Файл: Контрольная работа по дисциплине Экономическая безопасность государства Тема Политика реформ и экономическая безопасность России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНЖЕНЕРНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
Контрольная работа
по дисциплине
«Экономическая безопасность государства»
Тема: Политика реформ и экономическая безопасность России
| Выполнил(а): |
| Седых О.Г. |
| Группа ГМСз-19 |
Донецк, 2023
Ведение
Одна из наиболее актуальных проблем современной России это процесс формирования российской экономики, оценка ее экономической безопасности. От решения этих проблем зависит, войдет ли Россия вновь в число ведущих мировых держав или станет одной из слаборазвитых стран «третьего мира». На карту поставлена не только политическая судьба страны, но и благополучие всего населения, будущее наших детей.
В настоящее время исследование проблем экономической безопасности Российской Федерации по праву является одним из самых важных направлений деятельности ученых-экономистов. Колоссальное количество статей, монографий и исследований посвящается этой теме.
Современное положение России таково, что исследования экономистов в той или иной сфере так или иначе пересекаются с проблемами экономической безопасности, а как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, залог стабильности жизни общества.
Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны всегда требует наличия развитой, сильной и стабильной экономики.
В современном мире развитие военных технологий сделало практически невозможным ведение крупномасштабных военных действий (эффект сдерживания). Поэтому основным оружием в нынешних реалиях становятся экономические методы.
Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов:
· военной,
· технологической,
· продовольственной,
· экологической безопасности и др.
Сегодня Россия стоит перед серьезными «вызовами» глобализации и необходимостью более тесного и эффективного включения в международные отношения. Очевидно, эффективная интеграция возможна лишь на основе создания прочной и стабильной внутренней экономики, опирающейся на весь арсенал рычагов современной экономической политики и экономической безопасности. В этих условиях крайне актуальны проблемы поставленные Правительством РФ по обеспечению устойчивого экономического роста и введению полной конвертируемости национальной валюты. Их решение предполагает развитие инвестиционных процессов, нормализацию положения финансового и банковского секторов, укрепление позиций национального бизнеса в целом. Большое значение имеет и координация действий тех органов власти, в чью компетенцию входят формирование и реализация экономических подходов, ведь от них в немалой степени зависит достижение намеченных целей.
Цель работы: определить основные проблемы экономической безопасности РФ, проанализировать их сущность, а также выделить возможные пути их решения.
-
Экономические реформы России 1990-2020гг.
Экономическая реформа – это сознательные изменения экономической системы, реализуемые государственной властью.
Реформы проводятся в рамках экономической политики государства. Политика в этой сфере представляет собой набор мер и мероприятий, направленных на реализацию экономических решений. Цели определяются текущим состоянием экономики страны.
Экономическая политика и реформирование преследуют следующие цели:
-
Обеспечение роста макроэкономических показателей. -
Стремление к полной занятости. -
Обеспечение экономической эффективности. -
Поддержание стабильного уровня цен. -
Обеспечение экономических свобод. -
Создание условий справедливого распределения ресурсов. -
Предоставление социальных гарантий. -
Поддержание сбалансированности внешнеторгового баланса.
Реформы могут проводиться в разных направлениях экономической политики, например, в денежно-кредитной, инвестиционной, промышленной и других. Субъектами экономической политики выступают государство и негосударственные союзы, объединения. Государство наделено властными полномочиями. Оно применяет их для обеспечения интересов всех социальных групп. Принятие законов и будущих реформ начинается с выработки законодательных норм. Закон передается в органы исполнительной власти, которые осуществляют непосредственную реализацию принятого решения.
Влияние общественных институтов характерно для развитых экономик. Здесь действуют профсоюзы, различные объединения предпринимателей, которые имеют реальную власть и могут влиять на решения государства. В Германии есть институты по управлению страхованием, а в Швейцарии - агентство общественного транспорта, учреждение противопожарной безопасности.
Экономическое реформирование является инструментом реализации экономической политики государства, которая преследует цели улучшения макроэкономических показателей и общего состояния национальной хозяйственной системы.
Переход российской экономики от командно-административной системы хозяйствования к рыночной начался в начале 90-х годов после окончательного развала СССР. Основные реформы того времени были связаны с:
-
Либерализацией цен и внешней торговли. -
Приватизацией.
Решение о переходе к рынку было принято в 1991 году. В этот же год было сформировано правительство, которое должно было реализовать новую экономическую программу. С начала января 1992 года началась либерализация цен. Так же был введен указ о свободной торговле. В середине года была утверждена программа по приватизации государственной собственности. Начавшиеся преобразования привели к скачку инфляции, что дало толчок к замене советского рубля на российский. Приватизация активно развернулась к 1995 году.
