Файл: Рекомендации родителям одарённых детей Одаренный ребенок как помочь ему.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рекомендации родителям одарённых детей
«Одаренный ребенок: как помочь ему?»
Чтобы уменьшить Ваши родительские тревоги и помочь Вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, мы собрали здесь самые ценные советы и рекомендации.
Взгляните на своих детей. Посмотрите в их глаза. Может быть, перед Вами уникальный одаренный ребенок?
Многие известные ученые, музыканты, художники проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны выдающиеся успехи в детстве А. Пушкина, И. Мечникова. Ф. Мендельсона и др. Не секрет, что одаренные дети часто становятся выдающимися взрослыми, но не всегда. Часто люди, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте. Например, Исаак Ньютон плохо учился в школе, Уолт Дисней был уволен редактором газеты за то, что у него не было «хороших идей», а когда Томас Эдисон был мальчиком, то его учитель сказал ему, что он слишком глуп, чтобы что-нибудь выучить.
Одаренные дети. Кто они? Это, прежде всего, - дети, но обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности.
Широко распространено мнение о том, что одаренные дети, обладая большими способностями, могут добиваться всего сами. Это не всегда так!
Чтобы уменьшить Ваши родительские тревоги и помочь Вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, мы собрали здесь самые ценные советы и рекомендации.
В зависимости от возраста ребенка выделяют три категории одаренности:
-
Дети, выделяющиеся необычно быстрым темпом умственного развития, высоким уровнем интеллекта в целом (такие дети относительно чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрастах).
Д
-
Дети, которые пока не достигают успехов в каких-либо видах учения или творческих занятий, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью суждений, незаурядными умственными резервами. Это случаи, когда можно говорить о потенциальной, или «скрытой», одаренности. Умственные возможности таких учащихся нередко раскрываются уже в старшем школьном возрасте.
Особенности, которые можно заметить у Вашего ребенка:
1. Интеллектуальный тип. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, склонны к философскому осмыслению материала. Для них характерен высокий интеллект, развитый ум, благодаря которому они легко усваивают разные предметы. Они умеют самостоятельно получать знания и сами читают дополнительную литературу.
2. Академический тип. Дети данного типа также отличаются высоким интеллектом, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще учиться. К числу академически одаренных учащихся часто относятся медалисты.
3. Художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует, однако, есть и ребята лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.
4. Креативный тип. Выражается в нестандартности мышления, непохожем на других взгляде на мир. Нежелание этих детей идти «в ногу» со всеми остальными и является основой их одаренности, на которой и строится их нестандартное видение мира. Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.
5. Лидерская или социальная одаренность характерна для детей, обладающих способностью понимать других людей, строить с ними отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.
6. Психомоторная или спортивная одаренность. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.
Если одаренность проявилась рано? (0 - 3 лет)
Уже спустя 5-7 дней после появления на свет, одаренные дети чаще и дольше рассматривают фигурки сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предметы. А к концу первого месяца появляются признаки зрительного, слухового, двигательного сосредоточения.
Для одаренных детей на ранних этапах развития характерна высокая чувствительность к новизне ситуаций, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение.
Ребенок проявляет постоянную любознательность ко всему новому.
У одаренного малыша раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства общения в звено самостоятельного мышления.
Музыкальное дарование проявляется сравнительно рано. До 2-3 лет об этом можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.
Художественная одаренность проявляется в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго.
Математическая и шахматная одаренность проявляется в быстром и радостном освоении арифметических действий.
Литературное дарование раскрывается позднее. Ребенок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм.
Ранняя одаренность требует к себе бережного и внимательного отношения. Жить с такими детьми и воспитывать их, - значит постоянно решать творческие задачи по созданию условий для дальнейшего раскрытия способностей.
www.krasumka.ru
Одаренность в дошкольном возрасте (3 – 7 лет)
Если у Вашего ребенка:
-
отличная память в сочетании с ранним языковым развитием, -
чрезвычайное любопытство в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе, -
проявляется способность отслеживать несколько процессов одновременно, -
живое воображение, изобретательность и богатая фантазия, -
отличное чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, -
повышенные математические способности в плане вычислений и логики, -
устойчивая концентрация внимания и большое упорство в решении различных задач, -
обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие, -
наблюдаются трудности в общении со сверстниками, -
высокий энергетический уровень (малая продолжительность сна), -
зрение часто нестабильно, испытывает затруднения фокусирования с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске),
то можно говорить о наличии у него отличительных черт, характерных для одаренных детей.
Что делать родителям?
Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные дети в 3—4-х летнем возрасте очень любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и опытам.
Не делайте излишнего упора на занятиях, так как учебные программы скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные занятия уделяют слишком большое внимание логическим, цифровым и линейным процессам. Для ребенка дошкольного возраста более естественно мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре, и может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.
