Файл: Лекции по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки Профессиональная переподготовка Пожарная безопасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ДЕПАРТАМЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

По дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Профессиональная переподготовка «Пожарная безопасность» с углубленным изучением пожаротушения и аварийно-спасательных работ»

По дисциплине «Правовые основы деятельности пожарной охраны»

Тема 4.4 Административно-правовая и уголовно-процессуальная деятельность МЧС России

Разработал:

Преподаватель ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС и ПБ ЯНАО» Коваленко А.Л.


Надым, 2023 год

Учебные вопросы:

  1. Административная ответственность за нарушения правил пожарной безопасности. Порядок расследования административных дел. Органы, расследующие и рассматривающие административные дела по пожарам.

  2. Преступления, связанные с пожарами, и их уголовно-правовая характеристика. Процессуальные особенности предварительного расследования по делам о пожарах. Возбуждение уголовного дела. Привлечение к участию в расследовании пожаров иных подразделений пожарной охраны (ИПЛ и др.). Основные принципы организации и планирования расследования. Дознание в форме неотложных следственных действий.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Административная ответственность за нарушения правил пожарной безопасности. Порядок расследования административных дел. Органы, расследующие и рассматривающие административные дела по пожарам.

Административная ответственность за нарушения правил пожарной безопасности.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях (статья 20.4 КоАП РФ) предусмотрены наказания как для физических, так и для юридических лиц. По обыкновению, административное наказание реализуется при помощи предупреждений и денежных взысканий. Штрафы за нарушение пожарной безопасности определены по степени отклонения от ТПБ, по уровню сложности ситуации, по степени значимости в обществе виновных лиц.

В части первой (20.4 статьи) обозначены нарушения ТПБ в обычных жизненных условиях (исключаются случаи, описанные в статьях 8.32 и 11.16 КоАП и в частях 6, 6.1 и 7 данной статьи): Для граждан предусмотрено предупреждение или штраф от 2 до 3 тысяч рублей. Для должностных лиц штрафы от 6 до 15 тысяч рублей. Для предпринимателей — от 20 до 30 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей.

Во второй части (ст. 20.4 КоАП) рассматриваются те же действия, но уже в других условиях. А именно, когда властями (федеральными или местными) объявлен особый противопожарный режим (статья 30 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994, № 69-ФЗ): для граждан предусмотрен штраф от 2 до 4 тысяч рублей. Для должностных лиц штрафы от 15 до 30 тысяч рублей. Для предпринимателей — от 30 до 40 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 200 до 400 тысяч рублей.

В шестой части статьи 20.4 рассматриваются нарушения ТПБ, которые повлекли возникновение пожара. Если причинен легкий или средний вред здоровью людей, если повредилось или уничтожилось имущество чужое, то штрафная градация, следующая: для граждан от 4 до 5 тысяч рублей. Для должностных лиц от 40 до 50 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 350 до 400 тысяч рублей.

В части 6.1 статьи 20.4 обозначены нарушения ТПБ, повлекшие тяжкий вред здоровью или смерть людей на пожаре. За эти деяния (бездействия) предусмотрены административные штрафы для юридических лиц от 600 тысяч до 1 млн рублей.

В части 7 статьи 20.4 предусмотрена ответственность производителей (поставщиков) продукции, в тех. документации, к которой должна содержаться информация о пожарной опасности. Если производитель или поставщик реализует опасные вещества, материалы, изделия, но не информирует потребителей о степени их опасности и мерах предосторожности обращения с ними (в случае наличия обязанности), то его нарушение наказывается штрафом:

Для должностных лиц штрафы от 15 до 20 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 90 до 100 тысяч рублей.

Девятая часть статьи 20.4 предусматривает ответственность эксперта, который оценивает пожарный риск и нарушает при этом заведенный порядок. Как оценивать соответствие продукции или объектов противопожарной защиты требованиям пожарной безопасности прописано в разделе VII «Технического регламента о ТПБ» (№ 123-ФЗ от 22 июля 2008 года). Если эксперт, проводя независимую оценку (аудит пожарной безопасности), делает ложное заключение, то его деяние влечет наложение штрафа или дисквалификацию. Для должностных лиц предусмотрены административные штрафы от 15 до 20 тысяч рублей. Дисквалификация налагается на срок от 1 года до 3 лет.

