Файл: Тема Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Коммуникативные качества речи Задание Заполните предлагаемую ниже таблицу, включив в каждую графу не менее трех примеров речевых ошибок указанного типа..doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 527
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проверяемое задание № 1
Тема 1.4. Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Коммуникативные качества речи
Задание 1. Заполните предлагаемую ниже таблицу, включив в каждую графу не менее трех примеров речевых ошибок указанного типа. Примеры должны соответствовать ситуациям деловой коммуникации. Приведенные в качестве образца заполнения примеры не входят в указанное количество примеров.
Таблица 1
Типы речевых ошибок
Акцентологические и орфоэпические ошибки | Лексические ошибки | Грамматические ошибки | Стилевые ошибки |
Образец заполнения | |||
Учитель на уроке предлагает школьникам «полОжить учебники на край стола». Правильно – «положИть». | Учитель говорит о «плохом освоении учебного материала» учащимися. Нарушена лексическая норма – смешение паронимов. Правильно: «плохое усвоение учебного материала». | Вы едете в автобусе и слышите, как кондуктор просит вас «оплатить за проезд». Нарушена синтаксическая норма – управление. Правильно построенное словосочетание – оплатить проезд. | Ваш начальник утверждает, что «комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно». В данной ситуации нарушена точностьречи. Причина нарушения – тавтология, создаваемая повтором слов «комплекс … комплексно». Правильно сказать: «Совокупность нерешенных проблем надо решать комплексно». |
Рекомендации по выполнению задания
1. Ознакомиться с темами 1.1.–1.4. (модуль 1) электронного учебника, в которых рассмотрены виды языковых норм литературного языка (акцентологические, орфоэпические, лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические) и основные нарушения коммуникативных качеств речи.
2. При заполнении таблицы ознакомиться с приведенными ниже определениями основных нарушений языковых норм и коммуникативных качеств речи:
-
акцентологические ошибки – ошибки в постановке ударения в словах. Например, нормативный вариант – квартал, ненормативный – квартал и др.; -
орфоэпические ошибки – ошибки в произношении звуков и их сочетаний:
– неразличение ударных е – ё после мягких согласных: афера, опека, бытие, безнадёжный, гололёд и др.;
– произношение сочетание чн: Ильини[шн]а, Кузьмини[шн]а, Никити[шн]а,коне[шн]о, ску[шн]о, наро[шн]о и т. д.;
– произношение гласного [о] на месте буквы о: б[о]а, [о]тель, д[о]сье, к[о]ммюнике и др.;
– произношение согласного перед гласным на месте буквы е: [тʼэ]ма, [тʼэ]рмин, каш[нэ], о[тэ]ль, пар[тэ]р и др.;
-
грамматические ошибки – ошибки в образовании форм слов разных частей речи и в построении словосочетаний и предложений (морфологические и синтаксические ошибки):
– формы рода имен существительных: банкнот – банкнота, вольер – вольера, гарнитур (мебель) – гарнитура (шрифтов) и др.;
– род несклоняемых существительных: алоэ, бра, депо, досье – средний род;кофе, пенальти (удар) – мужской род; авеню (улица), кольраби (капуста) – женский род; Кемерово, Сочи, Тбилиси (город) – мужской род; Миссисипи, Миссури (река) – женский род и др.;
– окончания существительных именительного падежа множественного числа: адреса, берега, директора, доктора, бухгалтеры, договоры, инженеры, офицеры, шофёры и др.;
– окончания существительных родительного падежа множественного числа: (пара) сапог и носков, свадеб и пригоршней, копытцев и др.;
– употребление имен прилагательных (более интересный, интереснее), числительных (двух тысяч трехсот восьмидесяти пяти), глаголов (выздоровеет, ропщет, рыщет, полощет, машет, мурлычет и др.);
– правильный выбор предлога в словосочетании и правильный выбор падежной формысуществительного, местоимения (управление): идентичный чему-то – сходный с чем-то, надеть что-то на что-то (кого-то) – одеть кого-то во что-то и др.;
– нормы согласования: МГУ объявил конкурс (Московский государственный университет); Ряд новых домов стоял в конце деревни и др.;
– употребление однородных членов предложения: Трест организовал и руководил предприятиями (организовал что? руководил чем?). Правильно: Трест организовал предприятия и руководил ими;
– употреблениедеепричастногооборота: Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа. Правильно: Когда я спрыгнул с подножки трамвая, у меня слетела шляпа;
-
лексические – ошибки при употреблении слов с учетом их значения, сочетаемости:
– употребление слова в несвойственном ему значении: Коробочка живет в своем маленьком мирке, ограничившись от всего другого (вместо отгородившись);
– нарушение лексической сочетаемости(способность слов соединяться друг с другом): увеличить уровень (уровень может только повышаться или понижаться) и т. п.;
– смешение паронимов – близких по звучанию однокоренных слов с разным лексическим значением: невежа - невежда, орден – ордер и др.;
– не устраненная контекстоммногозначность и омонимия: клуб (дыма) и клуб (университетский);
– плеоназм (греч. pleonasmos – «излишество») – речевой недочет, состоящий в немотивированном употреблении близких по смыслу и потому лишних слов: упал вниз (достаточно упал), предчувствовать заранее (предчувствовать) и т. п.;
– тавтология (греч. tauto – «то же самое» и logos – «слово») – речевая ошибка, состоящая в неоправданном употреблении однокоренных слов, в обозначении другими словами уже названного понятия: значительное по значению событие и т. п.;
-
стилевые ошибки – нарушение требований богатства, выразительности, чистоты, точности, логичности и уместности речи и норм функциональных стилей. Например, Полоса застоя и упадка театров отнюдь не шла по линии отсутствия талантливых исполнителей. Причиной нарушения чистоты речи является неоправданное употребление канцеляризмов (словесные шаблоны, которые употребляются в ситуации делового общения, при оформлении деловых бумаг). Правильно сказать: Несмотря на застой и упадок театров, талантливые исполнители в них были всегда.
3. Сделать вывод, какие средства и способы помогут вам повысить собственную речевую культуру.