Файл: Программа профессиональной переподготовки Социальная педагогика. Воспитание и социализация личности в системе образования (340) new.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 335

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "ВОЛГОГРАДСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ"

Программа профессиональной переподготовки

Социальная педагогика. Воспитание и социализация личности в системе образования (340)_new

Дисциплина: Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности

Практическое задание 3, Модуль 3. Воспитательные организации и социальное воспитание


Выполнил:

слушатель Дорофеева Лилия Евгеньевна

Преподаватель:

Богданова Наталья Александровна

г.о. ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД – 2023
Задание 1. Спроектируйте ситуации оказания индивидуальной помощи в жизнедеятельности воспитательных организаций.

Необходимость оказания индивидуальной помощи человеку в воспитательной организации, появляется тогда, когда у него возникают проблемы при решении возрастных задач, а также при столкновениях с опасностями возраста.

Условно можно выделить следующие возрастные задачи, в соответствии с которыми можно до некоторой степени конкретизировать, в решении каких именно проблем человеку может понадобиться индивидуальная помощь, которую ему могут оказать в воспитательной организации.:

  1. Естественно-культурные. Индивидуальная помощь здесь становится необходимой при возникновении у человека проблем в достижении определенного физического развития или укрепления здоровья.

  2. Социально-культурные В процессе решения данной группы задач индивидуальная помощь будет эффективной при проявле­нии проблем, относящихся к осознанию и развитию человеком своих умений, ценностей и способностей, необходимых ему для удовлетворения собственных позитивных потребностей; с овладением способами взаимодействия с людьми, с развитием или коррекцией необходимых установок; с пониманием проблем семьи, других групп членства, социума, восприимчивостью к ним.

  3. Социально-психологические. Необходимость помощи связанна с индивидуальным регулированием процессов становления самосознания личности, самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самореализации, самоутверждения, развития понимания и восприимчивости человека по отношению к самому себе и другим, установления взаимоотношений с окружающими, особенно со значимыми лицами, а также с предотвращением, минимизацией, разрешением внутриличностных и межличностных конфликтов.


Кроме того, в детстве, подростковом возрасте и юности наиболее типичными источниками опасности, считаются:

  • семья (порождают такие проблемы, как ощущение заброшен­ности или сопротивление гиперопеке; неприятие ро­дителей; агрессивность к родителям; низкий уровень самоуважения, неприятие самого себя, неготовность к обучению, нежелание учиться и т.д.);

  • общество сверстников (просоциальной адаптации в обществе сверстников; использования антисоциальных и саморазрушительных способов приспособления к обществу сверстников, противоправных форм самоутверждения; полоролевого кризиса; отвержения группой сверстников при отсутствии других групп членства, ощущения одиночества, сексуального и иных видов насилия) Часть этих проблем может порождаться)

  • воспитательные организации (конфликты со взрослыми, агрессивность по отноше­нию к ним; агрессивное (избегающее) поведение по отношению к жизнедеятельности организаций; внутриличностные конфликты, порождаемые неуспехами в важной для человека или для значимых лиц сфере; потеря ощущения самоценности, низкий уровень самоуважения, неприятие себя; отсутствие или поте­ря перспектив).

Столкновение с опасностями может породить немалое количество проблем, определенную часть которых могут разрешить педагоги при оказании индивидуальной помощи.

Можно назвать лишь самые общие способы оказания индивидуальной помощи:

  • индивидуальные и групповые беседы,

  • создание специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций;

  • работа со значимыми лицами;

  • переориентация индивидуальных и групповых интересов;

  • тренинги и ролевые игры;

  • рекомендация для чтения специальной литературы; привлечение специалистов-психологов.

Индивидуальная помощь незащищенным детям, подросткам, юношам в воспитательной организации может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий:

  1. Наличие у педагогов и иных работников сферы социального воспитания ориентира на оказание индивидуальной помощи, а также определенного уровня психолого-педагогической подготовки.

  2. Наличие у воспитуемого установки на принятие помощи от педагога и желания идти на добровольный контакт с ним по поводу своих проблем, найти у него понимание, получить информацию, совет, иногда даже инструктаж.

  3. Наличие у воспитателя необходимых для оказания индивидуальной помощи качеств:


    • здорового самовосприятия (удовлетворяющей его позитивной Я-концепции);

    • справедливости, симпатии, понимания, нужд и проблем воспитанников, уважительного отношения к ним;

    • стремление и умение культивировать теплые с воспитуемыми, умения пробуждать у них чувство свободы в общении, умения разрядить обстановку во время беседы, чувства юмора.

  1. Умение воспитателя вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве эксперта, советчика, опекуна: использовать свое влияние для того, чтобы прояснить ситуацию, осмыслить ее; произвести переориентацию его ущербных установок и точек зрения; помочь определить ему свои позиции и взгляды. вариант.

  2. Использование в воспитательной организации личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов.

Индивидуальная помощь человеку является действенным и эффективным способом, так как любое воспитательное воздействие происходит с учетом конкретных особенностей его личности. Индивидуальный подход при оказании помощи, в принципе необходим любому человеку, независимо от уровня благополучия его развития и поведения.

Задание 2. Проанализируйте локальную воспитательную систему в организации, где вы обучались (годы обучения в среднем или высшем учебном учреждении).

В качестве примера было принято решение провести анализ локальной воспитательной системы образовательного учреждения высшего профессионального образования.

