотите изменить направление своего движения, будь это отъезд от тротуара, выезд с парковки, поворот, перестроение, обязательно включайте указатели поворота. Причем «поворотники» нужно включать заранее, но так, чтобы не вводить других водителей в заблуждение. Исключение составляет любое закругление дороги, когда поворот — это единственный вариант движения.
Просто предупреждать других участников недостаточно. Их нужно видеть и понимать, помешаете ли вы им своим действием или нет. Если помешаете – нужно уступить, если нет – можно продолжить маневр. Принцип простой:
-
если вы стоите, а они уже едут, значит, они в этой ситуации главнее, так как вы только начинаете движение;
-
если вы, двигаясь в потоке машин, перестраиваетесь на соседнюю полосу (меняете направление своего движения), по которой движутся другие машины прямо (не меняя своего направления), то и в этой ситуации они главнее, так как едут прямо без изменения направления движения.
Постепенно мы подошли к такому важному вопросу, как обзор в автомобиле. За всем, что происходит вокруг автомобиля нужно постоянно следить и контролировать дорожную обстановку. С ситуацией впереди автомобиля все просто – во время движения взгляд водителя все время скользит впереди машины. Это основное направление взгляда водителя. Отводить взгляд от этого направления можно не более чем на 1 секунду. То, что происходит позади автомобиля, водитель видит в салонное зеркало и боковые зеркала заднего вида. Как правильно настроить зеркала можно прочесть в статье
«Посадка водителя». Но как бы вы не крутили зеркала, абсолютно все, что делается сзади и с боков автомобиля увидеть невозможно. Любой автомобиль имеет так называемые мертвые или слепые зоны. Это те участки вокруг автомобиля, которые не видны в зеркала. Их можно увидеть, только повернув голову и бросив взгляд в эту сторону. Поэтому перед перестроением и любым другим маневром следует помимо взгляда в боковое зеркало, контролировать «мертвую зону» автомобиля поворотом головы. Но не более чем на 1с.
Таким образом, общий порядок действий при совершении любого маневра будет следующий:
-
движение прямо -
включение «поворотника» -
взгляд в зеркало -
поворот головы и взгляд в «мертвую зону» -
маневр (перестроение, поворот, разворот) -
выключение «поворотника» -
движение прямо — взгляд в зеркало для контроля ситуации сзади автомобиля
Особое внимание нужно уделить контролю ситуации сзади автомобиля во время торможения. В плотном потоке далеко не все соблюдают нужную дистанцию – кто-то в буквальном смысле «сидит на заднем бампере» вашей машины, кто-то очень часто перестраивается, меняя полосы движения. Поэтому, когда собираетесь тормозить – посмотрите назад в зеркало. Вдруг там движется машина, и ее водитель не ожидает вашего торможения и не успеет сам затормозить. В этой ситуации, согласно ПДД, конечно, будет виноват он, но ведь вашу машину могут зацепить или помять.
В каких ситуациях лучше не тормозить, если сзади кто-то едет? Например, при наезде на кочку или яму. Лучше пусть подвеска принимает на себя удар, чем зад автомобиля. Поэтому необходимо будет выработать в себе привычку при торможении смотреть в зеркало заднего вида.
Для правильного наблюдения за дорожной обстановкой мало просто смотреть на дорогу – следует распределять внимание рационально. Рассмотрим, что это значит «смотреть рационально».
1. Концентрация внимания в направлении своего движения. Это нужно для того, чтобы автомобиль точно следовал заданной траектории. Причем смотреть нужно как можно дальше вперед. Взгляд как бы сканирует дорогу, перемещаясь ближе – дальше. В городском потоке хорошо бы держать в поле зрения несколько впереди идущих машин. Отводить взгляд от направления движения можно только в том случае, если вы уверены, что в этом направлении все в порядке, и на время не более 1 секунды. Даже за 1 с ситуация может сильно измениться.
