Файл: Программа профессиональной переподготовки Социальная педагогика. Воспитание и социализация личности в системе образования (340) new.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 336
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
развитие субъективности (развитие рефлексии, и саморегуляции, помощь в осознании себя, в самоопределении, самореализации и самоутверждении).
Роль и возможности социального воспитания в каждом из этих аспектов различны: в одних больше, в других меньше, но в любом из аспектов оно играет лишь дополнительную роль по отношению к развитию в целом.
Задание 4. На примере конкретного типа воспитательной организации раскройте содержание и способы обучения, просвещения и стимулирования самообразования.
Для начала необходимо представить определение понятию «Обучение» - это широкое взаимодействие между обучающими и обучающимися, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Для выполнения данного задания, в качестве примера была рассмотрена такая воспитательная организация как Общеобразовательная школа. С точки зрения социальной педагогики, для того, чтобы обучение было воспитанием, оно должно:
-
проходить в единстве руководства учителя и самодеятельности учащихся; -
проводиться по возможности в единстве учета индивидуального развития каждого ученика и развития коллектива; -
осуществляться в единстве перспективы успеха и возможности неудачи; -
входить в систему жизнедеятельности учащихся и коллектива.
Большое значение в процессе обучения имеет осознание и овладение учащимися способов познания, умение проверять пути мышления, надежность его методов, умение отказываться ради истины от своих прежних недостаточных знаний, от предвзятости.
Эффективное обучение предполагает:
-
ясность и четкость понятий, которыми оперирует человек; -
определенность и конкретность мышления; -
умение видеть неопределенность и находить ее причины; -
осознание связей между предметами и явлениями, а также действительных тенденций в развитии процессов; -
способность предвидеть развитие событий на основе анализа наличных тенденций.
Человек познает окружающую действительность не только через целенаправленное обучение, но и через просвещение, источниками которого выступают СМИ, жизнедеятельность воспитательных организаций, а также общение с окружающими людьми (как в неформальных, так и в формальных группах).
Общение крайне эффективный способ познания. Обмен информацией в общении характеризуется высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени. Образно говоря, общение можно назвать портативным средством трансляции информации.
В процессе и в результате познания этими и другими путями у человека образуется два слоя знания:
-
Наличное – обыденное знание о повседневной жизни. -
Криптогноза - (от греч. - тайное, скрытое знание) отличается тем, что ее накопление и использование происходят с помощью неосознаваемых и интуитивных процессов.
На нынешнем этапе развития общества самообразование становится одним из главенствующих условий развития личности и ее жизненного успеха. Оно же дает гарантирует избежание интеллектуального вырождения.
На практике, обучение, просвещение и стимулирование самообразования в современной общеобразовательной школе происходит посредством использования широкого выбора программ по следующим видам направленности:
-
Социально-педагогическая -
Художественная -
Физкультурно-спортивная -
Естественно-научная. -
Программы технической направленности.
Современная школа позволяет ученикам найти занятия по своим интересам, приобрести уверенность в себе и своих возможностях, сформировать фундамент для последующего обучения и получения профессии.
Многие общеобразовательные учреждения практикуют углубленное изучение одной или нескольких сфер:
-
социально-педагогическая направленность развивает дошкольников, социализация, общение, интеллектуальное и творческое развитие, адаптация детей к школе; -
художественная сфера оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу, творческое мышление ребенка приобщает его к отечественной культуре; -
Естественно-научные предметы формируют у детей интерес к научно-исследовательской деятельности, наблюдательности и любознательности; -
спортивные программы направлены на физическое совершенствование обучающихся, приобщению к ЗОЖ; -
Программы технической направленности развивают у детей инженерно-технических и информационных технологий, научно-исследовательской и конструкторской деятельности.