Файл: Биография русского поэта Ф. И. Тютчева 4 Глава Основные темы и идеи лирики Ф. И. Тютчева 13 Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Биография русского поэта Ф.И. Тютчева 4
Глава 2. Основные темы и идеи лирики Ф.И. Тютчева 13
-
Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева 13 -
Философские мотивы в поэзии Ф. И. Тютчева 22 -
Стихи Ф.И.Тютчева о любви 25
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Введение
Философские произведения – это особый жанр — размышления о многих вечных и непроходящих проблемах, например, о смысле человеческой жизни, о том, какие ценности могут быть в жизни человека, о назначении самого человека в этой непростой жизни и, соответственно, о месте человека в жизни. И все это находит отражение в творчестве талантливейшего поэта Ф.Тютчева, но если перечитать тютчевские произведения, то можно понять, тютчевская философская поэзия – это, конечно же, величайшие лирические творения непревзойденного мастера, который необычайны по глубине, отличаются расноплановостью, метафоричностью, психологизмом. Ф.Тютчев – это мастер, слово которого очень весомо и своевременно независимо от того, от того, какое столетие. Именно философский характер тютчевской лирики таков, что она не только воздействует на читателя, но и смогла повлиять на творчество других литераторов: поэтов, критиков и писателей, которые жили в разные эпохи. Так, тютчевские мотивы можно встретить в фетовской лирике, в стихах Ахматовой и Мандельштама, в романах Ф.Достоевского и Льва Толстого.
Глава 1. Биография русского поэта Ф.И. Тютчева
Тютчев родился в семье дворян, происходивших из старинного рода. Детство провел в родовом имении в Орловской губернии. Его первым учителем был поэт Семен Егорович Раич, именно он привил будущему стихотворцу любовь к поэзии, знакомя маленького Тютчева с лучшими произведениями мировой литературы.
Начиная с 1819 года Федор учится на словесном отделении Московского университета. В 1822 году приступает к службе в Министерстве иностранных дел. В этом же году благодаря связям получает рабочее место в Мюнхене, но лишь через 6 лет сможет немного повысить свое служебное положение. Однако Тютчев никогда не хотел делать карьеру
, хотя дополнительные финансовые возможности не были бы для него лишними. 22 года Федор провел за границей, дважды был женат и в совершенстве владел французским языком. Даже переписку вел на французском, однако никогда не терял связи со своей родной Россией.
Периоды творчества
В усадьбе Брянского уезда Овстуг 23 ноября 1803 года родился мальчик Федя. Учился он дома и получил хорошее образование. Его отец был дворянином, а мать — дочь Льва Толстого — занималась домашним хозяйством.
Семья была многодетной, кроме Федора, родились четыре мальчика и одна девочка. Все дети обучались дома, но только один из них стал творческой
личностью. Остальные связали свою жизнь с дворянским титулом и военным делом. Один из сыновей умер еще во младенческом возрасте.
Федор Иванович Тютчев начал писать стихи еще в детстве, ведь его наставником был поэт С. Раич. Мальчик под его руководством учил латынь, другие древние и иностранные языки, древнеримскую поэзию, самостоятельно переводил труды Горация. А членом Общества российской словесности он стал еще до зачисления в Московский университет.
Все его творчество можно разделить на три периода:
а)начальный — 20-е годы;
б)появление тревожных мотивов — 1830−1840-е;
в)мрачное восприятие жизни — 1850−1860-е.
В начальном периоде Тютчев создает условные стихотворения. Но позже в них появляются рассуждения и мысли о высшей материи. Поэт сумел объединить три темы: любовь, природу и философию.
Во втором периоде творчество становится более глубоким. Кроме описания природы и любовной лирики, появляются тревожные ноты. Изменяется эмоциональный окрас стихов. А третий период характеризуется мрачным восприятием действительности. Поэт все больше проникался безысходностью, не обращал внимания на счастливые моменты.
Современные критики объясняют, почему поэзию Тютчева называют философской. Дело в том, что поэт не гнался за славой и достатком, он писал только ради возможности выразить свои мысли, поделиться размышлениями с окружающими. Его стихотворения публиковались с помощью товарищей и родственников, сам автор редко принимал участие в подготовке и правках.
Рождение философской поэзии в русской литературе
Конец 18-го — начало 19-го вв. — период расцвета оказавшей большое влияние на судьбы европейской цивилизации немецкой классической философии. В России в 1820-е
годы начинает складываться поэзия, получившая впоследствии название философской. Для нее характерен не просто интерес к общечеловеческим, бытийным проблемам, что было важно всегда для литературы и чем была отмечена, к примеру, поздняя лирика Пушкина. Возникло стремление воплотить с помощью слова научные философские идеи, а порой и конкретные философские системы.
Глава 2. Основные темы философской лирики Ф.И. Тютчева
Философская лирика всегда подразумевает размышления о смысле бытия, цели существования человека, жизненном предназначении. Все это описал Тютчев в своих стихотворениях. Его лирика отличается от работ других поэтов. Автор предстает перед читателем в образе философа, тонкого психолога, глубоко мыслящего человека, мастера метафор и сравнений. И до сих пор остается актуальной философская лирика Тютчева. Стихи его пронизаны проблемами и рассуждениями.
Независимо от тематики произведений, читатель всегда вслушивается в слова автора, а затем и задумывается над ними. Любое стихотворение Тютчева начиналось с мысли, которая проходила через него красной нитью и надолго оставалась в сердце человека. Поэт смешивал свои размышления с образами природы, сам проникался ими.
Он передавал свои эмоции и впечатления с помощью художественных приемов, делился с читателями взглядами на разные сферы жизни. Для Федора Ивановича творчество было способом выразить себя, выплеснуть то, что больше не могло накапливаться у него в душе. Он не думал о публикациях, критике и мнении окружающих.
