Файл: Контрольная работа по дисциплине Экономическая безопасность государства Тема Политика реформ и экономическая безопасность России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экономическими интересами государства называется совокупность потребностей, удовлетворение которых может гарантировать существование и прогрессивное развитие человека, объединений людей, общества, государства.

Эти интересы могут быть направлены на:

  • выживание в данных условиях;

  • обеспечение прогрессивного развития;

  • обеспечение определенной степени лидерства граждан, общественных формирований и государства в целом.

Поэтому к государственным экономическим интересам относятся:

  • обеспечение экономической независимости и суверенитета;

  • формирование правового механизма вмешательства государства в регулирование экономики;

  • экономическое развитие государства и повышение уровня жизни и благосостояния населения;

  • развитие международных экономических отношений;

  • формирование, принятие и соблюдение государственной экономической политики.

Уровни экономической безопасности определяются следующими факторами:

1. Геополитическим и экономико-географическим положением страны и связанным с этим размещением производительных сил на территории страны, а также доступом к отечественным и зарубежным ресурсам.

2. Экономической и военно-политической мощью страны и ее конкурентной позицией в мировой экономической системе по стратегически важным направлениям развития.

3. Ориентацией страны на поддержку отраслей индустриальной экономики, от которой зависит уровень национальной безопасности.

4. Приоритетами экономической политики государства в отношении отраслей, обеспечивающих конкурентное преимущество национальной экономики.

5. Параметрами отраслевой и региональной структуры ВВП, стратегической значимостью отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения национальной безопасности.

6. Наличием резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядка в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форсмажорных обстоятельств.

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.  Иными словами,  экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.


Из этого можно сделать два вывода:

Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде всего эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.


3. Экономика России с точки зрения экономической безопасности
Национальное хозяйство Российской Федерации занимает значимое место в современной мировой экономике. В абсолютных цифрах национальное хозяйство России за один календарный год воспроизводит продукцию (речь идет про размер валового внутреннего продукта) на сумму, превышающую 4,3 трлн. долл., таким образом, в расчете на душу населения на одного россиянина приходится чуть более 30 тыс. долл.

Анализ национального хозяйства России предполагает, прежде всего, изучение его структуры. В настоящее время отраслевая структура национального хозяйства России (т.е. соотношение отраслей российской экономики в соответствии с их удельными весами в воспроизводстве валового внутреннего продукта) выглядит следующим образом:

  1. Торговля — 15,9% ВВП;

  2. Обрабатывающая промышленность — 13,7% ВВП;

  3. Добыча полезных ископаемых — 9,4% ВВП;

  4. Транспорт и связь — 7,8% ВВП;

  5. Строительство — 6,2% ВВП;

  6. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 4,5% ВВП;

  7. Финансовая деятельность — 4,4% ВВП;

  8. Здравоохранение и предоставление социальных услуг — 3,8% ВВП;

  9. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 3,1% ВВП;

  10. Образование — 2,6% ВВП;

  11. Гостиницы и рестораны — 0,8% ВВП;

  12. Рыболовство, рыбоводство — 0,3% ВВП;

  13. Прочие отрасли — 27,6% ВВП.

Помимо отраслевой структуры национальное хозяйство России может быть охарактеризовано через определение его географической структуры. Так, по состоянию на данный момент наибольшая часть валового внутреннего продукта России создается в таких регионах страны, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Тюменская область, Краснодарский край.

На уровне макрорегионов экономическим лидером России является Центральный федеральный округ, который создает 34,9% ВВП. Также в тройке лидеров с показателями в 14-15% ВВП для каждого находятся Приволжский и Уральский федеральные округа. Аутсайдером является Северо-Кавказский федеральный округ, чей удельный вес в ВВП России составляет 2,4%.


Текущее состояние национального хозяйства России по мнению экспертов, начиная с 2014 года находится в состоянии стагнации. Среднегодовой темп экономического роста ненамного превышает 1% ВВП. Это связано с действием сразу нескольких факторов.
Во-первых, в российской экономике наблюдается инвестиционная «пауза», поскольку недавно был завершен целый ряд крупных, капиталоемких проектов (например, Олимпиада, Чемпионат мира по футболу, строительство Крымского моста и космодрома «Восточный») и отсутствием новых проектов.

Во-вторых, более половины российского экспорта приходится на продукцию добывающей (а точнее – нефтегазовой) промышленности, а в 2014 году цены на нефть (основной фактор формирования доходов федерального бюджета) резко упали и с тех пор характеризуются большой волатильностью.

В-третьих, США, Европейский Союз и еще несколько стран мира ввели против России экономические секторальные санкции, которые препятствуют деятельности отечественных предприятий в финансовом секторе, в оборонно-промышленном комплексе, в нефтегазовой отрасли.

Еще примечательными особенностями национального хозяйства России в настоящее время можно назвать значительную долю государственного сектора (например, в банковской сфере, в нефтегазовой отрасли, в железнодорожном и авиационном транспорте и др.). Большие объемы имеет рынок государственных закупок товаров, работ, услуг.

Среди положительных моментов развития национального хозяйства России последних лет стоит отметить оптимизированную структуру финансовых рынков, которая возникла в результате превращения Центрального банка РФ в мегарегулятора, а также повышение эффективности функционирования налоговой системы в том числе за счет цифровизации государственных услуг.

Перспективы развития национального хозяйства России, в первую очередь, связаны с декларируемыми Правительством целями по снижению бедности в стране в два раза в течение ближайших десяти лет. Эксперты предполагают, что эта цель может быть достигнута посредством нового механизма перераспределения государством национального дохода. Инструментом этого может выступить национальная целевая программа адресной финансовой помощи тем, кто оказался ниже черты бедности.

