Файл: Лекции по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки Профессиональная переподготовка Пожарная безопасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ДЕПАРТАМЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

По дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Профессиональная переподготовка «Пожарная безопасность» с углубленным изучением пожаротушения и аварийно-спасательных работ»

По дисциплине «Правовые основы деятельности пожарной охраны» Тема 4.5 Направление противодействия коррупции в системе МЧС России

Разработал:

Преподаватель ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС и ПБ ЯНАО» Коваленко А.Л.

Надым, 2023 год

Учебные вопросы:

  1. Законодательство Российской Федерации в области противодействия коррупции. Понятие, задачи и принципы противодействия коррупции. Понятие и признаки коррупции. Последствия коррупции.

  2. Основные принципы противодействия коррупции. Планирование антикоррупционных мероприятий.

  3. Национальный план по профилактике коррупции. Меры по профилактике коррупции. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения.

  4. Правовая основа противодействия коррупции и мероприятия по ее снижению в системе МЧС России. Антикоррупционная оценка нормативных правовых актов, разрабатываемых в МЧС России.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Законодательство Российской Федерации в области противодействия коррупции. Понятие, задачи и принципы противодействия коррупции. Понятие и признаки коррупции. Последствия коррупции.


Законодательство Российской Федерации в области противодействия коррупции.

Законом о противодействии коррупции (ст. 2) предусмотрено что, правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Как видим, в основе антикоррупционного законодательства, как и всего законодательства РФ, лежит Конституция РФ.

Если мы обратимся к тексту Конституции, то не увидим термина

«коррупция».

Вместе с тем, Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, а защита прав и свобод граждан России отнесены к обязанностям государства и его органов (статья 2 Конституции РФ).

Одними из факторов, способных препятствовать осуществлению прав граждан, являются коррупционные проявления в сфере управленческой деятельности.

Обратимся к ст. 15 Конституции РФ. Она устанавливает, что, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, Конституция закрепляет приоритет международных договоров РФ над внутренним законодательством и определяет их в качестве составной части российской правовой системы.

Закон о противодействии коррупции (№ 273-ФЗ от 25.12.2008г.) является базовым и в нем устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, а также система мер, направленная на противодействие коррупции, которая состоит из 3-х элементов:

  • мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих соответствующей угрозе (профилактика в широком смысле);

  • по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию конкретных

преступлений, (борьба);

  • по минимизации и (или) ликвидации ее последствий.

Кроме того, законом устанавливается целый ряд обязанностей, ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы.



Среди них необходимо особо выделить следующие обязанности государственного и муниципального служащего:

  • соблюдать ограничения, требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе», Федеральным законом от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и иными нормативными правовыми актами;

  • представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

  • уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие уполномоченные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

  • принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

  • передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции в доверительное управление в соответствие с законодательством Российской Федерации;

  • в течение двух лет после увольнения с государственной службы при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя сведения о последнем месте своей службы (при замещении должностей, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации);

  • гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов.

Названные обязанности нашли свое развитее в законе о государственной гражданской службе в Российской Федерации, указах Президента РФ и иных нормативных правовых актах.

В рамках одного совещания рассмотреть все нормативные правовые акты антикоррупционной направленности не представляется возможным, а потому в заключении я хотела бы остановиться на вопросах ответственности за совершение коррупционных действий.

В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность виновных.

Понятие, задачи и принципы противодействия коррупции.


Федеральный закон 273-ФЗ О противодействии коррупции (с изменениями на 29 декабря 2022 года)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от

имени или в интересах юридического лица;

  1. противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и

последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и

расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных

правонарушений;

  1. нормативные правовые акты Российской Федерации:

а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);

б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной

власти субъектов Российской Федерации;

в) муниципальные правовые акты;

  1. функции государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.


Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

  1. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

  2. законность;

  3. публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

  4. неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

  5. комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

  6. приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

  7. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Понятие и признаки коррупции.

Итак, что же такое коррупция и каковы ее основные признаки? Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции": коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Исходя из положений действующего антикоррупционного законодательства, можно выделить следующие признаки коррупции как противоправного, антисоциального явления:

  1. Первым характерным признаком коррупционных правонарушений является корыстный характер, т.е. мотивом их совершения является стремление правонарушителя к получению незаконной выгоды в виде денег, имущества и иных благ для себя или для третьих лиц. Для признания того или иного правонарушения коррупционным необходимо, чтобы его субъект использовал предоставленные ему государством служебные (властные) полномочия в личных интересах (целях) или в интересах третьих лиц. Субъект коррупционного правонарушения, как правило, всегда имеет прямую или косвенную, материальную, личную или иную заинтересованность в использовании своего правового статуса.

  2. Вторым признаком выступает умышленный характер совершаемого коррупционного правонарушения. Под умыслом в юридической литературе понимают форму вины, которая в зависимости от соотношения сознания и воли (интеллектуального и волевого моментов) делится на два вида: прямой умысел и косвенный умысел. Коррупционное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если правонарушитель осознавал общественную опасность своих действий (бездействия), предвидел возможность или неизбежность их наступления и желал этого. Коррупционное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если совершившее его лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность их наступления, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично. Умысел предполагает применение к правонарушителям повышенных мер юридической ответственности. Что же касается вины в форме неосторожности, то следует отметить, что коррупционных преступлений, совершаемых по неосторожности, не может быть по определению;

  3. В качестве третьего характерного признака коррупционных отношений, можно выделить то, что одним из участников данных отношений всегда выступает лицо, наделенное властными, контрольными, распорядительными полномочиями, и при этом данное лицо противоправно, в корыстных целях использует это свое служебное (должностное) положение. В административных правоотношениях такие лица именуются должностными лицами, разновидностью которых являются воинские должностные лица.

  4. Четвертым признаком выступает общественная опасность коррупционных деяний, которая состоит в причинении вреда интересам государства, интересам государственной (военной) службы, установленному порядку государственного и военного управления, безопасности государства. Коррупция крайне негативно сказывается на общем социальном развитии общества, поскольку, подрывает рыночные механизмы и демократические преобразования современного российского общества, приводит к резкому социальному расслоению и криминализации социума. По этой причине она может быть отнесена к одному из самых опасных явлений, представляющих угрозу национальной безопасности государства»;

  5. Пятый признак, это латентный (теневой) характер большинства коррупционный правонарушений и преступлений. В отличие от многих других противоправных деяний коррупционные сделки носят в большинстве случаев неформальный, согласительный характер их совершения. Деяния коррупционной направленности, как правило, не влекут за собой жалоб потерпевших, так как виновными признаются обе стороны незаконной сделки, и они обе получают взаимную выгоду от ее совершения;

  6. Шестым характерным признаком коррупции является ее многоликость, множественность форм ее проявления, способность коррупционных действий к постоянному изменению и совершенствованию сообразно изменениям общественных отношений.