Порядок расследования административных дел.

Административное расследование - представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных на то должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Составлению протокола об административном правонарушении может предшествовать административное расследовании на основании определения, вынесенного должностным лицом, уполномоченным составлять такой протокол за предусмотренные КоАП РФ административные правонарушения: монопольного, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, охраны окружающей среды, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте и др. (ст. 28.7 КоАП РФ).

Административное расследование проводится, если осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении, который в исключительных случаях может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок до одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела о нем. Протокол (постановление прокурора) направляется субъекту административной юрисдикции, уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, влекущем административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Решение о возбуждении дела об адм. правонарушении и проведении адм. расследования принимается д/л, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об адм. правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения адм. правонарушения.

В определении о возбуждении дела об адм. правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об адм. правонарушении, данные, указывающие на наличие события адм. правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта РФ, предусматривающая адм. ответственность за данное адм. правонарушение.

Адм. расследование проводится по месту совершения или выявления адм.

правонарушения.

Рассмотрение дела об административном правонарушении. Статья 29.7. КОАП РФ:

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

  1. объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

  2. устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

  3. проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

  4. выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

  5. разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и

обязанности;

  1. рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

  2. выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

  1. выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

  2. выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

  1. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

  2. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Органы, расследующие и рассматривающие административные дела по пожарам.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями).

Статья 23.34. Органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор.

  1. Органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.24, 6.25, 8.32, 8.32.3, 11.16, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 - 14.46, частями 1 - 4 статьи 14.46.2, статьей 20.4 настоящего Кодекса.

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 2 статьи 23.34 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

  1. Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе:

  1. главный государственный инспектор Российской Федерации по

пожарному надзору, его заместители;

  1. главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;

  2. главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;

3.1) главные государственные инспектора территориальных, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, их заместители;

  1. государственные инспектора Российской Федерации по пожарному

надзору;

  1. государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

  2. государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

  3. государственные инспектора территориальных, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору;

  4. руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор в лесах, при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), его заместители;

  5. руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор на объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, утилизации, использовании взрывчатых материалов промышленного назначения, при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, государственного горного надзора, его заместители;

  6. руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах, их заместители;

  7. главные государственные инспектора федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору, их заместители;

  8. государственные инспектора федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору.

3. Должностные лица, указанные в пунктах 5-7 части 2 настоящей статьи, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами и должностными лицами.

2. Преступления, связанные с пожарами, и их уголовно-правовая характеристика. Процессуальные особенности предварительного расследования по делам о пожарах. Возбуждение уголовного дела. Привлечение к участию в расследовании пожаров иных подразделений пожарной охраны (ИПЛ и др.). Основные принципы организации и планирования расследования. Дознание в форме неотложных следственных действий.

Преступления, связанные с пожарами, и их уголовно-правовая характеристика.

Закон "О пожарной безопасности" определяет пожар, как неконтролируемое горение, приносящее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. В зависимости от причины его возникновения и последующей правовой оценки пожар относят к криминальным явлениям или к явлениям, которые не имеют криминальной природы. Последние, в свою очередь, могут возникнуть как по вине человека, так и помимо его воли. Причины возгорания, когда пожар возник без участия человека, например, такие как фокусирование солнечных лучей, довольно редко встречаются. Во всех других случаях есть (или должно быть) лицо, виновное в возникновении пожара. Тоже самое относится и к криминальным пожарам. Основным отличием между этими двумя группами будет отнесение к криминальным пожарам только тех деяний, за которые предусмотрена уголовная ответственность согласно действующему законодательству, то есть к ним будут относиться случаи, когда:

  • огонь явился непосредственно орудием совершения преступления: умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба чужому имуществу путем поджога [cт.167 ч.2 УК России]; уничтожение или повреждение лесов путем поджога [ст.261 ч.3.4 УК России]; террористический акт [ст.205 УК России] и т.д.;

  • огонь использовался для сокрытия следов другого преступления: убийства, кражи, присвоения или растраты чужого имущества, изнасилования и других видов преступлений;

  • пожар явился следствием нарушения различных правил безопасности: правил пожарной безопасности [ст.219 УК России]; правил безопасности на взрывоопасных объектах [ст.217 УК России] и объектах атомной энергетики [ст.215 УК России] и др.;

  • пожар возник вследствие неосторожного обращения с огнем и повлек уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере [ст.168 УК России], лесов [ст.261 ч.1,2 УК России).

