Файл: Экзаменационные вопросы по курсу Внешнеэкономическая деятельность иподготовлено в соответствии с программами высших учебных заведений России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оксана Валерьевна Бобкова
Шпаргалка по
внешнеэкономической деятельности
Текст предоставлен правообладателем.
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=171540
Аннотация
Настоящее пособие представляет собой ответы на экзаменационные вопросы по курсу «Внешнеэкономическая деятельность» и подготовлено в соответствии с программами высших учебных заведений России.
Пособие адресуется студентам, аспирантам, преподавателям юридических вузов, а также всем, кто интересуется вопросами внешнеэкономической деятельности.
Издание подготовлено совместно с Издательским центром IPR MEDIA
www.iprmedia.ru

О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
3
Содержание
1. Понятие внешнеэкономических связей и их отличие от внешнеэкономической деятельности.
5 2. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД): понятие, сущность,
значение
7 3. Состав внешнеэкономических функций экспортноориентированных предприятий
9 4. Технологический процесс создания и реализации экспортной продукции
11 5. Виды внешнеэкономической деятельности как способ реализации экспортной стратегии предприятия и форма его работы на внешнем рынке. Их отражение в Федеральном Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (гл.
4, ст.12).
13 6. Особые режимы осуществления отдельных направлений внешнеторговой деятельности: приграничная торговля и свободные экономические зоны, их специфика и роль, отражение в
Федеральном Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (гл. 9, ст.41,42)
15 7. Роль инвестиционного сотрудничества в развитии и выпуске экспортной продукции.
17 8. Производственная кооперация в составе видов внешнеэкономической деятельности, ее значение
19 9. Валютные и финансово-кредитные операции как вид внешнеэкономической деятельности
21 10. Состав участников внешнеэкономической деятельности в России
23 11. Классификация субъектов внешнеэкономической деятельности в
России, ее принципы
25 12. Состав экспортеров-производителей, работающих на внешнем рынке без посредников
27 13. Представительство участников внешнеэкономической деятельности, играющих посредническую роль во внешнеэкономической деятельности, их целевая ориентация.
29 14. Содействующие организации, состав участников, профиль деятельности, роль во внешнеэкономической сфере России
31 15. Виды торгово-посреднических фирм
33 16. Организационные принципы построения внешнеторговой фирмы
35 17. Основные функциональные подразделения внешнеторговой фирмы
37 18. Полномочия работников внешнеторговой фирмы
39 19. Реформирование сферы внешнеэкономической деятельности в
России: предпосылки, этапы, цели
41 20. Характер и тенденции развития внешнеэкономической деятельности в 90-х годах.
43 21. Экспорт отдельных видов товаров
45 22. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности
47


О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
4 23. Необходимость государственного регулирования национальной экономики, его сущность и предпосылки
49
Конец ознакомительного фрагмента.
50

О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
5
Бобкова Оксана Валерьевна
Шпаргалка по
внешнеэкономической деятельности
1. Понятие внешнеэкономических связей и их
отличие от внешнеэкономической деятельности.
В результате в процессе проведения внешнеэкономических реформ сложилось два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность.
Внешнеэкономические связи – формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного и торгового сотрудничества и валютно- финансовых отношений.
Содержание внешнеэкономических связей (далее – ВЭС) состоит в безусловном обес- печении экспортных поставок для федеральных государственных нужд и межгосударствен- ных экономических, в том числе финансово-кредитных обязательств и межправительствен- ных торговых соглашений России, достигнутых, как правило, в рамках международной специализации и кооперации.
Планирование объемов ВЭС и определение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляется федеральными структурами, т.е. на правительственном уровне, по страте- гически важным позициям через систему государственного заказа (госзаказа) и лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организаций,
определенных в качестве государственных заказчиков по экспорту, с функцией периода исполнения госзаказа.
Государственный заказ – это директивный план, включающий контрольные цифры на производство экспортной продукции за счет государственных средств. Выдавая госзаказ государственное ведомство (министерство) берет на себя обязательство полностью опла- тить его в обусловленный срок. Госзаказы реализуются через договор (соглашение), который заключается с предприятием – производителем экспортной продукции, предполагая взаим- ную материальную и финансовую ответственность сторон.
Особенность госзаказа состоит в стопроцентной гарантии оплаты исполненного пред- приятием обязательства. Такая гарантия сбыта продукции позволяет размещать госзаказ на конкурентной основе, предъявлять жесткие требования к заданным параметрам по качеству,
техническим характеристикам и срокам исполнения.
Внешнеэкономическая деятельность (далее – ВЭД)– совокупность производ- ственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функ- ций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.
Отличие внешнеэкономической деятельности от внешнеэкономических связей
состоит в следующем:
а) внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д.) с полной самостоятельно- стью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортимент- ных позиций товара для экспортно-импорной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами;


О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
6
б) внешнеэкономическая деятельность относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отли- чается правовой автономностью, а также экономической и юридической независимостью;
в) исходным принципом внешнеэкономической деятельности предприятий служит коммерческий расчет на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самооку- паемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возмож- ностей.
Основной особенностью внешнеэкономических связей является наличие ведомствен- ной опеки федеральных структур, определяющих их основные стратегические направления.
Ответственность за результаты внешнеэкономической деятельности лежит на самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства, технической реконструкции.
Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические связи не являются раз- дельными сферами функционирования и государственного регулирования. Характер внеш- неэкономической политики государства существенно определяет стратегию внешнеэко- номической деятельности отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединений.

