ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кафедра информатики

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Педагогика»

на тему: «Кейс-метод»

Выполнил студент
Проверил преподаватель:


Уфа

2023

Оглавление


Введение 3

1История развития Case-Study (Кейс-метода) 4

1.1История метода Case-Study 4

2Case-Study (Кейс-метод) 5

2.1Что такое кейсы и кейс-метод 5

2.2Образовательный ресурс метода Case 7

2.3Технология конструирования Case-Study 8

2.4Преимущества и недостатки Case-Study 10

3Отличительные особенности Case-Study (Кейс-метода) и использование метода в образовании 12

3.1Особенности кейс-метода 12

3.2Использование кейс-метода в образовании на примере зарубежных школ 12

4Метод Case-Study (Кейс-метода) как образовательная технология 15

4.1Роль преподавателя, практикующего метод case-study 15

4.2Использование метода Case-Study (Кейс-метода) как технологии профессионально ориентированного обучения 17

5Заключение 19

Список литературы 20


Введение


Очень бурно обсуждаемое в Сети предложение педагогам «уйти в бизнес», если не воспринимать его слишком буквально, позволяет обнаружить технологии, которые обогатят инструментарий учителя в формировании метапредметных результатов обучающихся. Одной из таких технологий в бизнес-коммуникации является «кейс» - технология.

Кейс-технологии (Сase study) - технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней, и передачи их обучающимся для самостоятельного изучения (с возможностью консультации у преподавателя) и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений.

Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) — метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы

Кейс
- технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога.

  1. История развития Case-Study (Кейс-метода)

    1. История метода Case-Study


Родиной данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно — Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. Метод Case Study наиболее широко используется в обучении экономике, менеджменту и бизнес -наукам за рубежом.

В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объему (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5-2 раза короче.

Лидером по сбору и распространению кейсов является созданный в 1973 году по инициативе 22 высших учебных заведений The Case Clearing House of Great Britain and Ireland; с 1991 года он называется European Case Clearing House (ECCH).

ECCH является некоммерческой организацией, которая связана с организациями, предоставляющими и использующими кейсы и расположенными в различных станах мира.

В настоящее время в состав ECCH входит около 340 организаций, среди которых The Harvard Business School Publishing, Институт развития менеджмента (IMB) в Лозанне, в Швейцарии, INSEAD, в Фонтенбло во Франции, IESE в Барселоне в Испании, Лондонская бизнес-школа в Англии, а также Школа менеджмента в Кранфилде. У каждой из этих организаций своя коллекция кейсов, право на распространение которых имеет ECCH.

Метод case-study (или, как писали в двадцатые годы, «метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране еще в 20-е годы прошлого столетия. В сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей по экономическим дисциплинам в совпартшколах, но метод не приняли, как «несоветский». В России активно применять кейс метод в обучении стали в 80-х гг., сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее - на специальных курсах подготовки и переподготовки. В последнее время он нашел широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции, математики, в дистанционном обучении, в школьном образовании и других науках.



  1. Case-Study (Кейс-метод)

    1. Что такое кейсы и кейс-метод


Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.

Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход. Менеджер решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнеров выбрать.

Сравнительно недавно началось активное использование кейс-технологии в образовании и сейчас этот подход стал одной из самых эффективных технологий обучения. В чем преимущества кейс-метода по сравнению с традиционными методами обучения? Назовем три самых главных:

  • Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Такой подход компенсирует исключительно академическое образование и дает более широкое представление о бизнесе и процессах, нежели лекции в вузе или практика на узком участке работ.

  • Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку.

  • Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (soft skills), которым не учат в университете, но которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.

Совместный разбор жизненных ситуаций — универсальный способ обучения, поэтому аналоги решения кейсов можно найти еще в античности. Спартанские юноши разбирали со своими наставниками ситуации, возникающие на поле боя, а обсуждение «случаев» со своими учениками было излюбленным методом Сократа.