В отдельных случаях пожар может возникнуть случайно во время совершения преступления или после него по той или иной причине. Тогда, хотя он и не будет иметь, криминального характера, оказывая непосредственное влияние на место происшествия, попадет в круг объектов исследования лица, расследующего происшествие. Примером такого пожара может быть случай, когда преступник, совершая кражу имущества из помещения в темное время суток зажигал бумажные факелы для освещения и по неосторожности не дотушил один из них, в результате чего произошло незначительное повреждение каких-то предметов огнем. В этом случае не будет оснований для квалификации содеянного дополнительно и по ст. 168 УК Российской Федерации, так как объективная сторона такого преступления включает нанесение крупного материального ущерба.

Из вышеизложенного следует, что делами, связанными с пожарами, необходимо считать любые уголовные дела по расследованию происшествий криминального характера, сопряженных с пожарами, независимо имеет или нет сам пожар криминальную окраску. Тем более что на первоначальном этапе, как правило, установить истинную его правовую природу весьма затруднительно.

Рассмотрим уголовно-правовые нормы, применяемые дознавателем по делам, связанным с пожарами.

Диспозиция статьи 167 ч.2 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества путем поджога, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба. Значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей. Уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Диспозиция статьи 168 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности. Крупным размером признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей. Уголовная ответственность наступает с 16 лет.

Диспозиция статьи 219 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению:

  1. по части 1 ст. 219, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека;

  2. по части 2 ст. 219, повлекшие по неосторожности смерть человека;

  3. по части 3 ст. 219, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц.

К правилам пожарной безопасности относятся правила, содержащие требования пожарной безопасности, а именно: специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченными государственными органами. Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Наряду с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (в настоящее время это Технический регламент), следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Нарушение правил совершается как путем действия, так и путем бездействия.

Руководители организаций или индивидуальные предприниматели имеют право назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу действующих нормативных правовых актов и иных актов должны выполнять соответствующие правила пожарной безопасности, либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ. Уголовная ответственность наступает с 16 лет.

Диспозиция ст. 261 предусматривает уголовную ответственность за уничтожение и повреждение лесных насаждений:

  1. по части 1 ст. 261 - уничтожение и повреждение лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности;

  2. по части 2 ст. 261 - уничтожение и повреждение лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности, если это повлекло причинение крупного ущерба;

  3. по части 3 ст. 261 - уничтожение и повреждение лесных и иных

насаждений путем поджога;

  1. по части 3 ст. 261 - уничтожение и повреждение лесных и иных насаждений путем поджога, если это повлекло причинение крупного ущерба.

Крупным ущербом в этом случае признается ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных и иных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышает пятьдесят тысяч рублей. Уголовная ответственность наступает с 16 лет.

Процессуальные особенности предварительного расследования по делам о пожарах.

ДОЗНАНИЕ ПО ДЕЛАМ О ПОЖАРАХ — форма предварительного расследования факта пожара, осуществляемого дознавателем органа государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы по уголовному делу, производство предварительного следствия по которому необязательно.

ДОЗНАНИЕ ПО ДЕЛАМ О ПОЖАРАХ — деятельность дознавателей, государственных инспекторов по раскрытию и предупреждению преступлений, связанных с пожарами. Также это работа по обнаружению совершивших их лиц, сбору и проверке доказательств, исследованию обстоятельств событий преступлений, установлению причин и условий, способствовавших их совершению, привлечению виновного к ответственности или реабилитации невиновного и прекращению необоснованно возбужденного против него дела.

Расследование причин пожара Предварительное расследование в форме дознания производится по уголовным делам, указанным в части 3 статьи 150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц. Дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела. Срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.

