Файл: Экзаменационные вопросы по курсу Внешнеэкономическая деятельность иподготовлено в соответствии с программами высших учебных заведений России.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
38
– рассмотрение рекламаций по экспорту и предъявление таковых по импорту;
– ведение коммерческой переписки с иностранными и российскими контрагентами и другими фирмами;
– организацию и анализ кредитных и расчетных операций, акцепт счетов и обработку внешнеторговых документов, оплату счетов и контроль за осуществлением указанных опе- раций.
Организационно-правовое и договорное обеспечение работы внешнеторговой фирмы и ее служб: оформление документов по рекламациям, ведение арбитражных дел в рамках международного и национального законодательства возлагается на юридическую службу.
По мере развития внешнеторговой фирмы выполнение технических и подготовитель- ных операций, осуществляемое на первом этапе коммерческими и вспомогательными под- разделениями, может быть централизовано путем создания специализированных служб,
например копировально-множительного бюро, бюро переводов, отдела автоматизирован- ной обработки данных группы коммерческих расчетов. Содержание последней предпола- гает обособление счетных работ, обработку акцепта счетов, печатание банковско-финансо- вых счетов и других платежных, расчетных и товаросопроводительных документов.
О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
39
18. Полномочия работников
внешнеторговой фирмы
Успех работы внешнеторговой фирмы во многом обеспечивается не только выпол- нением коммерческих, но и управленческих функций, компетенцией и полномочиями ее руководителя. Директор внешнеторговой фирмы назначается генеральным директором экспортоориентированного предприятия (объединения) и входит в состав его правления,
принимает решения о заключении экспортно-импортных сделок, подписывает контракты и договоры, определяя и согласуя с руководством предприятия суммы и виды сделок, объ- емы и условия поставок. Для выполнения своих обязанностей руководитель внешнеторго- вой фирмы обладает определенными полномочиями.
Полномочие – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются опре- деленной должности, а не лицу, который занимает ее в данный момент.
Объем полномочий, которыми наделяется руководитель внешнеторговой фирмы опре- деляется в соответствии с:
– характером решаемых проблем;
– принципом развитости системы коммуникаций;
– учетом личных особенностей исполнителя;
– морально психологическим климатом организации.
Виды управленческих полномочий:
– обязательные для исполнения распорядительные полномочия;
– функциональные;
– рекомендательные;
– представительские;
– согласительные.
Распределение полномочий происходит в зависимости от того, что:
● полномочий должно быть достаточно для решения возникающих вопросов;
● полномочия должны быть четко определены по взаимодействующим должностям;
● исполнители обязаны самостоятельно принимать соответствующие решения и нести за них ответственность в рамках своих полномочий.
Компетенция заместителей и других руководящих работников фирмы устанавливается директором ВТФ.
Делегирование полномочий – передача права принимать руководящие решения и осуществлять определенные действия своим подчиненным. Делегирование полномочий позволяет руководителю с наибольшей эффективностью использовать свое время. Вся работа, которая поручается подчиненным, делится на три группы:
– подготовительную работу, где происходит сбор сведений;
– рутинную работу, она не требует особых навыков, но на нее затрачивается очень много времени. Выполняя такую работу, исполнитель не принимает серьезных решений;
– специализированную работу, предполагающую наличие особых навыков. Все пол- номочия, связанные с выполнением данной работы, делегируются, т.к. один человек не в состоянии хорошо выполнять много видов такой деятельности, как правовое обеспечение работы предприятия, маркетинговые исследования и бухгалтерский учет.
В каждой фирме, как правило, есть старшие эксперты, в
1 2 3 4 5
обязанности которых входят:
оценка соответствия качества производимой на экспорт продукции мировым стандартам,
согласование ассортимента, определение целесообразности импортных закупок, ведение
оценка соответствия качества производимой на экспорт продукции мировым стандартам,
согласование ассортимента, определение целесообразности импортных закупок, ведение
О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
40
переговоров, курирование работы экспертов-оперативников (коммерческой деятельности) и экспертов по качеству и ценам, работающих в свою очередь в контакте с товароведами по приемке и закупке продукции, а также с товароведами-претезионистами, занимающимися с инофирмами оформлением рекламаций.
Целесообразность создания внешнеторговой фирмы в составе предприятия-экспор- тера следует определять путем сопоставления затрат предприятия при отсутствии собствен- ной фирмы (комиссия, уплаченная за экспортно-импортные операции и другие издержки за посредническую деятельность специализированных фирм и организаций) и расходов, свя- занных с ее содержанием. При этом следует учесть, что эффект будет виден только после одного-двух лет работы фирмы.
