Файл: Контрольная работа по дисциплине Экономическая безопасность государства Тема Политика реформ и экономическая безопасность России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНЖЕНЕРНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

Контрольная работа

по дисциплине

«Экономическая безопасность государства»
Тема: Политика реформ и экономическая безопасность России





Выполнил(а):




Седых О.Г.




Группа ГМСз-19


Донецк, 2023

Ведение
Одна из наиболее актуальных проблем современной России это процесс формирования российской экономики, оценка ее экономической безопасности. От решения этих проблем зависит, войдет ли Россия вновь в число ведущих мировых держав или станет одной из слаборазвитых стран «третьего мира». На карту поставлена не только политическая судьба страны, но и благополучие всего населения, будущее наших детей.

В настоящее время исследование проблем экономической безопасности Российской Федерации по праву является одним из самых важных направлений деятельности ученых-экономистов. Колоссальное количество статей, монографий и исследований посвящается этой теме.
Современное положение России таково, что исследования экономистов в той или иной сфере так или иначе пересекаются с проблемами экономической безопасности, а как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, залог стабильности жизни общества.

Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны всегда требует наличия развитой, сильной и стабильной экономики.
В современном мире развитие военных технологий сделало практически невозможным ведение крупномасштабных военных действий (эффект сдерживания). Поэтому основным оружием в нынешних реалиях становятся экономические методы.

Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов:


· военной,

· технологической,

· продовольственной,

· экологической безопасности и др.

Сегодня Россия стоит перед серьезными «вызовами» глобализации и необходимостью более тесного и эффективного включения в международные отношения. Очевидно, эффективная интеграция возможна лишь на основе создания прочной и стабильной внутренней экономики, опирающейся на весь арсенал рычагов современной экономической политики и экономической безопасности. В этих условиях крайне актуальны проблемы поставленные Правительством РФ по обеспечению устойчивого экономического роста и введению полной конвертируемости национальной валюты. Их решение предполагает развитие инвестиционных процессов, нормализацию положения финансового и банковского секторов, укрепление позиций национального бизнеса в целом. Большое значение имеет и координация действий тех органов власти, в чью компетенцию входят формирование и реализация экономических подходов, ведь от них в немалой степени зависит достижение намеченных целей.

Цель работы: определить основные проблемы экономической безопасности РФ, проанализировать их сущность, а также выделить возможные пути их решения.


  1. Экономические реформы России 1990-2020гг.

Экономическая реформа – это сознательные изменения экономической системы, реализуемые государственной властью.

Реформы проводятся в рамках экономической политики государства. Политика в этой сфере представляет собой набор мер и мероприятий, направленных на реализацию экономических решений. Цели определяются текущим состоянием экономики страны.

Экономическая политика и реформирование преследуют следующие цели:

  1. Обеспечение роста макроэкономических показателей.

  2. Стремление к полной занятости.

  3. Обеспечение экономической эффективности.

  4. Поддержание стабильного уровня цен.

  5. Обеспечение экономических свобод.

  6. Создание условий справедливого распределения ресурсов.

  7. Предоставление социальных гарантий.

  8. Поддержание сбалансированности внешнеторгового баланса.


Реформы могут проводиться в разных направлениях экономической политики, например, в денежно-кредитной, инвестиционной, промышленной и других. Субъектами экономической политики выступают государство и негосударственные союзы, объединения. Государство наделено властными полномочиями. Оно применяет их для обеспечения интересов всех социальных групп. Принятие законов и будущих реформ начинается с выработки законодательных норм. Закон передается в органы исполнительной власти, которые осуществляют непосредственную реализацию принятого решения.

Влияние общественных институтов характерно для развитых экономик. Здесь действуют профсоюзы, различные объединения предпринимателей, которые имеют реальную власть и могут влиять на решения государства. В Германии есть институты по управлению страхованием, а в Швейцарии - агентство общественного транспорта, учреждение противопожарной безопасности.

Экономическое реформирование является инструментом реализации экономической политики государства, которая преследует цели улучшения макроэкономических показателей и общего состояния национальной хозяйственной системы.

Переход российской экономики от командно-административной системы хозяйствования к рыночной начался в начале 90-х годов после окончательного развала СССР. Основные реформы того времени были связаны с:

  1. Либерализацией цен и внешней торговли.

  2. Приватизацией.

Решение о переходе к рынку было принято в 1991 году. В этот же год было сформировано правительство, которое должно было реализовать новую экономическую программу. С начала января 1992 года началась либерализация цен. Так же был введен указ о свободной торговле. В середине года была утверждена программа по приватизации государственной собственности. Начавшиеся преобразования привели к скачку инфляции, что дало толчок к замене советского рубля на российский. Приватизация активно развернулась к 1995 году.

