Файл: Правонарушения и иные виды противоправного поведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего образования Центросоюза Российской Федерации

«Сибирский университет потребительской кооперации»


Кафедра теории и истории государства и права


КУРСОВАЯ РАБОТА



по дисциплине «Теория государства и права»

на тему «Правонарушения и иные виды противоправного поведения»

Выполнил обучающийся:

Решетов Дмитрий Дмитриевич
Руководитель:
доктор юридических наук,
Давыдов Константин Владимирович

Новосибирск
2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………….3

I. Правонарушения………………...............................................................................7

1.1 Понятие правонарушения……………………………………………………...7

1.2 Признаки и состав правонарушения…………………………………………..9

1.3 Виды правонарушений………………………………………………………..11

II. Иные виды противоправного поведения………………………………………..13

2.1 Объективно противоправное деяние………..................................................13

2.2 Злоупотребление правом……………………….............................................17

2.3 Правоприменительная ошибка……………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………...........24

Список использованных источников и литературы……………………………….26

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Мы живём в XXI веке, для которого характерно систематическое реформирование в политической, экономической, социальной и духовной сферах. Негативными последствиями преобразований зачастую выступают: понижение показателей уровня жизни населения; тенденция к утрате этических принципов среди широких слоёв общества; дезорганизация системы правоохранительных органов государства и, главное, увеличение числа случаев противоправного поведения, в том числе и правонарушений.

В последнее время в нашей стране мы нередко становимся свидетелями ситуаций, в которых происходит явное нарушение прав людей, касающееся абсолютно всех сфер жизнедеятельности общества. Правонарушение как явление носит преимущественно негативный характер, поскольку часто сопровождается нарушением правового порядка, дестабилизацией системы социальных отношений, ограничением в использовании определённых благ, угрозой здоровью и жизни людей. Именно поэтому в рамках современных реалий каждый человек должен иметь представление о том, как действовать при попытке посягательства на права, уметь отстаивать их, а также знать, куда обратиться в случае их нарушения. Для этого необходимо понимание понятия противоправного поведения, признаков и видов. Исходя из вышеизложенного, следует вывод о том, что тема курсовой работы актуальна в условиях развития современного общества.


Обоснование выбора темы. Данная тема была выбрана мной в связи с тем, что каждому юристу обязательно нужно и важно разбираться в аспектах правонарушения, признаках и видах противоправного поведения, поскольку его профессиональная деятельность тесно связана с обеспечением социальной стабильности, предотвращением ситуаций нарушения прав и свобод человека и гражданина, охраной интересов различных социальных групп, поддержании правопорядка и восстановлении справедливости в рамках правового поля. Осуществление этих функций невозможно без наличия теоретических основ дисциплины «Теория государства и права», касающихся непосредственно выбранной темы.

Историографический обзор. В данном аспекте интересен тот факт, что до 50-х годов XX века не было точности в использовании термина «правонарушение». Опираясь на исследовательские работы в рамках юридических дисциплин только в 50-60-е годы прошлого столетия стали создаваться первые теоретические правовые и монографические работы по этой теме.

Формирование общего теоретического понятия правонарушения в контексте обобщающей категории юриспруденции тесно связано с именем И.С. Самощенко, который в 1963 году в своей монографии «Понятие правонарушения по советскому законодательству»1 объединил отраслевые знания юридической науки по основополагающим характеристикам правонарушения.

Затем в 70-80-е годы общетеоретический смысл правонарушений продолжал активно изучаться учёными-юристами. Наиболее удачная попытка обобщения была предпринята Г.С. Котляревским и Б.Л. Назаровым в работе «Проблемы общей теории права»2, в которой они очень чётко определили правонарушение как юридический факт.

С 90-х гг. и по настоящее время правонарушения и виды противоправного поведения более интенсивно исследуются учёными в рамках различных отраслей юридических дисциплин, нежели в общетеоретическом контексте права. Известно множество трудов, в которых подробно рассматриваются правонарушения, связанные с конкретной правовой отраслью. Например: учебник «Уголовное право Российской Федерации»3 Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева; учебное пособие А.И. Стахова «Административная ответственность»4; книга «Наука гражданского права в России»5 Г.Ф. Шершеневича и многие другие.



Цель курсовой работы состоит в исследовании, познании основных сведений о правонарушениях и иных видах противоправного поведения.

В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи: 1) определить значение термина «правонарушение»;

2) изучить особенности и виды правонарушений;

3) осветить иные виды противоправного поведения.

Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, связанные с противоправным поведением. Предметом исследования выступают научно-теоретические и нормативно-правовые источники информации по вопросам темы.

Методологическую основу курсовой работы составляют следующие общенаучные методы: анализ, классификация, сравнение, конкретизация, функциональный метод. Кроме того, использовались специально-юридические методы, такие как технико-юридический, метод толкования правовых норм, формально-юридический метод.

Источниковедческий обзор. Основой изучения темы в рамках курсовой работы стали труды следующих авторов: Кулапова В.Л. и Прусакова А.Д.; Юрковского А.В.; Паркиной А.В. и Уздимаевой Н.И.; А.В.; Хабибулина А.Г.; Бакарджиева Я.В. и многих других исследователей данной проблемы.