По окончании дознания и при наличии необходимых доказательств для обвинения лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель составляет обвинительный акт, с которым ознакомляются обвиняемый и его защитник.

Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждает начальник органа дознания, а затем с материалами уголовного дела этот акт направляется прокурору для принятия решения.

При расследовании уголовного дела, связанного с пожаром, дознание производится по следующим преступным деяниям, предусмотренным соответствующими нормами УК РФ:

уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ст. 168 УК РФ); нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч.1 ст. 219 УК

РФ); уничтожение или повреждение лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч.1 ст. 261 УК РФ).

При производстве дознания по делам о пожарах могут выполняться все предусмотренные УПК РФ действия для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. При этом важнейшими задачами являются определение очага и причины пожара, без которых невозможно установить факт преступности деяния и привлечь виновное лицо к уголовной ответственности.

Возбуждение уголовного дела.

Поводами к возбуждению уголовного дела в соответствии со ст.140 УПК РФ являются:

  1. заявление о преступлении,

  2. явка с повинной,

  3. сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Заявления граждан могут быть письменными и устными. В них должны содержаться конкретные указания на определенные действия, которые, по мнению заявителя, являются преступными. В случае необходимости, заявление по требованию органа, рассматривающего его, должно быть дополнено сведениями, конкретизирующими сущность сообщения о совершенном или готовящемся преступлении.

Заявление подписывается лицом, от которого оно исходит, и должно содержать необходимые сведения о заявителе (Ф.И.О., адрес, место регистрации, данные о документе, удостоверяющем личность).

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК Российской Федерации, о чем делается отметка на заявлении.

Если заявление сделано устно, то составляется протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим. Протокол содержит те же сведения, что и заявление. Если заявление сделано при выполнении следственного действия, то оно заносится в протокол следственного действия.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения с указанием данных о лице, принявшем и дате приема.

Если заявитель не может присутствовать при составлении протокола лично (сообщает по телефону и т. д.) то составляется рапорт.

Анонимные заявления не являются самостоятельным поводом к возбуждению уголовного дела. Если в анонимном заявлении содержатся данные о преступлении, необходимо произвести соответствующую проверку, после чего решить вопрос о возбуждении уголовного дела.

Заявление о явке с повинной, т.е. добровольное сообщение о совершении преступления так же может быть письменным и устным и оформляется с соблюдением вышеперечисленных требований.

Такие заявления регистрируются в КРСП.

При получении информации из иных источников лицо, принявшее сообщение составляет рапорт об обнаружении признаков преступления. Как данные, полученные из других источников, будут рассматриваться сведения о пожарах, полученные из ЦУС.

Уголовные дела могут быть возбуждены при наличии любого из названных в законе поводов.

Основанием к возбуждению уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающие на признаки преступления и свидетельствующие об определенном уголовно наказуемом действии и бездействии. Иными словами, можно сказать, что основанием к возбуждению уголовного дела является совершение деяния, содержащего все элементы состава преступления.

Уголовное дело может возбуждаться по факту пожара, и не обязательно по конкретному лицу, даже если причина пожара сразу не установлена, предварительная квалификация определяется в зависимости от обстоятельств с последующей корректировкой в ходе предварительного расследования.

Привлечение к участию в расследовании пожаров иных подразделений пожарной охраны (ИПЛ и др.).

Формы организации проверок по фактам пожаров и дознания по пожарам могут быть различными - все зависит от местных условий и возможностей.

В крупных городах, областных центрах в ГПС имеются отделы и отделения дознания; несколько лет назад штатные должности старших дознавателей и дознавателей появились в территориальных подразделениях ГПС.

В малых городах и сельской местности функции дознавателей выполняют обычно отдельные наиболее подготовленные к этому инспектора ГПН, иногда параллельно с пожарно-профилактической работой.

Осмотр места пожара, установление его очага и причины - ключевые технические задачи в работе дознавателя. На селе и в городах, где нет ИПЛ, дознаватель, инспектор ГПН должен уметь во всех случаях решать эти задачи сам. В городах, где есть испытательные пожарные лаборатории, в решении данных вопросов дознавателям помогают инженеры ИПЛ.