В современном виде кейс-метод зародился в 1870-е годы в Гарвардской школе права, а в бизнес-обучении утвердился с 1920-х годов. Преподаватели первых программ МВА были учеными, а не бизнесменами, и они столкнулись с тем, что невозможно было обучить студентов ведению бизнеса исключительно при помощи лекций и учебников. Альтернативой учебникам стали интервью с ведущими предпринимателями и топ-менеджерами компаний и написанные на их основе подробные отчеты о том, как они решали ту или иную ситуацию, а также о факторах, влияющих на их деятельность. С тех пор анализ бизнес-ситуаций стал важным элементом подготовки будущих менеджеров в бизнес-школах. Преподаватели Гарвардской школы бизнеса активно способствовали его распространению, публикуя книги, учебные пособия, сборники кейсов и проводя семинары для преподавателей. Сейчас решение кейсов как метод обучения используется во всех ведущих бизнес-школах, университетах и корпорациях.


    1. Образовательный ресурс метода Case


Кейс-метод позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать студентов и учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы.

Данный метод относят к современным педагогическим технологиям, поэтому его освоение педагогами актуально для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Любой кейс дает возможность преподавателю использовать его на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.

Особенно удачным данный метод является в обучении взрослых, дистанционном обучении, обучении экономике и менеджменту, а также в разработке материалов для самостоятельного изучения тем школьниками с последующей проработкой вопросов на семинаре или отчетном занятии, в развитии собственного креативного мышления.

Метод Case-Study способствует развитию различных практических навыков. Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умение анализировать ситуацию и принять правильное решение. Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов, которые берут из реальной жизни.

Метод развивает следующие навыки:

1. Аналитические навыки

2. Практические навыки

3. Творческие навыки

4. Коммуникативные навыки 

5. Социальные навыки

6. Самоанализ

    1. Технология конструирования Case-Study


Выделяют следующие основные этапы создания кейсов:

·     определение целей;

·     подбор ситуации или проблемы соответственно критериям;

·     подбор необходимых источников информации по теме, создание преподавателем краткой версии учебных материалов для самостоятельного изучения студентами или учащимися теории вопроса; определение главных понятий, которые должны усвоить слушатели;

·     подготовка основы (первичного материала) в кейсе;

·     подготовка методических рекомендаций по его использованию, вопросов для последующего обсуждения проблемы, самого задания, алгоритмов в возможных вариантах, указаний по видам предоставления решения задания и т.д.


·     обсуждение и решение кейса, проведение итогового занятия, контроль темы.

Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям:

·     соответствовать четко поставленной цели создания;

·     иметь соответствующий категории слушателей уровень трудности;

·     иллюстрировать несколько аспектов предмета или практики в жизни;

·     не устаревать слишком быстро;

·     иметь национальную окраску;

·     быть актуальным на сегодняшний день;

·     иллюстрировать типичные ситуации;

·     развивать аналитическое мышление;

·     провоцировать дискуссию;

·     иметь несколько решений.

Владение методом применения кейсов преподавателями сейчас очень востребовано, так кроме предметного обучения, позволяет широко формировать у слушателей так нужные современному образованному человеку навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями, знание основ научно-исследовательской и проектной деятельности.
    1. Преимущества и недостатки Case-Study


Преимущества:

  • Метод кейсов акцентирует внимание не на самом процессе обучения, а на участии в обсуждении, где преподаватели выступают в качестве модераторов, направляя дискуссию студентов соответствующими вопросами и оценивая идеи, генерируемые в аудитории. Такие групповые обсуждения подобны лабораторным занятиям в инженерных ВУЗах, что дает студентам практический опыт применения основ теоретических знаний, полученных на лекциях.

  • Еще одна цель метода кейсов ‑ дать студентам возможность проанализировать реальные конфликтные ситуации деловой жизни, заставляя их решать проблемы, с которыми они рано или поздно столкнутся на практике, превращая их в ответственных лидеров и членов команды. И это само по себе уже является преимуществом данного метода.

  • Обсуждение в аудитории обогащается вкладом всех членов группы, которые представляют различные отрасли экономики, имея различный деловой опыт и должностные обязанности. Такой обмен идеями между членами одной группы является еще одним преимуществом метода кейсов.

  • Если в аудитории собралась группа из 30-ти студентов, и каждый имеет хотя бы 4‑5-летний опыт работы, то суммарный опыт получится больше, чем у любого, даже самого опытного преподавателя. Хороший преподаватель и опытный руководитель, присутствующие при обсуждении, еще больше усиливают этот эффект.

  • Несомненное преимущество метода кейсов состоит в том, что процесс обучения более эффективен тогда, когда студенты учат других или опираются на опыт других участников, чем когда они просто слушают или конспектируют.