Кроме того, в пользу создания внешнеторговой фирмы свидетельствует достаточные объемы экспортной продукции и высокая частота их поставок на внешний рынок.
О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
41
19. Реформирование сферы внешнеэкономической
деятельности в России: предпосылки, этапы, цели
Предпосылки реформирования внешнеэкономической деятельности:
● К середине 80-х годов выявились негативные стороны развития внешней торговли:
отсталая стратегия и товарная структура экспорта и импорта, падение темпов внешнеторго- вого оборота, устарелые формы организации работы на внешнем рынке и т.д.
● Неразвитость экспортной структуры и зависимость от колебаний конъюнктуры мирового рынка узкой группы товаров обернулись для России большими валютными поте- рями в связи с ухудшением условий мировой торговли и снижением цен на нефть в
1984-1989гг.
● Неконкурентоспособность экспортной машиннотехнической продукции в резуль- тате отчужденности производителей от внешнего рынка, отсутствия стимулов по улучше- нию качества и технических характеристик продукции, низкий уровень технологии произ- водства, отсутствие права распоряжаться заработанной валютой.
● Широкий ассортимент импорта химической продукции, проката труб, руды, удобре- ний, оборудования для агропромышленного комплекса, а также очень завышенные объемы закупок товаров народного потребления и продовольствия, прекращение развития многих отраслей и направлений производства.
● Отсталость форм и низкая эффективность внешнеэкономического сотрудничества характеризовались незначительным уровнем компенсационных сделок, прямых связей, про- изводственной специализации и кооперации.
Этапы реформирования ВЭД:
1. 1986 – 1988 гг. – изменение принципов организации управления внешней торговлей и ее децентрализация. Задачи:
– расширение прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий, объединений и организаций по выходу на внешний рынок, предоставление предприятиям-производителям права самостоятельного участия в ВЭД;
– расширение числа участников ВЭД за счет создания совместных предприятий, меж- дународных объединений и организаций, ассоциаций внешнеэкономического сотрудниче- ства с целью ускорения научно-технического прогресса.
2. 1989-1991 гг. – развитие ВЭД и формирование системы государственного регулиро- вания данной сферы, прежде всего нетарифного. Право самостоятельного выхода на внеш- ний рынок с апреля 1989 г. получили все производители товаров и услуг.
3. С 1992г. основные усилия были направлены на создание нового механизма государ- ственного регулирования ВЭД и стабильной нормативной базы российского государства в условиях формирования современной внешнеэкономической стратегии и ее либерализации.
Новая стратегия ВЭД России была разработана в середине 1992 г. с учетом внутрен- них и внешних факторов: огромного внешнего долга, необеспеченности зарубежных акти- вов развивающихся и слаборазвитых стран, резкого сокращения внешнеторгового оборота со странами Восточной Европы.
Цели развития внешнеэкономической деятельности России:
– развитие экспортного потенциала, включая совершенствование его структуры, повы- шение конкурентоспособности и увеличение доли наукоемкой продукции;
– создание механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамеще- ния как на микроуровне, посредством налоговых льгот экспортерам и долгосрочных креди- тов на развитие экспортного производства, так и на макроуровне – путем использования
О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
42
части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения ино- странных кредитов и государственных инвестиций;
– формирование современной производственной и финансово-экономической инфра- структуры ВЭД;
– устранение сохраняющейся дискриминации иностранных инвесторов и формирова- ние институтов страхования от политического и экономического риска;
– рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и обеспечения процесса модернизации основных средств производства, направленного на укрепление экс- портной базы страны (закупка комплектующего оборудования и лицензий и др.).
О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
43
20. Характер и тенденции развития
внешнеэкономической деятельности в 90-х годах.
Россия не является экспортоориетированной страной, но состояние экспорта оказы- вает влияние не только на характер внешнеэкономической деятельности, но и на разви- тие внутренней экономики. Стабилизация промышленного производства на протяжении последних лет обеспечивалась за счет поставок продукции на внешние рынки.
В 90-е гг. укрепились позиции отдельных экспортоориентированных отраслей в системе народного хозяйства. Это обеспечило относительно стабильное положение в топ- ливно-энергетическом и металлургическом комплексах, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и химическом производстве, которое все в боль- шей степени определяется мировой конъюнктурой.
В процессе реформирования экономики страны ВЭД промышленных предприятий и объединений заняла важное место в формировании доходной части государственного бюд- жета.
