Файл: Тема Теоретические подходы к проблеме происхождения государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Проблема оптимизации взаимосвязи межнациональных отношений и становления российского федерализма. Здесь — двуединая задача: «С одной стороны, сохранить равенство всех субъектов Федерации в своих правах и обязанностях; а с другой — создать наилучшие условия для сохранения национальной самобытности всех народов России».

3. Оптимизация системы взаимосвязи центра, субъектов Федерации и местного самоуправления: «Для проведения в жизнь этого принципа нужна реальная вертикаль исполнительной власти, которая предполагает сочетание четкой дисциплины с отношениями партнерства и взаимного уважения конституционных прав каждого уровня власти. Между тем, у нас до сих пор не выработаны «правила поведения» во взаимоотношениях центра и субъектов Федерации, нет таких правил и в отношениях между региональными и местными властями».

4. Дальнейшее совершенствование практики договорных отношений центра и субъектов Федерации. Есть ряд нерешенных вопросов: «...как сочетать конкретную договорную практику с общими для всех правилами и ограничениями? Как без нарушений таких общих ориентиров полнее учитывать конкретные национальные, исторические, культурные особенности регионов? Хотя конкретных обращений в Конституционный суд о нарушениях договорами или соглашениями норм Конституции не было, настала пора ужесточить правовую экспертизу таких договоров...»

5. Вопрос о соотношении между собственностью федеральной, региональной и муниципальной: «Главное не то, как «переделить» государственную собственность по разным уровням, а как оптимизировать управление ею, имея в виду достижение максимальной эффективности производства».

6. Совершенствование практики предоставления трансфертов: «Нынешние критерии, по которым определяются их размеры, несостоятельны... Пора их рассчитывать, исходя из стоимости потребительской корзины, среднедушевого дохода, а также брать в расчет географические, природные, инфраструктурные и другие условия». Но это, подчеркивает Примаков, только одна сторона медали. Не менее важным является «обоснованность формирования расходной части региональных бюджетов, в том числе муниципальных. Следует установить единые правила формирования доходной части бюджетов, которые обеспечивали бы прозрачность методики их составления».

4. Республика и ее виды в современных условиях.

Термин республика, переводимый как «общее дело», означает форму правления, при которой глава государства является выборным лицом. Признаками республиканской формы правления являются выборность органов государственной власти, коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов, краткосрочность представительных органов и замещения высших должностей исполнительной власти.


Республиканская форма правления была известна еще в рабовладельческих (Древняя Греция, Древний Рим) и феодальных (Венеция, Новгород, Псков) государствах. Активное развитие она получила в период новой истории, когда после буржуазных революций в государстве устанавливалась республиканская форма правления. В зависимости от статуса и объема полномочий главы государства, парламента и правительства выделяют следующие основные виды республик: президентские, парламентарные и смешанные. Для характеристики вида республики в литературе также используется термин «система правления». Сахаров Н. А. отмечает, что «более корректно с точки зрения научной терминологии говорить о президентской, полупрезиденской, парламентарной системах правления» (Институт президентства в современном мире. М.: Юрид. лит., 1994. С. 3). Аналогичная точка зрения встречается и у других ученых (см., напр.: Сапаргалиев, Г. Конституционное право Республики Казахстан: академический курс / Г. Сапаргалиев. Алматы: Жетi жаргы, 2007. С. 235).

Впервые президентская республика появилась в США после принятия Конституции 1787 г. Именно в организации системы государственной власти этой страны элементы данной формы правления находят наибольшее проявление. В основе организации государственной власти в США лежит система разделения властей, где президент представляет исполнительную власть, конгресс – законодательную, и судебные органы – судебную. Взаимодействие органов государственной власти осуществляется на основе существующей в президентской республике «системы сдержек и противовесов», которая находит выражение в нескольких аспектах.

Во-первых, отличаются способы формирования высших органов государственной власти США. Палаты конгресса – палата представителей и сенат избираются на основе прямых выборов. Президент в президентской республике избирается на основе косвенных выборов. Судебная власть формируется законодательной и исполнительной властью совместно.

Во-вторых, закрепляются различные сроки формирования данных органов государственной власти: члены палаты представителей избираются на два года, президент США – на четыре года, сенат – на шесть лет, судьи назначаются пожизненно.

В-третьих, у властей существуют средства обоюдного воздействия. Например парламент принимает закон, который обязаны соблюдать и судебная власть

, и исполнительная. При этом глава исполнительной власти может применить в ходе законодательного процесса право вето, а суд в дальнейшем может признать закон неконституционным. В президентской республике парламент не может объявить недоверие правительству, а президент не обладает правом роспуска парламента или одной из его палат. Парламент обладает правом привлечения президента и министров к юридической ответственности посредством процедуры импичмента.

