Файл: Учебник для студентов вузов, Б23 обучающихся по экономическим специальностям под ред. Е. Ф. Жукова. 3е изд., перераб и доп. М.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6
сводится к тому, что все взаимоотношения являются источником потенциального конфликта.
Так, главная цель акционеров — максимизация стоимости ком- пании за счет повышения стоимости акций, включая их рыночную стоимость и рост дивидендов. В то же время основная цель менед- жеров — увеличение размеров фирмы, властных полномочий, соб- ственного статуса и доходов (премий, тантьем и т.д.).
Для разрешения подобного конфликта акционер должен обла- дать либо набором инструментов для ограничения полномочий ме- неджеров, либо иметь возможность материально стимулировать их деятельность в целях повышения ее эффективности.
Противоречие существует также и между акционерами и креди- торами, когда первые через управляющих добиваются повышения стоимости компании за счет увеличения объема рисковых опера- ций, ущемляя при этом интересы кредиторов. В данном случае ме- неджеры должны стать как агентами акционеров, так и агентами кредиторов с тем, чтобы сформировать баланс интересов и преодо- леть возникающие противоречия в процессе осуществления компа- нией своей деятельности.
Рассмотренные теории управления явились основой для форми- рования банковского менеджмента как отдельной, обособленной отрасли общего менеджмента.
Банковский менеджмент как составная часть современной теории управления рассматривает сущность и роль банков в экономике, со- держание целей и задач управления банком, специфику объектов, методов и инструментов банковского менеджмента.
Банковский менеджмент постепенно развивается и совершенст- вуется по мере развития науки, практики и появления новых аспек- тов деятельности банков. Кроме того, в качестве его теоретической основы широко используется психология, деловая этика, социоло- гия, математические и статистические модели применительно к от- дельным сферам управления банковской деятельностью.
Каждый блок банковского менеджмента имеет определенную на- правленность, что обусловлено спецификой деятельности банка как особого кредитно-финансового института.

1.2. ???? ? ??????
??????????? ???????????

????????????? ? ?????????? ???? ??????
Как правило, цели банковского менеджмента определяются экономическими и социальными целями функционирования банка.
Важнейшая экономическая цель любого банка — получение прибы-

7
ли, что объективно обусловлено природой банка как коммерческого предприятия. Собственники банка (акционеры, пайщики), форми- руя уставный капитал, рассчитывают на прибыльное размещение денежных средств вкладчиков, приносящих им доход в виде диви- дендов. При этом в получении прибыли, в свою очередь, заинтере- сованы и вкладчики, так как рентабельность банка свидетельствует о его надежности и устойчивости. Кроме того, в прибыльности банка заинтересован персонал банка — от менеджеров высшего звена управления до мелких служащих.
В то же время максимизация прибыли банка может носить крат- косрочный характер, который выражается в принципе: заработать больше и максимально снизить издержки. Такой подход в качестве стратегической цели не направлен на долгосрочную перспективу, так как при наличии максимальной текущей прибыли не требуется осу- ществлять расходы на улучшение технического обслуживания, уве- личение резервов, развитие деловых связей с низкорентабельными, но в дальнейшем перспективными предприятиями.
Следовательно, экономическая цель банковского менеджмента должна заключаться не в получении максимальной текущей прибыли, а в максимизации стоимости банка, что означает получение прибыли в долгосрочном плане, потенциальный рост операций банка, повы- шение стоимости его акций и стабильные дивиденды, а также обес- печение приемлемого уровня риска для кредиторов.
Кроме того, банк, аккумулируя свободные денежные средства как юридических, так и физических лиц, должен обеспечить сохран- ность привлеченных средств и сбережений его вкладчикам. Реализация данной цели предусматривает управление текущей ликвидностью, обеспечение сбалансированности активов и пассивов банка по сро- кам, суммам и структуре, обладание соответствующими резервами, высокое качество кредитного и депозитного портфелей.
Социальная цель предусматривает удовлетворение потребностей клиентов банка в наборе и качестве услуг, скорости выполнения заявки, высокой культуре обслуживания. В этом случае система управления банком должна включать маркетинговые исследования банковских продуктов и услуг, а также цен на них. Реализация со- циальных целей банком невозможна без современных информаци- онных технологий и учебных программ, развивающих специальные навыки персонала банка в общении с клиентурой.
К социальным целям банковского менеджмента можно отнести содействие банка развитию экономики путем вложения ресурсов в различные сферы экономики, особенно в промышленность и регионы.
Банки, являясь общественным институтом, должны увязывать свою деятельность с общим экономическим развитием страны и та- ким образом расширять масштабы своих будущих операций. Одна- ко данный аспект социальных целей не всегда реализуется банками,


