Файл: Проблема выявления личностных характеристик.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблема выявления личностных характеристик
Виды диагностики. Достоинства и недостатки

Психологи имеют в своем арсенале целый набор методов, методик и техник, с помощью которых получают необходимую информацию об индивиде. Каждый метод выявляет индивидуальные особенности личности и дает качественную оценку психическому явлению.


Методики применяются для решения частных задач и классифицируются по следующим критериям:


· по степени формализации: формализованные, малоформализованные;

· по способу получения данных: субъективные, объективные;

· по мере включения диагноста: максимальная, минимальная;

· по характеристике принципов: объективные, стандартизированные.

Формализованные методики - это тесты, проективные и психофизиологические методики. Они стандартизированы и регламентированы и обязательно проходят процедуру валидности. Благодаря им, психодиагност за короткий период времени может собрать информацию для оценки личности.
Малоформализованные методики – это наблюдение или контент-анализ. Это более трудоемкие операции, опирающиеся на опыт психолога. Их результат зависит от подготовки самого специалиста.

Субъективные методики - это опросники, шкалы. Объективные представлены когнитивными тестами, тестами с вариантами ответа. Результаты диагностики с помощью субъективных методик зависят от профессионализма психолога, а влияние специалиста при исследовании объективными методами минимально.

Проективные техники - это тесты Люшера и Роршаха, различные рисуночные тесты. Они помогают определить реакцию личности на какой-то определенный стимул: цвет, серию сюжетных картинок либо позволяют выплеснуть реакцию на бумагу в виде рисунка.

Наиболее удобны для применения методики с минимальной вовлеченностью диагноста процесс. Они подходят для начинающих психологов и позволяют точно, емко установить отдельные качества личности. Максимальная вовлеченность подходит профессиональным психологом, которые оценивают не только результаты тестов, но и внешнее поведение человека, его жесты, особенности речи.


Вне зависимости от выбранного типа методик психолог всегда использует несколько вариантов, чтобы оценить личность в совокупности.

В ходе проведения диагностического обследования, ориентированного на изучение личностных особенностей человека, важно иметь представление о тех методологических проблемах, которые сопряжены с решением этой задачи.

Прежде всего, трудности диагностики личности связаны с проблемой определения сущности понятия «личность» и его оиерационализацией.Огромное количество и фрагментарность психологических теорий личности усложняют задачу конкретизации предмета диагностики, что в свою очередь сказывается на качестве диагностических методик.

Еще одной проблемой в работе с личностными методиками является проблема прогнозирования поведения человека на основе результатов диагностического обследования. В этой связи важно помнить, что конкретные поведенческие реакции обусловлены, с одной стороны, относительно устойчивыми характеристиками личности, ее структурой, а с другой стороны — ситуациями и условиями реальной жизнедеятельности, в которых оказывается человек. Фундаментальная ошибка атрибуции как один из известных феноменов социальной перцепции предполагает недооценку влияния ситуации в процессе объяснения поведения человека, приводит к преувеличению стабильности и согласованности личностных черт в отношении их проявлений в разных ситуациях. В настоящий момент признается, что определенная черта личности связана с определенным классом ситуаций (является ситуационно зависимой)