Файл: Программа профессиональной переподготовки Социальная педагогика. Воспитание и социализация личности в системе образования (340) new.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • развитие субъективности (развитие рефлексии, и саморегуляции, помощь в осознании себя, в самоопределении, самореализации и самоутверждении).

Роль и возможности социального воспитания в каждом из этих аспектов различны: в одних больше, в других меньше, но в любом из аспектов оно играет лишь дополнительную роль по отношению к развитию в целом.

Задание 4. На примере конкретного типа воспитательной организации раскройте содержание и способы обучения, просвещения и стимулирования самообразования.

Для начала необходимо представить определение понятию «Обучение» - это широкое взаимодействие между обучающими и обучающимися, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Для выполнения данного задания, в качестве примера была рассмотрена такая воспитательная организация как Общеобразовательная школа. С точки зрения социальной педагогики, для того, чтобы обучение было воспитанием, оно должно:

  • проходить в единстве руководства учителя и самодеятельности учащихся;

  • проводиться по возможности в единстве учета индивидуального развития каждого ученика и развития коллектива;

  • осуществляться в единстве перспективы успеха и возможности неудачи;

  • входить в систему жизнедеятельности учащихся и коллектива.

Большое значение в процессе обучения имеет осознание и овладение учащимися способов познания, умение проверять пути мышления, надежность его методов, умение отказываться ради истины от своих прежних недостаточных знаний, от предвзятости.

Эффективное обучение предполагает:

  • ясность и четкость понятий, которыми оперирует человек;

  • определенность и конкретность мышления;

  • умение видеть неопределенность и находить ее причины;

  • осознание связей между предметами и явлениями, а также действительных тенденций в развитии процессов;

  • способность предвидеть развитие событий на основе анализа наличных тенденций.

Человек познает окружающую действительность не только через целенаправленное обучение, но и через просвещение, источниками которого выступают СМИ, жизнедеятельность воспитательных организаций, а также общение с окружающими людьми (как в неформальных, так и в формальных группах).


Общение крайне эффективный способ познания. Обмен информацией в общении характеризуется высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени. Образно говоря, общение можно назвать портативным средством трансляции информации.

В процессе и в результате познания этими и другими путями у человека образуется два слоя знания:

  1. Наличное – обыденное знание о повседневной жизни.

  2. Криптогноза - (от греч. - тайное, скрытое знание) отличается тем, что ее накопление и использование происходят с помощью неосознаваемых и интуитивных процессов.

На нынешнем этапе развития общества самообразование становится одним из главенствующих условий развития личности и ее жизненного успеха. Оно же дает гарантирует избежание интеллектуального вырождения.

На практике, обучение, просвещение и стимулирование самообразования в современной общеобразовательной школе происходит посредством использования широкого выбора программ по следующим видам направленности:

  1. Социально-педагогическая

  2. Художественная

  3. Физкультурно-спортивная

  4. Естественно-научная.

  5. Программы технической направленности.

Современная школа позволяет ученикам найти занятия по своим интересам, приобрести уверенность в себе и своих возможностях, сформировать фундамент для последующего обучения и получения профессии.

Многие общеобразовательные учреждения практикуют углубленное изучение одной или нескольких сфер:

  • социально-педагогическая направленность развивает дошкольников, социализация, общение, интеллектуальное и творческое развитие, адаптация детей к школе;

  • художественная сфера оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу, творческое мышление ребенка приобщает его к отечественной культуре;

  • Естественно-научные предметы формируют у детей интерес к научно-исследовательской деятельности, наблюдательности и любознательности;

  • спортивные программы направлены на физическое совершенствование обучающихся, приобщению к ЗОЖ;

  • Программы технической направленности развивают у детей инженерно-технических и информационных технологий, научно-исследовательской и конструкторской деятельности.