8
так как их деятельности присущи определенные противоречия: по- гоня за прибылью, с одной стороны, и нежелание инвестировать средства в производственный сектор — с другой, поскольку при- быль можно получить на спекулятивных или более выгодных, чем инвестирование, операциях (например, валютных). В качестве при- мера можно привести деятельность коммерческих банков в России в 1990-е гг., которые, по существу, игнорировали вложения в про- изводственную сферу и развитие отечественной экономики.
Несмотря на наличие этического кодекса для служащих японских банков, в обязанность которых входит осмысление общественного значения этих кредитно-финансовых институтов, его положения не всегда соблюдаются, и под давлением руководства банковские слу- жащие реализуют узкие и эгоистические цели банков. В целом игно- рирование социальных целей характерно для большинства коммерче- ских банков в различных странах, включая крупные западные банки.

?????? ??????????? ???????????
Экономические и социальные цели определяют задачи банков- ского менеджмента.
К основным задачам банковского менеджмента следует отнести:
1) обеспечение прибыльности банка при допустимом уровне риска, что предполагает организацию эффективной системы управ- ления прибылью, доходами и расходами, стоимостью акций, объек- том и структурой пассивных и активных операций банка;
2) поддержание ликвидности при оптимизации объема прибыли, включая управление денежными потоками, развитие и улучшение качественной структуры пассивов, контроль за состоянием высоко- ликвидных активов, прогнозирование ликвидной позиции банка;
3) управление рисками, что предусматривает организацию прог- ноза общих параметров развития как собственной, так и мировой экономики, разработку параметров оценки различных банковских рисков, а также прогноз ликвидности на ближайшее будущее;
4) обеспечение максимально эффективной деятельности персо- нала банка, включая его обучение, материальное стимулирование и внутренний контроль.

1.3. ??????????
??????????? ???????????
Содержание банковского менеджмента с точки зрения управ- ления складывается из планирования, анализа, регулирования и контроля.

9

???????????? ???????????? ?????
Планирование дает возможность руководству банка определить параметры развития банка, определить цели, масштабы и потенци- альные результаты его деятельности с учетом возможных источни- ков и затрат.
Как правило, процесс планирования включает разработку пер- спективных (долгосрочных) и текущих (краткосрочных) планов- прогнозов. Прогнозирование позволяет определить:
• цели, задачи, стратегию и тактику развития банка, а также меры по их реализации;
• условия и границы, в которых должен осуществлять свою дея- тельность банк и его персонал;
• новые сферы деятельности банка с учетом конкуренции на банковском рынке;
• конечные результаты деятельности.
Кроме того, планирование дает возможность координировать все стороны деятельности банка через различные сводные показатели.
Планирование сопряжено с разработкой стратегических целей и задач, анализом общеэкономической ситуации в стране и на банков- ском рынке, созданием стратегии банка, предполагает наличие меха- низма распределения ресурсов и контроль за исполнением планов.
Одним из инструментов планирования и контроля деятельности банка являются специальные документы, утверждаемые высшим органом банка (его правлением). Эти документы, определяющие стратегию и политику банка, содержат описание организационной структуры, распределение обязанностей и ответственности руковод- ства банка и его персонала, процедуры принятия решений, методики определения лимитов риска, механизм документооборота и испол- нения решений, описание используемых инструментов с соответст- вующими инструкциями по их применению, а также процедуры учета и отчетности.

