Файл: Рубежный контроль 1 по дисциплине Защита интеллектуальной собственности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 5
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
Рубежный контроль 1
по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности»
ФИО студента | Царькова Анна Петровна |
Направление подготовки | Управление персоналом |
Группа | УПП-М-01-3-2022-ДИСТ |
Москва
ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ
Во всем мире среди всех других видов собственности (недвижимость, банковский и промышленный капитал, ценные бумаги и т. д.) все более существенное значение в последние годы приобрела собственность интеллектуальная.
Понятие "интеллектуальная собственность" стало широко распространяться в мире со второй половины XX века, с момента учреждения в 1967 году Всемирной Организации Интеллектуальной собственности. В России интеллектуальная собственность была продекламирована в качестве нового вида собственности в начале 1991 года, а именно с момента публикации Закона «О собственности в РСФСР». Данное понятие рассматривается и в контексте характеристик научно-технического потенциала страны, отдельно взятого хозяйствующего субъекта, личности, и в контексте результатов интеллектуальной деятельности, и прав на эти результаты.
Интеллектуальная собственность - совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и творческой деятельности. Это общее определение, которое соответствовало бы и отечественному законодательству, и международным соглашениям [1].
Конвенцией об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятой в столице Швеции 14 июля 1967 г., интеллектуальной собственностью признаны права на конкретные объекты (п. 8, ст. 2) [2].
- литературные, художественные и научные произведения, охраняемые авторским правом;
- исполнительскую деятельность артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачи, охраняемые в качестве смежных прав;
- изобретения, научные открытия, промышленные образцы, товарные знаки, охраняемые патентным правом и правом промышленной собственности, а также защита от недобросовестной конкуренции, охраняемая в соответствии с антимонопольным законом;
- все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной области.
Существующие законодательства каждой страны, в том числе и России, значительно сужает понятие интеллектуальной собственности. В частности, в ГК РФ в ст. 138 данное понятие трактуется таким образом, что интеллектуальная собственность представляется как исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица (фирменное наименование, товарный знак и т. п.) [3].
Главный критерий, по которому признается объект интеллектуальной собственности - охраноспособность результатов интеллектуальной деятельности или исключительное право. Следовательно, список объектов интеллектуальной собственности отражает состояние законодательной базы страны в определенный период времени, а значит, он может меняться. В целом, интеллектуальная собственность - это исключительные права на отчуждаемые результаты творческой деятельности.
Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) представляют собой результаты интеллектуальной деятельности, а также средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг в случаях, предусмотренных законодательством [4].
Все объекты интеллектуальной собственности можно представить в виде следующей классификации:
- Объекты авторского права (гуманитарные, технические);
- Объекты промышленной собственности (изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, наименование мест происхождения товаров и др.);
- Научная интеллектуальная собственность - научный результат (открытие, научная идея, результаты научного эксперимента и др.);
- Ноу-хау (секреты производства) [1].
Рассмотрим более подробно объекты интеллектуальной собственности, наиболее часто фигурирующие в предпринимательской деятельности.
Изобретение - новое техническое решение задачи, которое обладает существенными отличиями и дает положительный эффект. Например, превентор для скважины с двухрядной колонной труб - устройство, а технология производства мелющих шаров - способ. Оба они изобретения.
Открытие представляет собой установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, явлений и свойств материального мира, вносящих значительные изменения в уровень познания. Следует отметить, что в качестве открытия может быть представлен не любой научный результат, а только тот, который подпадает под указанные в законодательстве объекты, а именно: закономерности, свойства и явления материального мира. В общей массе интеллектуальной собственности открытий крайне мало. Наиболее яркими примерами открытий, изменившими мир, являются: телефон, цемент, компьютер, пенициллин, интернет и пр.
Промышленный образец являет собой художественно-конструкторское решение изделия, которое определяет его внешний вид. Согласно законодательству РФ, на промышленный образец выдается патент, если ему присущи две характеристики: новизна, оригинальность.
Товарный знак - это обозначение, способное отличать товары и услуги одного юридического или физического лица от таких же товаров и услуг иных юридический или физический лиц. В этом определении товарного знака представлена главная функция этого объекта промышленной собственности - способность индивидуализировать продукцию конкретного изготовителя из числа однородной продукции. Разновидность товарных знаков очень велика. Товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, комбинированными, звуковыми, трехмерными и т.д. Кроме того, могут быть защищены также цветовые выражения товарных знаков, т.е. товарный знак защищается в том цветовом решении, в котором он был подан на регистрацию. Для примера можно привести такие товарные знаки, как Пятерочка, Apple, Ford, Facebook.
«Секрет производства», который именуются также «ноу-хау», является переводом с английского выражения «know-how» или «know-how do it» - «знать, как это делать». Секрет производства представляет собой сведения любого характера (технического, производственного, организационного, экономического и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности и способах
осуществления профессиональной деятельности, которые обладают действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет законного свободного доступа и в отношении которых введет режим коммерческой тайны [4].
Таким образом становится понятным, что объектами интеллектуального права являются результаты интеллектуальной деятельности человека и то, что такую собственность необходимо защищать от несанкционированного использования недобросовестными лицами. В разных случаях защита прав использования осуществляется по-разному. Патентное право, например, регистрируется в Роспатенте, авторское право официально регистрировать не нужно (исключением являются программы и базы данных – их при желании можно зарегистрировать). Единственным средством защиты ноу-хау является сохранение его в тайне, а вот за защитой нарушенного права можно обратится в суд, где бремя предоставления доказательств своего права и факта нарушения лежит на истце. Если же подтверждающих право собственности документов (патентов, свидетельств) предоставлено не будет, то и ждать защиты от государства нельзя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Электронный источник: https://torg.1c.ru/wiki/intellektualnaya-sobstvennost/ (дата обращения 16.04.2023). -
Информационно-правовое обеспечение. База данных «Консультант», электронный источник: https://www.consultant.ru/edu/center/training/ip/theme1/ (дата обращения 15.04.2023). -
Лихолетов, В. В. Экономико-правовая защита интеллектуальной собственности : учебное пособие для вузов / В. В. Лихолетов, О. В. Рязанцева. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 195 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-13498-8. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/519489 (дата обращения: 15.04.2023). -
Дашян М.С. Интеллектуальная собственность в бизнесе: изобретение, товарный знак, ноу-хау, фирменный бренд / М.С. Дашян. - Москва : Издательство Юнити, 2010. - 245 с.