В президентской республике президент играет доминирующую роль в системе органов государственной власти. У. Г. Тафт, характеризуя его положение, отметил, что «в глазах народа президент – это живое воплощение власти как таковой. Вот почему общество возлагает на него ответственность за любое действие или бездействие» (цит. по: Шлезингер, А. Циклы в американской истории / А. Шлезингер. М., 1992. С. 414). В связи с этим в большинстве стран с этой формой правления глава государства избирается на основе прямого избирательного права (Мексика, Египет, Колумбия, Филиппины). Являясь главой исполнительной власти, президент самостоятельно формирует её высший орган. Правительство как единый коллегиальный орган при данной форме правления отсутствует. Министры, входящие в состав правительства, фактически являются помощниками, консультантами президента по вопросам своей компетенции и несут ответственность только перед ним.

В президентской республике возможны две модели сосуществования законодательной и исполнительной власти. Первая модель, получившая название «разделенное правление», характеризуется принадлежностью президента и парламентского большинства к разным политическим партиям. Это приводит к бόльшим проявлениям механизмов взаимного контроля данных ветвей власти. Для второй модели характерна принадлежность президента и парламентского большинства к одной политической партии. Фактически парламент и президент в данном случае образуют одну «партийную власть», компетенции которой включают и законодательные, и исполнительные полномочия.

5. Значение конфедеративного устройства для государств современности.

Конфедерация - относительно устойчивый союз отдельных суверенных государств, созданный для осуществления конкретных экономических, политических, военных целей, не обладающий признаками единого государства.

Государства, реализуя цели внешней политики, образуют разного рода союзы. Эти союзы могут носить временный характер, например, военные союзы; могут быть союзы, объединяющие государства для реализации каких либо отдельных целей или проектов.


Конфедерации в отличие от таких простых союзов носят устойчивый характер, объединяют государства для постоянного совместного решения широкого круга экономических, политических, культурных вопросов. Несмотря на более тесный характер взаимоотношений государств в рамках конфедерации, чем в других союзах, конфедерации не являются едиными государствами. Поэтому конфедерацию неправильно рассматривать как разновидность формы государственного устройства. Это разновидность межгосударственного союза.

Как государственные образования конфедерации имеет определенный состав, создают органы для решения общих дел союза, могут устанавливать общий таможенный, валютный режим, согласовывать отдельные блоки законодательства и пр. Однако конфедерации не имеют общей границы, общего гражданства, единой правовой системы, других признаков единого государства. Решения, принимаемые органами конфедерации, приобретают обязательную силу только после утверждения их государствами, входящими в союз.

Путем создания конфедеративных образований отдельные государства решают задачи осуществления согласованной внутренней и внешней политики, укрепления своих позиций на международной арене. Конфедерации исторически могут быть этапом в образовании единого государства (например, США и Швейцария на начальных этапах были конфедеративными союзами).


Тема 3. Проблемы типологии государств.

1. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.

Формационный подход

Объединение единичных государств в границах общественной формации на основании общих экономических интересов. В рамках данного подхода государства могут быть отнесены к тому или иному типу по экономико-социальным признакам: типу отношений в обществе, типу государственно-правового базиса.

Формационно-стадиальная государственная типология:

Рабовладельческое – рабы являются собственностью свободных людей, отсутствие прав и свободы действий в рамках государства.

Феодальное – присвоение результатов труда крестьян феодалами и собственниками земли по типу диктатуры (отсутствие прав на трудовую деятельность крестьянского общества).


Буржуазное – замена сословий социальным расслоением, поскольку у рабочего отсутствуют права на средства производства, в результате чего он продает мускульную силу капиталистам-диктаторам.

Социалистическое – общественное право собственности на производственные средства, размывание общественных границ в рамках обширной социальной базы.

Достоинства: эффективное разделение на основе отношения к экономическим факторам; стадийность исторического развития и очевидность прогрессивного становления современного общества.

Недостатки: однонаправленность; невозможность учета факторов культурного развития.

Цивилизационный подход

Подход к разделению государств на основе многовариантного развития и различных путей достижения прогресса.

В рамках подхода лежат культуро-образующие признаки: религия, психология, национальные особенности. Одни ученые выделяют цивилизации по национальным признакам: арабская, китайская и др., другие же больше склоняются к цикличности цивилизационного становления: возникновение, рост, разложение.

Цивилизационно-циклическая государственная типология:

Локальные – цивилизации, которые образовались в удаленных регионах или в рамках национального союза (шумеры, эгейцы). Особенные – объединение локальных культур на основании общности в той или иной сфере (Ислам, Европа, Китай).

Современная – цивилизация, объединившая все виды культур в обществе.

Достоинства: учет факторов духовной жизни; адресность государственной градации.

Недостатки: недооцененность влияния экономических факторов роста; большое количество культурно-образующих факторов становления.

2. Типология государств по их отношению к церкви.

Взаимодействие государства и церкви обуславливается его двояким значением: как нравственно-религиозного и как юридического союза. В зависимости от того, какие права предоставляются церкви в ее взаимоотношениях с государством, можно определить четыре типа систем:

1. Теократия или приоритет церкви перед государством.

2. Господствующая церковь.

3. Признанные церкви.

4. Церкви терпимые.

По отношению к разным вероисповеданиям государство может применять различные системы.

В зависимости от отношения к церкви в современном мире выделяют:

1. Теократические государства.

2. Светские государства.

3. Клерикальные государства