Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Государственная социальная помощь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и ежемесячных денежных выплат за счет средств федерального бюджета имеют следующие девять категорий граждан:

1. инвалиды войны;

2. участники Великой Отечественной войны;

3. ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1–4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах»;

4. военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и других учреждениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 г. по 3.09.1945 г.; военнослужащие, награжденные орденами и медалями за службу в указанный период;

5. лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

6. лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и т.д.;

7. члены семей погибших инвалидов и участников войны, ветеранов боевых действий;

8. инвалиды (первой, второй и третьей группы);

9. дети-инвалиды.

Право на получение государственной социальной помощи за счет средств региональных бюджетов следующие категории граждан:

1. ветераны труда;

2. труженики тыла;

3. граждане, пострадавшие от политических репрессий

Право на пользование набором социальных услуг возникает только после включения конкретного льготника в Федеральный регистр. В связи с этим возникает серьезная проблема с правом пользования социальным пакетом, особенно по лекарственному обеспечению и бесплатному проезду пригородным железнодорожным транспортом, у инвалидов в период переосвидетельствования в бюро МСЭ. В силу определенных обстоятельств перерыв между истечением срока установленной ранее группы инвалидности и очередным ее установлением может занимать от одного до нескольких месяцев. На этот период инвалид будет исключен из Федерального регистра и не сможет пользоваться набором социальных услуг.

По состоянию на конец 2008 г. численность граждан, вошедших в федеральный регистр лиц имеющих право на получение государственной социальной помощи, составила почти 16,4 млн. человек. Также, более 15,2 млн. человек включены в региональные регистры.

Следовательно, можно сделать вывод, что условием для предоставления государственной социальной помощи лицам, нуждающимся в ней, является наличие статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Либо принадлежность лица к одной из категорий граждан имеющих право на получение набора социальных услуг.




2.2. Предоставление набора социальных услуг отдельным категориям граждан


Исходя из содержания Федеральных законов «О государственной социальной помощи» (статьи 7-10) и «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (статьи 1-15), а также соответствующих нормативных правовых актов ряда субъектов РФ, выделяет следующие стадии предоставления государственной социальной помощи. Во-первых, обращение за предоставлением социальной помощи. Во-вторых, прием заявления и документов. В-третьих, оценка све­дений, содержащихся в заявлении и документах. В-четвертых, в выборе и анализе норм права, подлежащих применению. В-пятых, принятие решения по делу и его документальное оформление. В-шестых, уведомление заинтересованных лиц (лица) о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении.

Развивая данную структуру, считаем, что определенные стадии относятся к порядку назначения государственной социальной помощи. В тоже время, для того чтобы полностью осветить вопрос порядка выплаты государственной социальной помощи, необходимо раскрыть такие аспекты, как обязанности получателя, прекращение и возврат государственной социальной помощи.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О государствен­ной социальной помощи в Российской Федерации» такая помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства (по месту пребывания) малоимущей семьи или малоимущего одино­ко проживающего гражданина на основании их (его) заявления в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко прожи­вающих граждан) или от имени своей семьи (опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина). В нем заявитель указывает сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Не смотря на то, что порядок предоставления государственной социальной помощи, к которому относится и определение необходимых документов, относится к компетенции субъектов РФ, в п. 2 ст. 8 Федерального закона № 178-ФЗ устанавливаются обстоятельства, которые должны быть подтверждены заявителем: «…сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.».


Таким образом, представляемые документы можно подразделить, в зависимости от подтверждающих обстоятельств, на следующие: 1) о месте жи­тельства или пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина; 2) о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина; 3) о суп­ружеских отношениях, степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства; 4) о принадлеж­ности семье или одиноко проживающему гражданину имущества на праве собственности.
Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход же одиноко проживающего гражданина определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.

В случае необходимости представленные заявителем сведения могут быть дополнительно проверены путем комиссионного обследования, проводимого органами социальной защиты населения самостоятельно.

Решение о назначении социальной помощи (или об отказе в ее назначении) органы социальной защиты населения направляют в письменной форме заявителю по месту жительства не позд­нее чем через 10 дней после обращения и представления им необ­ходимых документов. При необходимости проведения дополни­тельной проверки (комиссионного обследовании) представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) орган социальной защиты населения дает обратившемуся предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки.

Соответствующее должностное лицо органа социальной защиты населения (начальник управления социальной защиты населения по району, городу или начальник структурного подразделения этого управления) принимает решение о предоставлении государственной социальной помощи, об отказе в ее предоставлении либо о дополнительной проверке сведений, указанных в заявлении о предоставлении государственной социальной помощи.

После принятия решения орган социальной защиты населения обязан уведомить заявителя о принятом решении и оформить соответствующие документы о выплате социального пособия и предоставлении натуральной по­мощи.

Отказ в назначении социальной помощи согласно ст. 9 Федерального закона № 178-ФЗ предусматривается в случае предоставления заявителем неполных и (или)
недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

В случае принятия положительного решения об оказании государственной социальной помощи и ее назначении, на получателя возлагаются определенные обязанности. В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона «О государственной социальной помощи» заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и ежемесячных денежных выплат за счет средств федерального бюджета имеют следующие девять категорий граждан:

1. инвалиды войны;

2. участники Великой Отечественной войны;

3. ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1–4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах»;

4. военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и других учреждениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 г. по 3.09.1945 г.; военнослужащие, награжденные орденами и медалями за службу в указанный период;

5. лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

6. лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и т.д.;

7. члены семей погибших инвалидов и участников войны, ветеранов боевых действий;

8. инвалиды (первой, второй и третьей группы);

9. дети-инвалиды.

Право на получение государственной социальной помощи за счет средств региональных бюджетов следующие категории граждан:

1. ветераны труда;

2. труженики тыла;

3. граждане, пострадавшие от политических репрессий

Право на пользование набором социальных услуг возникает только после включения конкретного льготника в Федеральный регистр. В связи с этим возникает серьезная проблема с правом пользования социальным пакетом, особенно по лекарственному обеспечению и бесплатному проезду пригородным железнодорожным транспортом, у инвалидов в период переосвидетельствования в бюро МСЭ. В силу определенных обстоятельств перерыв между истечением срока установленной ранее группы инвалидности и очередным ее установлением может занимать от одного до нескольких месяцев. На этот период инвалид будет исключен из Федерального регистра и не сможет пользоваться набором социальных услуг.