Организация исследования пожаров

Функциональные обязанности по исследованию пожаров возложены на испытательные пожарные лаборатории (ИПЛ).

ИПЛ существуют в большинстве областных центров России; в Московском регионе их две - городская и областная ИПЛ.

ИПЛ являются подразделениями Государственной противопожарной службы и подчиняются начальнику УГПС (ОГПС) или его заместителю по Госпожнадзору. В зависимости от размеров гарнизона ГПС, испытательные пожарные лаборатории бывают различной штатной численности.

Обычно в составе ИПЛ имеется два сектора:

  • исследования пожаров (оперативно-технического обеспечения

расследования пожаров);

  • испытательный сектор (сектор исследовательских, испытательных работ на соответствие продукции требованиям норм и стандартов пожарной безопасности).

Испытательный сектор занимается определением пожароопасных характеристик веществ и материалов, пожарной опасности электротехнических изделий, испытаниями химпоглотителя и пенообразователя.

Функциональные обязанности первого сектора видны из его названия.

Круг задач, которые решаются при исследовании пожаров, определяется Наставлением по организации работы испытательной пожарной лаборатории ГПС МВД России. Он включает в себя изучение проявления на пожаре различных материалов и конструкций, закономерностей развития горения, работы автоматических систем извещения о пожаре и пожаротушения, действий пожарных подразделений по тушению пожара и спасению людей, работы пожарной техники и т.д. Собранные данные анализируются и обобщаются. Этой работой испытательные пожарные лаборатории занимаются со времени создания первых ИПЛ (тогда ПИС - пожарно-испытательных станций) в середине 40-х годов. Предполагается, и не без основания, что реальный пожар - лучший испытательный полигон, а полученные при исследовании пожаров данные можно и нужно использовать для повышения уровня противопожарной защиты объектов, совершенствования пожарной техники и тактики тушения пожаров. К сожалению, это направление работы ИПЛ, плодотворно развивавшееся в 50-80-е годы, 20 века в настоящее время приходит в упадок.

Кроме перечисленных выше, одной из основных и первоочередных задач исследования пожара является определение его очага и причины. Эта же задача должна быть решена в ходе проверки по факту пожара, поэтому инженер ИПЛ, как технический специалист, обладающий специальными познаниями, активно занимается этим вопросом в паре с дознавателем, помогая последнему.

Кроме руководящего состава и инженеров, в ИПЛ имеются старшие мастера-фотографы (младший начальствующий состав), в обязанности которых входит фото- и видеосъемка на месте пожара.

Если испытательной пожарной лаборатории позволяет штатная численность, то в секторе исследования пожаров организуется круглосуточное дежурство с выездом на пожары. Перечень пожаров, на которые выезжает ИПЛ, определяется приказом по гарнизону; обычно это пожары по повышенному номеру, пожары с гибелью людей и большим материальным ущербом, явно криминальные пожары (поджоги), другие пожары, на которых дознавателю требуется помощь в установлении причины пожара.

Как показывает практика, перечисленные выше задачи исследования пожара выполняются сотрудниками ИПЛ далеко не всегда в полном объеме. Но вот оперативно-техническое обеспечение расследования пожаров, помощь дознавателю в установлении очага и причины пожара, всегда считаются задачей приоритетной. По результатам выполненной работы сотрудник ИПЛ при необходимости готовит техническое заключение по причине пожара, которое является дополнительным основанием для решения вопроса, что делать по результатам проверки по факту пожара - возбуждать уголовное дело или отказывать в возбуждении.

По своему процессуальному статусу инженер ИПЛ, участвующий в расследовании пожара, является специалистом; в соответствии со ст. 58 УПК РФ, это «лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим Кодексом, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела…».

Основные принципы организации и планирования расследования.

После того как пожар потушен, работа пожарной охраны и полиции не заканчивается - наступает новый ее этап, не менее ответственный, чем тушение пожара. В России (так уж традиционно сложилось) эта работа протекает в двух направлениях — процессуальном и направлении, регламентированном ведомственными актами. Первое (процессуальное) направление включает в себя установление наличия признаков преступления и его предварительное расследование (установление обстоятельств преступления и их предварительную оценку).