В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы.
Например, активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д.
Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий. Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения разных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его биологией и энтомологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного труда.
Если ребенок отказывается спать днем, родители могут заменить сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо и снизить. Да и родителям необходима передышка.
Объединиться в создании «групп по интересам». Папы и мамы могли бы использовать собственные способности и устраивать для всех детей занятия вместо дневного сна, от которого многие дети упорно отказываются. Например, организовать занятия иностранным языком, так как в дошкольном возрасте «языковые» центры мозга впитывают информацию наиболее эффективно. Занятия, стимулирующие групповые дискуссии, также хороши: это прекрасная возможность прояснить мысль, предложить идею и выслушать мнение других.
Избегайте создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача — вещь нормальная, случающаяся со всеми.
Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции сверстников, бабушек и дедушек. Сейчас не время критики! Кроха должен укрепиться в своей позиции, тогда ему будет легче развиваться.
Одаренность в младшем школьном возрасте (7-11 лет)
Младший школьный возраст играет особую роль в развитии личности ребенка. Ребенок доверяет старшим, эта вера безгранична. Дети в этом возрасте весьма чувствительны к оценкам взрослых. Оценка собственной личности нередко бывает отражением мнений взрослых о ребенке.
Нередко развитые способности у ребенка обнаруживаются в учебной деятельности, и связаны с развитием познавательной сферы (внимание, память, мышление, воображение).
К концу младшего школьного возраста авторитет взрослых постепенно утрачивается. Большое значение в жизни детей начинают играть сверстники. Активно формируются и развиваются навыки общения с ровесниками, завязываются прочные дружеские отношения.
Способные дети часто не распознаются взрослыми, так как оценивается, прежде всего, успеваемость и успешность обучения в школе.
Родителям следует обратить внимание на следующие особенности ребенка:
-
интеллект выше среднего; -
умение принимать решения; -
чувство ответственности; -
настойчивость; -
терпимость и терпение в работе с людьми; -
энтузиазм; -
умением ясно выражать мысли в устной и/или письменной форме; -
живость и любознательность; -
независимость в действиях; -
инициатива, стремление участвовать во всем новом; -
использование воображения в мышлении; -
гибкость в подходах к проблемам; -
разнообразные интересы; -
чувство юмора; -
трудности в нахождении близких по духу друзей; -
проблемы участия в играх сверстников, которые им неинтересны; -
нежелание быть таким, как все; -
трудности в школе, где отсутствует стимуляция интеллектуального развития; -
ранний интерес к проблемам мироздания.
Если Вы заметили у Вашего ребенка признаки одаренности:
Во-первых, не ограничивайте ребенка школьными рамками, а развивайте его интересы и ставьте перед ним новые, увлекательные задачи.
Во-вторых, Вам следует уделить специальное внимание проблеме развития и воспитания своего одаренного ребенка, искать информацию, как в литературе, так и в общении с другими родителями и специалистами.
В-третьих, постарайтесь посвятить неделю тщательному наблюдению за ребенком, за его интересами и ежедневными занятиями. Это поможет определить направления, в которые лучше всего вкладывать время и силы. Пусть любознательность ребенка поможет Вам определить, какие интересы Вы должны развивать и какие задачи ставить.
Дневниковые записи в течение недели могут обнаружить перегруженность ребенка регламентированными занятиями, так что на размышление или импровизированные мероприятия у него вовсе не остается времени. Если это так, возможно, Вам стоит пересмотреть мотивацию ребенка в занятии тем или иным делом. Более всего, ребенок хочет радовать Вас и быть любимым Вами, поэтому часто занимается чем-то, чтобы доставить Вам удовольствие. С этих позиций следует помнить о том, что ребенку необходимо действительно свободное время. Просто помечтать или «поболтаться» может быть для ребенка полезной сменой темпа.
В-четвертых, Вам следует рассмотреть три фактора, способствующих отличным достижениям: способности, возможности и индивидуальность.
Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой или математической легкости или к художественному творчеству являются одним из параметров одаренности. Выдающиеся способности одаренного ребенка должны быть восприняты и оценены окружающими людьми.
Одаренность в старшем школьном и подростковом возрасте
(12 – 18 лет)
Подростковый период - особый период в развитии личности.
Подросток начинает отдаляться от взрослых, при этом ожидая понимания своих стремлений и желаний, поддержки и доверия. Для подростка важно признание старшими его равноправия с ним. В противоположном случае возникают конфликтные ситуации.
Возраст с 12 до 14 лет считается критическим периодом развития.
