Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине психокоррекция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная
МОСКВА 2023 |
Практическое занятие 1
Задание 1. Приведите в соответствие разные части предложений.
1. Лечение, посредством творческого самовыражения, бессознательной работы с образами и эмоциями через взаимодействие с произведениями искусства. | А. Арттерапия |
2. Основан на идеях бихевиоризма, направлен на работу с неврозами, депрессиями и психотравмами, посредством воздействия на мышление и поведение клиента (устранение и изменение неадаптивных форм поведения и неконструктивных моделей мышления). | Д. Когнитивно- поведенческая психотерапия |
3. Исцеление, посредством воздействия на тело, снятия мышечных зажимов и разблокировки негативных эмоций. | Е. Телесно- ориентированная психотерапия |
4. Направлен на работу с глубинным бессознательным и перестройку личности вокруг центра- «истинного Я», посредством работы с образами и архетипами. | В. Психосинтез |
5. Лечение, посредством разыгрывания тех или иных ролей, проигрывания тех или иных сценариев, воплощения в определенных персонажей. | Ж. Психодрама |
6. Исцеление, посредством сочинения сказок и стихов, чтения специально подобранных художественных произведений. | Б. Библиотерапия |
7. Направлен на работу с глубинным бессознательным, посредством работы с вытесненными детскими воспоминаниями, страхами и комплексами. | Г. Психоанализ |
Задание 3. Впишите недостающих членов ПМПК.
Практическое занятие 2
Задание 1. Напишите, какие виды психокоррекции Вы бы посоветовали пройти людям с подобными проблемами (описанными в задачах) и назовите основные направления помощи (коррекции).
1. Ребенок 6 лет, неусидчивый, гиперактивный, интеллект развит по возрасту, не готов к школьному обучению, инфантильный в поведении и эмоциях.
Работа с гиперактивными детьми должна проводиться в трех направлениях: коррекция дефицитарных функций (внимание, усидчивость), отработка навыков поведения и отработка навыков самоконтроля поведения. Для этих целей подойдут методы когнитивно – поведенческой терапии.
2. Взрослый человек, переживающий возрастной кризис, находящийся в депрессии, потерявший смысл жизни, переживший «крах» всех надежд и стремлений.
После пережития кризиса среднего возраста человек начинает переосмысливать прожитое и утрачивается интерес к происходящему вокруг, фигурально выражаясь, все теряет краски. В данной ситуации могут быть использованы приемы экзистенциальной психотерапии, библиотерапии и психосинтеза. Если депрессия подтверждена клинически, нужен прием специфических препаратов.
3. Созависимая женщина, живущая с мужем- алкоголиком и ребенком-игроманом, страдающая психосоматическими заболеваниями (бронхиальной астмой, сахарным диабетом, нервными тиками) и невротическими расстройствами (повышенной тревожностью, страхами, паническими атаками).
К этой клиентке применимы методики арттерапии, когнитивно-поведенческой терапии и психоанализа, аутогенная тренировка, семейная терапия. Выбор методов лечения, а также количество психотерапевтических сессий, формат и интенсивность лечения определяются исходя из клинической картины конкретного пациента, его мотивации на лечение (внутренней картины болезни) и социально-бытовых условий (сформировано ли ограничительное поведение в результате болезни).
4. Больной, страдающий параноидной шизофренией, с периодами ремиссий и обострений, временно потерявший трудоспособность.
У больного психокоррекция должна проводиться в нескольких направлениях: коррекция личностных нарушенией (арттерапия, экзистенциальная терапия, психосинтез), коррекция межличностного взаимодействия и восстановление связи больного с реальным миром (психодрама, – поведенческая терапия. Необходима медикаментозная поддержка.
5. Больной, страдающий неврозом, возникшим на фоне потери работы и средств к существованию, а также на фоне перенесенной TORCH инфекции (цитомегаловируса).