Задачи воспитания студентов университета отражены в программе воспитательной работы учебного заведения. К ним относятся:

  1. Формирование гуманистических, гражданских идеалов и ценностей.

  2. Воспитание ответственного и творческого отношения к учебному и профессиональному труду, интереса к будущей профессии.

  3. Воспитание патриотизма, уважения к Родине, национальным традициям и культуре других народов.

  4. Развитие духовно-нравственной и эстетической культуры.

  5. Создание условий для нравственного, гражданского, профессионального самоопределения, саморазвития и самоутверждения в различных видах деятельности.

Воспитательная система в ВУЗе строится таким образом, что обучающиеся становятся в позицию активных субъектов создания культурно-образовательного пространства вуза.

Деятельность студентов включает:

  • овладение достижениями мировой и отечественной культуры в процессе изучения социально-экономических дисциплин (история, философия, политология, юриспруденция и др.);

  • участие в социально-общественных движениях и акциях и приобретение опыта реализации нравственных и гражданских позиций;

  • получение профессионального образования высокого качества;

  • овладение способами индивидуально-творческого саморазвития и самоопределения в культурной среде.


Воспитательная система университета рассматривается в единстве следующих подсистем:

  • образовательный процесс как среда «вхождения» личности в мир культуры, профессионального становления и интеллектуально-творческого развития;

  • внеучебная культурная деятельность студентов как система социально-общественной и культурной практики в вузе и социуме;

  • творческая деятельность студентов, создающая условия для саморазвития и самореализации личности в пространстве культуры;

  • спортивно-оздоровительная деятельность студентов как среда воспитания здорового образа жизни.

По каждому из направлений деятельности проектируется активное участие самих студентов в ее становлении и развитии, что отражено как в программе воспитательной работы ВУЗа в целом, так и в планах воспитательной работы каждого из его факультетов (подразделений).

К основным направлениям учебно-воспитательной работы относятся:

  • гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, направленное на усвоение норм права, осознание ответственности за благополучие своей страны, становление активной жизненной позиции;

  • формирование постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, способствующей повышению эффективности воспитательной работы;

  • профессионально-трудовое воспитание, формирующее творческий подход, волю к труду и самосовершенствованию в избранной специальности, приобщение к традициям и ценностям профессионального сообщества;

  • формирование традиций учебного заведения, направленное на внедрение элементов корпоративной культуры, содействие в адаптации первокурсников к требованиям ВУЗа;

  • развитие творческого начала личности, содействие формированию интереса студентов к системе творческих объединений: смотров, конкурсов, фестивалей, выставок, вечеров встреч выпускников и т. д.;

  • пропаганда здорового образа жизни, нацеленное на популяризацию физической культуры и спорта, организация спортивно-оздоровительных мероприятий, усвоение навыков и принципов здорового образа жизни;

  • организация психолого-консультационных и профилактических пунктов, необходимых для адаптации первокурсников к внутривузовскому укладу и распорядку жизни факультета и ВУЗа в целом, профилактика правонарушения, наркомании и т. д.;

  • введение системы мотивации и форм поощрения за достижения в учебе и внеучебной работе: грамоты, премии, именные стипендии, научные гранты.


Для достижения эффективности воспитательной работы в ВУЗе необходимо:

  • организационной структуры управления воспитательной деятельностью, обеспечение четкого функционирования и взаимодействия всех участников воспитательного процесса;

  • органов студенческого самоуправления и других общественных объединений, формирующих социальную, интеллектуальную среду, кружков творчества студентов;

  • материально-технической базы и финансового обеспечения внеучебной работы;

  • усиление роли ректората, деканатов и кафедр в вопросах управления воспитательной работой;

  • нормативной базы, регламентирующей деятельность факультетов, должностных лиц, университета;

  • совершенствование системы управления и организации воспитательной деятельности, разработка новых, организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы воспитательной работы.

Проанализировав локальную воспитательную систему учреждения высшего профессионального образования, можно сделать следующий вывод:

Цели и задачи Высшего учебного заведения определяются с учетом психофизиологических особенностей развития студентов. К основным целям ВУЗа, как воспитательной организации относится создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся для гражданского самоопределения и самореализации, а также для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Задание 3. Раскройте принцип центрации социального воспитания на развитии личности.

Принцип центрации воспитания на развитии личности - это принцип, основанный на зародившейся еще в античном обществе идее о том, что задачей воспитания является развитие человека.

В современном понимании данный принцип предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь детям в становлении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий развитии личности, исходя из её приоритета перед группой и коллективом.

Воспитание необходимо центрировать на следующих аспектах развития личности: 

  • физическое (содействие правильному физическому развитию и укреплению здоровья, формирование устойчивой потребности в систематических занятиях физической культурой): походы с классом в лес, посещение секций;

  • интеллектуальное (развитие интеллектуальных задатков и способностей, формирование и коррекция культуры проявления эмоций и чувств; развитие восприятия людей, окружающего мира, произведений искусства): посещение спектаклей, участие в школьных и городских конкурсах, в предметных неделях, организация и проведение викторин;

  • половое (сообщение соответствующих знаний, формирование и коррекция полоролевых установок и эталонов мужественности и женственности): классные часы с приглашением гинеколога, открытый классный час о любви и влюбленности;

  • социальное (овладение способами взаимодействия с людьми, формирование и коррекция умений и культуры социального поведения): (библиотека, ДК, художественная школа) и с приглашением гостей – расширяют социокультурную среду общения детей;