Файл: Экзаменационные вопросы по курсу Внешнеэкономическая деятельность иподготовлено в соответствии с программами высших учебных заведений России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
30
Торговые дома – это фирмы или компании, представляющие собой ассоциации самого различного рода внешнеторговых, производственных, транспортных, складских,
научно-исследовательских, информационных, а также банковских и страховых организаций,
входящих в их состав на добровольной основе и осуществляющих свою деятельность как у себя в стране так и за рубежом, т.е. они являются универсальными торгово-производствен- ными структурами.
В России до настоящего времени торговые дома как крупные торгово-промышленные группы конгломерационного типа пока не созданы, в связи с отсутствием четкой правовой базы и экономических условий.

О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
31
1   2   3   4   5

14. Содействующие организации, состав
участников, профиль деятельности, роль
во внешнеэкономической сфере России
Профиль деятельности содействующих организаций – оказание услуг и консультаци- онно-методической помощи в обеспечении выхода на внешний рынок, поиск иностранного партнера, организации выставок, ярмарок и рекламы, проведении экспертизы, оформлении финансово-расчетных и валютно-кредитных операций, а также внешнеторговых транспорт- ных перевозок. В группу содействующих организаций входят:
1. Ассоциации внешнеэкономического сотрудничества (далее – АВС). Они объеди- няются на учредительных началах при долевом участии государственных, коммерческих и иных структур, которые предлагают широкий спектр внешнеторговых услуг, прежде всего
начинающим экспортерам.
Задачи АВС:
– оказание практической помощи участникам ВЭД в вопросах комплексного изуче- ния мировых товарных рынков, правового обеспечения внешнеторговых сделок, создания рекламы для собственной продукции и выработка рекомендаций о возможности повыше- ния конкурентоспособности выпускаемых товаров, их качества, упаковки, ориентированной на требования конкретных внешних товарных рынков, а также содействие в подготовке и поиске иностранных партнеров;
– предоставление практической помощи в освоении новых форм и направлений внешнеэкономического и научно-технического сотрудничества, развитии производственной кооперации и специализации, а также торгово-посреднических услуг, включая поиск и фор- мирование сети потребителей импортной продукции на российском рынке.
– проведение семинаров и конференций либо предоставление регулярных консульта- ций для участников ВЭД по правовым вопросам, рекламе, маркетингу.
– издание справочников, сборников и бюллетеней, включая законодательные акты,
научную и методическую литературу по ВЭД и рекламные материалы.
Из участников-представителей в России наиболее значимой является АВС экспортеров при Торгово-промышленной палате России.
2. Деятельность международных организаций – неправительственных доброволь- ных объединений – носит специфический характер и тесно связана с внешнеторговой дея- тельностью и научно-техническим сотрудничеством в определенных сферах и отраслях дея- тельности с участием одновременно представителей разных стран, специализированных фирм и организаций и распространением опыта этого сотрудничества.


Цель таких объединений состоит в содействии решению проблем сторон-участников:
– разработка и освоение производства экспортной продукции, отвечающей требова- ниям мировых научно-технических достижений;
– совместные разработки и внедрение в серийное производство на предприя- тиях-участниках унифицированных серий продукций, гармонизация стандартов, способ- ствующих повышению эффекта;
– взаимная информация о возможностях каждой из сторон в обеспечении крупносе- рийности выпускаемой продукции. Взаимной торговли и взаимосвязи производителей и потребителей продукции.
Совет международных организаций выполняет консультационные и координационные функции в рамках решения крупных проблем. Вопросы финансирования решаются в зави-

О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
32
симости от условий хозяйствования с учетом организационной структуры национальных фирм, предприятий и организаций, входящих в ее состав.
3. Специализированные внешнеторговые организации и фирмы коммерческого агентства Минэкономразвития России («Экспоцентр», «Росэкспертиза»), Торгово-промыш- ленная палата России, банки, транспортные организации, таможенные брокеры, информаци- онные центры, располагающие необходимой базой внешнеторговой информации по оценке основных международных сырьевых и товарных рынков, конъюнктуре мировых цен и т.д.
Профиль деятельности субъектов ВЭД определяет процедуру регламентирования внешнеторговой деятельности в части реализации приоритетов, прежде всего для промыш- ленного экспорта.

