Файл: Модели финансирования и организации систем здравоохранения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ОСОБЕННОСТИ ТРЕХ ОСНОВНЫХ МОДЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Классификация систем здравоохранения ведущих стран согласно трем основным моделям
ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЯТИ ВЕДУЩИХ СТРАН
Ключевые параметры моделей здравоохранения пяти ведущих стран
Соотношение расходов и индикаторов эффективности системы здравоохранения
Модели финансирования и организации систем здравоохранения
УДК 336.58:614.2
Ключевыеслова:
модели финансирования здравоохранения,анализ моделей здравоохранения,особенностиорганизации
системы здравоохранения,реформированиездравоохранения
В.В.Омельяновский,д.м.н.,
проф., руководитель Центра финансов здравоохраненияНаучно-исследовательскогофинансовогоинститута
(e-mail: vitvladom@gmail.com)Л.В.Максимова,к.э.н.,
старший науч. сотр. Центра финансов здравоохраненияНаучно-исследовательскогофинансовогоинститута
(e-mail: maksimova@nifi.ru)А.П.Татаринов,
науч. сотр. Центра финансов здравоохраненияНаучно-исследовательскогофинансовогоинститута(e-mail:tatarinov@hta-rus.ru)
Зарубежный опыт: модели финансирования и организации систем здравоохранения
Влюбойстраневыбороптимальноймоделиздравоохраненияимеетприн-ципиальное значение для обеспечения более эффективного использова-нияресурсовиулучшениякачестваидоступностимедицинскойпомощи.Российская Федерация в этом отношении не исключение. В современ-ныхусловияхвстранедействуетсмешаннаябюджетно-страховаямодельздравоохранения,переходккоторойначалсяв1991г.,когдабылпринятзакон«ОмедицинскомстрахованиигражданвРоссийскойФедерации
№ 1499-I. С введением в действие закона «Об обязательном медицин-скомстрахованиигражданвРоссийскойФедерации»№326-ФЗот29ноября2010г.былвзяткурснапостроениестраховоймоделиздраво-охранения,ноонатакдосихпориневнедрена,астраховойпринципнезаработал.
З
адача перевода системы отечественного здравоохранения на дееспособную страховую модель была четко обозначена в Послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию РФ от 12 декабря 2013 г. Как подчеркнул пре- зидент, «...базовый вопрос — это реальный переход к страховому принципу в здраво- охранении. Сегодня функция ОМС, по сути, сводится к «прокачке денег» до получателя, но только не через бюджет, как раньше, а через внебюджетный фонд. Задача — совершенно другая. Задача заключается в том, чтобы работал именно страховой принцип... Система ОМС должна в полной мере финансово обеспечить государственные гарантии оказа- ния бесплатной медицинской помощи ... При этом пациент должен точно знать, какую
помощь ему обязаны предоставить бесплатно, а врач — понимать, по каким принципам оплачивается его работа»1.
В мире накоплен существенный опыт в области построения и оптимизации моделей финансирования и организации здравоохранения. Так, ведущие страны последовательно добиваются расширения охвата населения бесплатной медицинской помощью, рациона- лизации источников финансирования и методов распределения средств, способов управ- ления системой здравоохранения в целях повышения ее эффективности и устранения дублирования расходов. Несмотря на то, что ни одна из существующих в мире моделей здравоохранения не может претендовать на универсальность, анализ параметров этих моделей, их сильных и слабых сторон, а также обобщение опыта конкретных стран имеет значение при реформировании и оптимизации действующей модели здравоохранения в РФ.
Комплексный анализ систем здравоохранения, финансируемых из фондов всеобщего медицинского страхования, может послужить хорошим основанием для разработки ме- ханизмов перевода здравоохранения РФ на страховые принципы, гарантирования на деле свободы выбора пациентом страховой и медицинской организации, повышения эф- фективности управления здравоохранением, усиления финансового контроля со стороны страховых компаний над медицинскими учреждениями.
ОСОБЕННОСТИ ТРЕХ ОСНОВНЫХ МОДЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В современных условиях все модели здравоохранения можно условно разделить на три типа.
-
Бюджетная (государственная). -
Страховая (социально-страховая). -
Частная (негосударственная, или рыночная).