?????? ???????????? ?????
Анализ, применяемый в банковском менеджменте, направлен, как правило, на сравнение фактических достигнутых результатов с прогноз- ными, а также с результатами истекших прогнозов и лучших банков.
Главными направлениями анализа, проводимого банком, яв- ляются:
• оценка развития объемных показателей: активов, пассивов (осо- бенно депозитов), собственного капитала, кредитов и прибыли;
• оценка ресурсной базы, включая объем, структуру и основ- ные тенденции развития собственного капитала, депозитов и межбанковского кредитования;


10
• оценка состояния активов, включая их объем, структуру и основные тенденции развития (кредиты, инвестиции, недви- жимость);
• оценка ликвидности банка, включая расчет ее коэффициен- тов, выявление факторов, влияющих на ликвидность, опреде- ление степени сбалансированности активов и пассивов по срокам и суммам (размерам);
• оценка доходности банка на основе анализа данных баланса и отчета о прибылях и убытках, расчетов систем количественных и качественных показателей, которые характеризуют доход- ность и прибыльность банка, а также эффективность исполь- зования активов;
• оценка деятельности банков-партнеров, позволяющая устано- вить лимиты их кредитования.
Наряду с этим банк анализирует и оценивает кредитный порт- фель ценных бумаг, кредитоспособность заемщиков, достаточность капитала, процентную маржу и прибыльность отдельных операций.
Результаты анализа используются его руководством (правлением) для разработки стратегии и политики как в целом, так и по отдель- ным сферам деятельности.

????????????? ? ???????? ????????????
Помимо аналитической стороны в банковском менеджменте ши- роко используется регулирование и контроль деятельности банка.
Регулирование в основном обусловлено наличием государствен- ного надзора за банковской деятельностью, который, в частности, включает требования по лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, обеспечению достаточности капитала и ликвидности, формированию обязательных резервов и страхованию банковских вкладов. Поэтому внутрибанковское регулирование в первую оче- редь направлено на соблюдение требований и нормативов, устанав- ливаемых центральным банком страны.
Наряду с этим могут иметь место и собственные направления внутрибанковского регулирования, в частности:
• совершенствование организационной структуры банка;
• подготовка новых и совершенствование действующих инструк- тивных и методических материалов, процедур принятия реше- ний, в совокупности повышающих эффективность деятельно- сти банка;
• корректировка целей, приоритетов и методов банковской стра- тегии и тактики (политики);
• принятие конкретных мер по ограничению объемов рисков по отдельным видам операций и созданию системы защиты от рисков;

11
• совершенствование кадровой политики, включая обучение персонала и внутреннего контроля за ним;
• проведение мероприятий по изменению объемов и структуры кредитного, депозитного и инвестиционного портфелей;
• изменение объемов и структуры собственного капитала, а также объемов резервного фонда.
В свою очередь, контроль в банке разделяется на внешний, свя- занный с контролем центрального банка и внешних аудиторских компаний, и внутренний, который обычно осуществляется советом директоров банка или менеджерами, назначенными руководством банка и наделенными полномочиями по осуществлению внутренне- го контроля.
Главная цель внутрибанковского контроля — защита интересов инвесторов, самих банков и их клиентов посредством организации оперативной системы обнаружения отклонений от выполнения действующего законодательства, нормативных актов центрального банка и внутрибанковских инструкций. Внутрибанковский кон- троль позволяет банку обнаружить, а затем и устранить отрицатель- ные тенденции и недостатки в своей деятельности.