О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
33
15. Виды торгово-посреднических фирм
Наиболее четко внешнеэкономические функции (организационно-экономические и коммерческие), прослеживаются в деятельности внешнеторговых фирм (ВТФ) в составе экспортоориентированных предприятий и отраслевых внешнеэкономических объединений
(ВЭО).
В составе предприятий, организаций и объединений, работающих на внешнем рынке без посредников и имеющих условия для осуществления стабильных экспортных поста- вок своей конкурентоспособной продукции на внешний рынок, создаются внешнеторговые фирмы, которые представляют собой разновидность фирмы.
В международной практике фирма рассматривается как обособившаяся в процессе производственно-технического разделения труда хозяйственная структура, зарегистриро- ванная или/и действующая в соответствующей организационно-правовой форме по законо- дательству страны местонахождения.
В зависимости от характера операций различают следующие виды торгово-посред-
нических фирм:
– чисто торговые;
– комиссионные;
– агентские;
– брокерские.
Торговые фирмы осуществляют операции от своего имени и за свой счет и бывают двух типов: независимые торговые посредники и торговцы по договору.
Независимые торговые посредники заключают контракты на приобретение партии товара, а затем реализуют товар по согласованным ценам на любом рынке. Это крупные фирмы, имеющие собственные склады и транспортные средства и занимающиеся опто- выми операциями. Торговцы по договору заключают договоры с фирмой-продуцентом на реализацию товаров на определенных условиях: с определением цены, рынка, срока и сбыта. Такие фирмы называются официальными дилерами или дистрибьюторами, к услугам которых прибегают промышленные компании, производящие продукцию, переда- вая им функции по реализации.
Комиссионные фирмы (комиссионеры) в отличие от торговых фирм не закупают товар у продуцентов, а совершают операции по купле-продаже товара от своего имени, но за счет клиента-комитента. Разновидностью комиссионных операций является консигнация,
предполагающая поступление товара на склад консигнатора, а затем на реализацию.
Агентские фирмы осуществляют поиск клиентов, представляя интересы фирм-про- изводителей и действуя от имени и за счет последних. Агенту также может быть предостав- лено право подписи контракта по доверенности.
В отличие от агентских брокерские фирмы не являются представителями одной из сторон договора купли-продажи. Их обязанность сводится лишь к поиску партнеров и све- дению сторон за брокерское вознаграждение.
Перечисленные функции в полной мере или частично (в зависимости от юридического статуса) свойственны внешнеторговым фирмам, работающим на российском рынке.
Образованные в составе российских предприятий-экспортеров внешнеторговые фирмы в большинстве своем не являются юридическими лицами, осуществляя внешнетор- говую деятельность от имени, по поручению и в интересах предприятия-экспортера. Однако,
многие внешнеторговые фирмы, успешно прошедшие период становления и добившиеся серьезных результатов в процессе внешнеэкономической деятельности, приобретают ста- тус юридического лица и большую самостоятельность в проведении экспортно-импортных


О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
34
операций. Но и в этом случае они продолжают выступать от имени предприятия, реализуя в первую очередь его интересы. В этом состоит принципиальное отличие внешнеторговой фирмы от фирм в составе внешнеэкономических организаций Минэкономразвития России.

О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
35
16. Организационные принципы
построения внешнеторговой фирмы
Организационные принципы построения внешнеторговой фирмы (далее – ВТФ)
зависят от функций внешнеэкономической деятельности, отраженных в ее уставе. Устав внешнеторговой фирмы содержит следующие разделы: общие положения и сведения, пред- мет деятельности, цели и задачи фирмы, ее права и обязанности, принципы управления фир- мой и организации ее работы, порядок заключения внешнеторговых сделок, реорганизации и ликвидации, организации документооборота и отчетности.
Общие положения устава отражают статус внешнеторговой фирмы, основные задачи и направления деятельности, порядок взаимоотношений со структурными подразделениями предприятия-экспортера и порядок утверждения самого устава, структуры и штатного рас- писания фирмы, а также выходные данные – адрес, номер лицевого расчетного и валютных счетов в уполномоченном банке, адреса представительств и филиалов, телекс и телефакс,
электронный адрес.
В качестве предмета деятельности внешнеторговой фирмы отражаются форма выполнения экспортно-импортных операций по избранной предприятием ассортиментной позиции товаров и услуг в соответствии с кодом товарной номенклатуры ВЭД, участие в совместном производстве, производственной кооперации и посреднической деятельности.
Здесь же определяются направления и формы работы, необходимые для реализации целей внешнеторговой фирмы: выбор приоритетных направлений ВЭД, изучение конъюнктуры мировых товарных рынков и выявление критерий и требований, предъявляемых к конкурен- тоспособности товаров, разработка рекламных мероприятий с целью расширения экспорта и т.п.
Права внешнеторговой фирмы определяются действующим российским законода- тельством. Если фирма является юридическим лицом, то в рамках ее прав предусматри- вается самостоятельное совершение как в России, так и за рубежом сделок и иных юри- дических актов с различными юридическими и отдельными физическими лицами: купли- продажи, мены, подряда, найма, перевозки, хранения, страхования, займа, поручения и комиссии, участия в торгах, аукционах, международных ярмарках и выставках, издания рекламной литературы. Отсутствие статуса юридического лица обязывает внешнеторговую фирму действовать от лица и по поручению своей организации или предприятия-экспортера.
В прямой зависимости от степени юридической самостоятельности фирмы находится порядок подписания внешнеторговых контрактов. Статус юридического лица дает право на подписание контракта руководителю внешнеторговой фирмы или уполномоченным дове- ренным лицам. Заключение внешнеторгового контракта от имени и по поручению предпри- ятия предполагает две подписи: директора фирмы и лица, уполномоченного руководителем предприятия.
Профиль деятельности фирмы также определяется уставом. Им же предусматривается имущественная ответственность внешнеторговой фирмы и ее обязательства при формиро- вании уставного капитала (фонда).
Важнейшим разделом устава является та часть, где излагаются принципы управления фирмой.
Наиболее значимыми проблемами в период становления внешнеторговой фирмы и накопления практического опыта являются формирование ее оптимальной структуры, обу- словленной целями и задачами. Выбор экспортной стратегии, а также изучение основ- ных этапов и элементов полного цикла экспортно-импортной операции, правил и процедур


