Файл: Экзаменационные вопросы по курсу Внешнеэкономическая деятельность иподготовлено в соответствии с программами высших учебных заведений России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
38
– рассмотрение рекламаций по экспорту и предъявление таковых по импорту;
– ведение коммерческой переписки с иностранными и российскими контрагентами и другими фирмами;
– организацию и анализ кредитных и расчетных операций, акцепт счетов и обработку внешнеторговых документов, оплату счетов и контроль за осуществлением указанных опе- раций.
Организационно-правовое и договорное обеспечение работы внешнеторговой фирмы и ее служб: оформление документов по рекламациям, ведение арбитражных дел в рамках международного и национального законодательства возлагается на юридическую службу.
По мере развития внешнеторговой фирмы выполнение технических и подготовитель- ных операций, осуществляемое на первом этапе коммерческими и вспомогательными под- разделениями, может быть централизовано путем создания специализированных служб,
например копировально-множительного бюро, бюро переводов, отдела автоматизирован- ной обработки данных группы коммерческих расчетов. Содержание последней предпола- гает обособление счетных работ, обработку акцепта счетов, печатание банковско-финансо- вых счетов и других платежных, расчетных и товаросопроводительных документов.

О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
39
18. Полномочия работников
внешнеторговой фирмы
Успех работы внешнеторговой фирмы во многом обеспечивается не только выпол- нением коммерческих, но и управленческих функций, компетенцией и полномочиями ее руководителя. Директор внешнеторговой фирмы назначается генеральным директором экспортоориентированного предприятия (объединения) и входит в состав его правления,
принимает решения о заключении экспортно-импортных сделок, подписывает контракты и договоры, определяя и согласуя с руководством предприятия суммы и виды сделок, объ- емы и условия поставок. Для выполнения своих обязанностей руководитель внешнеторго- вой фирмы обладает определенными полномочиями.
Полномочие – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются опре- деленной должности, а не лицу, который занимает ее в данный момент.
Объем полномочий, которыми наделяется руководитель внешнеторговой фирмы опре- деляется в соответствии с:
– характером решаемых проблем;
– принципом развитости системы коммуникаций;
– учетом личных особенностей исполнителя;
– морально психологическим климатом организации.
Виды управленческих полномочий:
– обязательные для исполнения распорядительные полномочия;
– функциональные;
– рекомендательные;
– представительские;
– согласительные.
Распределение полномочий происходит в зависимости от того, что:
полномочий должно быть достаточно для решения возникающих вопросов;
полномочия должны быть четко определены по взаимодействующим должностям;
исполнители обязаны самостоятельно принимать соответствующие решения и нести за них ответственность в рамках своих полномочий.
Компетенция заместителей и других руководящих работников фирмы устанавливается директором ВТФ.
Делегирование полномочий – передача права принимать руководящие решения и осуществлять определенные действия своим подчиненным. Делегирование полномочий позволяет руководителю с наибольшей эффективностью использовать свое время. Вся работа, которая поручается подчиненным, делится на три группы:
– подготовительную работу, где происходит сбор сведений;
– рутинную работу, она не требует особых навыков, но на нее затрачивается очень много времени. Выполняя такую работу, исполнитель не принимает серьезных решений;
– специализированную работу, предполагающую наличие особых навыков. Все пол- номочия, связанные с выполнением данной работы, делегируются, т.к. один человек не в состоянии хорошо выполнять много видов такой деятельности, как правовое обеспечение работы предприятия, маркетинговые исследования и бухгалтерский учет.
В каждой фирме, как правило, есть старшие эксперты, в
1   2   3   4   5

обязанности которых входят:
оценка соответствия качества производимой на экспорт продукции мировым стандартам,
согласование ассортимента, определение целесообразности импортных закупок, ведение

О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
40
переговоров, курирование работы экспертов-оперативников (коммерческой деятельности) и экспертов по качеству и ценам, работающих в свою очередь в контакте с товароведами по приемке и закупке продукции, а также с товароведами-претезионистами, занимающимися с инофирмами оформлением рекламаций.
Целесообразность создания внешнеторговой фирмы в составе предприятия-экспор- тера следует определять путем сопоставления затрат предприятия при отсутствии собствен- ной фирмы (комиссия, уплаченная за экспортно-импортные операции и другие издержки за посредническую деятельность специализированных фирм и организаций) и расходов, свя- занных с ее содержанием. При этом следует учесть, что эффект будет виден только после одного-двух лет работы фирмы.
Кроме того, в пользу создания внешнеторговой фирмы свидетельствует достаточные объемы экспортной продукции и высокая частота их поставок на внешний рынок.

