Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Государственная социальная помощь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ «УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»

Факультет электронного обучения

курсовая работа


по дисциплине

«Право социального обеспечения»

на тему

«Государственная социальная помощь»

Работу выполнила студентка

группы

ОКП-22010КРС

Специальность:

Право и организация социального обеспечения

Кочерова Яна Андреевна




Научный руководитель:

Мартьянова Екатерина Васильевна

Красноярск

2023г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3ст.

Глава 1 . Государственная социальная помощь как адресная социальная помощь малоимущим гражданам

    1. Сущность государственной социальной помощи.......…………………5ст.

    2. Правовое регулирование оказания гражданам государственной социальной помощи……………………… …………………………….10ст.

Глава 2. Виды, размер и порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам

2.1. Порядок и условия денежных выплат малоимущим гражданам………………………………………………………………….…...14ст.

2.2. Предоставление набора социальных услуг отдельным категориям граждан………………..………………………………………………………...25ст.

Заключение……………………………..……………………………………….31ст.
Список использованных источников…………………………………..……...33ст.

Введение
Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что в современной России право социального обеспечения развивается на основе новых принципов и концепций, охватывает группы отношений, которые ранее находились за пределами данной отрасли права.

Также актуальность курсовой работы состоит в том, что в нынешних экономических условиях население подвергается каждодневным социальным рискам материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, либо при изменении своего материального или социального положения. Острота проблемы бедности привела к тому, что в последние годы экономисты, демографы, социологи и юристы уделяют большое внимание исследованию бедности. Но, несмотря на большое количество работ, в нашей стране еще не сложилось общепринятого понятия бедности. Относительность социально-экономических параметров бедности прямо влияет и на правовое регулирование. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в федеральных законах бедность не указана в качестве вида социального риска. В отечественном законодательстве используется понятие «малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин» (ст. 1 Федерального Закона от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи»).


Основным средством социальной защиты населения от бедности служит государственная социальная помощь. В настоящее время происходит ее становление в качестве обособленного, внутренне организованного образования в рамках государственной системы социального обеспечения. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает исследование особенностей правового регулирования отношений по оказанию государственной социальной помощи.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей государственной социальной помощи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие государственной социальной помощи.

  2. рассмотреть виды и размер государственной социальной помощи малоимущим гражданам.

  3. определить порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам.

Объектом исследования является государственная социальная помощь.

Предметом исследования является правовые акты закрепляющие основы государственной социальной помощи, а также мнение ученых в данной области.

Теоретическая основа исследования в работе представлена анализом научных работ таких авторов: Азарова Е.Г., Братыгин С.К., Выдрин И.В., Гусов К.Н., Захаров М.Л. и т.д.

Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Федеральный закон «О государственной социальной помощи», Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по РФ», Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», а также взгляды ученых относительно данной темы.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава первая «Государственная социальная помощь как адресная социальная помощь малоимущим гражданам» включает в себя два параграфа: 1.1. Сущность государственной социальной помощи. 1.2. Правовое регулирование оказания гражданам государственной социальной помощи.

Глава вторая «Виды, размер и порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам» также включает в себя два параграфа: 2.1. Порядок и условия денежных выплат малоимущим гражданам. 2.2. Предоставление набора социальных услуг отдельным категориям граждан.


Глава 1 . Государственная социальная помощь как адресная социальная помощь малоимущим гражданам


    1. Сущность государственной социальной помощи


В процессе жизнедеятельности никто не застрахован от наступления обстоятельств, обусловленных действием социально-экономических, демографических, экологических и иных факторов, по большей части не зависящих от воли людей. В силу этого преодолеть их самостоятельно они не могут. В этих условиях государство и общество, стремясь оказать содействие лицам, оказавшимся в особо сложном положении, на основе комплекса постоянных и долговременных экономических, социальных, медико-психологических, организационных, правовых и иных мер обеспечивает таким категориям граждан социально-приемлемый уровень жизни, а также создает условия для полноценного их участия в жизни общества. Иными словами, формируется своего рода "страховочный пояс", который поддерживает людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом трудная жизненная ситуация рассматривается как ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица и т.д.), которую он не может преодолеть самостоятельно. Государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т.е. поддержка, имеющая целевой характер представляет собой суть социальной защиты населения. Составным элементом социальной защиты на современном этапе является оказание социальной помощи.

Социальная помощь - это обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.


Государственная социальная помощь - это вид социального обеспечения, который состоит в предоставлении государством малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации на период нуждаемости денежных выплат и натуральных выдач в целях удовлетворения основных потребностей и доведения их доходов до прожиточного минимума.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного использования бюджетных средств;

усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

снижения уровня социального неравенства;

повышения доходов населения.

Исследователи выделяют признаки государственной социальной помощи, позволяющие отграничить данный вид социального обеспечения от других.

Первым и одним из самых важных признаков государственной социальной помощи является нуждаемость гражданина. Данный признак состоит из трех элементов:

1) связь с размером прожиточного минимума в субъекте РФ;

2) учет всех доходов и имущества лица;

3) учет причин нуждаемости, которые должны не зависеть от лица.

Вторым признаком, тесно связанным с первым, является особый субъектный состав государственной социальной помощи. Получателями ее являются особые субъекты - малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане. К этой категории относятся лица в состоянии нуждаемости независимо от социального статуса, особых заслуг, пола, возраста, наличия работы или детей, состояния здоровья.

Третий признак - безвозмездный характер предоставления. Оказание государственной социальной помощи не связано с обязанностью получателя осуществлять какие-либо выплаты как в прошлом, так и в будущем.

Четвертым признаком государственной социальной помощи является источник ее финансирования. Она предоставляется из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пятый признак - предоставление государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральных выплат одновременно.


Шестой признак - государственно-правовой характер, который выражается в закреплении права на этот вид обеспечения в законодательстве, финансировании и предоставлении его государственными органами.

Указанные признаки позволяют отграничить государственную социальную помощь от других видов социального обеспечения.

Помимо целей, в актах ряда субъектов РФ, в отличие от федерального законодательства, закрепляются принципы оказания (назначения) государственной социальной помощи. Они устанавливают, как правило, принцип заявительного характера государственной социальной помощи (обязанность у государственных органов оказать государственную социальную помощь возникает только после наступления такого юридического факта, как заявление лица), и принцип дифференцированного подхода к определению форм и видов социальной помощи в зависимости от материального положения, возраста, состояния трудоспособности и иных обстоятельств.

Государственная социальная помощь может оказываться в пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Социальное обслуживание в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживание населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ [7] представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ предусматривает 5 форм социального обслуживания:

1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования;

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативная помощь.

Исходя из содержания федеральных законов "О государственной социальной помощи" (ст.7-10) и "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (ст.1-15) , а также соответствующих нормативных правовых актов ряда субъектов РФ, можно выделить следующие стадии предоставления социальной помощи. Во-первых, обращение за предоставлением социальной помощи. Во-вторых, прием заявления и документов. В-третьих, оценка сведений, содержащихся в заявлении и документах. В-четвертых, выбор и анализ норм права, подлежащих применению. В-пятых, принятие решения по делу и его документальное оформление. В-шестых, уведомление заинтересованных лиц (лица) о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении. Названные стадии относятся к порядку назначения государственной социальной помощи. В порядке предоставления государственной социальной помощи можно выделить следующие стадии, которые могут возникнуть: оказание (в нее входят взаимные права и обязанности субъектов правоотношений), сокращение, приостановление, прекращение и возврат.