Одаренные дети часто выделяются среди остальных. Их непохожесть объясняется не только яркостью и неповторимостью таланта, оригинальностью и своеобразием мышления. Одаренный ребенок быстрее взрослеет, раньше формируется как личность, и в среде сверстников он отличается благодаря присутствию определенных личностных качеств и свойств.
Одаренных детей от сверстников отличает ряд особенностей:
-
интеллект выше среднего; -
обостренное чувство справедливости; -
развитая система личных ценностей; -
хорошо сформированное чувство юмора; -
наличие преувеличенных страхов; -
упорство в достижении результата; -
прерывание собеседника, так как нередко ребенок в курсе того, о чем идет речь или быстро понимает излагаемый материал; -
стремление продемонстрировать свои знания и привычка исправлять других в разговоре; -
высмеивание окружающих как ответ на травмирующий фактор, - так ребенок стремится защитить себя от источника боли доступными ему средствами.
Уважаемые родители! Для успеха и благополучия ребенка необходимы Ваша любовь и поддержка:
1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
2. Оценивайте уровень развития ребенка.
3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
6. Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
Так можно ли помочь одаренным детям? Можно!
Полезные советы мамам и папам маленьких почемучек, которые в свое время дал Джон Гауэн – исследователь детской одаренности и один из самых больших авторитетов в области изучения творчества:
-
создайте ребенку в его поисках безопасную психологическую базу, к которой он мог бы возвращаться, если будет вдруг напуган собственными открытиями; -
поддерживайте стремление ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам; -
будьте терпимы к кажущимся вам странными идеям, уважайте любопытство ребенка; -
оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того пожелает, самому заниматься своими делами. Избыток опеки мешает творчеству. Желания и цели детей принадлежат им самим, поэтому родительская помощь может порой восприниматься как нарушение границ личности. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в стремлении разделить с ребенком радость живого творческого воображения; -
создайте для ребенка атмосферу безопасности, любви, уважения к себе и окружающим. Без этих "банальностей" человек не способен достичь высот самовыражения; -
помогайте справляться с разочарованием и сомнениями, когда понимание со стороны сверстников отсутствует. Нужно, чтобы ребенок сохранил творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о том, признан ли он окружающими. Дневники известных творческих личностей помогут понять, что он не одинок в своей борьбе; -
постарайтесь объяснить, что на многие вопросы не всегда можно ответить однозначно. Требуются время и терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идеи, создающие умственный дискомфорт; -
помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличий. Карикатура на знакомого может быть очень точной и остроумной, но в то же время весьма недоброй; -
постарайтесь найти своему чаду "компаньона" такого же возраста и способностей. Возможно, придется потратить немало сил и времени, но это лучше, чем позволить ребенку замкнуться и избегать общения.
Родителям одарённых детей
Советы родителям одаренных детей
Льюис Д. "Советы родителям одаренных детей"
* Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.
* Сеpьезные вопpосы и высказывания pебенка я воспpинимаю всеpьез.
* Я поставил стенд, на котоpом pебенок может демонстpиpовать свои pаботы.
* Я не pугаю pебенка за беспоpядок в его комнате или на столе, если это связано с твоpческим занятием и pабота еще не закончена.
* Я пpедоставил pебенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.
* Я показываю pебенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
* Я поpучаю pебенку посильные заботы.
* Я помогаю ему стpоить его собственные планы и пpинимать pешения.
* Я беpу pебенка в поездки по интеpесным местам.
* Я помогаю pебенку улучшить pезультат его pаботы.
* Я помогаю pебенку ноpмально общаться с детьми из pазных социальных и культуpных слоев.
* Я устанавливаю pазумный поведенческий стандаpт и слежу, чтобы он ему следовал.
* Я никогда не говоpю pебенку, что он хуже дpугих детей.
* Я никогда не наказываю pебенка унижением.
* Я снабжаю pебенка книгами и матеpиалами для его любимых занятий.
* Я пpиучаю pебенка мыслить самостоятельно.
* Я pегуляpно читаю ему.
* Я пpиучаю pебенка к чтению с малых лет.
* Я побуждаю pебенка пpидумывать истоpии и фантазиpовать.
* Я внимательно отношусь к индивидуальным потpебностям pебенка.
* Я нахожу вpемя каждый день, чтобы побыть с pебенком наедине.
* Я позволяю ему пpинимать участие в планиpовании семейных дел и путешествий.
* Я никогда не дpазню его за ошибки.
* Я хвалю его за выученные стихи, pассказы и песни.
* Я учу pебенка свободно общаться со взpослыми любого возpаста.
* Я pазpабатываю пpактические экспеpименты, чтобы помочь ему больше узнать.
* Я позволяю pебенку игpать со всяким хламом.
* Я побуждаю pебенка находить пpоблемы и затем pешать их.