Реформы девяностых годов были связаны с разгосударствлением экономики и либерализацией цен. Отпуск цен привел к тому, что российские предприятия остались практически без оборотного капитала. Цель приватизации была направлена на быструю передачу имущества в частные руки, а не на создание крепкой хозяйственной базы. Характер приватизации был обвальным, так как имел практически бесплатный характер, а так же сопровождался массовым нарушением прав человека. Результатом приватизации стал новый класс олигархов, в руках которого сосредоточилась существенная часть имущества страны. В итоге крупные советские предприятия стали акционерными корпорациями, а средний и малый бизнес почти перестал существовать.


Либерализация цен привела к резкому скачку инфляции. Сбережения граждан обесценились, что привело к падению доверия к власти. Результатом стал кризис и дефолт российской финансовой системы. Государству пришлось взять в свои руки управление денежно-кредитной системой. Полноценная рыночная система хозяйствования не была создана.

В начале двадцать первого века в России были проведены социально-экономические реформы:

  • налоговая.

  • земельная.

  • пенсионная.

  • банковская.

  • монетизация льгот.

  • реформа трудовых отношений.

  • реформа электроэнергетики.

  • реформа железнодорожного транспорта.

В 2007 году было принято решение развивать инновационное направление в экономике, поэтому была принята программа развития наноиндустрии в России. С точки зрения экономической политики последние двадцать лет можно разделить на этапы 1999 - 2003, 2003 - 2008, 2008 – 2013, 2014 – 2019. Для удобства этапы экономического реформирования связывают с годами правления В.В. Путина. На первом этапе была создана и внедрена программа социально-экономического развития до 2010 года под руководством Германа Грефа. В этот период были проведены пенсионная и налоговая реформы, принят новый Земельный кодекс. Так же резко снизились барьеры для запуска нового бизнеса, начались преобразования в сфере государственного сектора и переговоры по вступлению России в ВТО.

Следующим этапом стало огосударствление экономики. Важные экономические преобразования сохранялись лишь в макроэкономическом и финансовом направлениях. Этот период отмечается снижением инфляции, пересмотром системы банковских услуг, а так же ростом объема кредитования населения и реального сектора.

К 2008 году российский ВВП значительно вырос, в том числе на душу населения. Но все эти улучшения опирались на сверхдоходы от продажи нефти. К 2008 году эта модель себя исчерпала. С 2008 года начался постепенный экономический спад. Среднегодовой темп роста после экономического кризиса в стране за последние 10 лет не превысил 2%.

Следующая программа развития была принята в 2012 году. Но обещанные реформы не были реализованы. Поэтому новая программа была разработана и подписана Президентом в 2018 году. Теперь упор делается на государственные, а не на частные инвестиции, поэтому основная нагрузка ложиться на население страны в виде роста налоговых ставок.
2. Экономическая безопасность государства. Понятие, сущность




Для государства (как и для общества, и для личности) не существует абсолютной экономической безопасности, то есть состояния, когда отсутствуют какие-либо внешние и внутренние угрозы национальному хозяйству.

Понятие безопасности очень многогранное. В зависимости от факторов воздействия определяются критерии. Выделяют следующие виды безопасности государства:

  • техническая безопасность;

  • войсковая безопасность;

  • информационная безопасность;

  • продовольственная безопасность;

  • экологическая безопасность.

Базисом всех этих видов безопасности является экономическая безопасность. Ведь именно экономика является той основой, на которой базируется вся совокупность социальных, правовых, моральных отношений и связей. На первых этапах развития производства под экономической безопасностью подразумевали только сохранность производственных секретов и коммерческих тайн. Но с развитием как производства, так и общества в это понятие стали вкладывать более широкий смысл.

Экономическая безопасность государства – это состояние максимально эффективного использования им всех своих ресурсов для сохранения контроля над ними и предотвращения возможных угроз стабильному функционированию государства как в настоящем, так и в будущем.

Экономическая безопасность государства – это многоуровневая структура. Объясняется это очень просто. Государство для обеспечения собственной безопасности должно гарантировать экономическую безопасность каждому гражданину своей страны, общественным организациям и объединениям, предприятиям, отраслям и экономике в целом, отдельным регионам и всей территории страны. Ввиду этого выделяют такие формы экономической безопасности государства:

  • личностная;

  • общественная;

  • производственная;

  • отраслевая;

  • региональная;

  • национальная (федеральная);

  • международная.

Каждый из упомянутых видов отвечает за соблюдение юридических, имущественных, правовых, производственных, финансовых интересов своих субъектов, за разработку государственной стратегии социального и экономического развития.

Экономическая безопасность заключается в определении и защите государственных экономических интересов.