Файл: Тема Теоретические подходы к проблеме происхождения государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;
6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;
7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель — А. Галлер;
8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;
9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель — К. А. Виттфогель.
5. Теории происхождения права.
Патриархальная теория
Пожалуй, она является самой древней. Ее приверженцы полагают, что государство – это закономерное продолжение патриархальной семьи. Власть правителя страны аналогична власти главы семейства, а ее граждане рассматриваются как члены большой семьи, главой которой и является правитель. Издаваемые им законы должны исполняться всеми подданными, как все члены патриархальной семьи должны находиться в послушании у ее главы. Это необходимо для обеспечения стабильности и порядка в государстве. Известно, что такие взгляды развивал в своих трудах Аристотель.
Теологическая теория Это одна из старейших теорий, в которой дается попытка объяснить, как возникло право. Она предполагает, что право было даровано человечеству Богом. Ее сторонники придерживаются мнения, что существуют высший божественный закон и основанное на нем естественное право, а все нормативные акты, принимаемые законодателями, должны этим нормам соответствовать. Сторонником этой теории был живший в XII-XIII веках Фома Аквинский. Но эта теория была создана задолго до него в обществах с иными религиозными взглядами. Например, в Древнем Египте в эпоху царствования фараонов обязательность исполнения правовых норм объяснялась тем, что власть правителям была дана богами, и законы принимаются согласно их воле.
Естественно-правовая теория Ее приверженцы противопоставляют законы, устанавливаемые государством, естественному праву. Концепция естественного права подразумевает, что каждый человек с момента рождения наделен определенными неотъемлемыми правами. Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов. Данная теория имеет много общего с теологической. Она несет идеи социальной справедливости и гуманизма. Вопросы, связанные с происхождением права, естественно-правовая теория не рассматривает, поскольку предполагается, что определенными правами люди всегда обладали с рождения. Эти взгляды разделяли Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк. Начиная с XVII в. под лозунгами, провозглашавшими необходимость построения новых государств, в которых естественные права человека будут приоритетными, прошли многие акции революционеров.
Историческая теория Была разработана в начале XIX в. В Германии. Это одна из первых теорий о происхождении права, которая стала рассматривать реально происходящие процессы, в результате которых оно возникло. Ее автором является немецкий юрист и историк Савиньи (спустя некоторое время после ее разработки он стал министром юстиции прусского короля). По мнению Савиньи, законодателей создателями права считать нельзя. Оно формируется самопроизвольно и является следствием развития народного духа. Рождение права Савиньи сравнил с появлением языка. Право порождается самим народом, а ученые-правоведы должны уловить его суть и выразить ее в юридических формулировках. Затем эти тезисы законодатель должен заставить работать, а для этого их необходимо включить в общеобязательные нормативные акты. Возникновение государства Савиньи также объяснял результатом развития народного духа. Историческая теория содержит верное утверждение, согласно которому государство и право возникают как закономерный результат развития человеческой цивилизации. Однако она так и не дает ответа на вопрос, что такое «народный дух», который, по утверждению Савиньи, является движущей силой исторического развития. Появление данной теории стало огромным шагом вперед для гуманитарной науки. Автор теории и его сторонники впервые уловили, какое значение имеет глубинный этнокультурный пласт для зарождения права.
Марксистская теория Ее авторами являются К. Маркс и Ф. Энгельс, а позже она была принята В. Лениными его последователями. В соответствии с этой теорией право возникает одновременно с государством. Его необходимость обусловлена появлением частной собственности, разделением труда и расслоением общества на классы с противоположными интересами. В таком обществе право рассматривается сторонниками теории как государственный инструмент, применяемый для урегулирования общественных отношений. При этом правящий класс использует правовые нормы для принуждения представителей угнетенных классов. Так, по мнению марксистов, с помощью права закрепляется общественное неравенство. Существенным недостатком марксистской теории можно считать значительное преувеличение связи права с государственным аппаратом, экономикой, классовым делением общества и мерами принуждения. Такая связь, безусловно, имела место в действительности, но была не столь всеобъемлющей. Кроме этого, сторонники теории были убеждены, что право не может существовать без особого аппарата принуждения. Ему приписывались репрессивные и карательные функции. Другие же факторы учитывались в недостаточной степени. Сильными сторонами марксистской теории следует признать использование исторического подхода, рассмотрение права как социального института, учет его связи с материальной жизнью общества и его классовыми структурами. На момент своего появления марксистская теория способствовала значительному продвижению теории государства и права как науки. Под влиянием идей марксизма произошел Октябрьский переворот 1917 г.
