Файл: Программа профессиональной переподготовки Социальная педагогика. Воспитание и социализация личности в системе образования (340) new.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 335
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "ВОЛГОГРАДСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ"
Программа профессиональной переподготовки
Социальная педагогика. Воспитание и социализация личности в системе образования (340)_new
Дисциплина: Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности
Практическое задание 3, Модуль 3. Воспитательные организации и социальное воспитание
Выполнил:
слушатель Дорофеева Лилия Евгеньевна
Преподаватель:
Богданова Наталья Александровна
г.о. ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД – 2023
Задание 1. Спроектируйте ситуации оказания индивидуальной помощи в жизнедеятельности воспитательных организаций.
Необходимость оказания индивидуальной помощи человеку в воспитательной организации, появляется тогда, когда у него возникают проблемы при решении возрастных задач, а также при столкновениях с опасностями возраста.
Условно можно выделить следующие возрастные задачи, в соответствии с которыми можно до некоторой степени конкретизировать, в решении каких именно проблем человеку может понадобиться индивидуальная помощь, которую ему могут оказать в воспитательной организации.:
-
Естественно-культурные. Индивидуальная помощь здесь становится необходимой при возникновении у человека проблем в достижении определенного физического развития или укрепления здоровья. -
Социально-культурные В процессе решения данной группы задач индивидуальная помощь будет эффективной при проявлении проблем, относящихся к осознанию и развитию человеком своих умений, ценностей и способностей, необходимых ему для удовлетворения собственных позитивных потребностей; с овладением способами взаимодействия с людьми, с развитием или коррекцией необходимых установок; с пониманием проблем семьи, других групп членства, социума, восприимчивостью к ним. -
Социально-психологические. Необходимость помощи связанна с индивидуальным регулированием процессов становления самосознания личности, самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самореализации, самоутверждения, развития понимания и восприимчивости человека по отношению к самому себе и другим, установления взаимоотношений с окружающими, особенно со значимыми лицами, а также с предотвращением, минимизацией, разрешением внутриличностных и межличностных конфликтов.
Кроме того, в детстве, подростковом возрасте и юности наиболее типичными источниками опасности, считаются:
-
семья (порождают такие проблемы, как ощущение заброшенности или сопротивление гиперопеке; неприятие родителей; агрессивность к родителям; низкий уровень самоуважения, неприятие самого себя, неготовность к обучению, нежелание учиться и т.д.); -
общество сверстников (просоциальной адаптации в обществе сверстников; использования антисоциальных и саморазрушительных способов приспособления к обществу сверстников, противоправных форм самоутверждения; полоролевого кризиса; отвержения группой сверстников при отсутствии других групп членства, ощущения одиночества, сексуального и иных видов насилия) Часть этих проблем может порождаться) -
воспитательные организации (конфликты со взрослыми, агрессивность по отношению к ним; агрессивное (избегающее) поведение по отношению к жизнедеятельности организаций; внутриличностные конфликты, порождаемые неуспехами в важной для человека или для значимых лиц сфере; потеря ощущения самоценности, низкий уровень самоуважения, неприятие себя; отсутствие или потеря перспектив).
Столкновение с опасностями может породить немалое количество проблем, определенную часть которых могут разрешить педагоги при оказании индивидуальной помощи.
Можно назвать лишь самые общие способы оказания индивидуальной помощи:
-
индивидуальные и групповые беседы, -
создание специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций; -
работа со значимыми лицами; -
переориентация индивидуальных и групповых интересов; -
тренинги и ролевые игры; -
рекомендация для чтения специальной литературы; привлечение специалистов-психологов.
Индивидуальная помощь незащищенным детям, подросткам, юношам в воспитательной организации может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий:
-
Наличие у педагогов и иных работников сферы социального воспитания ориентира на оказание индивидуальной помощи, а также определенного уровня психолого-педагогической подготовки. -
Наличие у воспитуемого установки на принятие помощи от педагога и желания идти на добровольный контакт с ним по поводу своих проблем, найти у него понимание, получить информацию, совет, иногда даже инструктаж. -
Наличие у воспитателя необходимых для оказания индивидуальной помощи качеств:
-
здорового самовосприятия (удовлетворяющей его позитивной Я-концепции); -
справедливости, симпатии, понимания, нужд и проблем воспитанников, уважительного отношения к ним; -
стремление и умение культивировать теплые с воспитуемыми, умения пробуждать у них чувство свободы в общении, умения разрядить обстановку во время беседы, чувства юмора.
-
Умение воспитателя вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве эксперта, советчика, опекуна: использовать свое влияние для того, чтобы прояснить ситуацию, осмыслить ее; произвести переориентацию его ущербных установок и точек зрения; помочь определить ему свои позиции и взгляды. вариант. -
Использование в воспитательной организации личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов.
Индивидуальная помощь человеку является действенным и эффективным способом, так как любое воспитательное воздействие происходит с учетом конкретных особенностей его личности. Индивидуальный подход при оказании помощи, в принципе необходим любому человеку, независимо от уровня благополучия его развития и поведения.
Задание 2. Проанализируйте локальную воспитательную систему в организации, где вы обучались (годы обучения в среднем или высшем учебном учреждении).
В качестве примера было принято решение провести анализ локальной воспитательной системы образовательного учреждения высшего профессионального образования.