Экспортная деятельность стимулирует развитие отдельных секторов промышленного комплекса, но вместе с тем выявлен ряд усиливающихся отрицательных тенденций, связан- ных с ее развитием:
1) в отечественной экономике присутствует опасная однобокость: под рынком подразу- мевается исключительно внешний рынок, куда в огромных количествах поставляются энер- гоносители и необработанные металлы. Однако, в мировой практике экономический рост государства на 90% обеспечивается за счет увеличения производства и экспорта готовой наукоемкой продукции, внедрения в промышленность новых знаний и технологий;
2) В 90-е гг. значительно ухудшилось соотношение составляющих экспортоориенти- рованных производства в пользу преобладания таких крайне неэффективных его элемен- тов, как сырье и неквалифицированный труд. Более того, стихийное формирование между- народной специализации России сопровождалось ухудшением экологического фона ВЭД.
В экспорте повысилась доля полуфабрикатов, произведенных в отраслях с наибольшим отрицательным воздействием на состояние окружающей среды и экологии в целом в реги- онах расположения экспортных производств – металлургического, нефтехимического, цел- люлозно-бумажного.
В мировой торговле нарастает международный машинно-технический экспорт, высту- пающий катализатором экономики развитых государств. Для России же индекс относитель- ной специализации в мировом разделении труда (степень соответствия структуры экспорта страны мировой структуре) находится на уровне 13%.
На протяжении последних лет сохраняется курс на более тесную интеграцию в миро- вое хозяйство, но участие России в мировой торговле оценивается в 1,3-1,4 %. Она значи- тельно отстала от большинства промышленно развитых государств (США, Германия, Япо- ния. Франция, Великобритания), и находится на позади группы интенсивно развивающихся стран Азиато-Тихоокеанского региона (Гонконг, Китай, Корея, Сингапур, Тайвань).
К 1997г. внешнеэкономический сектор России стал утрачивать свои позиции из-за нарастания отрицательных внутренних и внешних тенденций.
Изменения в тенденциях российского экспорта в 90-е гг. сопровождались нараста- нием объемов импортных поставок. В то же время разнонаправленная динамика важнейших составляющих внешнеторгового оборота России негативно отразилась на показателях тор- гового баланса страны.
О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
44
Негативные изменения динамики внешнеторгового оборота еще больше ухудшили положение России на мировых рынках до уровня 1993г.
Состояние и возможности развития сферы внешнеэкономической деятельности в Рос- сии во многом определяются производственно-ресурсной базой. Благодаря огромным запа- сам природного сырья – газа, нефти, железной, никелевой и медной руды – удалось сохра- нить отдельные позиции в мировом производстве и добыче ряда видов продукции: по добыче природного газа и нефти; по производству никеля, чугуна и стали. Эти позиции поз- воляли российским участникам ВЭД оставаться в числе ведущих стран – экспортеров нефти,
природного газа, цветных и драгоценных металлов.
О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
45
21. Экспорт отдельных видов товаров
Постепенное сжатие в начале 90-х годов российского внутреннего рынка способство- вало переориентации большинства из конкурентных отраслей-производителей полностью на внешние рынки.
В конце 90-х годов несмотря на некоторое оживление внутреннего спроса, ведущие отрасли промышленности, прежде всего топливно-энергетического комплекса, по-преж- нему ориентировались на внешний рынок. Доля экспортных поставок в объеме добывае- мой и производимой энергетической продукции увеличилась. В то же время по многим видам экспортной продукции были утрачены конкурентные преимущества, базировавшиеся на разнице внутренних цен и цен мирового рынка. По нефтепродуктам она достигла в сред- нем 63,7%; по цветным металлам – 18%; по природному газу – 56 % и по нефти – 66 % от показателя мировой цены.
Произошедшие серьезные конъюнктурные сдвиги на мировых рынках последних лет
20 века, прежде всего на рынке энергетических товаров и нефтепродуктов, сопровождались ростом предложения в результате увеличения экспортных квот странами ОПЕК и экспорта иракской нефти, а также снижением уровня цен.
Товарная структура импорта и экспорта России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рынке и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке России.
В экспорте России первое место занимает укрупненная группа «Минеральные про- дукты», включающая энергоресурсы: сырую нефть, природный газ, нефтепродукты. Стре- мясь снизить свою энергетическую зависимость от России, страны Центральной и Восточ- ной Европы предпринимают ряд мер по импорту не только нефти, но и природного газа из Великобритании, Норвегии и Нидерландов. Сокращение российского экспорта в страны
Восточной Европы связано еще и с окончанием срока действия Ямбургского соглашения по природному газу (1986г.).