Последствия перенесенной инфекции могли привести к повышению возбудимости, быстрой истощаемости нервных процессов, ослаблению внутреннего торможения, а в связи с этим и недостаточная способность к длительному волевому напряжению, повышенная реактивность на ощущения. Поэтому терапия должна быть этиотропной, направленной на устранение первопричины, возможно, с применением специфических препаратов. Для коррекции адаптации в обществе и психического равновесия подойдет психосинтез, телесно -ориентированная терапия, библиотерапия, арттерапия.
6. Учитель средней школы с сильно выраженным эмоциональным выгоранием и профессиональной деформацией, признаками депрессии и психосоматическими заболеваниями.
Для такого пациента психотерапия должна быть направлена на предупреждение/ устранение синдрома эмоционального выгорания. В данной задаче применимы такие методы, как: библиотерапия, арттерапия, когнитивно – поведенческая терапия, аутогенная тренировка. Необходима медикаментозная поддержка.
7. Ребенок, страдающий ДЦП, с сохранным интеллектом и развитой эмоционально- волевой сферой личности, но с нарушенными движениями.
Для детей с сохранным интеллектом основным направлением должна стать адаптация к социуму, развитие сохранных навыков. Такому ребенку можно рекомендовать арттерапию, иппотерапию, дельфинотерапию, библиотерапию и, возможно, методы экзистенциальной терапии.
8. Больной с посттравматическим стрессовым расстройством, участник боевых действий, прошедший 2 войны.
Психотерапия при посттравматического синдрома ставит своей целью помочь человеку переработать проблемы и овладеть симптомами, которые продуцируются в результате соприкосновения с травматической ситуацией. Один из эффективных подходов – помочь человеку отреагировать травматический опыт. К такому клиенту применимы методы гипнотерапии, психодрамы, психоанализ.
9. Человек, находящийся в состоянии возрастного кризиса, потерявший себя, осознавший, что он «прожил не свою жизнь», испытывающий большие трудности в нахождении своего «Я».
Главная черта кризиса среднего возраста — это резкое изменение привычного поведения. В этой задаче могут быть использованы методы экзистенциальной терапии и психосинтеза, семейной терапии.
10. Женщина, имеющая конфликтные взаимоотношения, как в семье, так и на работе.
Выбор методов психокоррекции будет зависеть от первопричин конфликтного поведения. Конфликт — это отношения между субъектами социального взаимодействия, характеризующиеся их противоборством на основе противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.д.) Возможно использование когнитивно-поведенческой терапии, психодраммы, психоанализа, социально – психологический тренинг.
Задание 3. Сравните интегрированное и инклюзивное образование: опишите их сходства и различия. Опишите специфику работы специального психолога в рамках данных моделей образования.
Интегрированное образование | Инклюзивное образование |
Комплексное обучение детей-инвалидов в аккредитированных государством общеобразовательных школах | Образование детей, ограниченных в своих возможностях - эффективно, когда они находятся в обычных школах |
Ребенок рассматривается как проблема. | Меняется подход, принцип, а не ребенок |
Медицинская модель инвалидности определяет, что ребенок должен быть изменен, или реабилитирован, чтобы соответствовать системе школьного образования и общества. | Признается, что все дети разные, и что школу и систему образования нужно изменить для того, чтобы удовлетворить индивидуальные потребностей всех учащихся - с и без нарушений |
Ребенок с трудностями в обучении, как правило, проходит через ряд стандартизированных тестов для того, чтобы прогрессировать с помощью школы, в противном случае он / она будет оставлен на повторное обучение, или будет вынужден бросить учебу. | В большинстве случаев дети просто нуждаются в хорошем, ясном и доступном обучении. Это включает в себя использование различных методов реагирования на различные детские потребности, возможности и темпы развития. |
Обучение в специальных учреждениях, занятия со специальными педагогами, дефектологами. | Возможность обучение в заведениях рядом с домом, независимо от отклонения в развитии. |
Интегрированное обучение – совместное обучение детей с особенностями психофизического развития и детей, не имеющих таких особенностей, при участии педагогов-специалистов. Являясь вариантом специального образования, интегрированное обучение осуществляется в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания, обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.