Файл: Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Техносферная безопасность»
Отчёт по практической работе №5-6
Тема: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них»
Проверил: Выполнили:
Ассистент кафедры Студент группы Экэк – 112
Колесова Е.В. Шилов М. В.
Косарев Е. П.
Грошев Д. А.
Екатеринбург
2023
Цели занятия:
учебные: изучение последствий радиационных, химических аварий, пожаров, взрывов и способов защиты от них.
воспитательные: формирование способности бъективно распознавать и оценивать последствия радиационных, химических аварий, пожаров и взрывов.
развивающие: развитие самостоятельности и логики мышления.
Выполнение работы:
1. Заполните таблицу
Токсичная доза (виды) | ||
Смертельная | Поражающая | Пороговая |
Кома | Существенное отравление | Слабые признаки отравления |
2. Стрелками установите соответствие между специфическими признаками поражения и действующими на организм АХОВ:
Слезотечение и резь в глазах - аммиак
Металлический привкус во рту – синильная кислота
Привкус во рту чего-то приторно сладкого - фосген
Боль в груди – хлор
3. Приведите примеры АХОВ
Раздражающего действия | Прижигающего действия | Удушающего действия | Обще-ядовитого действия | Нейротропного действия |
Аммиак, соляная кислота, хлорацетофенон | Серная кислота, хлорсульфоновая кислота, муравьиная кислота | Фосген, бензол, оксиды азота | Синильная кислота, Хлорциан, Угарный газ, Фосфористый водород, Мышьяковистый водород | Аммиак, гептил, метил бромистый и хлористый |
4. Установите степень химической опасности ХОО.
Виды опасных веществ | Количество опасных веществ, т | |||
I класс опасности | II класс опасности | III класс опасности | IV класс опасности | |
Воспламеняющиеся и горючие газы | 2000 и более | 200 и более, но менее 2000 | 20 и более, но менее 200 | 1 и более, но менее 20 |
Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах | 500 000 и более | 50 000 и более, но менее 500 000 | 1000 и более, но менее 50 000 | - |
Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу | 2000 и более | 200 и более, но менее 2000 | 20 и более, но менее 200 | 1 и более, но менее 20 |
Токсичные вещества | 2000 и более | 200 и более, но менее 2000 | 20 и более, но менее 200 | 1 и более, но менее 20 |
Высокотоксичные вещества | 200 и более | 20 и более, но менее 200 | 2 и более, но менее 20 | 0,1 и более, но менее 2 |
Окисляющие вещества | 2000 и более | 200 и более, но менее 2000 | 20 и более, но менее 200 | 1 и более, но менее 20 |
Взрывчатые вещества | 500 и более | 50 и более, но менее 500 | менее 50 | - |
Вещества, представляющие опасность для окружающей среды | 2000 и более | 200 и более, но менее 2000 | 20 и более, но менее 200 | 1 и более, но менее 20 |
5. Закончите фразу: «Химические соединения, повышающие устойчивость организма к действию ионизирующих излучений, называются: радиопротекторами.
6. Зарисуйте знаки химической и радиационной опасности:
7. Заполните таблицу:
Зонирование территории | Возможная величина годовой эффективной дозы населения |
Зона выборочного радиационного контроля | От 1 мЗв до 5 мЗв |
Зона жёсткого, сплошного радиационного контроля | От 5мЗв до 20 мЗв |
Зона отселения | От 20 мЗв до 50мЗв |
Зона отчуждения | Более 50 мЗв |
8. Стрелками установите соответствие места накапливания радионуклидов в организме человека:
Щитовидная железа | | Уран – 233 |
Мышцы, почки | Цезий – 137 | |
Кости | Стронций – 89 | |
Лёгкие | Йод – 129, 131 |
9. Запишите последовательность действия населения при объявлении угрозы возникновения радиоактивного загрязнения: укрыться в убежище, если защитного помещения в близи нет, то укрыться в служебном, жилом доме, закрыть окна; включить имеющиеся средства технической информации, прослушать сообщение; произвести профилактику йодом; сделать запасы воды, питания; подготовиться к эвакуации (взять документы, деньги и драгоценности, предметы первой необходимости и тп); приготовить средства индивидуальной защиты.
10. Произошла авария на молочном комбинате, запишите:
1. Характеристика АХОВ, выброс которого, произошел в результате аварии:
2. Действия в зоне заражения:
11. Заполните таблицу:
Классификации ПВОО по пожарной и взрывной опасности | |
А | Горючие газы, жидкости |
Б | Горючие пыли, волокна |
В | Твердые горючие вещества и материалы |
Г | Вещества, которые сжигаются в качестве топлива |
Д | Негорючие вещества в холодном состоянии |
12. Дайте определение огнестойкости зданий и сооружений. Какие здания и сооружения относятся к III и IV степени огнестойкости?
Огнестойкость строительных конструкций – способность тех или иных конструкций зданий, сооружений выдерживать воздействие высоких температур и открытого огня без потери эксплуатационных свойств и необратимых разрушений.
||| - здания преимущественно (одноэтажные) с каркасной конструктивной схемой;
|V – здания с несущими и ограждающими конструкциями из древесины или других материалов группы горючести Г2-Г4.