О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
41
19. Реформирование сферы внешнеэкономической
деятельности в России: предпосылки, этапы, цели
Предпосылки реформирования внешнеэкономической деятельности:
К середине 80-х годов выявились негативные стороны развития внешней торговли:
отсталая стратегия и товарная структура экспорта и импорта, падение темпов внешнеторго- вого оборота, устарелые формы организации работы на внешнем рынке и т.д.
Неразвитость экспортной структуры и зависимость от колебаний конъюнктуры мирового рынка узкой группы товаров обернулись для России большими валютными поте- рями в связи с ухудшением условий мировой торговли и снижением цен на нефть в
1984-1989гг.
Неконкурентоспособность экспортной машиннотехнической продукции в резуль- тате отчужденности производителей от внешнего рынка, отсутствия стимулов по улучше- нию качества и технических характеристик продукции, низкий уровень технологии произ- водства, отсутствие права распоряжаться заработанной валютой.
Широкий ассортимент импорта химической продукции, проката труб, руды, удобре- ний, оборудования для агропромышленного комплекса, а также очень завышенные объемы закупок товаров народного потребления и продовольствия, прекращение развития многих отраслей и направлений производства.
Отсталость форм и низкая эффективность внешнеэкономического сотрудничества характеризовались незначительным уровнем компенсационных сделок, прямых связей, про- изводственной специализации и кооперации.
Этапы реформирования ВЭД:
1. 1986 – 1988 гг. – изменение принципов организации управления внешней торговлей и ее децентрализация. Задачи:
– расширение прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий, объединений и организаций по выходу на внешний рынок, предоставление предприятиям-производителям права самостоятельного участия в ВЭД;
– расширение числа участников ВЭД за счет создания совместных предприятий, меж- дународных объединений и организаций, ассоциаций внешнеэкономического сотрудниче- ства с целью ускорения научно-технического прогресса.
2. 1989-1991 гг. – развитие ВЭД и формирование системы государственного регулиро- вания данной сферы, прежде всего нетарифного. Право самостоятельного выхода на внеш- ний рынок с апреля 1989 г. получили все производители товаров и услуг.
3. С 1992г. основные усилия были направлены на создание нового механизма государ- ственного регулирования ВЭД и стабильной нормативной базы российского государства в условиях формирования современной внешнеэкономической стратегии и ее либерализации.
Новая стратегия ВЭД России была разработана в середине 1992 г. с учетом внутрен- них и внешних факторов: огромного внешнего долга, необеспеченности зарубежных акти- вов развивающихся и слаборазвитых стран, резкого сокращения внешнеторгового оборота со странами Восточной Европы.
Цели развития внешнеэкономической деятельности России:
– развитие экспортного потенциала, включая совершенствование его структуры, повы- шение конкурентоспособности и увеличение доли наукоемкой продукции;
– создание механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамеще- ния как на микроуровне, посредством налоговых льгот экспортерам и долгосрочных креди- тов на развитие экспортного производства, так и на макроуровне – путем использования


О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
42
части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения ино- странных кредитов и государственных инвестиций;
– формирование современной производственной и финансово-экономической инфра- структуры ВЭД;
– устранение сохраняющейся дискриминации иностранных инвесторов и формирова- ние институтов страхования от политического и экономического риска;
– рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и обеспечения процесса модернизации основных средств производства, направленного на укрепление экс- портной базы страны (закупка комплектующего оборудования и лицензий и др.).