Психологическая теория Согласно ее положениям человек нуждается в праве потому, что так легче контролировать внутренние переживания. Сторонники теории убеждены, что каждый народ обладает собственным интуитивным правом. Оно развивается в течение многих веков и не зависит от внешних влияний. Правовая система определенного народа определяется его правосознанием и правовой культурой. Такой точки зрения придерживались З. Фрейд и Л. Петражицкий.
Социологическая теория Она провозглашает, что источниками права являются не законы, а жизнь отдельных людей и общества в целом. Законы могут лишь фиксировать принятые нормы поведения. Важно не столько само право, сколько его реализация. Судебные решения по конкретным делам (прецеденты) ставились выше нормативных актов. Недостатками такого подхода являются трудность в разграничении законных и незаконных действий, а также пренебрежение нормативно-правовой базой. Эти взгляды разделяли Эрлих и Муромцев.
Нормативистская теория Источником права считается воля государства, зафиксированная в нормативном акте. Ее исполнение обеспечивается государственными мерами принуждения.
Тема 2. Форма государства» как набор основных параметров, характеризующих государство.
1. Факторы, влияющие на форму государства.
Факторы:
1. Территориально-географические факторы:
- Размер территории государства;
- Наличие крупных географических объектов (например, крупных горных хребтов). Влияние на форму устройства. Например, Швейцария;
- Климатические условия предопределяемые географическим расположением государства. Еще Макиавелли связывал форму правления и географическим расположением государства. Сверенные государства – монархия, южные народы – республика;
- Расположение государства (наличие выхода к морю, наличие полезных ископаемых, островное/континентальное). Оказывает влияние на экономическое развитие государства и форма государства.
2. Внутренние факторы (находят своё проявление на территории самого государства):
- Внутриэкономические факторы (тип экономики – распределительная или обменная; степень укладности экономики – одноукладная или многоукладная; уровень экономического развития общества; тип и характер производственных отношений – производящая экономика или ресурсная; степень экономической стабильности общества);
- Социально-духовные факторы:
- Отношение государства к религии;
- Национальный состав населения;
- Историческое развитие, формирование ментальности общества (традиции, обычаи, культура);
- Характер и степень социальной стратификации общества (степень совместимости социальных интересов, состав групп и т.д.).
Внутриполитические факторы:
- Расстановка политических сил – какие существуют политические силы в обществе, чьи интересы эти политические силы выражают, как эти политические силы организованы, какое влияние они имеют на формирование и осуществление государственной власти;
- Уровень политического сознания и политической культуры общества;
- Степень политической активности населения;
- Степень политической стабильности общества (последовательное, поступательное развитие политических процессов).
3. Внешние факторы:
- Политическое окружение государства. Либо государство находится во враждебном окружении либо в дружественном. Это влияет на режим государственного устройства;
- Внешнеполитическое заимствование. Ни одно государство не может быть изолированным. Они взаимодействуют и воспринимают какие-либо элементы формы государства;
- Фактор внешнеполитического давления (фактор внешнеполитического навязывания). Одно государство (группа государств) путём экономического, политического, прямого военного давления навязывает другому государству какие-либо выгодные для себя элементы формы.
2. Современное состояние монархической формы правления.
Классическая форма монархии сегодня сохранилась только в Омане и Брунее. В этих странах монарх, как глава государства, обладает всей полнотой государственной власти, представительные органы или отсутствуют, или заменяются разными совещательными органами при монархе без реальных политических полномочий и полностью от него зависят.
Некоторые азиатские монархии заимствовали из европейской политической системы демократические институты, адаптировали их к своей политической системе. Чаще всего это страны, которые в прошлом были колониями или находились под протекторатом. Например, Иордания сейчас является дуалистической конституционной монархией, где власть разделена между королем и парламентом.
Среди азиатских монархий иногда встречается выборная монархия (ОАЭ, Малайзия). В Европе такую форма государственного управления существовала лишь в Речи Посполитой до ее раздела в XVIII веке. Выборная монархия сочетает в себе элементы монархии и республики, с ярко выраженным преобладанием монархических элементов. Такую монархию часто называют «монархической республикой» или республикой с монархией. В азиатских монархиях Персидского залива действует принцип престолонаследия, который называется клановым. В его основе лежит принцип выбора монарха семьей (Саудовская Аравия, Катар).
3.Проблемы современных федераций.
Академик Е. Примаков выделяет 7 проблем российского федерализма:
1. Стремление ряда руководителей регионов придать административным границам статус государственных: «Сегодня у нас примерно тридцать территориальных претензий одних субъектов Федерации к другим... Пришло время объявить мораторий на территориальные споры, ведущие к пересмотру административных границ».