О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
7
2. Внешнеэкономическая деятельность
(ВЭД): понятие, сущность, значение
Внешнеэкономическая деятельность – это обособленная сфера деятельности пред- приятий, основой которой выступает экспортное производство в рамках единого технологи- ческого процесса создания и реализации продукции.
ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, пред- приятий, объединений) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностран- ного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зару- бежными партнерами.
ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской дея- тельности и структурной связи с производством, отличается правовой автономностью, эко- номической, а также юридической независимостью от каких-либо отраслевых ведомств и министерств.
Сущность ВЭД в том, что она строится на принципе коммерческого расчета на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.
Особое значение имеет принцип валютной самоокупаемости, которая обеспечива- ется за счет валютных поступлений от экспортных продаж на внешнем рынке. Сосредото- ченные на текущем валютном счете, они образуют валютный фонд участника ВЭД.
Участник ВЭД может открыть валютный счет в любой иностранной валюте или сразу в нескольких валютах, так называемый мультивалютный счет и конверсионный. Открытие валютного счета в нескольких видах позволяет избежать конверсии валюты из одной в дру- гую и дополнительных расходов, которые сопровождают процесс обменных операций. Кур- совые разницы, связанные с пересчетом валют (в случае конверсии) относятся на валютный счет предприятия.
Валютные средства могут храниться и на депозитных счетах. По вкладам на депо- зитных счетах начисляются проценты в счет увеличения размеров валютных средств, и имеются преимущества на пользование банковским кредитом и инновационным финанси- рованием. Размер начисленных процентов принимается либо на основе договора между уполномоченным банком и его клиентом, либо базируется на ставках соответствующего периода, действующих на дату принятия валютных средств на международном межбанков- ском рынке по типам валют.
В момент открытия валютного счета участнику ВЭД открывается сразу два вида счета:
транзитный и текущий, которые ведутся параллельно. Валютная выручка, поступающая от экспорта товаров (работ, услуг), зачисляется сначала на транзитный счет, а затем, после обя- зательной продажи на внутреннем валютном рынке, остаток ее перечисляется на текущий валютный счет участника ВЭД. Валюта же, полученная от операций на внутреннем валют- ном рынке, зачисляется непосредственно на текущий валютный счет.
Источниками валютных поступлений на внутреннем валютном рынке России явля- ются валютная выручка, полученная от продажи товаров (работ, услуг) по безналичному рас- чету или за наличную валюту, а также по чекам, кредитным и дебетным карточкам; валюта,
купленная на валютной бирже и в банке; валютные пожертвования и др.


О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
8
На текущие валютные счета участников ВЭД в уполномоченных банках без ограниче- ния могут зачисляться поступления в наличной валюте в виде неиспользованного остатка ранее полученной ими наличной валюты.
На валютные средства, имеющиеся на транзитном счете, проценты не начисляются. На валютные средства, хранящиеся на текущих валютных счетах, банки начисляют и выплачи- вают проценты только по тем валютам, по которым они имеют доходы от их размещения на международном валютном рынке.

О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
9
3. Состав внешнеэкономических функций
экспортноориентированных предприятий
Процесс ВЭД включает совокупность элементов в составе внешнеэкономических функций экспортоориентированных предприятий, которые тесно взаимосвязаны в процессе реализации экспортной стратегии.
Внешнеэкономические функции – основные направления деятельности предприятия,
направленные на достижение общей цели по выходу на внешнеэкономический рынок и заключению контрактов с иностранными паартнерами.
Все внешнеэкономические функции экспортноориентированных предприятий делятся на три группы:
– производственно-хозяйственные;
– организационно-экономические;
– оперативно-коммерческие.
Производственно-хозяйственные функции нацелены на::
– поиск и создание экспортного продукта
– оценка конкурентоспособности экспортного продукта;
– обеспечение технико-экономических параметров и требований экспортного произ- водства;
– прогноз внутрипроизводственных ресурсов;
– поиск источников материальных ресурсов;
– обеспечение производства экспортной продукции;
– выбор экспортной стратегии предприятия;
– установление связей с внутренними партнерами.
Указанные функции реализуются в процессе комплексного изучения внешних рынков,
результаты которого экспортеры закладывают в основу текущих и долгосрочных программ своей деятельности.
Прогнозируются динамика внутрипроизводственных ресурсов, переменные состав- ные в источниках их пополнения, внешние условия деятельности предприятий экспортеров,
намечается степень их деловой активности. Прогноз будущего состояния внешних условий хозяйствования строится на оценке предстоящих изменений конъюнктуры рынков сбыта,
а также смежных рынков материалов, комплектующих изделий, транспортных, страховых,
финансовых и подобных услуг.
Далее происходит выбор товарных позиций и определяется ассортиментная структура в соответствии с кодом товарной номенклатуры ВЭД. Производится оценка конкурентоспо- собности товара, т.е. расчет комплексного показателя, предусматривающего многоступенча- тость оценок критериев характеристики товара в зависимости от возможностей экспортера адаптироваться к условиям рынка.
Основой ВЭД предприятий, объединений и организаций является производство экс- портной продукции и ее продвижение на внешний рынок, которое обеспечивается в рамках осуществления внешнеторговой деятельности как самим предприятием-экспортером, так и посредником.
Организационно-экономические функции включают в себя:
– маркетинговые исследования внешних рынков;
– анализ конъюнктуры экспортного рынка;
– поиск иностранного партнера;
– изучение обстоятельств работы на рынке иностранного партнера;