О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
43
20. Характер и тенденции развития
внешнеэкономической деятельности в 90-х годах.
Россия не является экспортоориетированной страной, но состояние экспорта оказы- вает влияние не только на характер внешнеэкономической деятельности, но и на разви- тие внутренней экономики. Стабилизация промышленного производства на протяжении последних лет обеспечивалась за счет поставок продукции на внешние рынки.
В 90-е гг. укрепились позиции отдельных экспортоориентированных отраслей в системе народного хозяйства. Это обеспечило относительно стабильное положение в топ- ливно-энергетическом и металлургическом комплексах, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и химическом производстве, которое все в боль- шей степени определяется мировой конъюнктурой.
В процессе реформирования экономики страны ВЭД промышленных предприятий и объединений заняла важное место в формировании доходной части государственного бюд- жета.
Экспортная деятельность стимулирует развитие отдельных секторов промышленного комплекса, но вместе с тем выявлен ряд усиливающихся отрицательных тенденций, связан- ных с ее развитием:
1) в отечественной экономике присутствует опасная однобокость: под рынком подразу- мевается исключительно внешний рынок, куда в огромных количествах поставляются энер- гоносители и необработанные металлы. Однако, в мировой практике экономический рост государства на 90% обеспечивается за счет увеличения производства и экспорта готовой наукоемкой продукции, внедрения в промышленность новых знаний и технологий;
2) В 90-е гг. значительно ухудшилось соотношение составляющих экспортоориенти- рованных производства в пользу преобладания таких крайне неэффективных его элемен- тов, как сырье и неквалифицированный труд. Более того, стихийное формирование между- народной специализации России сопровождалось ухудшением экологического фона ВЭД.
В экспорте повысилась доля полуфабрикатов, произведенных в отраслях с наибольшим отрицательным воздействием на состояние окружающей среды и экологии в целом в реги- онах расположения экспортных производств – металлургического, нефтехимического, цел- люлозно-бумажного.
В мировой торговле нарастает международный машинно-технический экспорт, высту- пающий катализатором экономики развитых государств. Для России же индекс относитель- ной специализации в мировом разделении труда (степень соответствия структуры экспорта страны мировой структуре) находится на уровне 13%.
На протяжении последних лет сохраняется курс на более тесную интеграцию в миро- вое хозяйство, но участие России в мировой торговле оценивается в 1,3-1,4 %. Она значи- тельно отстала от большинства промышленно развитых государств (США, Германия, Япо- ния. Франция, Великобритания), и находится на позади группы интенсивно развивающихся стран Азиато-Тихоокеанского региона (Гонконг, Китай, Корея, Сингапур, Тайвань).
К 1997г. внешнеэкономический сектор России стал утрачивать свои позиции из-за нарастания отрицательных внутренних и внешних тенденций.
Изменения в тенденциях российского экспорта в 90-е гг. сопровождались нараста- нием объемов импортных поставок. В то же время разнонаправленная динамика важнейших составляющих внешнеторгового оборота России негативно отразилась на показателях тор- гового баланса страны.


О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
44
Негативные изменения динамики внешнеторгового оборота еще больше ухудшили положение России на мировых рынках до уровня 1993г.
Состояние и возможности развития сферы внешнеэкономической деятельности в Рос- сии во многом определяются производственно-ресурсной базой. Благодаря огромным запа- сам природного сырья – газа, нефти, железной, никелевой и медной руды – удалось сохра- нить отдельные позиции в мировом производстве и добыче ряда видов продукции: по добыче природного газа и нефти; по производству никеля, чугуна и стали. Эти позиции поз- воляли российским участникам ВЭД оставаться в числе ведущих стран – экспортеров нефти,
природного газа, цветных и драгоценных металлов.

О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
45
21. Экспорт отдельных видов товаров
Постепенное сжатие в начале 90-х годов российского внутреннего рынка способство- вало переориентации большинства из конкурентных отраслей-производителей полностью на внешние рынки.
В конце 90-х годов несмотря на некоторое оживление внутреннего спроса, ведущие отрасли промышленности, прежде всего топливно-энергетического комплекса, по-преж- нему ориентировались на внешний рынок. Доля экспортных поставок в объеме добывае- мой и производимой энергетической продукции увеличилась. В то же время по многим видам экспортной продукции были утрачены конкурентные преимущества, базировавшиеся на разнице внутренних цен и цен мирового рынка. По нефтепродуктам она достигла в сред- нем 63,7%; по цветным металлам – 18%; по природному газу – 56 % и по нефти – 66 % от показателя мировой цены.
Произошедшие серьезные конъюнктурные сдвиги на мировых рынках последних лет
20 века, прежде всего на рынке энергетических товаров и нефтепродуктов, сопровождались ростом предложения в результате увеличения экспортных квот странами ОПЕК и экспорта иракской нефти, а также снижением уровня цен.
Товарная структура импорта и экспорта России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рынке и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке России.
В экспорте России первое место занимает укрупненная группа «Минеральные про- дукты», включающая энергоресурсы: сырую нефть, природный газ, нефтепродукты. Стре- мясь снизить свою энергетическую зависимость от России, страны Центральной и Восточ- ной Европы предпринимают ряд мер по импорту не только нефти, но и природного газа из Великобритании, Норвегии и Нидерландов. Сокращение российского экспорта в страны
Восточной Европы связано еще и с окончанием срока действия Ямбургского соглашения по природному газу (1986г.).
Второе место занимают металлы, драгоценные камни и изделия из них. Экспортные поставки металлов, различных сортов и марок проката черных металлов серьезно поддержи- вают черную металлургию России. Проблемы экспорта российских товаров черных метал- лов состоят в том, что в США и целом ряде других стран против российского проката,
преимущественно высокотехнологичного, ведется антидемпинговая компания, угрожающая российским поставщикам запретительно высокими импортными пошлинами.
По сравнению с советским периодом значительно возрос экспорт алюминия и других цветных металлов (медь, никель и т.д.). Россия – один из четырех главных экспортеров алю- миния, один из трех – никеля, почти монополист по производству и экспорту платины, пал- ладия и других металлов платиновой группы.
Группа «Машины, оборудование и транспортные средства» занимает очень неболь- шое место в российском экспорте. Больше трети экспорта машинотехнической продукции направляется в страны СНГ.
Рынки стран Центральной и Восточной Европы для российского машиностроения практически потеряны, идет борьба за рынки инвестиционных товаров и оборудования
Китая и ряда развивающихся стран. Значительное место в машинотехническом экспорте
России занимают изделия электротехнической промышленности (генераторы, турбины) и металлоемкое оборудование.
В вывозе химических товаров преобладают калийные, азотные и фосфорные удобре- ния.