Эту работу выполняют органы и должностные лица, определенные законом. Действия, совершаемые вне процессуальных рамок (регламентированные ведомственными актами), в основном включают в себя работы, выполняемые исключительно техническими специалистами и не преследующие конечной цели правовой оценки случившегося.

К ним относятся: исследование пожара, которое выполняется сотрудниками соответствующих подразделений испытательных пожарных лабораторий (ИПЛ) ГПС; подготовка описания пожара, которая проводится по крупным пожарам комиссией, создаваемой ГПС; а также работа ведомственных комиссий, организуемых после пожара на предприятиях. Сюда же можно добавить установление причины и обстоятельств пожара, которое параллельно с правоохранительными органами проводят нанимаемые владельцем сгоревшего объекта или страховой компанией консультанты и независимые (частные) эксперты.

Участие пожарных специалистов в расследовании и исследовании пожаров можно проиллюстрировать схемой (рис. 1).

Рассмотрим эту схему подробнее.

Первое упоминание о причине пожара и виновных в нем лицах появляется в составляемом "по горячим следам" акте о пожаре, в котором имеется соответствующая графа. Значит ли это, что установлением причины пожара занимается начальник караула или другой руководитель тушения пожара? Конечно, нет; дело РТП — тушить пожар, а не расследовать его. Первым должностным лицом, кто должен заняться непосредственно этим вопросом, является дознаватель ГПС или сотрудник (инспектор) госпожнадзора (ГПН ГПС), на которого, помимо всего прочего, возложены эти функциональные обязанности.

Как известно, в соответствии с Федеральным законодательством (ст. 15 Закона "О внесении изменений и дополнений в УПК РФ", ст. 40 УПК РФ) органы Государственной противопожарной службы отнесены к органам дознания.

Пожар редко возникает без участия человека; как правило, он является следствием чьей-то небрежности или злого умысла, поэтому уже сообщение о пожаре, поступившее, например, по телефону "01", является, по сути, сообщением о возможном преступлении.

Дознаватель, орган дознания должны в соответствии со статьей 144 УПК РФ "принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение" — если есть состав преступления, то возбудить уголовное дело, если нет — отказать в возбуждении уголовного дела. Выполняется данная работа в форме так называемой "проверки по факту пожара" и является одной из основных функциональных обязанностей пожарных дознавателей.

Проверку по факту пожара проводят путем:

осмотра места происшествия; опроса очевидцев, потерпевших, участников тушения; истребования и изучения технической и служебной документации,

имеющей отношение к происшествию.

Основной целью проверки является установление причины пожара; лиц, причастных к его возникновению; суммы материального ущерба, и в конечном счете признаков состава преступления.



Рис. 1. Участие пожарных специалистов в расследовании и исследовании пожаров:

I — по статьям, по которым предварительное следствие обязательно (напр., 167 УК РФ); II — по статьям, по которым предварительное следствие не обязательно (напр., 168, 219 УК РФ); Д - дознаватель ГПС; И

инженер ИПЛ; П—любой пожарный специалист (сотрудник ГПС); Э — пожарно-технический эксперт


Проверка по факту пожара должна быть проведена, как это предусмотрено статьей 144 УПК РФ, в течение 3 суток (в исключительных случаях срок может быть продлен до 10 суток прокурором или начальником органа дознания). Предварительная проверка не заменяет дознания и ограничивается установлением наличия признаков преступления. На стадии предварительной проверки дознаватели не могут производить никакие следственные действия (за исключением осмотра места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства).

По результатам проверки дознаватель должен вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, если нет признаков преступления.

В том случае, если установлены основания и отсутствуют обстоятельства, исключающие производство по делу, он обязан возбудить уголовное дело и, руководствуясь статьями 150-158 УПК РФ, начать предварительное расследование (см. схему).

Предварительное расследование — следующая за возбуждением уголовного дела стадия уголовного процесса. Формами предварительного расследования являются дознание и предварительное следствие (ст. 150 УПК РФ).

В уголовном процессе различают два вида дознания:

по делам, по которым предварительное следствие обязательно; по делам, по

которым предварительное следствие не обязательно.