О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
10
– выбор форм и методов работы на внешнем рынке;
– обеспечение выхода на внешний рынок;
– организация внешнеторговой рекламы;
– планирование внешнеторговой операции;
– логистика;
– привлечение посредника.
Функции данной группы нацелены на поиск и выбор форм и методов работы на внеш- нем рынке, изучение процедур в составе технологического процесса выхода на внешний рынок и обстоятельств присутствия на рынке в стране своего зарубежного партнера, на пла- нирование внешнеторговой операции и организацию рекламы.
Выбор форм и методов работы на внешних рынках осуществляется в рамках избран- ной экспортной стратегии предприятия, существующих возможных видов ВЭД, организа- ционных форм международной торговли в зависимости от специфического характера това- ров и утвердившихся традиций в мировой практике.
Оперативно-коммерческие функции предприятия включают в себя:
1) подготовку внешнеторговой сделки:
– установление контакта с партнером;
– расчет экспортной цены;
– проведение переговоров;
– подготовка проекта контракта;
– согласование условий сделки.
2) выбор предмета сделки:
– товар;
– работы;
– услуги.
3) выбор типа сделки:
– купля-продажа;
– арендная;
– подрядная;
– компенсационная.
4) определение основных условий контракта:
– базисных условий поставки;
– вида транспортировки;
– условий и форм расчета и др;
5) Подписание контракта;
6) Исполнение контракта.

О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
11
4. Технологический процесс создания
и реализации экспортной продукции
Процесс самостоятельного выхода производителей экспортной продукции и услуг на внешний рынок стимулировал развитие прямых производственных связей с зарубежными партнерами, кооперации на межфирменной основе, совместного предпринимательства, а также появление новых организационно-хозяйственных структур. Непосредственные кон- такты с внешним миром выявили необходимость иных подходов и методов работы: повы- шенного внимания к маркетингу и рекламе при разработке экспортной стратегии, знания и исполнения правил и процедур выхода на внешний рынок и внешнеторговых операций, а также инвестиционно-хозяйственной деятельности и механизма государственного регули- рования у себя в стране и за рубежом.
Потребовалось изучение мировой практики и правил работы на внешних товарных и денежных рынках, где в последние годы сложились определенные принципы и условия,
обеспечивающие стабильность внешнеторговых операций. Прежде всего – системы защит- ных мер от коммерческих, валютно-кредитных рисков и рисков неплатежа, а также форм стимулирования экспортеров и информационного обеспечения ВЭД.
Информационное обеспечение участников внешнеторговой деятельности предпола- гает доведение до них материалов по вопросам маркетинга, торгового права, валютного законодательства и финансового режима отдельных стран, конъюнктуры и обычаев внеш- них товарных, денежных, фрахтовых, валютных и страховых рынков, валютных и биржевых котировок, стоимости кредита, а также информации о степени надежности и платежеспо- собности отдельных фирм.
Технологический процесс выхода на внешний рынок — это вся совокупность дей- ствия, совершаемых участниками ВЭД по собственной инициативе с целью реализации экспортной продукции иностранному партнеру, но в рамках установленных государством регламентаций.
Технологический процесс создания и реализации экспортной продукции входит в состав организационно-экономических функций экспортоориентированного предприятия и включает в себя определенную последовательность прохождения процедур внутри страны до момента непосредственной реализации внешнеторговой сделки:
– ознакомление с механизмом государственного регулирования внешнеторговой дея- тельности в России через нормативно-техническую документацию и законодательные акты;
– открытие валютного счета в уполномоченном банке;
– изучение системы федеральных органов и организаций, занимающихся рассмотре- нием и оформлением документов, необходимых для прохождения процедур нетарифных ограничений вывоза и ввоза продукции;
– маркетинговую оценку конъюнктуры внешнего рынка и подготовку конкурентного листа;
– расчет экспортной цены и поиск необходимой для этого информации;
– поиск иностранного партнера и проведение переговоров;
– подготовку проекта контракта и согласование его коммерческих и валютно-финан- совых условий.
В ходе определения основных условий контракта предприятием-экспортером и его иностранным партнером согласовываются базисные условия поставки, способы поставки,
вид транспортировки экспортной продукции, условия и формы расчета, способы платежа,