О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
36
выхода на внешний рынок и соблюдение их последовательности, а также условий работы на внешнем рынке с учетом сложившейся международной практики. Процесс выхода на внешний рынок подразумевает всю совокупность акций, совершаемых участниками ВЭД
по собственной инициативе, но в рамках установленной регламентации с целью реализации экспортной продукции иностранному партнеру, и включает определенную последователь- ность процедур внутри страны до момента непосредственного совершения внешнеторговой сделки.

О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
37
17. Основные функциональные
подразделения внешнеторговой фирмы
Основной целью создания внешнеторговых фирм является осуществление внешнетор- говых операций.
К основным этапам внешнеторговой операции относят:
– проведение маркетинговых исследований рынка;
– поиск зарубежного партнера;
– установление контактов с инофирмой;
– анализ и проработка конкурентных материалов:
● подготовка конкурентного листа;
● расчет экспортных цен;
– проработка условий платежа и поставки;
– подготовка проекта контракта;
– проведение переговоров и согласование проекта контракта;
– подписание контракта;
– исполнение контрактных обязательств;
● поставка товаров;
● расчетно-платежные операции;
– контроль за выполнением контрактных обязательств;
– рассмотрение возможных претензий.
Исходя из целевых особенностей фирмы и содержания основных этапов внешнетор- говой операции, главными функциональными подразделениями внешнеторговой фирмы являются маркетинговая и оперативно-коммерческая служба, а также отделы, обеспечи- вающие обслуживание внешнеторговой деятельности фирмы: планово-экономические рас- четы, валютно-финансовые и кредитные операции, учет и отчетность, юридические и инже- нерно-технические вопросы.
В компетенцию маркетинговой службы каждой внешнеторговой фирмы входят:
изучение возможностей и рынков сбыта, обеспечение рекламы и продвижения товара, подготовка конкурентных материалов и конкурентного листа, необходимых для фор- мирования базисных условий контракта;
прогнозирование конъюнктуры товарных рынков и динамики цен, контроль и уча- стие в расчетах и обосновании контрактных цен, анализ эффективности экспортно-импорт- ных операций и отдельных сделок, обеспечение необходимой информацией по конъюнк- туре, ценам иностранным фирмам;
методическое обеспечение работы по изучению внешних рынков и изучение его тре- бований к качеству продукции, аналогичной той, которая поставляется на экспорт, а также обеспечение участия фирмы в работе ярмарок и выставок.
Функции оперативно-коммерческой службы отдельно взятой внешнеторговой фирмы включают:
– проведение переговоров с инофирмами, подготовку коммерческих расчетов по опре- делению базисных и валютно-финансовых условий контракта (цены, условий и способов расчета, выбора валюты цены и платежа, сроков поставки и способов доставки) и заключе- ние контрактов;
– организацию поставок (перевозку и страхование внешнеторговых грузов) по подпи- санным контрактам и контроль за их выполнением, обеспечение технического и гарантий- ного обслуживания экспортируемой и импортируемой технической продукции;