Характерной чертой первой модели, которая известна как модель Семашко — Бевериджа, является значительная роль государства. Основным источником финан- сирования служат налоговые поступления. Медицинские услуги для всего населения оказываются на бесплатной основе. Доля совокупных расходов из общественных ис- точников в ВВП, как правило, составляет 8–11 %. Частное страхование и соплатежи играют дополняющую роль.
Основной канал финансирования — государственный бюджет. Провайдеры медицин- ских услуг получают бюджетные средства под контролем частных управляющих компа- ний. Государство играет одновременно роль покупателя и провайдера услуг, обеспечивая покрытие большей части (от 70 % и выше) затрат на здравоохранение. Управление си- стемой здравоохранения отличается высокой степенью централизации. Большая часть медицинских услуг оказывается государственными ЛПУ (лечебно-профилактическими учреждениями) и частнопрактикующими врачами, но рынку, как правило, отведена второстепенная роль.
Государство жестко контролирует большинство аспектов рынка медицинских товаров и услуг, устанавливает правила допуска и доступа на рынок, формирует перечни воз- мещения, с помощью тарифной политики и ценообразования обеспечивает контроль над объемами оказываемых медицинских услуг. Контроль над качеством оказания ме- дицинской помощи осуществляется профессиональными медицинскими организаци- ями в форме аккредитации учреждений здравоохранения и лицензирования врачей.
Уровень соплатежей при такой системе незначителен.
1 ПосланиеПрезидентаРФВладимираПутинаФедеральномусобранию(http://www.rg.ru/2013/12/12/poslanie.html).
Вторую модель, известную как модель Бисмарка, часто определяют как систему регули- руемого страхования здоровья. Она основывается на принципах смешанной экономики, сочетая рынок медицинских услуг с развитой системой государственного регулирования и социальных гарантий. Программы обязательного медицинского страхования охваты- вают все или практически все население при соучастии государства в финансировании страховых фондов. Как и в бюджетной модели, государство покрывает более 70 % затрат на медицинские услуги, но совокупные государственные расходы на здравоохранение, как правило, несколько выше, чем в бюджетной модели, составляя уже 9–13 % от ВВП. Решающую роль в распределении средств играют частные некоммерческие или коммер- ческие страховые фонды или компании, роль рынка в удовлетворении потребностей на- селения в медицинских услугах высока, а пациенты обладают существенной свободой в выборе страховых компаний и поставщиков услуг.
Форму управления здравоохранением в социально-страховой модели можно оха- рактеризовать как децентрализованную из-за большого количества игроков на страхо- вом рынке. Большинство медицинских услуг оплачивается по обязательному перечню. Активно используется система соплатежей. Медицинские услуги оказывают учреждения различных форм собственности, но преобладают частные некоммерческие. Первичная
медицинская помощь оказывается частнопрактикующими семейными врачами. Рынок медицинских услуг высокоразвит, а частное страхование играет дополняющую роль. Роль государства в регулировании рынка медицинских услуг существенна, но менее значима, чем в бюджетных системах. Государство регулирует деятельность страховых фондов, ко- торые совместно с ассоциациями провайдеров медицинских услуг в свою очередь опре- деляют их объемы и качество. Большую роль играют профессиональные и пациентские организации.
Для частной модели здравоохранения характерно оказание медицинских услуг пре- имущественно на платной основе, за счет частного страхования и личных средств граждан. Единая система государственного медицинского страхования отсутствует. Рынок играет ключевую роль в удовлетворении потребностей в медицинских услугах. Государство бе- рет на себя только те обязательства, которые не удовлетворяются рынком, т. е. покрыва- ет медицинское обслуживание социально уязвимых категорий граждан — безработных, малоимущих и пенсионеров.
В частной модели финансирование более чем на 50 % осуществляется из частных средств. Денежные средства аккумулируются в частных коммерческих страховых фондах (страховых компаниях), после чего поступают в ЛПУ. Управление оказанием услуг децен- трализовано и осуществляется большим количеством организаций различных форм соб- ственности и уровней. Для большинства возмещаемые медицинские услуги и технологии предоставляются в рамках частных страховых планов. Государство определяет перечни