2.1 Космос и хаос
Тютчев неразрывно связывает проблемы человека и всей Вселенной, описывает борьбу противоположностей, сопоставляет целостность мира и его разруху. Мотивы хаоса и космоса часто можно заметить в его лирике. Поэт много рассуждал об основах жизни, двойственности мироздания, проблематике существования человечества.
День Федор Иванович называл другом, исцелением скорбящей души, покровом для деятельности. Ночь в его лирике предстает бездной, мглой и страхами. Но в некоторых строках поэт сам себе противоречит. Он называет хаос родным, притягательным и прекрасным. Его характеристика дается в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?».
Хаос автор рассматривает как начало мироздания, из которого появилось все живое во Вселенной. День переходит в ночь и наоборот, и так продолжается уже миллионы лет. Светлая и темная сторона космоса связаны, они не могут существовать друг без друга.
Эта вечность кажется прекрасной поэту. Ведь и человеческая жизнь постоянно повторяется: одни умирают, а другие рождаются. Но и следующие поколения все так же будут видеть солнечный свет, ночное небо, вдыхать аромат цветов и морской бриз.
Список стихотворений, в которых кратко упоминаются хаос и космос:
«Сижу задумчив и один»;
«Последний катаклизм»;
«День и ночь».
Тютчев одновременно боялся и ждал тьмы. При свете дня он не мог полностью выразить свои мысли, но с приходом сумерек словно возрождался. Темная сторона его души со всеми страхами обнажалась ночью, позволяя заниматься творчеством.
Хаос он сравнивал с устройством цивилизации. Его борьба с космосом отражалась в общественной жизни, ведь в годы работы Тютчева устанавливался порядок в буржуазной Европе. Он не усмирял население, а только пробуждал его новыми потрясениями.
2.3 Творческий путь: сборники, циклы
Одна из первых поэтических публикаций появилась в 1836 г. в «Современнике», где А. С. Пушкин напечатал цикл из 24-х его стихотворений за подписью «Ф. Т. ». В следующее десятилетие произошел подъем его творчества.
Настоящий сборник стихотворений вышел только в 1854 году, когда поэтический талант Тютчева был раскрыт и с восторгом принят на Родине, но даже после этого поэт сторонился литературного мира и продолжал записывать строки на случайных салфетках и тетрадях.
Единственным сформированным полноценным циклом исследователи считают стихотворения, посвященные возлюбленной Тютчева, Е. А. Денисьевой. И хотя цикл называется «денисьевским», литературоведы еще спорят, не относятся ли некоторые произведения оттуда посвящениям законной жене Тютчева. В любом случае, этот цикл любовных посланий по душевной глубине, искренности, надрыву и философичности сравнивают со знаменитыми историями Паоло и Франчески, Ромео и Джульетты, Лейле и Маджуне.
2.4 Вечность Вселенной
Хотя хаос и космос вечны, основные философские вопросы лирики Тютчева касались и кратковременной жизни человека. Общество не всегда соблюдает законы природы, отказывается жить по ним. Из-за этого возникают проблемы, сталкиваются характеры. В своей лирике поэт писал о постоянной борьбе.
Стихотворения о вечном мире и жизни человека:
«Певучесть есть в морских волнах»;
«Наш век»;
«Дума за думой, волна за волной».
В первом произведении лирический герой предстает грустным. Его печалит, что человечество в погоне за призрачной свободой отказывается соблюдать законы мироздания. Нужно придерживаться порядка, чтобы не возникали проблемы, касающиеся всего мира.
Тютчев считал человеческую душу отражением мироздания. Она состоит из тьмы и хаоса, стремления созидать и разрушать. Как день и ночь сменяется настроение, события в судьбе. Хотя сначала общество тянется к свету, достигнув его, начинает роптать и бунтовать. Полученное не оправдывает ожиданий, человек хочет большего.
Поэта беспокоит ограниченность мыслей и сознания. Даже принадлежность к аристократическому классу не расширяет эти возможности. Автор сожалеет, что не может познать все тайны бытия. Но он смиряется с безграничностью природы, ее возвышением над человеком. Мир продолжает развиваться, не замечая смертей и страданий. Это беспристрастие огорчает и одновременно восхищает Тютчева.
При этом силы природы он отождествляет с человеческим духом. Ведь даже при физической ограниченности личность может развивать свое мышление, выходить за пределы тела. Поток мыслей поэт сравнивает с буйством моря. И в стихии, и в разуме постоянно происходят приливы и отливы, штормы и бризы. Есть те, кто умеет покорять непослушные волны. А другие подчиняются им, просто плывут по течению.
Лучшим примером философской лирики поэта можно назвать стихотворение, состоящее всего лишь из одной строфы, но при этом имеющее законченную мысль. Стихотворение «Нам не дано предугадать» образно можно поделить на две части. В первой поэт говорит о человеческой непредсказуемости. Он не знает, как общество воспримет его творчество (а эта проблема была всегда актуальной, если дело касалось русской поэзии). И вместе с тем , это можно понять, как и то, что человеку тоже стоит задуматься о своем повседневном общении. Тютчев считает, что не хватит никаких слов, чтобы выразить все то, что творится на душе, чтобы обрисовать кому-то свой внутренний мир, и нет слов, которые заставят собеседника по-настоящему понять тебя.
2.5 Описание природы
Тютчев — известный автор пейзажной лирики. В этом направлении он написал множество произведений. Все стихотворения пронизаны космической тематикой, поэтому в них проявляется определенная символичность. Поэт проводил анализ вечных тем, общества, интересовался вопросами начала бытия.