В монографии Кулапова В.Л. и Прусакова А.Д. «Действие и бездействие как формы юридически значимого поведения»6 подробно рассказывается о противоправном поведении. Автор знакомит нас с его понятием, признаками, классификацией, а также освещает различные критерии разграничения правомерного и противоправного поведения, в том числе и юридические.

Учебное пособие Юрковского А.В. «Теория государства и права»7 предоставляет подробную информацию о понятии, видах и составе правонарушения. Кроме того, очень содержателен и интересен параграф, заключающий информацию об объективно-противоправных деяниях.

Паркина А.В. и Уздимаева Н.И. в своей работе «Правоприменительная ошибка: Понятие и признаки»8 освещают проблему юридической ошибки, повествуют о причинах и ведущих факторах, способствующих возникновению ошибок в области права. Благодаря статье мы имеем возможность ознакомиться с различными классификациями правоприменительных ошибок и некоторыми методами, направленными на их предупреждение и ликвидацию.


Учебник Хабибулина А.Г. «Теория государства и права»9 отражает сведения о таких видах правонарушения, как преступления и проступки, их признаках. Также с помощью данной книги мы можем узнать об иных видах противоправного поведения и возможных последствиях за совершение таковых.

Бакарджиев Я.В. в своём учебнике «Теория государства и права»10 знакомит читателей с несколькими видами составов правонарушений и упоминает такой вид противоправного поведения, как злоупотребление правом, даёт ему определение, относя его к «промежуточным» вариантам поведения. Автор также упоминает об одном из юридических последствий, которое наступает за такое правонарушение, приводит пример, ссылаясь на одну из статей УК РФ.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что в ходе её написания было расширено представление о правонарушениях и иных видах противоправного поведения, об их типах и особенностях.

Прикладная ценность работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня при изучении тем раздела «Право» по обществознанию в 9-ом классе; учащимися 11-го класса для подготовки к написанию мини-сочинения блока «Правоведение» в рамках ЕГЭ; учителем обществознания и права для объяснения тем и проведения урока социальных норм. Также данную работу можно применить в рамках изучения таких дисциплин, как «Правоведение», «Социология», «Юридическая психология», «Уголовный процесс», «Криминология», «Уголовное право» и др.
I ПРАВОНАРУШЕНИЯ
1.1 Понятие правонарушения
Проанализировав трактовки различных авторов, занимавшихся исследованием и изучением данной темы в рамках научной дисциплины «Теория государства и права», следует отметить, что все они схожи друг с другом в определениях понятия «правонарушение», т.е. существенных противоречий относительно формулировки этого термина среди учёных не наблюдается.

Так, например, Я.В. Бакарджиев определяет правонарушение как «социально вредное, противоправное, виновное деяние вменяемого субъекта, за совершение которого государством предусмотрена юридическая ответственность»11.

По мнению Марченко М.Н. «правонарушение представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность»
12.

В.В. Лазарев и С.В. Липень характеризуют правонарушение как «виновное противоправное поведение деликтоспособного лица, влекущее юридическую ответственность»13.

Согласно определению Сырых В.М. правонарушение обозначается с позиции «социально вредного, виновного, противоправного деяния деликтоспособного лица»14.

С.В. Бошно формулирует правонарушение как «общественно опасное, виновное, противоправное деяние, наносящее вред личности, обществу, государству»15.
Кашанина Т.В. и Кашанин А.В. признают правонарушение «общественно опасным виновным деянием, противоречащим нормам права и наносящим вред обществу»16.

В понимании Л.А. Морозовой правонарушение является «противоправным виновным деянием (действием или бездействием), причиняющим или способным причинить вред обществу, государству, отдельным лицам и совершенным деликтоспособным субъектом»17.

В свою очередь, Хабибулин А.Г. отмечает, что правонарушение есть «разновидность антисоциального, противоправного поведения. В социальном смысле это поведение, противоречащее или способное причинить вред правам и интересам граждан, их коллективам и обществу в целом, оно затрудняет и дезорганизует развитие общественных отношений»18.

С.Ю. Наумов, А.С. Мордовец и Т.В. Касаева считают, что «правонарушение – это противоправное, виновное, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан, за которое предусмотрена юридическая ответственность»19.

Иванов А.А. под правонарушением подразумевает «общественно-опасное, противоправное, виновное деяние человека, наносящее вред личности, собственности, государству или обществу в целом и влекущее применение мер юридической ответственности»20.

Исходя из представленных выше дефиниций, наиболее полным и подробным будет представление о правонарушении как о виновном деянии (действии или бездействии), противоречащем правовым нормам, социально опасном и наносящем вред различным субъектам права, совершённом дееспособными и деликтоспособными лицами и сопровождающемся применением мер государственного принуждения.
1.2 Признаки и состав правонарушения
Опираясь на данное определение, можно сделать вывод о признаках правонарушения, которыми являются:

1) наличие вины. Согласно части 1 статьи 24 УК РФ «виновным признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности». С опорой на статьи 25 и 26 того же кодекса, можно сказать, что вина имеет место быть в тех случаях, когда субъект: отдавал себе отчёт в своём поведении, понимал его опасность для общества, предполагал и желал возникновения социально опасных последствий; не желал, но умышленно «допускал эти последствия либо относился к ним безразлично»; надеялся на их устранение без веских к тому причин; или же вообще не предполагал и не желал «наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия)», но должен был и мог их предвидеть;