Файл: Практикоориентированное задание 2 Сенсорная депривация.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практикоориентированное задание 2:
Сенсорная депривация
Сенсорная депривация – это длительное частичное лишение человека слуховых, зрительных ощущений, а также лишение подвижности, общения, эмоциональных всплесков. В психологии известны три вида депривации:
1) сенсорная;
2) эмоциональная;
3) социальная.
Сенсорная депривация вызывает у человека состояние временного психоза, различных психических нарушений, длительной депрессии. Длительная сенсорная депривация приводит к органическим изменениям или дегенеративным изменениям в нервных клетках.
Опытным путем доказано, что условия сенсорной депривации вызывают растормаживание коры головного мозга, галлюцинации, которые не соответствуют действительности, однако воспринимаются мозгом как оное в самых разных видах (тактильные ощущения, зрительные, звуковые, осязаемые, др.). Подобные видения определенных образов и ощущений приводят к латеральному торможению коры головного мозга. Процесс сенсорной деривации может дать два разнополярных результата.
Во-первых, может происходить растормаживание коры, а во-вторых, может приводить к затормаживанию коры.
Изучением процессов сенсорной депривации ученые психологи занимаются давно. В 1913 г. Дж. Уотсон издал свой труд «Психология с точки зрения бихевиориста». В этом труде он излагает суть нового направления в психологии, которое было названо бихевиористским направлением в психологии. Одновременно с этой теорией Дж. Уотсон выдвинул идею, противоположную по сути: он призывал основываться на объективных методах, которые разработаны в естественных науках.
Практическое целенаправленное изучение нервно-психической деятельности человека началось во второй половине XX в., основными работами по прикладной экспериментальной психологии были работы, проводимые под руководством Д. Н. Бирюкова. Он установил зависимость повышения потребности в сильных ощущениях и переживаниях в условиях сенсорной депривации, когда активизируется воображение и образная память. Такие процессы начинают проходить только в результате сенсорного голода, изоляции, т. е. как защитный механизм от насильственной изоляции в стремлении сохранить в памяти все существующие реакции и функции мышления. Длительное пребывание в условиях сенсорной депривации у человека вызывает постепенное развитие апатии, депрессии,
торможения умственных процессов, а также частой смены настроения (раздражительность, эйфория).
Также может происходить нарушение памяти, человек может испытывать гипнотические и трансовые состояния. Если воздействие сенсорной депривации не прекращается, то разрушительные процессы в психике и логическом мышлении человека становятся необратимыми. Существует прямая зависимость скорости разрушения психики человека от времени и условий сенсорной депривации.
На основе знаний о физиологических основах сенсорной депривации, выполните задания:
1. Феномен психической депривации
2. Виды депривации
Задание 1. Феномен психической депривации
1. Канадский физиолог и нейропсихолог Д.Хебб выдвинул гипотезу о том, что если сильно ограниченная среда приводит к нарушениям развития и нормального функционирования организма, то среда, богатая сенсорными стимулами, напротив, стимулирует развитие. Следовательно, сложное сенсорное окружение - важное условие благоприятного развития маленького ребенка.
Докажите верность или неверность данного заявления на основе знаний о функционировании сенсорной системы и ее связи с развитием мозга.
2. Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, наблюдаемой в яслях и домах ребенка (госпитализм), то происходят резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития. На основе знаний о значении сенсорных систем для развития мозга ребенка объясните явление госпитализма.
Задание 2. Виды депривации
1. Составьте таблицу с характеристиками трех видов депривации:
вид депривации | Характеристика | Пример в жизнедеятельности человека |
сенсорный | | |
эмоциональный | | |
социальный | | |
2. Используя знания о видах депривации и функционировании сенсорных систем, составьте памятку из пяти пунктов для организаторов образовательного пространства детей дошкольного возраста.
Пример пункта: наличие игрушек ярких разнообразных цветов для стимуляции зрительной сенсорной системы.
ВАЖНО!!! В примере должно содержаться одно условие организации пространства с пояснением данной рекомендации на основе знаний функционирования сенсорных систем и причин возникновения различных видов деприваций. В приведенном примере: наличие игрушек ярких разнообразных цветов (это условие) для стимуляции зрительной сенсорной системы (это пояснение) Пункты рекомендаций не должны состоять более чем из 2 предложений!
Литература:
1. Фонсова, Н. А. Анатомия центральной нервной системы: учебник для вузов / Н. А. Фонсова, И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 338 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-3504-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URLhttps://urait.ru/bcode/450954
2. Циркин, В. И. Нейрофизиология: основы нейрофизиологии: учебник для вузов / В. И. Циркин, С. И. Трухина, А. Н. Трухин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 504 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12594-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URLhttps://urait.ru/bcode/449383
Требования к оформлению результатов: необходимо выполнить задания и представить их в формате печатного документа word.
Критерии оценивания:
Отлично – пункты 1 и 2 заданий выполнены в полном объеме.
Хорошо – пункты 1 и 2 заданий выполнены верно, но не в полном объеме.
Удовлетворительно – пункты 1 и 2 заданий выполнены не в полном объеме и содержат фактические ошибки
Неудовлетворительно – пункты 1 и 2 заданий не выполнены