В частности, по применяемым в связи с пожарами статьям 167, ч. 2, 219, ч. 2 предварительное следствие обязательно (ст. 151 УПК РФ), а по статьям 168, ч. 2, 219, ч. 1 УК РФ предварительное следствие не обязательно.

По первому варианту дознаватель производит все неотложные следственные действия и. оперативно-розыскные мероприятия по установлению и закреплению следов преступления — осмотр места пожара, обыск, выемку, освидетельствование, задержание, а также допрос свидетелей, подозреваемых, потерпевших. После выполнения неотложных следственных действий осуществляется передача уголовного дела по подследственности. Дальнейшие следственные действия по данному делу дознаватель может проводить только по поручению следователя.

При проведении дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (вариант II на схеме), орган дознания принимает все предусмотренные законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. И материалы дознания после его завершения могут передаваться в суд (если, конечно, дело не приостановлено или не прекращено).

Дознание в форме неотложных следственных действий.



Юридическая природа неотложных следственных действий является не чем иным, как предварительным следствием на первоначальном его этапе.

Иными словами, предварительное следствие по делу начинает - орган дознания путем производства по нему неотложных следственных действий; продолжает и заканчивает - следователь.

Действия органа дознания и следователя в подобных случаях образно сравнивают с действиями плотников, когда один из них начал строительство дома, а другой закончил, но дом они построили вместе.

Кроме того, неотложные следственные действия — это еще и правовой институт, предназначенный для установления пределов полномочий органов дознания по делам, которые, в принципе, им не подследственны.

Неотложные следственные действия — действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Это обязательные, незаменимые, не терпящие отлагательства следственные действия.

Орган дознания сразу после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, проводит следственные действия, которые не терпят отлагательства. Промедление с их производством может привести к исчезновению и утрате, фальсификации доказательств либо затруднит их обнаружение и закрепление, изъятие и исследование, либо даст возможность лицу, совершившему преступление, скрыться от органов предварительного расследования и суда, осложнит возмещение вреда, причиненного преступлением. А это в свою очередь затруднит достижение цели и задач уголовного судопроизводства. В силу указанных причин неотложные следственные и иные процессуальные действия должны производиться органом дознания незамедлительно.

Перечень органов дознания, которые наделены правом осуществления неотложных следственных действий (ч. 2 ст. 157 УПК РФ):

органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 Кодекса, - по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 - 6 части второй настоящей статьи;

органы ФСБ - по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2

части второй статьи 151 Кодекса;


таможенные органы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190,193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 226.1, 229.1 УК РФ, выявленных таможенными органами Российской Федерации;

командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов

дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ.

Компетенция органов дознания, указанных в данной статье УПК РФ, по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений определяется предметным (родовым) признаком подследственности уголовных дел.

Неотложные следственные действия выполняются в срок не более десяти суток со дня возбуждения уголовного дела органом дознания.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Вопросы по теме:

1.- Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания вправе?

2.- Поводами к возбуждению уголовного дела в соответствии со ст.140 УПК РФ являются?

3.- Предварительное расследование — это?

4.- Перечень органов дознания, которые наделены правом осуществления неотложных следственных действий (ч. 2 ст. 157 УПК РФ)?

5.- Неотложные следственные действия — это?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:


  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.).

  2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ.

  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ.

  4. Федеральный закон от 8 марта 2015 № 21-ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации».

  5. Федеральный закон от 23 мая 2016г. 141-ФЗ «О службе в федеральнойпротивопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты»

  6. Федеральный закон от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изм. и доп.).

  7. Бубчикова М. В. Основы уголовного судопроизводства [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / Бубчикова М. В., 2017. - 444 с.

  8. Липатов Э. Г. Административное право [Электронный ресурс]: Учебникдля бакалавров / Липатов Э.Г.,2018.-456с.

  9. Гессен В.М. Административное право [Электронный ресурс], 2013.

  10. Арутюнян А. А. Курс уголовного процесса [Электронный ресурс] /Арутюнян А. А., 2016. 1278 с.

  11. Расследование пожаров [Текст]: учебник / ред.: Г. Н. Кириллов, М.А.

Галишев, С.А. Кондратьев, 2007. - 544 с.