Файл: Билет 1 Человек, общество, природа. Взаимосвязь природы и общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Элементы научного знания:

- естествознание (учение о природе, естественные науки: Примеры: физика, химия, биология

- технознание (учение о технике, технические науки: радиоэлектроника, биотехнология)

- обществознание (учение об обществе, общественные науки: социология, психология, этнография, экономика)

- человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки: философия, история, искусствознание).

Отличительные признаки науки:

— оперирует научными фактами;

— использует категории и законы логики;

— даёт систематизированные знания;

— опирается на особые методы (наблюдения, эксперимент, объяснение, доказательство и др.);

— использует особый язык (формулы, символы, знаки, обобщённые понятия).

Исследователи выделяют четыре социальных функции науки:

  1. Познавательная. Заключается в познании мира, его законов и явлений.

  2. Образовательная. Заключается не только в обучении, но и в социальной мотивации, выработке ценностей.

  3. Культурная. Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры.

  4. Практическая. Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.

Роль науки в жизни современного общества:

1. с ее помощью мы познаем все, что нас окружает;

2. наука делает человека образованном и воспитанным;

3. она влияет на мировоззрение человека;

4. наука очень важна для производства экономических благ, она снабжает его нововведениями, инновациями, новыми технологиями;

5. наука вносит значительный вклад в модернизацию общества;

6. наука необходима для решения глобальных проблем;

7. наука позволяет прогнозировать последствия достижений и открытий и раскрывает перспективы развития природы и общества.

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.


Существуют различные типы религии:

- монотеистические (основанные на вере в единого Бога),

- политеистические (исповедующие многобожие),

- национальные синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев).

- мировые религии в современном мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).



Особенности религиозной веры:

1.убежденность в существовании сверхъестественных сил;

2.убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;

3.убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Задачи, которые религия выполняет в обществе.

- регулирует поведение людей в обществе- религиозные нормы диктует, как себя вести, вводят ограничения;

- воспитывает человека- побуждает к развитию таких положительных качеств, как милосердие, доброта, умеренность;

- отвечает на вечные человеческие вопросы о мироустройстве и предназначении человека;

- снимает психологическое напряжение- верующие люди после совершения религиозных обрядов чувствуют облегчение, приток сил;

- объединяет общество для решения различных задач.

Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие в своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят:

-церковь;

-секты;

-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

В ПМР зарегистрировано около 150 различных религиозных организаций, а в РФ – более 30 тысяч, это свидетельствует о том, что в этих государствах действует свобода религиозного исповедования, т.е. СВОБОДА СОВЕСТИ.

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

В Конституции ПМР Ст.30

Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов.



Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания:

Все религии на территории РФ и ПМР являются равноправными, отсутствует государственная религия

Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.

Церковь отделена от государства.

Законодательство РФ и ПМР предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению основного, среднего и профессионального образования. Кроме того, запрещена пропаганда какой-либо религии или атеизма.

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного - богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что государство реализует принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.

Закон о свободе совести и религиозных организациях ПМР.

Каждому гражданину гарантируется право на свободу совести. Это

право включает свободу иметь, принимать и менять религию или убеждения

по своему выбору и свободу единолично либо совместно с другими

исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять

религиозные обряды, открыто выражать и свободно распространять свои

религиозные или атеистические убеждения.

Никто не может устанавливать обязательные убеждения и

мировоззрение. Не допускается какое-либо принуждение при определении

гражданином своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от

исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях,

религиозных обрядах и церемониях.

Религиозными организациями в Приднестровской Молдавской

Республике являются: религиозные общества, монастыри, религиозные

братства (сестринства), духовные учебные заведения, состоящие не менее

чем из 10 (десяти) участников, достигших возраста 18 (восемнадцати)

лет.

Религиозная организация признается юридическим лицом с момента ее


государственной регистрации в порядке, установленном настоящим

Законом.

Таким образом, Наука и религия представляют собой фундаментальные области культуры, типы мировоззрения, взаимодействующие друг с другом.

2.Тесты.

1. К восходящей вертикальной социальной мобильности относит­ся

1) повышение по службе

2) занятие предпринимательской деятельностью

3) понижение по службе

4) выход на пенсии

2. Что свойственно и человеку, и животному?

1) инстинкты и рефлексы

2) сознательная активность

3) целенаправленная деятельность

4) словесная речь
3. Что относится к основным факторам производства?

1) цена

2) спрос

3) предложение

4) земля

4. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении? 

А. Местное самоуправление обеспечивает развитие управляемой территории в интересах жителей.

Б. Органы местного самоуправления имеют свой круг полномочий, отличный от полномочий органов государственной власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о правах и об обязанностях родителей?

А. Забота о детях, их воспитание — и право, и обязанность родителей.

Б. Родители представляют интересы своих детей и выступают в защиту их прав и интересов, в том числе в судах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Работа с документом.

Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.

Другой общепризнанный показатель демократии — власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен — идёт ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании.


Однако и здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.

Демократические свободы должны также способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений — без расчёта на каких-то властителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуется «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан — более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага.

(По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Какие эле­мен­ты (показатели) де­мо­кра­тии названы в тек­сте? Назовите два любых из них. Как, по мнению авторов, граждане могут влиять на власть? Укажите два способа влияния.