ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 1. Методологические основы теории управления
-
Управление как социальное явление -
Структура управления
1 вопрос
Управление является необходимым элементом, функцией разнообразных организованных систем (технических, биологических социальных). Поэтому природу управления невозможно понять без рассмотрения сферы его осуществления. Существует разнообразие видов управления. Прежде всего, в зависимости от того в какой системе оно происходит, выделяется:
- биологическое - управление процессами, протекающими в живых организмах;
- техническое - управление техническими процессами в машинах и устройствах;
- социальное - управление обществом, социальными процессами, деятельностью людей.
Управляющей подсистемой в живом организме является нервная система, в машине - управляющее устройство, в обществе - административно-управленческая система, аппарат управления, куда входят люди.
Нас будет интересовать управление обществом как целостной, динамической, самоуправляемой системой.
Что представляет собой управление как социальное явление?
Нет области человеческой деятельности, которая не осуществлялась бы совместными усилиями людей. Эти усилия необходимо упорядочивать, организовывать, т.е. управлять ими. Управление образует особую специфическую деятельность и выступает как самостоятельная социальная функция.
Управление – это родовое свойство общества как социальной системы. Оно появляется именно в обществе как объективная необходимость обеспечения взаимодействия людей, удовлетворяющих свои потребности для достижения своих целей. Именно управление, объединяя и направляя в одно русло усилия отдельных индивидов, обеспечивает возникновение надындивидуальной социальной силы, которая больше, чем простая сумма их усилий, и в сущности своей иная, чем эта сумма.
Т.е. управление - это свойство, внутренне присущее обществу. Оно пронизывает все сферы деятельности и отношения.
В первобытном обществе основным фактором этого упорядочивания являлся инстинкт самосохранения, выживания. Порядок поддерживался системой табу (жестких запретов). На основе табу складывалась система обычаев и традиций, т.е. главным регулятором общества были традиции, а тип управления обществом получил название "традиционного".
Традиции являются первым способом накопления социальной информации (в орудиях труда, в способах их применения). Они не формируются сознательно, а возникают как следствие их приспособления к действиям природных и социальных закономерностей. Важная особенность «традиционного типа» заключалась, во-первых, в его консервативности, так как оно ориентировалось на воспроизводство прошлого опыта, а новшества и изменения рассматривались как подрыв всего уклада жизни. И, во-вторых, в его стихийности (спонтанности): от человека не требовалось осознания программ жизни, да и не было социальных институтов, которые занимались бы разработкой подобных программ.
Этот этап развития общества длился многие тысячелетия, черты общества изменялись и требовали новых общественных регуляторов. С одной стороны, такими регуляторами становятся нормы и право, которые определяли границы поведения отдельного человека. С другой стороны, главной управляющей силой социальных отношений становится рынок.
Данный механизм управления менее консервативен, ибо рынок задает направление деятельности человека и способы ее реализации. Эта деятельность не так регламентирована как в традиционном механизме.
Другой особенностью данного механизма является то, что в это время управление превращается в особый вид деятельности. Из-за усложнения экономических процессов, охвативших массу участников, понадобилось выделение особого разряда людей, которые занимались бы урегулированием и регламентацией человеческих отношений.
Закономерности, регулирующие общество в виде обычаев, традиций, норм, рынка, если не познаны человеком, то действуют спонтанно (или стихийно), как столкновение случайных единичных актов, которые автоматически воздействуют на систему и упорядочивают ее. С познанием человеком этих закономерностей появляется новый тип механизма регулирования. Познание закономерностей происходит посредством развития науки, отсюда название данного типа – «научное» или «рациональное» управление. Произошло это в середине 19 века, а востребовала данный тип управления обществом сама реальность, управленческая практика. Основное в рациональном управлении - последовательность и осознанность, целеполагание и планирование.
Управление в социальных системах охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными
интересами. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг люди объединяются в различные организационные формы, то есть социально-экономические системы. Управление в таких системах обеспечивает их упорядоченность, сохранение качественной специфики, совершенствование и развитие. Оно обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни.
Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности. Оно выделилось в особую разновидность труда вместе с кооперацией и разделением труда. В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для достижения общего результата требуются усилия по соединению, согласованию деятельности всех участников совместного трудового процесса. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. Такова сущность процесса управления.
Таким образом, необходимость управления возникает там, где есть совместный труд в форме производственной кооперации и общая цель. Оно обособляется тогда, когда кооперация достигает величины, при которой совмещение управленческого и производственного труда уже не оправдывается экономически.