2. Концентрация внимания на наиболее важных с точки зрения безопасности объектах. Например, увидев рекламный щит, не стоит задерживать на нем внимание — реклама не представляет для водителя никакой информационной ценности. А вот знак под этим щитом может оказаться важным, или увидев, что автомобиль, идущий впереди начал тормозить, например, перед пешеходным переходом, стоит обратить внимание – вдруг он кого-то пропускает.
3. Наблюдение за обстановкой на прилегающей к проезжей части территории. Например, там могут оказаться дети, играющие с мячом, который уже через мгновение может оказаться на дороге.
4. Для полного контроля обстановки сбоку и сзади вашей машины следует каждые 10-15с смотреть в зеркала заднего вида. Разумеется, это примерное время, оно зависит от плотности потока. На трассе за городом, к примеру, можно увеличить этот интервал времени до 1 минуты. Но делать это необходимо.
5. Периодически, особенно перед перестроением, контролировать «мертвую зону» автомобиля поворотом головы в сторону маневра. Другого способа нет. Дополнительные сферические зеркала не всегда дают точную картину.
6. Запоминать участников движения вокруг себя. Например, вы видите, что сзади вас движется красная Лада-Калина. Вы решаете перестроиться и вдруг видите, что Калина исчезла из зеркал. Это повод повременить с маневром и лишний раз окинуть взглядом «мертвую зону».
Ну и наблюдая за дорогой, не стоит забывать о показаниях приборов, особенно спидометра и тахометра. Показания тахометра очень важны для контроля оборотов двигателя, особенно при ускорении, замедлении, прохождении поворотов и движении в сложных дорожных условиях. При равномерном движении можно чаще смотреть на спидометр. Но стараться смотреть нужно так, чтобы взгляд был постоянно направлен на дорогу, а показания приборов контролировать периферийным зрением.
2. Начало движения на автомобиле
Для того, чтобы доехать из точки А в точку В, водителю сначала нужно тронуться с места (выехать с парковки) и влиться в транспортный поток, и потом уже, руководствуясь правилами дорожного движения, доехать до места и совершить остановку.
Будем считать, что техника старта вами уже освоена, водительское кресло и зеркала настроены должным образом. Рассмотрим варианты начала движения автомобиля от тротуара или обочины и выезд на дорогу с парковки.
Выезд с парковки
Сев в машину, обязательно пристегиваемся ремнем безопасности. Это можно сделать сразу, можно позднее, но во время движения вы должны быть пристегнуты.
Запускаем и прогреваем двигатель и готовимся к началу движения. Включаем ближний свет фар или ходовые огни. Смотрим по сторонам, особенно внимательно, если собираетесь выезжать с парковочного места задним ходом. Включаем соответствующий «поворотник», затем сцепление – первую или заднюю передачу – трогаемся. Вспоминаем, что во время поворота, передние колеса автомобиля движутся по большему радиусу, чем задние. Этот процесс подробно расписан в статье «Управление автомобилем. Часть 9. Парковка». Поэтому, чтобы не зацепить стоящий рядом автомобиль, не спешим с поворотом руля, сначала выезжаем на прямых колесах, а затем поворачиваем руль в нужную сторону.
Пока будете продвигаться по территории парковочной площадки к месту выезда на дорогу, следует руководствоваться правилом «правой руки». На парковке нет «главной» дороги, поэтому уступаем «помехе» справа. Также уступаем дорогу всем пешеходам – это могут быть такие же, как и вы, водители и их пассажиры, идущие к своим машинам.
Перед выездом на дорогу обозначаем свое намерение – включаем соответствующий «поворотник» (чаще всего правый), и смотрим налево – в ту сторону, откуда движется поток машин. Если дорога свободна – выезжаем, если поток машин плотный – пропускаем и ждем, когда появится возможность выезда. Указатель поворота все это время должен работать! Как только появится «окно», возможно, какой-нибудь вежливый водитель сбавит скорость или остановится, чтобы «выпустить» вас, убеждаемся в безопасности маневра и выезжаем на дорогу.
Выключаем «поворотник» — на всех современных машинах при возврате руля в положение «прямо», он сам выключится – и сразу производим разгон с переключением на высшие передачи. Необходимо как можно быстрее набрать