Национальное хозяйство России так же, как и экономики других стран мира, в настоящее время переходит в стадию восстановления после экономического кризиса 2020 года. Одними из главных залогов успешного восстановления национального хозяйства России являются благоприятное состояние государственных финансов, повышение активности в сфере строительства, рост 
мировых цен на энергоносители. В частности, за последние полгода котировки нефти марки «Brent» выросли более чем на 30%.

Однако, как и раньше, устойчивому и интенсивному экономическому развитию России в основном будут препятствовать такие проблемы, как высокие темпы инфляции, т.е. роста цен на продукты (так, Центральный банк в качестве антиинфляционной меры уже повысил ключевую ставку на 100 базисных пунктов – до 6,5%), и сохранение повышенных геополитических рисков (США и Европейский Союз продолжают периодически вводить преимущественно персональные санкции против отдельных физических и юридических лиц из России).

Кроме того, опасение вызывает качество кредитного портфеля малого и среднего бизнеса и его способность обслуживать свой долг. Также невысокие финансовые результаты будут демонстрировать транспортная и обрабатывающая отрасли, туризм и развлечения, оптовая торговля и производство потребительских товаров.

В этих условиях с особой остротой стоит вопрос об обеспечении национальной безопасности, о существовании государства как независимой державы.

В основе концепции экономической безопасности положены некоторые принципы реализации безопасного экономического развития государства. К ним относятся:

  1. Принцип независимости. Он предполагает создание условий плодотворного экономического развития государства, независимо от других государств, мировой рыночной конъюнктуры.

  2. Принцип стабильности развития. Он связан с устойчивым развитием всех сфер и отраслей народного хозяйства, максимально возможным сглаживанием экономических спадов, ликвидации кризисных явлений в экономике, обеспечение высокого уровня жизни населения, его благосостояния, устранение криминальных экономических процессов и их предпосылок.

  3. Принцип устойчивого роста национальной экономики. Он означает приведение всех макроэкономических факторов к нормам, равновесным значениям. Иными словами, происходит сдерживание инфляции, снижение ее темпов, обеспечение естественной нормы безработицы, развитие промышленности, преобладание экспорта над импортом, реализации уникальных научно-технически разработок.

Поддержание экономической устойчивости, стабильности, обеспечение независимости оказывает непосредственное воздействие на общую национальную безопасность государства. Любые изменения в международных отношениях влияют на финансовую безопасность государства.




Рисунок 1. Экономическая безопасность.

Экономическая безопасность России сопряжена с рядом сложностей. Они заключаются, как в проблемах установления продуктивного, рационального взаимодействия с другими странами, так и внутреннем социально-экономическом и политическом развитии.

К основным проблемам, с которыми сталкивается России при реализации концепции экономической безопасности, относятся:

  1. Интенсивное расслоение общества. Формирование среднего звена находится на стадии развития. Доходы высокообеспеченных граждан сильно превышают доходы людей с низким уровнем заработка.

  2. Уход доходов в теневой сектор. Происходит рост мотивации предпринимателей уклонения от налогов, из-за высокого уровня налоговой нагрузки, а также коррупции, активно действующей в институциональных государственных структурах.

  3. Необходимость восстановления научно-технического потенциала страны.

  4. Утечка капиталов за границу. Происходит нелегальная утечка ресурсов за пределы страны.

  5. Высокий уровень импорта. Россия, практически, не развивает собственный промышленный товар и зависит от продовольственных импортных поставок и потребительских иностранных товаров.

  6. Утечка из страны квалифицированных специалистов. Они предпочитают развиваться и реализовываться в профессиональной сфере за рубежом, поскольку, там имеются лучшие условия.

  7. Внешнеэкономические и политические факторы. Внешнюю политику сложно контролировать и координировать. Страна зависит от других государств, их политической деятельности и взаимодействия с ними.



Рисунок 2. Основные угрозы экономической безопасности РФ.



Рисунок 3. Внешние угрозы экономической безопасности РФ.
Решение проблем экономической безопасности государства предполагает выбор определенных методов и средств, направлений экономической политики, позволяющих продуктивно нейтрализовать угрозы внутренней и внешней экономической безопасности страны.

Основными направлениями деятельности государства по обеспечению экономической безопасности являются:

  1. Проведение продуктивного, рационального и целесообразного экономического анализа. Он позволяет оценить экономическую ситуацию, выявить слабые, уязвимые места в экономике, сравнить параметры развития предыдущих периодов и выработать концептуальные основы деятельности по созданию условий стабильного экономического развития, снижению финансовых угроз.

  2. Прогнозирование параметров экономического развития на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Формируются прогнозы возникновения различных угроз экономической стабильности и прогнозы развития экономики при данных обстоятельствах.

  3. Разработка стратегических направлений деятельности государства. Они определяют проведение конкретной деятельности, конкретных мероприятий по устранению угроз экономической безопасности.

  4. Нормализация международных отношений. Предполагается приведение в норму международного взаимодействия, налаживание отношений со странами-партнерами и иными государствами, от деятельности которых зависит Россия.

  5. Улучшение законодательной экономической базы. Законодательство должно ориентироваться на устранение угроз ухода доходов в теневой сектор, антимонопольное регулирование, рациональное решение проблем занятости.

  6. Обеспечение финансовой независимости. Оно сводится к снижению уровня внешнего долга и формирования экономической деятельности без дополнительных кредитных средств.