1.4. ???????? ??????
??????????? ???????????
Осуществление банковской деятельности сопряжено с довольно высокими рисками. Накопление и формирование денежных ресур- сов банков и их последующее вложение, как правило, зависят от различных факторов: экономической конъюнктуры в стране, поли- тической стабильности, уровня инфляции, степени доверия креди- торов и инвесторов, устойчивости рынка ценных бумаг. Поэтому деятельность банков относится к наиболее регулируемой со сторо- ны государства с тем, чтобы оно могло защитить банковские вкла- ды физических и юридических лиц.
В связи с этим основным методом банковской деятельности яв- ляется исполнение законодательства и нормативных документов органов банковского контроля и надзора, т.е. законодательных ак- тов, регулирующих деятельность банков как на центральном, так и на местных уровнях власти. В целом это зависит от административ- ного устройства той или иной страны. Однако в настоящее время в любой стране с рыночной экономикой действуют законы о цен- тральном банке, о банкротстве и реструктуризации. Эти законы со- ставляют так называемый первый блок правовых документов, кото- рый определяет и устанавливает требования к организации банков- ской деятельности.


12
В качестве второго блока выступают нормативные правовые ак- ты центральных банков страны, которые, по существу, определяют состав процессуальных норм и требований ко всем видам дейст- вующих банков (коммерческих, сберегательных, инвестиционных, ипотечных и др.). Посредством этих норм осуществляется саморе- гулирование пределов рисков, допускаемых банками, обеспечения их устойчивости и надежности.
Как правило, в нормативных актах центральных банков опреде- лены конкретные требования по регистрации и лицензированию банков, организации бухгалтерского учета и отчетности, выполне- нию кредитных и инвестиционных операций, а также безналичных расчетов и корреспондентских связей.
Третий блок документов, определяющих содержание самого бан- ковского менеджмента, — это нормативные документы, разработан- ные самими банками. К ним, как правило, относятся различные по- ложения, инструкции, методики, которые определяют политику как банков в целом, так и по конкретным направлениям их деятельно- сти, операциям и предоставляемым услугам (например, трастовым, лизинговым, факторинговым и др.). Кроме того, банки разрабатывают методики аналитической работы, порядок внутрибанковского кон- троля, требования к документации и документообороту и т.д.
Правовая база банковского менеджмента, как правило, меняет- ся, расширяется и совершенствуется под влиянием изменений на банковском рынке. Все это требует от банковского руководства и менеджеров высокого профессионализма.

1.5. ???????? ??????????? ???????????
? ??? ??????
В западных странах качество управления банка подвергается тщательному анализу и оценке, так как от этого в немалой степени зависят результаты его деятельности, степень его надежности.
Как правило, результаты деятельности банка являются одним из критериев оценки качества банковского менеджмента.
При проведении анализа результатов деятельности банк учиты- вает следующие качественные характеристики:
• достаточность капитала;
• качество активов;
• достаточность созданных резервов;
• состояние ликвидности и прибыльности.
Другие критерии качества менеджмента затрагивают:
• профессионализм менеджеров;
• стремление к лидерству;

13
• способность банка к планированию и оперативному реагиро- ванию на изменения национальной и мировой экономиче- ской конъюнктуры;
• характер проводимой банком политики и оценка ее эффек- тивности;
• риск инсайдерских сделок;
• эффективность управления персоналом.
Получение положительных оценок по указанным выше крите- риям и показателям определяют в целом банковский менеджмент как хороший.
Например, опрос независимых специалистов и аналитиков в за- падных странах выявил д е в я т ь основных характеристик совре- менного управления банком.
К ним относятся:
1) открытость культуре;
2) наличие общих ценностей;
3) нацеленность на прибыль;
4) акцент на удовлетворение потребностей клиентов;
5) желание вкладывать средства в новые продукты;
6) стратегическое и последовательное руководство;
7) квалифицированный подбор и подготовка персонала;
8) наличие хорошо поставленной системы информации о бан- ковских продуктах и услугах;
9) эффективное управление кредитном риском
1
При оценке эффективности банковского менеджмента большое внимание уделяется выявлению факторов неэффективного управления.
В частности, выделяется несколько видов негативного управления.
Первый вид — это плохое управление банком. Признаками плохо- го управления являются:
• чрезмерное расширение ссудных операций по сравнению с ка- питалом банка;
• плохое кредитование;
• большая доля ссудных ресурсов, предоставляемых одному кли- енту или группе клиентов, которые связаны между собой сис- темой участия;
• несоблюдение сроков кредитов и депозитов из-за массового продления ссуд;
• неспособность руководства банка реально оценить возможно- сти возврата кредита заемщиком в результате низкого уровня организации кредитного процесса;
• отсутствие внутреннего контроля, обусловленное недостатками информационных систем и низким качеством работы внут- реннего аудита.
1
Нотон М.Д. Банковские учреждения в развивающихся странах. Т. 1. Технические материалы института развития Мирового банка. Вашингтон, 1994. С. 6—10.


