Файл: Билет 1 Человек, общество, природа. Взаимосвязь природы и общества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9 класс
(ответы на билеты для итоговой аттестации по обществознанию)
БИЛЕТ № 1
1. Человек, общество, природа. Взаимосвязь природы и общества.
Человек – биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле, наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного. Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Человек как часть общества связан и с природой. Обособившись от природы, человек не потерял своего биологического начала — он остался зависим от природы. Он питается плодами природы, имеет биологические особенности и развивается по определённым биологическим законам.
В ходе производства материальных благ он использует природные ресурсы: для изготовления деревянной мебели человеку нужен лес, для создания инструментов, различной техники человеку требуется железная руда, для выработки электричества — энергия воды, ветра, солнечное тепло и др.
Человек зависит от климатических условий — жара вызывает засуху и неурожаи, град выбивает посевы, благоприятная погода радует обильными урожаями. Природные катаклизмы могут нанести обществу значительный ущерб. Создавая искусственную среду обитания, развиваясь, общество находится в постоянном взаимодействии с природой, преобразуя её, пытается подстроить природу под себя, сделав максимально комфортной и безопасной. Природа в ответ на бережное рациональное обращение дарит человека своими богатствами — при надлежащем уходе люди получают богатые урожаи и тучные стада. К сожалению, деятельность людей часто негативно сказывается на природе. В ходе производства материальных благ загрязняется окружающая среда, гибнут животные, вырубаются леса, растёт число заболеваний людей.
Защита природной среды от загрязнения - система мероприятий, направленных на устранение отрицательного влияния человека, которое выражается в выбросах промышленными предприятиями ядовитых газов, спуске загрязненной воды, засорении почвы и вод пестицидами, горючими материалами, радиоактивными веществами, в создании интенсивных шумов и т. Д
Отличия человека от животного
Человек – существо общественное, обладающее сознанием, мышлением, речью.
Очень важным для человека является процесс самореализации, а он может произойти только в процессе деятельности.
Самореализация – выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности. Человек в соответствии со своими интересами развивает определенную деятельность.
Деятельность – форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Она имеет отличительные особенности и большое многообразие.
Деятельность человека имеет свои особенности. Она:
1. целенаправленная ( Человек имеет определенную цель: спортсмен)
2. творческая, (художники поэты)
3. преобразующая (строитель)
Пример:
Зависимость общества от природы.
Извержение вулкана Везувий полностью уничтожило цветущий город Помпеи. В результате извержения вулкана и землетрясения исчезла Критская цивилизация. Многие районы мира ежегодно страдают от затоплений, цунами, торнадо.
Ноосфера— сфера разума, область существования разумных существ.
Правовая защита природы
На международном уровне
ООН. Всемирная хартия защиты природы(1982г).
«Гринпис». Неправительственная организация.
На государственном уровне:
В Конституции РФ и ПМР прописана наша обязанность оберегать природу. Создаются заповедники (Ягорлык), заказники. ☼ Закон «Об охране окружающей среды»
Таким образом, Нам следует проявлять больше внимания к окружающей среде и всеми способами снижать негативное влияние. Важно популяризировать эту мысль среди окружающих нас людей. В ином случае будет уже слишком поздно, когда человек наконец поймет, что защита природы и ее рациональное использование должно было стоять на первом месте.
2. Тест.
1. Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выделяемые по:
1) территориальному признаку
2) этническому признаку
3) демографическому признаку
4) профессиональному признаку
2. Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?
1) разрушение ураганом домов в посёлке
2) осушение болот под строительство автодороги
3) загрязнение воздуха выхлопными газами
4) изучение экологии школьниками
3. К экономической сфере общества относятся отношения между:
1) несколькими народностями, живущими в одной стране
2) участниками биржевых торгов
3) учителем и учениками
4) бывшими супругами
4. Верны ли следующие суждения о политике?
А. Политика связана с участием в делах государства.
Б. Политика — это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами по поводу власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?
А. Юридическая ответственность призвана восстанавливать нарушенные права граждан, пострадавших от правонарушения.
Б. Юридическая ответственность выражается в том, что в отношении лица, вина которого доказана, применяются меры государственного принуждения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Работа с документом.
Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме…
Унитарный тип является одной из самых распространённых форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления – федеральный, субъектов федерации и местный, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Здесь все управленческие образования сверху донизу подчиняются правительству. Руководители местных органов власти избираются, но их прерогативы ограничены…
Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определённой степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство государства отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат.
Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. Здесь каждое входящее в конфедерацию образование почти в полном объёме сохраняют свои конституционные прерогативы и власть. Центральное правительство получает средства на свою деятельность за счёт более или менее добровольных взносов нижестоящих правительств… Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства.
(К.С. Гаджиев)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Приведите положение текста, в котором отражена сущность территориального или территориально-административного разделения. Укажите, в каких трёх формах (типах) это разделение проявляется.
3.1 План текста:
-
Унитаризм, федерализм и конфедерализм как типы территориально-административного деления -
Сравнительная характеристика унитарного и федеративного устройства. -
Федерация как союзное государство множества или нескольких государственных образований. -
Конфедерация как одна из самых нежизнеспособных форм государственного устройства.
3.2
1 абзац
БИЛЕТ № 2
1. Духовная сфера жизни общества. Социальная политика государства в ПМР.
Духовная сфера жизни общества – сфера, которая включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, то есть духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.
Особенности Духовной сферы:
1. имеет сложную структуру;
2. много институтов задействованы в создании, распространении и сохранении духовной культуры (музеи, библиотеки и др.);
3. огромное количество людей разных специальностей трудятся в этой сфере (художники, музыканты, учителя и др.)
Духовная сфера часто ассоциируется с понятием «культура».
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (созданная человеком «вторая природа»).
Все ценности, созданные человеком, можно разделить на духовные и материальные. И именно духовным ценностям отводится особая роль в становлении человека как личности.
Культура
Массовая (Пример)
Элитарная(Пример)
Народная(Пример)
Субкультура(Пример)
Контркультура(Пример)
материальная духовная
(орудия труда, (моральные нормы,
средства производства, этикет)
одежда)
Также можно разделить культуру на внутреннюю и внешнюю.
Внешняя культура проявляется в созданных человеком неодушевленных вещах (книги, скульптуры, картины и т.д.).
Внутренняя культура – это достояние и богатство человеческой личности (умения, творческие способности, находчивость, воображение и т.д.). Духовная сфера (культура) включает университеты, академии, научно-исследовательские институты, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные сокровища, религиозные общины, литературные и музыкальные произведения и т. д.
Развитие культуры в России и Приднестровье имеет свои положительные черты и отрицательные. К положительным относятся:
1. свобода от господства одной идеологии
2. многонациональность
3. свобода совести, печати
4. расширение деятельности меценатов
Но наряду с этим, наблюдается засилье жестокости, пошлости, навязывание антиценностей, недостаточное финансирование.
Развитие культуры является одной из важнейших задач нашего государства, поэтому мы наблюдаем, как много в этом направлении делается. Осуществляется реставрация памятников и домов культуры, организуются парки отдыха, проводятся разнообразные культурные мероприятия.
К базовым элементам духовной сферы относятся:
-
образование; -
мораль; -
религия; -
политическое сознание; -
наука; -
искусство.