Второе место занимают металлы, драгоценные камни и изделия из них. Экспортные поставки металлов, различных сортов и марок проката черных металлов серьезно поддержи- вают черную металлургию России. Проблемы экспорта российских товаров черных метал- лов состоят в том, что в США и целом ряде других стран против российского проката,
преимущественно высокотехнологичного, ведется антидемпинговая компания, угрожающая российским поставщикам запретительно высокими импортными пошлинами.
По сравнению с советским периодом значительно возрос экспорт алюминия и других цветных металлов (медь, никель и т.д.). Россия – один из четырех главных экспортеров алю- миния, один из трех – никеля, почти монополист по производству и экспорту платины, пал- ладия и других металлов платиновой группы.
Группа «Машины, оборудование и транспортные средства» занимает очень неболь- шое место в российском экспорте. Больше трети экспорта машинотехнической продукции направляется в страны СНГ.
Рынки стран Центральной и Восточной Европы для российского машиностроения практически потеряны, идет борьба за рынки инвестиционных товаров и оборудования
Китая и ряда развивающихся стран. Значительное место в машинотехническом экспорте
России занимают изделия электротехнической промышленности (генераторы, турбины) и металлоемкое оборудование.
В вывозе химических товаров преобладают калийные, азотные и фосфорные удобре- ния.
О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
46
Основная ориентация во внешней торговле России на развитые страны с рыночной экономикой и сырьевая направленность российского экспорта тесно взаимосвязаны.
Для дальнейшего развития торговли России с развитыми и развивающимися странами необходимо добиться полного и безоговорочного признания России страной с рыночной эко- номикой, ликвидации дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта готовой продукции, завершения переговоров о вступлении России в ВТО.
О. В. Бобкова. «Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности»
47
22. Перспективы развития
внешнеэкономической деятельности
Во внешнеэкономическом комплексе России в последние годы отмечалось падение абсолютных объемов экспортной продукции. Помимо низкой конкурентоспособности оте- чественной продукции на внешних рынках значительную роль в ослаблении экспортных позиций стали играть следующие субъективные факторы:
1. Дискриминационные ограничения ЕС, США, Канады и других на продукцию рос- сийского производства, преимущественно полуфабрикаты и готовые изделия.
2. Антидемпинговые процедуры со стороны Комиссии ЕС, под которые подпадает зна- чительное количество продукции металлургической, химической, легкой и других конку- рентоспособных отраслей российской промышленности. Со стороны США и Канады такие меры направлены против поставок отдельных видов черных металлов.
3. Введение с 1997 г. импортных пошлин на российские нефтепродукты, ввозимые на территорию стран ЕС, пока в льготном режиме. Одновременно они, стремясь понизить энергетическую зависимость от России, ориентируются на поставщиков энергоносителей из других стран.
4. Высокий уровень концентрации по рынкам сбыта российского экспорта, ограни- чивающий его расширение. Так, около 90% экспорта меди и никеля приходится на рынок
Нидерландов; 60% поставок алюминия осуществляется на рынки двух стран – Японии и США; около 70% лесоматериалов – Финляндии и Японии; более 40% природного газа поставляется на Украину и в Германию.
В условиях высокой экспортной ориентации российской промышленности, а также снижения конкурентоспособности отечественной продукции, как на внешних, так и на внут- ренних рынках конъюнктура мировых товарных рынков оказывает непосредственное воз- действие на результаты развития сферы ВЭД, а также реального сектора экономики России.
Сокращение стоимостных объемов внешнеторгового оборота в России ведет к сниже- нию роли ВЭД в решении задач экономической стабилизации в стране, сказывается отрица- тельно на доходной части государственного бюджета.
Однако, главной причиной неблагоприятной ситуации в сфере ВЭД России является сырьевая перегруженность отечественного экспорта. Следствие ее – чрезмерная зависи- мость от конъюнктурных колебаний, которым наиболее подвержены международные сырье- вые рынки.
Ориентация на мировой рынок была и остается для России исключительно выгод- ным экономическим направлением, что соответственно требует экспортной структуризации национальной экономики более быстрыми темпами. Для обеспечения этого процесса Пра- вительством России определены стратегические цели и приоритетные направления разви-
тия внешнеэкономической деятельности России:
● развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его струк- туры, повышение степени конкурентноспособности и увеличение доли наукоемкой продук- ции;
● создание механизма государственного стимулирования экспорта и импортозаме- щения как на микроуровне, посредством налоговых льгот экспортерам и долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортного производства, так и на макроуровне – путем использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма рас- пределения иностранных кредитов и государственных инвестиций;