Задачи воспитания студентов университета отражены в программе воспитательной работы учебного заведения. К ним относятся:
-
Формирование гуманистических, гражданских идеалов и ценностей. -
Воспитание ответственного и творческого отношения к учебному и профессиональному труду, интереса к будущей профессии. -
Воспитание патриотизма, уважения к Родине, национальным традициям и культуре других народов. -
Развитие духовно-нравственной и эстетической культуры. -
Создание условий для нравственного, гражданского, профессионального самоопределения, саморазвития и самоутверждения в различных видах деятельности.
Воспитательная система в ВУЗе строится таким образом, что обучающиеся становятся в позицию активных субъектов создания культурно-образовательного пространства вуза.
Деятельность студентов включает:
-
овладение достижениями мировой и отечественной культуры в процессе изучения социально-экономических дисциплин (история, философия, политология, юриспруденция и др.); -
участие в социально-общественных движениях и акциях и приобретение опыта реализации нравственных и гражданских позиций; -
получение профессионального образования высокого качества; -
овладение способами индивидуально-творческого саморазвития и самоопределения в культурной среде.
Воспитательная система университета рассматривается в единстве следующих подсистем:
-
образовательный процесс как среда «вхождения» личности в мир культуры, профессионального становления и интеллектуально-творческого развития; -
внеучебная культурная деятельность студентов как система социально-общественной и культурной практики в вузе и социуме; -
творческая деятельность студентов, создающая условия для саморазвития и самореализации личности в пространстве культуры; -
спортивно-оздоровительная деятельность студентов как среда воспитания здорового образа жизни.
По каждому из направлений деятельности проектируется активное участие самих студентов в ее становлении и развитии, что отражено как в программе воспитательной работы ВУЗа в целом, так и в планах воспитательной работы каждого из его факультетов (подразделений).
К основным направлениям учебно-воспитательной работы относятся:
-
гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, направленное на усвоение норм права, осознание ответственности за благополучие своей страны, становление активной жизненной позиции; -
формирование постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, способствующей повышению эффективности воспитательной работы; -
профессионально-трудовое воспитание, формирующее творческий подход, волю к труду и самосовершенствованию в избранной специальности, приобщение к традициям и ценностям профессионального сообщества; -
формирование традиций учебного заведения, направленное на внедрение элементов корпоративной культуры, содействие в адаптации первокурсников к требованиям ВУЗа; -
развитие творческого начала личности, содействие формированию интереса студентов к системе творческих объединений: смотров, конкурсов, фестивалей, выставок, вечеров встреч выпускников и т. д.; -
пропаганда здорового образа жизни, нацеленное на популяризацию физической культуры и спорта, организация спортивно-оздоровительных мероприятий, усвоение навыков и принципов здорового образа жизни; -
организация психолого-консультационных и профилактических пунктов, необходимых для адаптации первокурсников к внутривузовскому укладу и распорядку жизни факультета и ВУЗа в целом, профилактика правонарушения, наркомании и т. д.; -
введение системы мотивации и форм поощрения за достижения в учебе и внеучебной работе: грамоты, премии, именные стипендии, научные гранты.
Для достижения эффективности воспитательной работы в ВУЗе необходимо:
-
организационной структуры управления воспитательной деятельностью, обеспечение четкого функционирования и взаимодействия всех участников воспитательного процесса; -
органов студенческого самоуправления и других общественных объединений, формирующих социальную, интеллектуальную среду, кружков творчества студентов; -
материально-технической базы и финансового обеспечения внеучебной работы; -
усиление роли ректората, деканатов и кафедр в вопросах управления воспитательной работой; -
нормативной базы, регламентирующей деятельность факультетов, должностных лиц, университета; -
совершенствование системы управления и организации воспитательной деятельности, разработка новых, организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы воспитательной работы.
Проанализировав локальную воспитательную систему учреждения высшего профессионального образования, можно сделать следующий вывод:
Цели и задачи Высшего учебного заведения определяются с учетом психофизиологических особенностей развития студентов. К основным целям ВУЗа, как воспитательной организации относится создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся для гражданского самоопределения и самореализации, а также для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Задание 3. Раскройте принцип центрации социального воспитания на развитии личности.
Принцип центрации воспитания на развитии личности - это принцип, основанный на зародившейся еще в античном обществе идее о том, что задачей воспитания является развитие человека.
В современном понимании данный принцип предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь детям в становлении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий развитии личности, исходя из её приоритета перед группой и коллективом.
Воспитание необходимо центрировать на следующих аспектах развития личности:
-
физическое (содействие правильному физическому развитию и укреплению здоровья, формирование устойчивой потребности в систематических занятиях физической культурой): походы с классом в лес, посещение секций; -
интеллектуальное (развитие интеллектуальных задатков и способностей, формирование и коррекция культуры проявления эмоций и чувств; развитие восприятия людей, окружающего мира, произведений искусства): посещение спектаклей, участие в школьных и городских конкурсах, в предметных неделях, организация и проведение викторин; -
половое (сообщение соответствующих знаний, формирование и коррекция полоролевых установок и эталонов мужественности и женственности): классные часы с приглашением гинеколога, открытый классный час о любви и влюбленности; -
социальное (овладение способами взаимодействия с людьми, формирование и коррекция умений и культуры социального поведения): (библиотека, ДК, художественная школа) и с приглашением гостей – расширяют социокультурную среду общения детей;