О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
46
Основная ориентация во внешней торговле России на развитые страны с рыночной экономикой и сырьевая направленность российского экспорта тесно взаимосвязаны.
Для дальнейшего развития торговли России с развитыми и развивающимися странами необходимо добиться полного и безоговорочного признания России страной с рыночной эко- номикой, ликвидации дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта готовой продукции, завершения переговоров о вступлении России в ВТО.

О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
47
22. Перспективы развития
внешнеэкономической деятельности
Во внешнеэкономическом комплексе России в последние годы отмечалось падение абсолютных объемов экспортной продукции. Помимо низкой конкурентоспособности оте- чественной продукции на внешних рынках значительную роль в ослаблении экспортных позиций стали играть следующие субъективные факторы:
1. Дискриминационные ограничения ЕС, США, Канады и других на продукцию рос- сийского производства, преимущественно полуфабрикаты и готовые изделия.
2. Антидемпинговые процедуры со стороны Комиссии ЕС, под которые подпадает зна- чительное количество продукции металлургической, химической, легкой и других конку- рентоспособных отраслей российской промышленности. Со стороны США и Канады такие меры направлены против поставок отдельных видов черных металлов.
3. Введение с 1997 г. импортных пошлин на российские нефтепродукты, ввозимые на территорию стран ЕС, пока в льготном режиме. Одновременно они, стремясь понизить энергетическую зависимость от России, ориентируются на поставщиков энергоносителей из других стран.
4. Высокий уровень концентрации по рынкам сбыта российского экспорта, ограни- чивающий его расширение. Так, около 90% экспорта меди и никеля приходится на рынок
Нидерландов; 60% поставок алюминия осуществляется на рынки двух стран – Японии и США; около 70% лесоматериалов – Финляндии и Японии; более 40% природного газа поставляется на Украину и в Германию.
В условиях высокой экспортной ориентации российской промышленности, а также снижения конкурентоспособности отечественной продукции, как на внешних, так и на внут- ренних рынках конъюнктура мировых товарных рынков оказывает непосредственное воз- действие на результаты развития сферы ВЭД, а также реального сектора экономики России.
Сокращение стоимостных объемов внешнеторгового оборота в России ведет к сниже- нию роли ВЭД в решении задач экономической стабилизации в стране, сказывается отрица- тельно на доходной части государственного бюджета.
Однако, главной причиной неблагоприятной ситуации в сфере ВЭД России является сырьевая перегруженность отечественного экспорта. Следствие ее – чрезмерная зависи- мость от конъюнктурных колебаний, которым наиболее подвержены международные сырье- вые рынки.
Ориентация на мировой рынок была и остается для России исключительно выгод- ным экономическим направлением, что соответственно требует экспортной структуризации национальной экономики более быстрыми темпами. Для обеспечения этого процесса Пра- вительством России определены стратегические цели и приоритетные направления разви-
тия внешнеэкономической деятельности России:
● развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его струк- туры, повышение степени конкурентноспособности и увеличение доли наукоемкой продук- ции;
● создание механизма государственного стимулирования экспорта и импортозаме- щения как на микроуровне, посредством налоговых льгот экспортерам и долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортного производства, так и на макроуровне – путем использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма рас- пределения иностранных кредитов и государственных инвестиций;