Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Государственная социальная помощь.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Меры по социальному обслуживанию предоставляются на платной и бесплатной основе. Бесплатное социальное обслуживание в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:
гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают;
гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с инвалидностью, болезнью, сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, конфликтами и жестоким обращением в семье и тому подобным.
Гарантированный перечень услуг по социальному обслуживанию, предоставляемых бесплатно, достаточно обширный. Кроме того, органы власти на местах предоставляют и не предусмотренные данным перечнем услуги, что зависит от наличия у них необходимых средств.
1.2.Правовое регулирование оказания гражданам государственной социальной помощи
Социально-правовая защита и юридическая помощь предназначена для обеспечения функционирования комиссий по защите прав детей и по рассмотрению дел несовершеннолетних, создания социальных консультаций по вопросам семьи, брака и прав детей.
Служба социальной профилактики отклоняющегося поведения имеет своей целью организацию работы по предупреждению преступности. Алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества.
Оказание социально-бытовой помощи предусматривает развитие сети отделений и центров социально-бытовой помощи, расширение предоставляемых услуг престарелым, одиноким и инвалидам, развитие системы обеспечения протезно-ортопедической помощью.
Психотерапевтические, психологические и социальные службы выполняют функции информационные и посреднические.
Рассмотрим особенности предоставления социальных услуг применительно к каждому типу семей, составляющих группу риска.
В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России (5,2% в структуре семей). Многодетной семьей считается семья, имеющая трех и более детей. Многодетные семьи сталкиваются с проблемой трудоустройства родителей, материально-бытовыми, жилищной, медицинскими и психолого-педагогической проблемами.Социальны работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной защиты.
Служба социальной помощи населению предусматривает:
- выявление семей группы социального риска - многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неудовлетворительных условиях, одиноких и престарелых, асоциального поведения родителей и детей;
- оказание им содействия в получении материальной. Медицинской, юридической, психолого-педагогической. Социально-бытовой и иной необходимой помощи;
- выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей, оказание помощи в их преодолении путем поддержки, защиты, реабилитации, привлечение для решения проблем соответствующих специалистов, проведение индивидуальной работы с детьми и взрослыми с асоциальным поведением. Служба планирования семьи предусматривает повышение квалификации врачей, работников культуры по вопросам формирования у населения ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, организацию центров планирования семьи.
Службе социальной реабилитации отводятся достаточно широкие полномочия:
- проведение социальной реабилитации лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, учебно-воспитательных учреждений;
- оказание помощи бывшим воспитанникам интернатов, детских домов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения;
- устройство детей, оставшихся без попечения родителей или проживающих в неблагополучных семьях;
- подготовка и внесение в народный суд заявлений об ограничении дееспособности родителей, о лишении родительских прав, об их выселении;
- создание центров усыновления и попечительства, медико-психологических и педагогических диагностических центров, центров социальной реабилитации, лечебно- и учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, социальных приютов, бирж для трудоустройства несовершеннолетних и женщин с детьми;
- создание психолого-педагогических консультаций, центров повышения психологической устойчивости, организация служб доверия и знакомств, содействие в подготовке молодежи к семейной жизни, оказание помощи в воспитании детей является прерогативой службы психолого-педагогической помощи.
Органы социальной защиты занимаются организацией предоставление пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительного пользования, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной информацией о льготах.
Юрист дает обоснование решения вопросов пособий, дотаций, касающихся жилья, организации собственного дела, выделения денежных ссуд, льготных кредитов.
Психолог помогает решать психологические проблемы семьи.
Органы здравоохранения предоставляют скидку на приобретение лекарств, организуют выезд специалистов по месту жительства, прием в медицинских учреждениях вне очереди, путевки в санатории, профилактику здоровья членов семьи.
Исполнительная местная власть обеспечивает своевременную выплату зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечения семей (развитие предпринимательства, фермерства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов, земли), оказывает помощь в организации ассоциации многодетных матерей.
Администрация предприятия, где работает многодетная мать, должна оказывать материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую неделю или дополнительный выходной день, гибкий график работы, возможность переквалификации.
Глава 2. Виды, размер и порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам
2.1. Порядок и условия денежных выплат малоимущим гражданам
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться ее получателями, как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.
В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи:
1. денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
2. натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат. Под социальным пособием понимается – безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Данным пособиям присущи следующие характерные признаки:
Во-первых: безвозмездность выплаты пособий.
Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующий бюджет, откуда они выплачивались. Следовательно, получатели пособий могут их расходовать по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.
Во-вторых: то, что они выплачивается в фиксированных законом размерах.
В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» не указывается определённый размер выплаты пособий, однако он устанавливает предельный размер данной помощи.
Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко; проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Таким образом, размер государственной социальной помощи в целом зависит от доходов её получателей, и сумма помощи не может превышать минимального прожиточного минимума.
В-третьих: они являются материальной поддержкой граждан;
Как известно в настоящее время в России проживает большое количество населения находящегося за чертой бедности, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств, одежды и др. жизненно важных средств. Для данной категории людей государственная социальная помощь в виде выплаты пособий является значительной материальной поддержкой.
В-четвертых: выплачиваются за счёт средств соответствующего бюджета;
В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, такие средства выделяются за счёт бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы нашей страны или дополнительных источников в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» точно указывает, из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий.
Под субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг. Одним из отличительных признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, в свою очередь граждане, которым предоставлены субсидии, не могут расходовать эти денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления которых они были предназначены.
Компенсация – возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством. Компенсация в отличие от пособий и субсидий предоставляется гражданам за уже произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер. Случаи предоставления компенсаций должны прямо устанавливаться законодательством.
Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральном виде. При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так и в натуральной форме.