Реформы девяностых годов были связаны с разгосударствлением экономики и либерализацией цен. Отпуск цен привел к тому, что российские предприятия остались практически без оборотного капитала. Цель приватизации была направлена на быструю передачу имущества в частные руки, а не на создание крепкой хозяйственной базы. Характер приватизации был обвальным, так как имел практически бесплатный характер, а так же сопровождался массовым нарушением прав человека. Результатом приватизации стал новый класс олигархов, в руках которого сосредоточилась существенная часть имущества страны. В итоге крупные советские предприятия стали акционерными корпорациями, а средний и малый бизнес почти перестал существовать.
Либерализация цен привела к резкому скачку инфляции. Сбережения граждан обесценились, что привело к падению доверия к власти. Результатом стал кризис и дефолт российской финансовой системы. Государству пришлось взять в свои руки управление денежно-кредитной системой. Полноценная рыночная система хозяйствования не была создана.
В начале двадцать первого века в России были проведены социально-экономические реформы:
-
налоговая. -
земельная. -
пенсионная. -
банковская. -
монетизация льгот. -
реформа трудовых отношений. -
реформа электроэнергетики. -
реформа железнодорожного транспорта.
В 2007 году было принято решение развивать инновационное направление в экономике, поэтому была принята программа развития наноиндустрии в России. С точки зрения экономической политики последние двадцать лет можно разделить на этапы 1999 - 2003, 2003 - 2008, 2008 – 2013, 2014 – 2019. Для удобства этапы экономического реформирования связывают с годами правления В.В. Путина. На первом этапе была создана и внедрена программа социально-экономического развития до 2010 года под руководством Германа Грефа. В этот период были проведены пенсионная и налоговая реформы, принят новый Земельный кодекс. Так же резко снизились барьеры для запуска нового бизнеса, начались преобразования в сфере государственного сектора и переговоры по вступлению России в ВТО.
Следующим этапом стало огосударствление экономики. Важные экономические преобразования сохранялись лишь в макроэкономическом и финансовом направлениях. Этот период отмечается снижением инфляции, пересмотром системы банковских услуг, а так же ростом объема кредитования населения и реального сектора.
К 2008 году российский ВВП значительно вырос, в том числе на душу населения. Но все эти улучшения опирались на сверхдоходы от продажи нефти. К 2008 году эта модель себя исчерпала. С 2008 года начался постепенный экономический спад. Среднегодовой темп роста после экономического кризиса в стране за последние 10 лет не превысил 2%.
Следующая программа развития была принята в 2012 году. Но обещанные реформы не были реализованы. Поэтому новая программа была разработана и подписана Президентом в 2018 году. Теперь упор делается на государственные, а не на частные инвестиции, поэтому основная нагрузка ложиться на население страны в виде роста налоговых ставок.
2. Экономическая безопасность государства. Понятие, сущность
Для государства (как и для общества, и для личности) не существует абсолютной экономической безопасности, то есть состояния, когда отсутствуют какие-либо внешние и внутренние угрозы национальному хозяйству.
Понятие безопасности очень многогранное. В зависимости от факторов воздействия определяются критерии. Выделяют следующие виды безопасности государства:
-
техническая безопасность; -
войсковая безопасность; -
информационная безопасность; -
продовольственная безопасность; -
экологическая безопасность.
Базисом всех этих видов безопасности является экономическая безопасность. Ведь именно экономика является той основой, на которой базируется вся совокупность социальных, правовых, моральных отношений и связей. На первых этапах развития производства под экономической безопасностью подразумевали только сохранность производственных секретов и коммерческих тайн. Но с развитием как производства, так и общества в это понятие стали вкладывать более широкий смысл.
Экономическая безопасность государства – это состояние максимально эффективного использования им всех своих ресурсов для сохранения контроля над ними и предотвращения возможных угроз стабильному функционированию государства как в настоящем, так и в будущем.
Экономическая безопасность государства – это многоуровневая структура. Объясняется это очень просто. Государство для обеспечения собственной безопасности должно гарантировать экономическую безопасность каждому гражданину своей страны, общественным организациям и объединениям, предприятиям, отраслям и экономике в целом, отдельным регионам и всей территории страны. Ввиду этого выделяют такие формы экономической безопасности государства:
-
личностная; -
общественная; -
производственная; -
отраслевая; -
региональная; -
национальная (федеральная); -
международная.
Каждый из упомянутых видов отвечает за соблюдение юридических, имущественных, правовых, производственных, финансовых интересов своих субъектов, за разработку государственной стратегии социального и экономического развития.
Экономическая безопасность заключается в определении и защите государственных экономических интересов.