Файл: Противодействие коррупции в органах законодательной и исполнительной власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра экономики и управления
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ


Группа Сд19М191
Студент
Д.А. Салова

МОСКВА 2023

Практическое занятие № по теме 7

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Вопрос 1. Понятие и цели антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Антикоррупционная экспертиза – оценка нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения

Коррупциогенные факторы – положения нормативных правовых актов (их проектов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции

Нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Следует различать правовую и антикоррупционную экспертизы нормативных правовых актов. При правовой экспертизе проводится правовая оценка формы нормативного правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных законов, а также оценка соответствия нормативного правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов).

Целью же антикоррупционной экспертизы является выявление в положениях нормативных правовых актов и их проектов коррупциогенных факторов.

Вопрос 2. Основные факторы, способствующие коррупциогенности актов законодательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определены 12 коррупциогенных факторов, которые делятся на две группы:

1) устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

а) широта дискреционных полномочий;

б) определение компетенции по формуле «вправе»;

в) выборочное изменение объема прав;

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур;

и) нормативные коллизии.

2) содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права;

б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами);

в) юридико-лингвистическая неопределенность.

Вопрос 3. Определение антикоррупционной экспертизы.

Антикоррупционную экспертизу можно охарактеризовать как деятельность определенных субъектов, которая проводится с целью выявления в нормативно правовых актах, а также в их проектах норм и пунктов, которые содержат коррупционные факторы.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике

, определенной Правительством Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;

3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Задание 1. Какова взаимосвязь коррупционных проявлений с экономической безопасностью государства?

Коррупция является одной из глобальных проблем современности, в значительной степени препятствующая социально-экономической и политической развитии любой страны. Ее воздействия для экономики страны возрастает, увеличиваются масштабы, расширяется область коррупционных преступлений.

Коррупция - общественно опасное явление в сфере политики и государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ в любой форме.

Взяточничество и коррупция обходится мировой экономике в 2,6 триллиона долларов ежегодно. Эти средства составляют более 5% глобального ВВП. Об этом говориться в исследовании ООН, выпущенному к Международному дню борьбы с коррупцией.

Понятие «экономическая безопасность» неразрывно связано с понятием «национальная безопасность». Термин «национальная безопасность» прочно вошел в жизнь современного мира и стал частью внутренней и внешней политики многих стран. В Российской Федерации термин экономическая безопасность определяется как состояние защищенности национальной экономики от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается суверенитет страны единство, ее экономического пространства, усилия и для реализации стратегических и национальных приоритетов.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. «О стратегии экономической безопасности на период до 2030 года» к основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере.


Коррупция побуждает такие негативные последствия для Российской Федерации как:

  1. реальная угроза экономической безопасности во всех ее формах и проявлениях;

  2. сложность достижения стоящих перед ней стратегических задач;

  3. огласка наличия коррупции в высших эшелонах власти ведет к подрыву доверия и ставит под сомнение их легитимность;

  4. снижение уровня жизни подавляющей части населения;

  5. увеличение имущественного неравенства и бедность большой части населения;

  6. рост теневой экономики;

  7. замедление появления эффективных частных собственников;

  8. увеличение социальной напряженности, которая подрывает и ослабляет национальную экономику и угрожает политической стабильности в стране;

  9. ухудшение инвестиционного климата, в результате чего частному бизнесу не остается ничего иного, как стремиться к получению скорой прибыли (часто сверхприбыли) в непредсказуемых условиях, а условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;

  10. нарушение конкурентных механизмов рынка;

  11. лишение общества значительной части интеллектуального потенциала ввиду наличия коррупции в образовательной сфере;

  12. падение престижа страны на международном уровне, рост угрозы ее экономической и политической изоляции, и т.д

Теневая экономика порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцветания теневой экономики. Причина и следствие, цель и средства здесь настолько взаимоувязаны и переплетены что создают прочный замкнутый круг.
Задание №2. Дайте характеристику основных положений Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» об антикоррупционной экспертизе правовых актов и их проектов как важнейшей мере профилактики коррупции.

Особенностью российского антикоррупционного законодательства является введение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Данная мера является одним из основных мероприятий по профилактике коррупции в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно данным Правилам экспертизе подлежат как действующие нормативные правовые акты, так и проекты нормативных правовых актов. К субъектам антикоррупционной экспертизы относятся: Министерство юстиции Российской Федерации, органы прокуратуры
, федеральные органы исполнительной власти, организации и их должностные лица, а также аккредитованные независимые эксперты, институты гражданского общества и граждане, которые тоже могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

Следует отметить, что в настоящее время имеется достаточная правовая база для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза проводится с задачей выявить коррупциогенные факторы, а также дать рекомендации по устранению действия таких факторов.

Как показывают исследования и практика, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов имеет важное значение для развития правотворчества. Данная мера выступает в качестве средства совершенствования законодательства, способствует выявлению пробелов и коллизий в законодательстве.

Ценностью антикоррупционной экспертизы является то, что она носит предупредительный характер в работе по профилактике и предупреждению коррупции. Она, являясь обязательным инструментом для органов государственной и муниципальной власти, способствует повышению качества подготавливаемых нормативных правовых актов на этапе их проектирования.

Одним из элементов работы данной системы является институт независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Целью его создания является усиление общественного контроля за органами власти, реализация принципа публичности и открытости их деятельности.

Под независимой антикоррупционной экспертизой нормативных правовых актов (проектов) понимается исследовательская деятельность аккредитованных независимых экспертов, а также неаккредитованных институтов гражданского общества и граждан по выявлению положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и выработке предложений для их устранения.

Основанием для проведения независимой антикоррупционной экспертизы является опубликование принятого нормативного правового акта или размещение на официальном сайте разрабатываемого проекта такого акта. Таким образом, для проведения экспертизы достаточно собственного решения независимого эксперта.