13. Запишите комплектацию пожарного щита:
Щит пожарный закрытый – 1шт; лом пожарный – 1шт; багор – 1шт; ведро пожарное конусное – 2шт; лопата штыковая – 1шт; лопата совковая – 1шт; емкость для хранения воды 0.2м3 – 1шт; огнетушитель оп-8 – 1шт.
Почему на пожарном щите ведро конической формы? Пожарные вёдра выполнены в виде конуса, потому что подобной формой легче собирать песок из спец. ящика.
14.
- огнетушитель углекислотный. Приблизиться с огнетушителем к очагу пожара (возгорания) на расстояние 2 – 3 метра; направить раструб на огонь; снять пломбу и выдернуть предохранительную чеку; нажать на клавишу рукоятки ил открыть запорное устройство до упора в зависимости от модификации огнетушителя и завода-изготовителя; по окончании тушения пожара (огня) отпустить рычаг (закрыть вентиль).
- порошковый огнетушитель. Приблизиться с огнетушителем к очагу пожара (возгорания) на расстояние 2 – 3 метра; выдернуть предохранительную чеку; направить сопло огнетушителя на огонь; нажать рычаг управления запорным клапаном; по окончании тушения пожара (огня) отпустить рычаг (перекрыть подачу смеси); в случае обнаружения непотушенных очагов пламени, вновь нажать рычаг и дотушить возгорание.
15. Заполните таблицу:
Класс пожара | Характеристика класса пожара |
A | Горение твердых веществ, сопровождаемое/не сопровождаемое тлением |
B | Горение жидких веществ, нерастворимых/ растворимых в воде |
C | Горение газообразных веществ |
D | Горение легких металлов, за исключением щелочных; горение щелочных и других подобных металлов; горение металлосодержащих соединений |
T | Горение электроустановок и электрооборудования, находящегося под напряжением |
16. При пожаре в здании произошло сильное задымление. Запишите правила безопасности, которые необходимо соблюдать при эвакуации: необходимо продвигаться ползком или пригнувшись, прикрыв нос и рот мокрым платком, полотенцем, тканью.
17. Закончите фразу:
- Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории государства от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) – это совокупность органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС).
18. Запишите:
- Основные принципы, которые лежат в основе работы РСЧС: концепция обеспечения допустимого риска, профилактика возникновения чрезвычайных ситуаций, комплексный и системный подходы в управлении безопасностью, построение системы работы на правовой основе с чётким разграничением обязанностей участников РСЧС
- Основные задачи РСЧС: разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения; подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях; прогнозирование чрезвычайных ситуаций; оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС; надзор и контроль в сфере защиты населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий; ликвидация ЧС
- Режимы функционирования РСЧС: повседневный, повешенной готовности, чрезвычайной ситуации.
- От чего зависит выбор режима функционирования РСЧС: режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях; режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС; режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
- Когда были созданы Российский корпус спасателей (РКС) и МЧС: 27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС).
19. Зарисуйте: Структуру Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
20. Запишите ответы на вопросы:
- Что называется эвакуацией? Запишите основные способы эвакуации.
Один из способов защиты населения от оружия массового поражения, а также в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Осуществляется: пешим порядком; всеми видами имеющегося транспорта (автомобильным, речным, морским, авиационным и железнодорожным транспортом); комбинированным способом (транспортом и пешим порядком).
- Запишите основные эвакуационные органы и их задачи.
К эвакуационным органам относятся: эвакуационные комиссии; эвакоприемные комиссии; сборные эвакуационные пункты (СЭП); приемные эвакуационные пункты (ПЭП); промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) и тд. Основные задачами ЭК: организация разработки и корректировки планов эвакуации на своем уровне и в подведомственных звеньях; организация и контроль за всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий; организация и контроль за своевременным комплектованием, качественной подготовкой эвакуационных органов
- Что обязательно необходимо сделать в квартире перед убытием на СЭП?
Закрыть окна и форточки, отключить все осветительные и электронагревательные приборы, закрыть краны водопроводной и газовой сетей.
- Что необходимо сделать, прибыв на СЭП и ПЭП?
Пройти регистрацию; по указанию администрации сборного эвакопункта следовать в составе колонны на посадочные площадки для посадки в вагон, автотранспорт или к месту построения для эвакуации пешим порядком.
- Что необходимо взять при эвакуации и каким должен быть вес ваших вещей?
Личные документы и деньги; индивидуальные средства защиты - противогаз, респиратор, ватно-марлевую повязку и др.; медицинскую аптечку (в т.ч. перевязочные средства, необходимые лекарства),индивидуальную аптечку и противохимический пакет (если они были выданы); продукты питания на 2-3 суток (лучше всего брать с собой консервы, концентраты, копчёности, сыр, сухари, печенье, сахар и др. не скоропортящиеся продукты и питьевую воду; крайне необходимые предметы одежды, обуви (по сезону), белье и туалетные принадлежности. При подборе одежды, обуви и белья необходимо исходить из способа эвакуации, но в любое время года с собой следует брать теплую одежду.