Дать полное определение управлению трудно, так как это очень сложное, многогранное явление. Существует более 300 определений управления. Классик управления А. Файоль дает такое определение управления: «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть, т.е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действий; организовывать, т.е. строить двойной – материальный и социальный – организм предприятия; распоряжаться, т.е. заставлять персонал надлежаще работать; координировать, т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия; контролировать, т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».1
Ли Якокка считает, что управление – не что иное, как «настраивание людей на труд». Акио Морита пишет, что о качестве менеджера можно судить по тому
, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их труд в единое целое. Питер Друкер определяет управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную, результативную и эффективную группу. Вернер Зигерт подчеркивает, что управлять – значит приводить к успехам других. Майкл Мескон считает, что управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации через других людей. Можно дать и такое определение: управление – это подготовка, принятие и реализация решений во всех областях деятельности организации, направленных на достижение запланированных целей. Все приведенные определения управления имеют нечто общее – это воздействие субъекта управления на объект управления с определенной целью.
Существуют различные виды, уровни управления (политическое, экономическое, социальное, управление обществом, управление регионом, определенной территорией, организацией).
Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент – не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, то есть в условиях конкуренции, постоянных изменений, риска, что означает:
• ориентацию организации на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и производство таких товаров и услуг, которые пользуются спросом, могут принести запланированную прибыль и будут способствовать повышению конкурентоспособности организации;
• постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами получение оптимальных результатов;
• постоянная корректировка целей и программ в зависимости от изменений внешней среды функционирования организации;
• необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой с целью осуществления многовариантных расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений;
• успешное элиминирование влияния рисковых ситуаций, что в перспективе обеспечивает наибольшую финансовую устойчивость;
• освоение выпуска новых видов продукции, создание более совершенной системы маркетинга и сбыта продукции, применение новых инструментов финансирования деятельности предприятия и внедрение новых методов мотивирования персонала – необходимые условия поддержания и повышения уровня конкурентоспособности организации.
Лишь в условиях конкуренции хозяйствующие субъекты почувствовали необходимость «правильного», лучшего по сравнению с другими ведения дела – ответом на эту потребность и стало появление менеджмента.
Менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха. Основными составляющими успеха являются:
1) выживание организации в долгосрочной перспективе;
2) результативность;
3) эффективность.
С этих позиций менеджмент предстает как сложная система данных науки управления, опыта лучших управляющих мира и искусства управления.
Как система научных данных менеджмент – это совокупность концепций, философий, моделей, стратегий, принципов, методов и стилей управления организацией, производством и персоналом в целях повышения эффективности организации и роста прибыли. Теоретическая база менеджмента обеспечивает практику менеджмента научными основами.
Понимание менеджмента как искусства связано с тем, что организации – это сложные социально-технические системы, которые испытывают на себе влияние многочисленных (а часто малопредсказуемых) факторов внешней и внутренней среды. Это требует от людей, решающих управленческие задачи, не только научного подхода, но и искусства его применения в различных ситуациях.
В современных условиях процесс управления воспринимается как искусство применения науки к практике.
Таким образом, урегулирование и регламентация человеческих отношений присущи любому этапу развития общества, но каждому этапу соответствует определенный тип воздействия, тип "социального управления".
2 вопрос
Главная отличительная черта научного управления - появление субъекта управления, который формировался, имел свою структуру, создавал специальный аппарат, задачей которого являлось выработка целей общественного развития и нахождение способов их реализации. В процессе развития и углубления общественного разделения труда управленческая деятельность все больше обособляется, превращаясь со временем в профессию. Работа по организации взаимодействия людей для достижения определенных общих целей превращается в профессиональную деятельность и приводит к появлению специалистов, способных обеспечить свою жизнь плодами этого труда. Особое содержание и специфический характер управленческого труда обеспечивает им особое место в социальной системе. Специфика и характер управленческого труда в том и состоит, что труд, объективно необходимый для согласования интересов людей и организации их взаимодействия в процессе достижения общей для группы цели, как бы поднимает людей, занятых управлением, над другими. Сугубо «производственные» функции, выполняемые ими, дополняясь властными, закрепляют за ними особое социальное положение. Так, или примерно так появляется социально-профессиональная группа, занимающаяся преимущественно управленческим трудом, закрепляющая за собой особое положение в социальной структуре общества: управляющие занимают более высокое социальное положение, поскольку управленческий труд закрепляется преимущественно за людьми, имеющими собственность, отсюда и возможности получения специальной профессиональной подготовки.