14
Данный вид управления — это не предвидение возможных изме- нений и неблагоприятных ситуаций, а расчет на стихийность: время само решит все проблемы банка.
Второй тип управления — косметическое управление, которое за- ключается в сокрытии прошлых и настоящих убытков с целью вы- играть время и сохранить контроль. Одним из основных методов управления становится манипулирование с распределением прибыли.
Третий тип управления — это так называемое безденежное руко- водство, которое сводится к чисто внешним преобразованиям и проведению ряда выгодных, в основном спекулятивных, сделок с ценными бумагами, привлечению депозитов под высокий процент и выдаче рискованных ссуд.
Четвертый тип — это мошенничество, которое характеризуется деятельностью, в основу которой положены личные корыстные ин- тересы организаторов банка.
Банковские потрясения и кризисы в 1970—90-е гг. в странах
Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и
России показали, насколько важен эффективный менеджмент для обеспечения надежности и стабильности банков. Поэтому централь- ные банки рекомендуют при проведении внешнего аудита давать оценку системам управления банком по следующим критериям:
• адекватность структуры управления банком видам и объемам банковских операций;
• анализ и оценка кредитной политики и качество управления кредитными рисками;
• оценка состояния внутреннего учета и отчетности по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
• анализ управления рисками по операциям на рынке ценных бумаг;
• оценка полноты банковских резервов;
• эффективность системы внутрибанковского контроля, вклю- чая филиалы банка.

??????? ??? ????????????
1. Какие концепции составляют теоретическую основу банковского менеджмента?
2. Перечислите основные цели и задачи банковского менеджмента.

3. Почему социальные цели банковского менеджмента довольно часто игнорируются?
4. Из каких процессов складывается содержание банковского ме- неджмента? Кратко охарактеризуйте их.
5. Раскройте правовые основы банковского менеджмента.

6. По каким критериям оценивается качество банковского менедж- мента?

15
?
????
2

????????, ????????
? ???????????? ??????

??????????? ???????????
???????????

2.1. ???????? ???????????
???????????
Банковский менеджмент — это самостоятельный вид профессио- нальной деятельности, направленный в условиях рынка на достиже- ние стратегических целей посредством рационального (прагматич- ного) использования банковских и трудовых ресурсов с применени- ем особых принципов, функций и методов, присущих банковской деятельности.
В основу банковского менеджмента — управления банком в ус- ловиях рыночной экономики — положены следующие основные принципы:
• ориентация банка на спрос и потребности рынка и запросы клиентов, создание банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую нор- му прибыли;
• постоянное стремление к повышению эффективности банков- ской деятельности, уменьшению издержек и получению опти- мальных финансовых результатов;
• корректировка целей, задач и программ банка исходя из со- стояния рынка (кредитного, депозитного, процентного, рынка ценных бумаг);
• учет результирующих показателей деятельности банка и его отделений (филиалов);
• использование современных информационных технологий
(компьютерных сетей, терминалов связи с валютной и фондо-