* В занятиях pебенка я нахожу достойное похвалы.
* Я не хвалю его беспpедметно и неискpенне.
* Я честен в оценке своих чувств к pебенку.
* Hе существует тем, котоpые я совеpшенно исключаю для общения с pебенком.
* Я даю возможность действительно пpинимать pешения.
* Я помогаю pебенку быть личностью.
* Я помогаю ему находить заслуживающие внимания телепpогpаммы.
* Я pазвиваю в pебенке позитивное воспpиятие его способностей.
* Я никогда не отмахиваюсь от неудач pебенка, говоpя: "Я этого тоже не умею".
* Я поощpяю в pебенке максимальную независимость от взpослых.
* Я веpю в здpавый смысл pебенка и довеpяю ему.
* Я пpедпочитаю, чтобы основную часть pаботы, за котоpую взялся pебенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не увеpен в позитивном конечном pезультате".
Если вы согласны с 20 % из этих советов, то, вероятно, над остальными стоит еще подумать. Hо, если они вас устраивают полностью или на 90 %, пожалуй вам следует несколько охладить воспитательный пыл и предоставить большую свободу как себе, так и ребенку.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА
Чем проповедь выслушивать,
мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха и поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же - никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии - вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть можно верить умным словесам.
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет -
Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет.
(Мудрость ребенка)
Мы, родители и взрослые, готовы всегда давать советы своим детям. Но давайте, и мы прислушаемся к их советам.
"Памятка родителям от ребенка" - это не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.
***
Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
***
Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
***
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
***
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
***
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это поколеблет мою веру в вас.
***
Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших "побед".
***
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: "Я вас ненавижу". Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
***
Не заставляйте мня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став “плаксой” и “нытиком”.
***
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
***
Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.
***
Не поправляйте мня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
***
Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позже.
***
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
***
Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки - смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не чувствуя, что я ни на что не годен.
***
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать. Я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
***
Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
***
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
***
Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
***
Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
***
Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.
***
Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то на стороне.
***
Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
***
Никогда даже не намекайте , что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
***
Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
***
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
***
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
***
Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану ваши другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
***
Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.
***
Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и поверьте, что я окажусь с прибылью.
***
Для мня важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.
***
Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом я вижу справедливость.
Лучшие 10 советов родителям уникально одаренных детей
Мередит Дж. Уоршоу, советник по вопросам специальной помощи
-
Доверяйте своим инстинктам. Вы знаете своего ребенка лучше всех на свете. Не считайте, что профессионалы знают его лучше только потому, что они – дипломированные специалисты. -
Доверяйте своему ребенку. Если он говорит, что не может что-то сделать – не считайте, что это лень, упрямство или отсутствие интереса. И не верьте тем, кто говорит, что это единственная причина происходящего. -
Не забывайте про одаренность ребенка, пытаясь справиться с его проблемами. Дети впадают в уныние, когда им не удается научиться ничему новому. -
Не забывайте о проблемах ребенка, пытаясь развить его талант. Дети отчаиваются, если от них постоянно требовать выполнения задач, с которыми они не могут справиться. Ваш ребенок может одновременно получать помощь и как одаренный, и как обладающий особыми потребностями. Эти программы не являются взаимоисключающими. -
Не перегружайте своего ребенка. Если домашняя работа отнимает у ребенка в четыре раза больше времени, чем у сверстников, – позвольте ему делать четверть этой работы. -
Умейте видеть в своем ребенке хорошее и находите время для занятий, приятных вам обоим. Когда все идет кувырком, очень легко потерять из виду то, что нам нравится в наших детях, — и не находить времени для приятных занятий. -
Не забывайте о себе. Если вы развалитесь от переутомления и недостатка внимания к себе, хорошо от этого не будет никому. -
Знайте, где надо поставить точку. Некоторые ситуации поправить нельзя. Если положение вашего ребенка в школе совершенно безнадежно, может быть, пора подумать об альтернативах (другая школа, домашнее обучение, что угодно). -
Сеть поддержки. Очень хорошо помогают местные группы поддержки. Кроме того, целый мир открывается в Интернете, который позволяет нам связываться с другими людьми в любое время дня и ночи, там можно найти бесценную поддержку и информацию. -
http://www.uniquelygifted.org/top10.htm
Список литературы
-
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. - М., 1980. -
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420с. -
Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г. -
Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212с. -
Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа. - 1992. - № 3. - С. 58-65. -
Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г. -
Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции ''Человек в системе общенаучных отношений''. - М., 1991. - С.149-159. -
Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376с. -
Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 3-11. -
Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 58-65. -
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Изд. Центр ''Академия'', 1996. - 416 с. -
Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. - 1990.- № 1. - С. 164-167. -
Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с. -
Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 243-264. -
Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М.: Знание, 1986. - 80 с.